Квакерская вера и практика. Глава 27.

Единство и разнообразие

ДРУЗЬЯ И ДРУГИЕ РЕЛИГИИ

27.01
Смиренные, кроткие, милосердные, благочестивые, набожные и преданные души повсюду принадлежат одной религии; и когда смерть снимет маску, они узнают друг друга, хотя различные одеяния, в которые они облачены здесь, делают их незнакомцами.

Уильям Пенн, 1693

27.02
Любовь была первым движением, а затем возникла забота провести какое-то время с индейцами, чтобы я мог почувствовать и понять их жизнь и Дух, в котором они живут, если я смог бы получить от них какие-то инструкции, или им было бы хоть в какой-то степени полезно мое следование Истине среди них. И, поскольку Господу было угодно открыть дорогу моему путешествию в то время, когда тяготы войны возрастали, и когда по причине сырой погоды поездки были труднее, чем обычно в такой сезон, я предвкушал благоприятную возможность умудрить свой разум и войти в более близкие отношения с ними. И поскольку взор мой был обращен к великому Отцу Милосердия в смиренном ожидании изъявления его воли в отношении меня, я стал спокойным и сдержанным.

Джон Вулман, 1763

27.03
Можем ли мы решить вопрос о том, «Общество Друзей – христианское или не христианское?». В историческом смысле ответ – «да», но не исключается возможность того, что сегодня мы можем быть призваны к новому и более широкому восприятию Истины. Наше свидетельство о самом Обществе, а также пример Иисуса противостоят обращению вчерашнего вдохновения в сегодняшнюю догму. Современное всемирное знание людей и их религий бросает вызов, который совершенно правильно пытаются принять наши универсалисты, так же как наши христиане правы, напоминая нам о том, что откровения прошлого нельзя отбрасывать с легкостью. Может быть полезным пожить какое-то время в напряжении между всеобщим и специфическим; и, если так, здесь может существовать особое призвание, через которое наше Общество (с его традицией уважения к божественному Семени в каждом) способно послужить церкви в целом. Или же синтез может возникнуть, если мы достигнем согласия в том, что значит быть христианами.

Джон Лэмпен, 1985

27.04
Мы стали намного лучше понимать нехристианские религии, благодаря тем, кто приезжал жить в нашей стране с конца второй Мировой войны, и это усилило симпатию и уважение со стороны многих Друзей в отношении этих религий. Более широкий подход к религии привел Друзей-«универсалистов» к утверждению о том, что ни одно из вероучений не вправе заявлять, что оно является окончательным откровением, или же провозглашать свою монополию на истину, а также к отрицанию всякого эксклюзивного религиозного фундаментализма, как основанного на христианстве, так и любого другого.

Брожение идей в этот послевоенный период породило широкое разнообразие убеждений в нашем Религиозном Обществе сегодня, а также и немало недопонимания со всех сторон. Нетерпимость подняла голову. Некоторые Друзья открыто выступили против использования христианского языка на молитвенных и деловых собраниях; другие сказали, что в нашем Религиозном Обществе не место тем, кто не может считать себя христианами. Стало довольно обычным разделять «христиан» и «универсалистов» так, как если бы одна категория исключала другую.

Подобная ситуация заставила многих Друзей предположить, что квакеры-«универсалисты» в каком-то смысле настроены против христоцентричных Друзей. Это определенно не так. Универсализм, по определению, является включающим, а не исключающим, и его сторонники поддерживают право свободного выражения всех точек зрения – христоцентричной или любой другой. На самом деле, в Лондонском Годовом Собрании есть много универсалистов, чье духовное воображение и убеждения полностью христоцентричны.

С самого своего начала квакерская христианская вера обладала универсальным измерением. Джордж Фокс видел Свет, «сияющий сквозь все», и отождествлял его с божественным Светом Христа, который «просвещает каждого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Фокс показывал, как это делал еще более подробно и Уильям Пенн, что люди, жившие до христианской веры или вне христианского мира и не имевшие понятия о библейской истории, откликались божественному принципу внутри них. В этом смысле, все ранние квакеры были универсалистами. Послушание Свету внутри, как бы он не описывался, служит истинной проверкой преданной жизни.

Алистар Херон, Ральф Хетерингтон и Джозеф Пикванс, 1994

27.05
Церковь – это ничто иное как общество, собрание или компания тех, кого Бог призвал выйти из мира и духа мира, чтобы идти в его свете и жизни… Под этой церковью … понимаются все те, кто, принадлежа к самых разным национальностям, родам, языкам или народностям, хотя внешне незнакомы друг с другом и удалены друг от друга, словесно исповедуют Христа и христианство и получают пользу от Писаний, становясь послушными святому свету и свидетельству Бога в их сердцах… Поэтому, членов такой вселенской церкви можно найти среди язычников, турок, евреев и всех сортов христиан – мужчин и женщин честного и простого сердца, кто… тайными прикосновениями этого святого света к их душам был оживлен и подвигнут к активной деятельности; а потому они тайно объединены с Богом, и таким образом становятся истинными членами этой вселенской церкви.

Роберт Баркли, 1678

27.06
Я полагаю, что сегодняшнее название моих религиозных принципов – квакерский католицизм, несущий прямое духовное учение своей особой догмы, и, в то же время, признающий высокую ценность всех остальных форм религии; это – система, которая включает, а не исключает, принимающая универсальность и разнообразие учений Духа, передаваемых нам как через данные нам средства, так и независимо от них.

Каролин Фокс, 1846

27.07
Генри Т. Ходжкин (1877–1933) играл ведущую роль в Ассоциации Зарубежных Миссий Друзей и Студенческом Христианском Движении, а также в учреждении Содружества Примирения. Он работал в качестве миссионера в Китае и пришел к признанию ценности других свидетельств Богу, отличных от христианского.

За счет процессов, слишком многочисленных и разнообразных, чтобы их систематизировать, я достиг позиции, которую можно представить в общем смысле так: «Я верю в то, что для другого лучшее в Боге может настолько отличаться от моего опыта и образа жизни, что для меня это будет абсолютно невозможным. Я признаю произошедшее во мне [изменение] от уверенности в том, что мой путь, на самом деле, лучше, до полного осознания того, что лучших путей не существует. И Богу нужны самые разные люди и способы жизни, через которые он мог бы проявляться в мире».

Из этого следуют два заключения, которые сильно влияют на поведение. Одно из них состоит в том, что я, действительно, обнаруживаю, что стремлюсь учиться у других людей, которых я ранее расценивал как подходящие объекты для моего «миссионерского рвения». Радость жизни включает в себя открытие другого пути, где Бог действует в направлениях, которые могут быть неприятными или опасными для меня. Второго рода влияние, оказываемое на поведение, заключается в освобождении стремления разделить жизнь и интересы других людей, не принадлежащих к моему кругу… [поскольку] в таком взаимообмене я могу глубже всего понять жизнь других и так, возможно, прийти к новым истинам о Боге.

1933

27.08
Город Бирмингем в Англии, где я живу – одно из самых расово и религиозно смешанных сообществ в Европе. Атмосфера нем стимулирует, испытывает и волнует. Однажды, на большой международной встрече, я чувствовал себя очень по-квакерски и весьма просветленно. Шло обсуждение молитвы, и я признался, что моей привычкой было молиться где угодно, и что для этого мне достаточно удобно сидеть на стуле. Присутствовавшая на конференции преданная мусульманка была поражена тем, что она увидела, как мою легковесную фамильярность с Богом, отсутствие уважения, отрицание моего собственного человеческого достоинства. Когда вы думаете о Боге, – сказала она, – существует только один возможный ответ. Он состоит в том, чтобы опуститься на колени.

Я осознал истину того, что она говорила, и с тех пор поступал именно так, хотя, к сожалению, мне не хватает смелости, чтобы встать на колени в доме собраний. Это придет. У той безымянной женщины я узнал о присутствующем в исламе подчинении Богу, так, как меня никогда не научил ни один христианин. Но слова нематериальны. Ко мне обратились не мечеть или Коран, но живой Бог, которого я знаю в Христе, говорил через ту женщину.

Джон Паншон, 1987

27.09
Для меня Иисус – настолько великий человек, что вы можете считать его единственным Сыном Бога или Божественным. Мы можем называть Его Дух Любовью, Светом, Истиной или Путем. И все же Дух настолько универсален и вечен, что я не могу не верить в то, что он присутствует везде, в большей или меньшей степени – во всех религиях, даже со времени, предшествующего рождению исторического Иисуса, и я верю в то, что он живет, в большей или меньшей степени, во всех человеческих существах в мире. Вот почему Иисус сказал, что все, чему он учил – от нашего Отца, а не от самого Иисуса.

Юкио Ирие, 1959

27.10
Помните ответ Иисуса женщине из Самарии: «… не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу [Евангелие от Иоанна 4:21, – прим. пер.] … Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине [Евангелие от Иоанна 4:24, – прим. пер.]». В глубине медитации, на сплоченном собрании мы выходим за пределы всех ограничений. Уходят концепции квакерства и веданты. Уходят представления о принадлежности к христианству или индуизму. Все эти идеи значимы на своем уровне. У них есть свое место, но они бывают превзойдены, когда мы погружаем свой разум в Дух. Я верю в то, что Иисус и другие Мировые Учителя, в конечном счете, хотели от нас именно этого.

Свами Трипурананда (Джонатан Картер), 1979

27.11
«Что ты думаешь о Христе?» – это центральный вопрос как для наших взаимоотношений с другими религиями, так и для наших взаимоотношений друг с другом в Обществе Друзей… Мы истинно преданны Иисусу Христу, если судим о других мировых религиозных системах по стандартам, которые использовал он сам: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» … но исполняющий волю Отца Моего Небесного. [Евангелие от Матфея 7:21, – прим. пер.]». Каждое дерево познается по плодам его, не по мертвой древесине, шипам или паразитам, но плоду его внутренней жизни и природы. Мы все знаем плоды Духа и узнаем красоту святости в нашем собственном родовом дереве… Цветы неэгоистической жизни можно обнаружить в садах других людей и … богатый плод духа можно пробовать с деревьев других людей. Они произрастают от того же самого Святого Духа Истины, того же Семени Бога, чья власть движет нами через Христа.

Марджори Сайкс, 1957

27.12
Единство христиан никогда не сможет и не будет касаться унификации мысли и мнения, оно состоит исключительно в любви.

Томас Стори, 1737

27.13
Даже в апостольские времена христиане были слишком склонны стремиться к неправильному единству и единообразию внешних практик и обычаев, а также к тому, чтобы несправедливо осуждать друг друга в этих вещах; и заметьте, мир и единство разрушаются не различием практик … но осуждением друг друга из-за различных практик…

О, как же сладко и приятно для истинно духовного взора видеть разного рода верующих, несколько типов христиан в школе Христа, каждого за изучением своего урока, несущих каждый собственное особое служение, знающих и любящих друг друга в своих различных местах и представлениях своему Учителю, которому они подотчетны, и не спорящих друг с другом из-за своих различных практик (Рим.14:4). Ибо это есть истинное основание любви и единства, не такое, чтобы человек шел и делал как я, но потому что я чувствую тот же самый Дух и жизнь в нем, и потому что он идет в своем ранге, собственном порядке, подходящим для себя образом, на должном месте и в послушании этому, и так мне намного приятнее, чем если бы он шел по проторенному мной пути.

Исаак Пенингтон, 1660

27.14
В чем тогда фокус христианского единства? Это может быть Иисус, призвавший нас не в структуры, но в ученичество и следование за ним в его пути. Можно ли не знать, что мы едины в нем, когда верны его призыву, и когда проявляем друг ко другу величайший дар любви? Можно ли не радоваться нашему разнообразию, приветствуя возможности учиться друг у друга? Можно ли не искать признания друг друга в служениях, как работе того же самого духа? Если мы уже готовы к приключению, этот Дух способен вывести нас на пути, которых мы не знали прежде.

Лондонское Годовое Собрание, 1986

27.15
Богатого разнообразия выражения и практики можно ожидать, когда Жизнь стремится сквозь учеников каждой расы, места и состояния… Оно не принуждает человека к жесткой форме мыслей или действия; а, напротив, проливает свою собственную радость в каждую человеческую форму. Мы искали единства через согласие в доктринах и организациях; и колея церковной истории, как новая дорога в пустыне, усеяна высохшими скелетами наших неудач.

Уильям Чарльз Брейтуэйт, 1919

27.16
Мы можем представлять себе Бога в качестве образца жизни мужчин и женщин. Мы способны уловить проблеск маленького фрагмента целого полотна; в минуты вдохновения мы видим яснее, а лучше всех видят святые. И через полотно протянута квакерская нить. Это может быть только одна строчка, но она имеет значение, ведь без нее образец исказился бы. И все-таки одна строчка не создает целого образца. Общество Друзей – одна лишь часть христианской церкви, и меру истины, которой оно владеет, можно правильно оценить в соотношении с целым. Работа Церкви в мире сегодня, определенно, не может осуществляться в миниатюре каждой из частей, но должна выполняться могущественным целым, в которое каждому следует вносить вклад, согласно своему особому дару и силам.

Уильям Г. Сьюэлл, 1946

27.17
Исторически наше общество относится к христианской традиции; мы едины в стремлении к тому, чтобы Друзья повсеместно соприкасались с жизнью более широкого христианского сообщества, принимали по возможности более полное участие в его деятельности… Многие из нас дорожат возможностями молитвы и служения вместе с нашими собратьями христианами. Нам не под силу измерить собственный долг в отношении влияния и руководства многих наших собратьев христиан, в отношении побуждения и товарищества, которые некоторые из нас узнали во внутрицерковных группах и межконфессиональных движениях. И существует также ценное служение, осуществленное христианскими учеными и мыслителями, которым мы глубоко благодарны.

Всемирная Конференция Друзей, 1952

27.18
Ведь церковь… на самом деле, это – люди – дети и ученики Бога. Кафедры и модераторы, проповеди и синоды – лишь обложки этих людей, возможно – неизбежные, по крайней мере – исторически, но их нельзя путать с самой сутью. Суть – верующие и поклоняющиеся Богу люди, обладает двумя важными характеристиками, о которых никогда не следует забывать отдельным христианам. Церковь – это сообщество, и оно продолжается… Квакеры могут быть экспериментальной сектой – как в современном смысле раздвигания границ религии, так и в прежнем смысле выделения опыта в качестве основы веры – но если мы честны, нам следует отметить, что наше строительство основано на том, что столетиями возводилось для нас Церковью.

Джеральд Пристленд, 1982

27.19
Железами организма, которым является историческая христианская вера, вырабатывается мистическая и духовная традиция, использующая метафору, символ, образ и искусство, чтобы разобраться с вопросами, поднимаемыми образом жизни и религиозной преданностью, которые созданы этой традицией, и верность которым она сохраняет.

Возможно, современное экуменическое движение и представляет собой такой поиск значения через духовность. Католики, стремящиеся причащаться вместе с методистами, или квакеры, желающие причащаться с кем бы то ни было, вне всякого сомнения, отдаляются от основ. Иногда требуется сильное убеждение, чтобы практиковать единство, противостоя желанию руководителей религиозных течений. Но, хотя это порой бывает трудно увидеть, старый, иерархический, полностью мужской, теологический стиль церковного руководства слабеет. Настоящее экуменическое движение обнаруживается среди людей, ощущающих единство, и здесь проявляется универсальная вера. Но эта универсальная вера живет на пути жизни, а не в наборе убеждений.

Джон Паншон, 1987

27.20
Дух экуменического движения значительно превосходит его довольно отсталую заботу о соглашении относительно убеждений. Он в большей степени заботится об достижении единства в богослужении, ученичестве, сообществе и в общем отклике на социальные потребности нашего времени. В этой заботе Друзья могут быть полностью едиными. Наше отрицание формальных соглашений должно быть, поэтому, сбалансировано позитивным утверждением единства другого рода, единства духа, поиска и борьбы. Для нас истинное единство между христианами возникнет из честного религиозного общения друг с другом в нашей конкретных ситуациях, духа с духом, и оно будет обретать форму в жизни, проводимой вместе, и вместе выполняемой работе. Это будет единство, которое всех включает, никого одновременно не исключая, сохраняющее ядро веры, не отсекая при этом различные интерпретации.

Рекс Эмблер, 1989

Религиозные догмы

27.21
Догмы служат вехами, доктрины – токованиями; Истина, как постоянно говорил Джордж Фокс, семя, имеющее силу расти, а не твердый кристалл, и ее грани никогда не бывают такими красивыми.

Джон Вильгельм Раунтри, 1904

27.22
Вся Истина – тень, кроме последней, кроме высшей; и все-таки Истина верна сама по себе. Это – субстанция, находящаяся на своем месте, хотя она же – лишь тень на другом месте (поскольку она – ничто иное, как отражение более интенсивной субстанции); и тень – это истинная тень, как субстанция – это истинная субстанция.

Исаак Пенингтон, 1653

27.23
Мы ни в коем случае не оставляем попыток, которые должны быть сделаны, раз уж человек – рациональное существо, сформулировать разумно те идеи, которые присущи религиозному опыту… Но всегда следует признавать, что все подобные попытки временны, и никогда нельзя считать, что они обладают окончательностью высшей истины. Должно всегда оставаться место для развития и прогресса, а христианская мысль и искание нельзя сковывать теорией… Среди опасностей сформулированных символов веры можно определить следующие положения:

а. им свойственно кристаллизовать мысль в вопросах, которые всегда будут выходить за рамки любого законченного воплощения в человеческом языке;
б. они сковывают поиск истины и ее более адекватного выражения; и
в. они устанавливают преграду, препятствующую проникновению в христианство многих искренних и ищущих душ, которые с удовольствием вошли бы туда.

В настоящее время нам особенно важно быть настороже в отношении этих опасностей. Множество людей испытывают разрушающее их удобные убеждения потрясение, вследствие ужасных событий, через которые проходит мир, и люди ищут надежное основание своей веры. Некоторые находят Реальность, которая слишком огромна, чтобы ограничиваться узкими рамками догмы.

Истинное основание христианского единства, 1917

27.24
Отрицание догм не означает отсутствия жизненных убеждений. У нас нет догм в науке, но мы не безразличны в своих убеждениях. Убеждение заключается не в том, чтобы все знание вселенной, которое мы с таким энтузиазмом поддерживаем, запечатлелось в букве; это скорее уверенность в том, что мы – в пути. Если наши так называемые факты – только изменчивые тени, то это – тени, рожденные светом, падающим на постоянную истину. Так же и в религии нас отталкивает надежная теологическая доктрина, которая объясняла многим поколениям устройство духовного мира; но нам не следует отворачиваться от меры света, который приходит в наш опыт, показывая Путь сквозь невидимый мир. Религия для сознательного ищущего не сводится к сомнениям и вопросам к себе. Существует вид уверенности, не имеющий ничего общего с самоуверенностью.

Артур С. Эддингтон, 1929

27.25
Квакерское отрицание догматических утверждений относится не к убеждениям как к таковым, но к использованию их официально санкционированных наборов, чтобы навязать единообразие там, где благая весть провозглашает свободу. «Кредо» на латыни означает «Я верую». Значение слова искажается, если вы сводите его к волевому акту, придающему интеллектуальный смысл предметам веры. Это слово лучше переводить как «Я посвящаю себя чему-то…» в том смысле, что человек готов принять все следствия убеждений, которых придерживается. Принимаются не столько наборы готовых суждений, сколько дисциплина их выработки в собственной жизни и восприятие последствий истины, которую разделяет человек. Ценность убеждений заключается исключительно в их применении. Это мне представляется сердцем изначального квакерского послания.

Джон Паншон, 1978

27.26
Истина, которую мы знаем, и по которой пытаемся жить, состоит в том, что каждый человек способен откликаться божественному Духу; этот Дух или Свет, или Бог прямо и свободно касается каждого из нас; и, если мы верно следуем водительствам этого Духа, тогда нас выводят из греха в единство с божественной волей; это единство ведет нас к любви друг к другу и заботе обо всем роде человеческом, к которому мы принадлежим; и Дух показывает нам живую истину, которая не может быть скованна словами.

Джанет Скотт, 1980

Библия

27.27
И конец слов в том, чтобы привести человека в знание вещей за пределами всего, что могут выразить слова. Итак, учись у Господа правильно использовать Писания, что значит уважать их на их правильном месте и ценить превыше них то, что над ними.

Исаак Пенингтон

27.28
Из этих откровений Духа Бога святым произошли Писания Истины, которые содержат:

а. Верное историческое описание поступков Божьих людей в разные эпохи, со многими исключительными и замечательными провидениями, сопровождавшими их;
б. пророческое описание нескольких вещей, некоторые из которых уже остались в прошлом, а другим еще предстоит прийти;
в. полный и исчерпывающий отчет обо всех главных принципах учения Христа, показанных через различные драгоценные проявления, наставления и положения, которые, под влиянием Духа Божьего, были в разное время и по разным случаям произнесены и записаны для Церквей и их пасторов.

Тем не менее, вследствие того, что Писания – только проявление потока, но не сам поток, их не следует расценивать как принципиальную основу всей истины и знания первой очереди или адекватное и важнейшее правило поведения и веры. И все же они дают истинное и преданное свидетельство первооснов, они могут цениться и ценятся как вторичное правило, подчиненное Духу, от которого они получили все свое превосходство и уверенность, ведь как по внутреннему свидетельству Духа мы только истинно и знаем их, так и они свидетельствуют о том, что Дух – это Руководитель, направляющий святых во всякую истину; поэтому, согласно Писаниям, Дух – первый и принципиальный Лидер.

Роберт Баркли, 1678

27.29
Множество ученых веками трудилось, чтобы открыть и понять Иисуса из истории, и результаты получались до странности расходящимися. Великий поиск до сих пор продолжается, и я стараюсь учиться из него. Но я не могу отделить Господа и Учителя первых учеников от его воскресшего духа и личности, продолжавшей открывать себя искавшим его, продолжавшей исцелять, обновлять освобождать и направлять.

Таким образом, читая каждый день отрывки из Нового Завета, я стараюсь сохранять связь с его жизнью и посланием, данным прежде всего в Палестине, с влиянием его жизни и личности на первых учеников; я также стараюсь узнать что-то из того, чему его дух обучал других людей много веков спустя, начиная с изучения жизней как канонизированных, так и неканонизированных святых, и заканчивая чтением написанного ими. В жизни многих из тех, кого трудно назвать святыми, и тех, кто даже не считался хорошими людьми, я нахожу проблески света, кажущиеся мне искрами или лучами света Христа. Я знаю, что мои собственные мысли о Боге, мой опыт, моя сбивчивая и несовершенная молитва – все пронизано тем, что значит для меня Иисус Христос. В сомнениях и трудностях остаются неизменными, принося обновление веры и надежды, его вера в Любовь Бога, его готовность принять даже ужасающую ношу креста и все, что с этим связано.

Т. Эдмунд Харви, 1949

27.30
В качестве книги, содержащей основополагающие документы как иудейской, так и христианской традиций, Библия, несомненно, имеет уникальную историческую ценность, поскольку обе религии внесли значительный вклад в мировую культуру и общественную жизнь. И снова, какими мудрыми и одновременно рациональными были наши квакерские предшественники, которые использовали Библию для воспитания и проверки действия Света Внутри. Это верно и для нас, Тем не менее, высшая ценность Библии заключена в силе ее наилучших отрывков, служащих выражению живой религии, которая преобразует как личность, так и общество.

Какого рода подход к Библии ведет к этому открытию? Интеллектуально-аналитический и критический подход занимает свое правильное место. Затем мы воспринимаем Библию как исследующие объект субъекты. Тем не менее, возможна перестановка этих субъектно-объектных взаимоотношений. Далее мы приближаемся к Библии, главным образом, не для того, чтобы критиковать, а чтобы слушать; не просто задавать вопросы, но чтобы проверить себя и открыть свою жизнь потенциально как для осуждения, так и для освобождающей благой вести Библии.

Пути к Богу многочисленны и разнообразны. Друзья, тем не менее, вместе с великим сообществом других ищущих, оказались в состоянии проверить то, что такой восприимчивый личный отклик на библейское послание, и, особенно, на призыв Иисуса, ведет к радостной самобытной жизни и к освобождающему осознанию любви и славы Божьей.

Джордж Бубайер, 1988

27.31
Сколько уроков может преподать Библия, если воспринимать ее целиком, а не отрывочно! Ее диапазон охватывает более чем тысячелетний период, давая нам религиозную панораму во времени, растущую и меняющуюся, ведущую от милости к милости. Присутствует ясное свидетельство разнообразия религиозного опыта, а не смирительной рубашки, которой практически каждая церковь, и даже Друзья, бывают временами склонны заменять многообразие в Библии. Выбрать из нее одну единственную линию – значит упустить что-то из ее богатства. Даже неподходящее и чуждое для нас счастливо изобилует в Библии. Людям сегодня бывает трудно понять то, с чем они не согласны, и это
может рассказать нам, что и насколько сильно им нужно. В этом Библия помогает мало. Она требует терпеливого проникновения в неведомое и соблюдения дисциплины воображения, что сегодня на чисто политическом уровне стало вопиющей потребностью нашего времени.

Далее Библия – это школа, обучающая различению альтернатив. Один их наиболее отрезвляющих фактов заключается в том, что это, в целом, не мирная книга, я имею в виду мир в душе. Библия описывает долговременные противоречия между соперничающими религиозными взглядами. Отрезвляет и то, что почти в каждом случае, когда показанные в Библии люди поступают плохо, у них есть все основания считать себя правыми, и подобно нам они так и считали. Самодовольная ортодоксия выступает современным злодеем в истории от начала и до конца, а героем становится возмутитель спокойствия, подобный Иову, пророкам, Иисусу и Павлу.

Генри Кэдбери, 1953

27.32
Если мы больше не верим в Библию по-старому, во что же мы верим теперь? Этот вопрос следует задавать каждому из нас, и нам необходимо найти ответ. Знание Библии очень важно, но нам не обязательно принимать ее в качестве документа, в котором отсутствуют ошибки и который служит законом; мы должны сами думать и решать для себя, прислушиваясь к тому, что отвечает нашему внутреннему существу.

Библия не священна. Она пришла из времен, сильно отличавшихся от нашего времени, с иной концепцией человека. Библия не содержит абсолютную истину в буквальном смысле, но она может научить истине жизни. Догма принадлежит к языку теологии. Я не вижу никаких ограничений моей мысли в честном интеллектуальном поиске истины. Но важнее всего закрепиться в божественном, которое можно найти в глубине каждого человеческого существа; это не может быть сформулировано в словах, но должно быть выражено в жизни и в отношениях с ближним.

Иисус – самый важный человек в Библии, не потому что это провозглашено Библией или церковью, но потому что он дал людям новое представление о Боге.

Эльза Седергрен, 1982

27.33
Личный опыт заставляет меня думать, что изучение Библии более плодотворно, когда оно проводится в группе, а не в одиночестве… В группе можно поделиться своим пониманием и реакциями, знаниями, сомнениями и затруднениями, совместно прийти к большему пониманию (как самих себя, так и Библии), нежели то, которого каждый мог когда-либо достичь самостоятельно… Хотя цель изучения должна быть серьезной (поистине, без основополагающей серьезности группа долго не просуществует), определенно, ей не следует быть чересчур серьезной. Библия – это человеческая книга, и в ней вы где-нибудь обнаружите все человеческое, включая юмор. Мы должны подготовиться к конфликту; некоторые истины их тех, что мы откроем, могут быть горькими; и необходимо, чтобы мы не обманывались, но продолжали смотреть на истину.

Джоан Финтч, 1980

27.34
Мы понимаем под Библией запись, возникшую из… стремления людей постигнуть Божественные пути. Тот же Дух, который вдохновил писателей Библии, является Духом, дающим ее понимание; именно это важно для нас, а не буквальные слова писания. Отсюда, хотя цитаты из Библии и могут освещать для нас истину, мы не будет использовать их, чтобы доказывать ее. Мы приветствуем работу ученых, углубляющих наше понимание Библии.

Лондонское Годовое Собрание, 1986

См также 27.42

Священство

27.35
Священство всех верующих – основа нашего понимания церкви. Наш собственный опыт приводит нас к утверждению о том, что церковь может быть настолько упорядочена, что можно будет узнавать водительство Святого Духа и следовать ему без какой-либо потребности в отделенном духовенстве… Дух, в котором жили апостолы, который излился в Пятидесятницу на всю церковь, на молодых и старых, женщин и мужчин, продолжает, по нашему опыту, вдохновлять церковь в разнообразным служениях.

Лондонское Годовое Собрание, 1986

27.36
Подобно тому, как квакеры не привязывают богослужение к определенному времени, месту или людям, у них также не существует выделенного духовенства… Нет потребности в назначении кого-то пророком, священником или руководителем церкви. Квакеры сказали бы, что если люди открыты силе любви и света в своей жизни, то они сами станут пророками и священниками и не будут нуждаться в том, чтобы следовать за внешним авторитетом церковного лидера. Им будет дана власть быть самими собой, найти Бога в своих сердцах и служить другим людям.

Харви Гиллман, 1988

См. также 10.05, 12.02 и 19.31

Таинства

27.37
Иисус, посмотрев на маленьких детей и сказав «таковых есть Царствие Небесное» [Мф.19:14, – прим.пер.], имел в виду еврейских детей, которых по иудейскому обычаю не крестили, и квакерская позиция хорошо подытожена словами «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым [Деян. 11:6, – прим. пер.]». Это – внутреннее изменение, внутреннее очищение, духовный факт, а не внешний символ, поистине принадлежащий Царству Божьему. Ни в отказе крестить, ни в отказе от причастия, Друзья не видят возможности для торговли. Они, напротив, утверждают, позитивную истину о том, что религиозная жизнь – это внутренняя жизнь духа. Никакое место или время не может ограничивать действие этой жизни, и никакой символ не в состоянии адекватно выразить ее.

Джон Вильгельм Раунтри, 1902

27.38
Наряду с выделением Друзьями первенства действия Бога, мы считаем основополагающей центральную роль обычного опыта. Мы согласны с тем, что свидетельство вселенской церкви о мистическом опыте подтверждается моральным качеством жизни людей. Весь наш повседневный опыт связан с нашим религиозным осознанием: именно здесь Бог лучше всего знаком нам. Какими бы ценными ни были внешние ритуалы для других людей, по нашему опыту, они не обязательны для взаимодействия с Божьей благодатью. Мы убеждены, что это свидетельство справедливо для всей церкви.

Лондонское Годовое Собрание, 1986

27.39
Для Фокса и ранних Друзей вся жизнь казалась священной, и они отказывались выделять какую-либо одну конкретную практику или наблюдение, которые были бы священнее других. Они приняли ту же самую позицию в отношении Воскресения, или Первого Дня; он сам по себе не был более святым, чем суббота или понедельник; каждый рабочий день должен был быть Господним Днем. Их общее отношение прославляло позитивное, а не негативное. Они были «оживлены в Бога» и чувствовали его везде.

Мы не говорим, что ритуалы неправильны, но считаем, что участие в них не является необходимым для искреннего христианского ученика и для христианского опыта. Мы не осуждаем своих собратьев-христиан, для которых внешние ритуалы значат так много. Напротив, мы стремимся к молитвенному содружеству с ними, чтобы в общем единстве прийти к более глубокому пониманию того, что скрывается за этими ритуалами, и чтобы, таким образом, вместе получить более глубокий опыт разума Христа.

Джеральд К. Хибберт, 1941

27.40
Квакеры убеждены в том, что действие Духа превосходит все наши ожидания. Мы признаем, что благодать Божья воспринимается многими через внешнее действо крещения, но, тем не менее, никакой ритуал, пусть даже тщательно подготовленный, не может гарантированно привести к росту в Духе. Истинный духовный опыт должен сопровождаться видимой трансформацией внешней жизни. Мы понимаем крещение не как однократное действо инициации, но как продолжающийся рост в Святом Духе, и постоянно возобновляемое обетование. Именно этот процесс вовлекает нас в содружество с теми, кто признает действующей в своей жизни ту же силу, с теми, кого Христос призывает стать своим телом на земле.

Лондонское Годовое Собрание, 1986

27.41
Мы утверждаем, что значимость богослужения заключается не в его форме, но в его силе, и что форма богослужения, по-настоящему зависящего от Бога, но не обязательно включающего слова и действия, которые обычно признаются евхаристическими, может равным образом служить каналом для этой силы и благодати. Мы интерпретируем слова и действия Иисуса ближе к концу его жизни, как приглашение вновь призвать и вступить в новое взаимодействие с жертвенной природой Божьей любви за каждым принятием пищи и на каждой встрече с другими и позволить нашей собственной жизни раскрыться, изливая жизнь мира.

Лондонское Годовое Собрание, 1986

27.42
Многие из свидетельств и практик, учрежденных ранними Друзьями живы лишь частично. Одним из почти утраченных в Британии обычаев стало именование дней и месяцев по номерам, вместо названий языческой происхождения. Теперь редко можно услышать «первый день» вместо «воскресенья» или «третий месяц» вместо «марта», хотя эта практика все еще приемлема. Другое свидетельство, поддерживаемое ранними Друзьями, было направлено против соблюдения «времен». Мы должны понимать его, как часть убеждения в том, что вся жизнь священна; и что, раз все времена святы, никакое время не может быть выделено, как более святое; что сделанное для нас Богом должно быть в памяти всегда, а не только по праздникам, называемым Рождеством, Пасхой или Пятидесятницей.

Это – свидетельство, которое, кажется, отмирает из-за отсутствия применения. Многие Друзья в своей семье и в более широком окружении празднуют Рождество; в некоторых собраниях – Пасху, а ее значением пренебрегают не только в определенное календарное время, но и весь год. Мне бы хотелось надеяться на новое открытие этой истины, чтобы мы могли помнить и праздновать работу Бога в нас всех и для нас всех, когда бы Дух ни призвал нас в это воспоминание и эту радость.

Джанет Скотт, 1994

27.43
Нам необходимо противостоять обесцениванию материальных выражений духовных вещей. Легко превратить в форму наше отрицание всех форм. И, в частности, нам нужно спросить себя, стремимся ли мы поставить на службу духовному те ежедневные события и дела жизни, которые мы называем «светскими». Мы делаем свое смелое и значимое заявление о том, что вся жизнь священна, и что существуют бесчисленные «средства благодати», которыми Бог открывается и общается – через природу, человеческое содружество и через тысячи вещей, способные стать «внешним и видимым знаком» «внутренней и духовной благодати».

А. Баррат Браун, 1932

27.44
Лично я верю в существование свойства в открытости христианского квакерства, которое может служить мостом между прошлым и будущим, оставляя Друзьям между ними место для исканий… Быть квакером ни в коем случае не значит прощания с мифом, ритуалом и символом, для меня это, напротив, означает предоставление свободы для их раскрытия в самой сути моего сегодняшнего опыта… Квакеры – люди-мосты. Я остаюсь на этом мосту, часть меня укоренена позади, в христианском прошлом, другая часть простирается вперед в будущее, где зарождаются новые символы.

Дамарис Паркер-Родес, 1985

См. также 27.15

Глава 28. Распространение квакерского опыта >