Квакерская вера и практика. Глава 1.

Советы и вопросы

ПРЕДИСЛОВИЕ

1.01
Как Друзья мы вверяем себя молитвенному служению, которое дает возможность Богу учить и изменять нас. Мы сообща убедились в том, что Дух, если правильно следовать ему, поведет нас к правде, единению и любви; все наши свидетельства произрастают из этого водительства.

Общая цель Советов и вопросов в настоящее время определяется более гибкими правилами (1.05–1.07), чем в прошлом. В то же время, советы и вопросы должны продолжать быть зовом и вдохновлять Друзей в их индивидуальной жизни и в их жизни как религиозной общины, которая знает водительство и универсальный Дух Христа, засвидетельствованный в жизни и учении Иисуса из Назарета.

Советы и вопросы не зовут к активизации деятельности каждого из Друзей, но служат напоминанием сути Общества Друзей. Внутри общины существует многообразие дарований. Таким образом, нас всех просят обдумать, в какой степени советы и вопросы влияют на нас индивидуально, и в чем заключается наше собственное служение. Всегда будет существовать разнообразие опыта, веры, языка. Друзья утверждают, что способы выражения веры должны определяться личным опытом. Некоторые люди считают значимым традиционный христианский язык, другие придерживаются иного мнения. Наше понимание своей собственной религиозной традиции может иногда углубиться благодаря способности проникнуть в суть других верований. Более глубокая реальность нашей веры находится за пределами точной словесной формулировки, и наше молитвенное служение основано на молчаливом ожидании свидетельств этого.

Многообразие наших дарований позволяет нам говорить, что мы знаем, как быть правдивыми в своей жизни, и в то же время – учиться у других. Друзья призваны слушать друг друга в смирении и понимании, доверяя Духу, который выше человеческих усилий и выше способности осмысления. Эти советы и вопросы предлагаются для утешения и для смятения, с надеждой, что мы все можем быть более преданными и находить более глубокую радость в Божественном служении.

«Дорогие, любимые Друзья! Все это мы не навязываем вам, как правила или как жесткую форму, которым нужно строго следовать, но вы, освещенные чистым и святым светом, можете быть ведомы, и так, пребывая в Свете, действуйте в Духе, потому что буква убивает, а Дух животворит».

Постскриптум послания к братии на Севере, написанного собранием старейшин в Балби в 1656 г.

СОВЕТЫ И ВОПРОСЫ

1.02
1. Внимайте, дорогие Друзья, голосу любви и правды в ваших сердцах. Доверяйте ему как Божественному водительству, свет которого показывает нам нашу темноту и ведет нас в новую жизнь.

2. Подчините всю свою жизнь водительству духа Христа. Открыты ли вы исцеляющей любви Божьей? Лелейте то, что от Бога в вас самих, чтобы эта любовь могла возрастать и направлять вас. Пусть ваше служение Богу и каждодневная жизнь обогащают друг друга. Берегите свой Божественный опыт, каким путём он ни пришёл бы к вам. Помните, что христианство – не идея, а путь.

3. Стараетесь ли вы уделить время спокойствию для открытости Святому Духу? Всем нам надо найти путь к молчанию, которое позволяет углубить наше осознание Божественного и обрести внутренние источники своей силы. Ощущайте внутренний покой даже среди дел повседневной жизни. Поощряете ли вы в себе и других привычку руководствоваться Божественным водительством в каждый момент своей жизни? Держите себя и других в Свете, зная, что Бог заботится обо всех нас.

4. Религиозное общество Друзей берёт своё начало в христианстве. Оно всегда находило вдохновение в жизни и учении Иисуса [Христа]. Как вы понимаете свою веру в свете этого наследия? Как Иисус разговаривает с вами сегодня? Следуете ли вы примеру Иисуса, проявлявшего любовь своими поступками? Учитесь ли вы на примере Его жизни истинности и цене послушания Богу? Как отношения Христа с Богом откликаются в вас и воодушевляют вас?

5. Уделяйте время для изучения опыта других людей в познании Света. Помните о важности Библии, писаний Друзей и других писаний, которые указывают путь к Богу. Когда получаете знания от других, способны ли вы сами свободно отдавать то, что получили? Уважайте опыт и мнение других, не бойтесь сказать о том, что вы открыли, и что для вас значимо. Примите во внимание то, что сомнения и вопросы могут также вести к духовному росту и большему знанию Света, который есть во всех нас.

6. Работаете ли вы охотно с другими религиозными группами во имя общих целей? Пытайтесь мысленно войти в жизнь и свидетельство других общин веры, когда сообща создаёте дружеские связи, при этом оставаясь верными квакерскому пониманию.

7. Сознавайте дух Бога в работе и во время обычной деятельности, и в опыте вашей повседневной жизни. Духовное познание продолжается всю жизнь, а зачастую – совершенно неожиданным образом. Можете ли вы найти вдохновение во всем окружающем нас; естественном мире, науке, искусстве, нашей работе и дружбе, нашей печали и радости? Открыты ли вы для нового света, из какого бы источника он ни исходил? Подходите ли вы к новым идеям с проницательностью?


8. Молитва – это наш ответ на осознание Бога. Мы можем молиться в одиночестве, но когда мы объединяемся в ожидании с другими, мы можем глубже почувствовать Божественное присутствие. Мы ищем объединяющую тишину на наших молитвенных собраниях, чтобы все мы могли почувствовать силу Божественной любви, которая соединяет и ведёт нас.

9. В молитве мы с благоговением вступаем в объединение с Богом и откликаемся на зов Святого Духа. Приходите на молитвенное собрание с подготовленным сердцем и умом. Вручите себя и все свои заботы Божественному водительству, так чтобы вы могли почувствовать, что «зло ослабевает в вас, а добро возрастает».

10. Приходите на молитвенные собрания регулярно, даже когда вы сердиты, подавлены, устали или духовно холодны. В молчании просите и принимайте молитвенную поддержку других людей, объединенных с вами во время богослужения. Пытайтесь найти духовную полноту, которая включает в себя как страдание, так и благодарение и радость. Молитва, идущая из глубины сердца, может принести исцеление и единство как ничто другое. Позвольте молитвенному собранию питать всю вашу жизнь.

11. Будьте честными с собой. От какой неприятной для себя правды вы пытаетесь убежать? Когда вы узнаете свои недостатки, не отчаивайтесь. В совместной молитве мы можем найти подтверждение Божественной любви и найти силы для того, чтобы продолжать идти далее с обновленным мужеством.

12. Если во время молитвенного собрания вы чем-то озабочены или отвлечены, позвольте изменчивым и тревожным мыслям спокойно продвигаться к осознанию божественного присутствия среди нас и в мире. Воспринимайте устное служение каждого творчески, в духе понимания. Пытайтесь понять его глубинный смысл, признавая, что даже если это слово Бога не для вас, то оно может быть таковым для другого. Помните, что все мы разделяем ответственность за молитвенное собрание, независимо от того, происходит ли наше служение в молчании или через произнесенное слово.

13. Не считайте, что вам не дано устное служение. Честность и искренность высказывания, даже короткого, может открыть путь остальным для более глубокого служения. Когда вы почувствуете потребность высказаться, терпеливо ждите, пытаясь понять, что побуждение и время выбраны верно, но не позволяйте себе из-за чувства собственной неполноценности отказываться от своего намерения. Молитесь о том, чтобы служение могло возникнуть в вас. Старайтесь говорить внятно и ясно, ощущая потребности окружающих. Остерегайтесь говорить очевидное, избегайте частых выступлений, а также выступления в конце молитвы.

14. Проводятся ли ваши деловые собрания в духе молитвы и под водительством Господа? Помните о том, что мы не ищем решения большинства и даже не ищем консенсуса. Наш опыт показывает, что терпеливое ожидание Божественного водительства открывает правильный путь, и мы приходим к единству.

15. Регулярно ли вы принимаете участие в деловых собраниях? Достаточно ли хорошо вы знакомы с нашими правилами и традициями для того, чтобы внести свой вклад в процесс? Рассматриваете ли вы сложные вопросы с ясным сознанием, а также в духе доброты и любви? Готовы ли вы к тому, чтобы ваше понимание и личные желания нашли свое место среди желаний других или уступили им, когда собрание ищет верный путь? Если вы не можете прийти на собрание, поддерживайте его молитвой.

16. Приветствуете ли вы многообразие различных культур, языков и проявлений веры в вашем Годовом собрании, а также в мировом сообществе Друзей? Пытайтесь обогатить свое понимание и извлечь пользу из этого богатого наследия и разнообразного духовного опыта. Поддерживайте свое собственное Годовое Собрание и другие Годовые Собрания в своих молитвах.


17. Признаете ли вы присутствие Бога в каждом, принимая, что это может проявляться необычным или малопонятным образом. Каждый из нас имеет свой опыт общения с Богом, и каждый должен найти путь быть верным Ему. Если чьи-либо слова кажутся вам странными или раздражают вас, попытайтесь осознать, что является их источником и что питает жизнь других. Терпеливо слушайте и ищите для себя правду, которая может находиться во мнении других людей. Избегайте болезненной критики и провокационных высказываний. Не позволяйте, чтобы твердость ваших убеждений приводила вас к высказываниям, которые являются нечестными или неправильными. Помните о том, что вы можете ошибаться.

18. Как мы можем превратить собрание в общность людей, где каждый принят, взлелеян и где тепло принимают вновь пришедших? Смотрите друг на друга с точки зрения вечного, несите бремя слабостей друг друга и молитесь друг за друга. По мере того как мы с искренним сочувствием разделяем радости и печали других, готовые помочь и принять помощь, наши собрания могут быть средством передачи Божьей любви и прощения.

19. Радуйтесь присутствию детей и молодых людей на нашем собрании и ощутите тот дар, который они приносят. Помните, что собрание ответственно за каждого ребенка, приходящего к нам. Ищите для них так же, как и для себя, полноты развития дарований, данных Богом, и наполненной жизни, о которой Иисус говорит, что она может у нас быть. Каким образом вы можете разделять с ними вашу глубочайшую веру, в то же время оставляя их свободными для водительства Святого Духа? Приглашаете ли вы их разделить их прозрения с вами? Готовы ли вы одновременно учиться у них и признавать свою ответственность по отношению к ним?

20. Уделяете ли вы достаточно времени, чтобы на собрании поделиться с другими, как вновь пришедшими, так и членами собрания, которые давно посещают его, своим пониманием молитвы, служения и преданности свидетельствам Друзей? Отдаете ли вы столько денег, сколько считаете возможным, для поддержки квакерской работы?

21. Лелеете ли вы дружеские отношения, так чтобы они развивались в духе понимания и взаимного уважения? В близких отношениях мы рискуем испытать боль так же, как и радость. Переживая огромное несчастье или сильную боль, мы можем быть открытыми действию Духа.

22. Относитесь с уважением к широкому разнообразию среди нас, в наших жизнях и взаимоотношениях. Воздержитесь от предвзятости в оценке жизненного пути других. Поддерживаете ли вы дух взаимопонимания и прощения, которого наше ученичество требует от нас? Помните, что каждый из нас неповторим, ценен, и каждый есть дитя Божье.

23. Вступление в брак всегда рассматривалась Друзьями скорее как религиозное обязательство, чем как мирское соглашение. Оба партнера должны постараться с помощью свыше лелеять друг друга всю жизнь. Помните, что счастье зависит от понимания и прочной любви обеих сторон. В трудные минуты помните о ценности молитвы, стойкости и чувстве юмора.

24. Дети и молодые люди нуждаются в любви и стабильности. Делаем ли мы все возможное, чтобы поддержать родителей и помочь им и тем, кто несет ответственность за заботу о детях и молодежи?

25. Длительные взаимоотношения несут как напряженность, так и наполнение. Если ваши отношения с партнером натянуты, старайтесь понять точку зрения другого и осознать свои чувства, которые могут быть сильными и разрушительными. Учитывайте желания и чувства ребенка и помните о его постоянной потребности в любви и безопасности. Ищите Божественного водительства. Если вы испытываете боль от расставания или развода, старайтесь сохранить добрые отношения, чтобы все обошлось без излишней горечи.

26. Признаете ли вы нужды и дарования всех членов вашей семьи и домочадцев, не забывая о своих собственных? Старайтесь сделать свой дом местом нежной дружбы и радости, где все живущие в нем и посещающие его находят мир и отдых, чувствуя Божественное присутствие.

27. Живите дерзновенно. Когда есть возможность выбора, выбираете ли вы путь, который дает возможность использовать во всей полноте ваши дарования для служения Богу и обществу? Пусть ваша жизнь говорит сама за себя. Когда нужно принимать решения, готовы ли вы вместе с другими искать ясности, испрашивая Божественного руководства и давая совет друг другу.

28. Каждый этап нашей жизни предлагает нам новые возможности. Откликаясь на Божественное водительство, старайтесь находить верный момент, чтобы действовать или отказаться от ответственности без лишней гордости или чувства вины. Будьте внимательны к тому, что любовь требует от вас, – это не всегда связано с большими затратами времени.

29. Встречайте преклонные годы с мужеством и надеждой. По возможности вовремя устройте заботу о вас и уход за вами, чтобы тяжелое бремя не лежало на других. Несмотря на то, что преклонный возраст может принести бессилие и одиночество, он также может принести спокойствие и мудрость. Молитесь, чтобы в свои последние годы вы были способны найти новые пути получения и отражения Божьей любви.

30. Способны ли вы осознать свою смерть и смерть тех, кто наиболее близок к вам? Принимая факт смерти, мы освобождаемся для того, чтобы жить более полно. Во время тяжкой утраты дайте себе время для скорби. Когда другие скорбят, окружайте их своей любовью.


31. Мы призваны жить «в добродетели и духе, который устраняет причину любых войн». Честно ли вы несете свое свидетельство о том, что война и приготовления к войне не согласуются с Духом Христа? Следите, чтобы в вашем личном жизненном пути ничто не могло бы сеять вражду. Твердо стойте в своем свидетельстве, даже когда другие совершают или собираются совершить акты насилия, – не забывайте, что они также являются детьми Божьими.

32. Вносите в Божий свет те ваши эмоции, отношения и предрассудки, которые лежат в корне разрушающего конфликта, признавая то, что вы нуждаетесь в прощении и милости. Как вы вовлекаетесь в работу примирения между отдельными людьми, группами людей и целыми нациями?

33. Внимательны ли вы к тем случаям, когда чья-то деятельность дискриминирует людей на основании их религиозных убеждений? Сумейте разглядеть человека в каждом, даже если он нарушает общественные законы и обычаи. Старайтесь почувствовать новые веяния в социальной и экономической жизни. Старайтесь понять причины социального беспокойства и страха. Трудитесь ли вы над установлением справедливого и милосердного общества, которое поощряет желание каждого развить свои способности и пробуждает жажду служения?

34. Помните о своей ответственности как гражданина за проведение местных, национальных и интернациональных акций. Не жалейте времени и усилий, если необходимо ваше участие.

35. Уважайте законы государства, но, прежде всего, следуйте по пути Господа. Если вы убеждены, что надо нарушить закон, внимательно прислушайтесь к голосу совести. Просите ваше собрание о молитвенной поддержке, которая даст вам силу, пока не прояснится правильный путь.

36. Поддерживаете ли вы тех, кого заботят добрые дела, даже если их путь отличается от вашего? Можете ли вы отстраниться от своих собственных желаний и предрассудков в поиске Божьей воли вместе с другими?

37. Честны ли вы и правдивы во всем, что вы говорите и делаете? Честны ли вы в деловых контактах, в отношениях с отдельными людьми и организациями? Распоряжаетесь ли вы деньгами и доверенной вам информацией аккуратно и ответственно? Клятва подразумевает двойной стандарт правды; выбирая утверждение вместо нее, осознайте, что этим вы заявляете о своей честности.

38. Если давление разрушает вашу целостность, готовы ли вы сопротивляться этому? Наша ответственность перед Богом и нашими ближними может заставить нас принять позицию, отличную от позиции большинства. Не позволяйте, чтобы желание быть принятым или страх показаться странным определяли ваши решения.

39. Рассмотрите, какие из путей к счастью, предлагаемые обществом, действительно истинны и какие потенциально губительны и разрушительны. Будьте разборчивы, когда выбираете способ развлечения и получаете информацию. Сопротивляйтесь желанию приобретать собственность или получать доходы через неэтичные инвестиции, спекуляцию или игру случая.

40. Осознавая вред, приносимый алкоголем, табаком и другими приводящими к зависимости наркотиками, подумайте, должны ли вы ограничить их употребление или вообще воздержаться от них. Помните, что любое потребление алкоголя или наркотиков может повредить здравому смыслу и подвергнуть опасности вас и других.

41. Пытайтесь жить просто. Добровольно выбранный простой стиль жизни есть источник силы. Не склоняйтесь к покупке того, что вам не нужно или что вы не можете себе позволить. Отдаете ли вы себе отчет в том, какой эффект оказывает ваш жизненный стиль на всемирную экономику и окружающую среду?

42. Мир принадлежит не нам, и его богатства не наши, чтобы распоряжаться ими по собственной воле. Проявляйте заботу обо всех созданиям и старайтесь поддерживать красоту и многообразие мира. Стремитесь к тому, чтобы наша увеличивающаяся власть над природой использовалась ответственно, с уважением к жизни. Радуйтесь восхитительному Божественному творению.


«Будьте образцом, примером во всех странах, местах, островах, среди всех народов, где бы вы ни оказались, чтобы ваш облик и жизнь были проповедью для разных людей; и тогда вы будете радостно идти по земле, свидетельствуя, что Бог – в каждом».

Джордж Фокс, 1656.

CYNGHORION A HOLIADAU

1.03
[в этом разделе дан перевод «Советов и вопросов» на валлийский язык, – прим. переводчика]

ИСТОРИЯ

1.04
В 1682 году Годовое Собрание решило просить представителей каждого квартального собрания ответить устно на три вопроса. К этому моменту само Годовое Собрание регулярно собиралось лишь несколько лет, и систематическая организация квартальных и месячных собраний была только что завершена. Три вопроса ставили своей задачей получить фактическую информацию от Друзей, знающих ситуацию на местах, что способствовало бы осознанию распространения Общества Друзей в Англии и выявило бы те регионы, где квакеры всего больше нуждались в помощи.

Какие Друзья в служении в соответствующих графствах ушли из жизни со времени прошлого годового собрания?

Какие Друзья, заключённые в тюрьмы, умерли в заточении со времени прошлого годового собрания?

Как Истина процветает среди них со времени прошлого годового собрания, живут ли Друзья в мире и единении?

Эти три вопроса были преобразованы в шесть в 1694, а в начале XVIII века они были отредактированы заново. Однако по-прежнему целью Советов и Вопросов было выявление фактической информации. Первоначальная практика устных ответов на вопросы вскоре была признана обременительной, и, согласно решениям Годовых Собраний 1700 и 1706 годов, ее сменили письменные ответы, посылаемые из квартальных собраний. Такая система ответов на вопросы укоренилась в Обществе Друзей, и термин «вопрос» (query) широко использовался с 1723 года.

По мере того, как постепенно оформлялась практика ответов на вопросы, их назначение также начало изменяться. В начале восемнадцатого столетия Друзья постепенно перестали верить в то, что вся нация примет истину, которую они проповедовали. Квакеры стали больше заботиться о сохранении Общества как преданного истине «драгоценного остатка». Вопросы все чаще использовались для того, чтобы обеспечить соответствующее поведение среди Друзей, и чтобы получать информацию о состоянии Общества. В 1721 году, например, были добавлены вопросы о получении и уплате налогов, а в 1723 году – об уклонении от установленных королем обычаев и практики, и многие другие предметы были включены в дополнительные вопросы.

Количество членов общества в восемнадцатом столетии сокращалось. В 1760 году Годовое Собрание, обеспокоенное снижением стандартов Общества, учредило комитет «для обеспечения возрождения полезной дисциплины», который посещал собрания по всей стране. Одним из его принципиальных инструментов было требование в отношении месячных и квартальных собраний – более систематически читать вопросы и отвечать на них. Цель вопросов после 1760 года стала принципиально дисциплинарной – месячные и квартальные собрания, а также их старейшины и наблюдатели, относились к вопросам как к мерилу, на которое они могли полагаться в управлении дисциплиной.

В последующие сто лет происходили периодические пересмотры вопросов, хотя количество существенных изменений было невелико. Пересматривая вопросы в 1791 году, Годовое Собрание приняло первые «общие советы» для рассмотрения месячными и квартальными собраниями. Эти советы были краткими и в основном касались домашней жизни Общества и его членов. Советы считались менее значимыми, нежели вопросы, и к ним прибегали, как к дополнительной поддержке дисциплины. В начале девятнадцатого столетия на Друзей сильно повлияло евангелическое движение, и это влияние отразилось в пересмотре общих советов в 1833 году. Они были полностью переписаны и значительно расширены. Советы стали считаться намного более важными, чем прежде, и их назначение уже не было главным образом дисциплинарным, но вместо этого, советы использовались, чтобы подчеркнуть важность евангелических принципов и побудить Друзей подумать о том, не принять ли им эти принципы для себя лично.

По мере того, как Друзья в начале девятнадцатого столетия все больше вовлекались в социальную и публичную жизнь своего времени, многие из них начинали сомневаться в традиционной практике Общества, включая значительное количество времени, которое проводилось на деловых собраниях за чтением вопросов и составлением ответов на них, что часто становилось формальностью. Значимость вопросов для проверки Друзьями самих себя подчеркивалась Годовым Собранием, начиная с 1787 года и далее; Друзья все в большей степени ценили важность этого аспекта, в противовес дисциплинарному использованию вопросов, и данное изменение приоритета отразилось в пересмотре вопросов в 1860 и 1875 годах. Требование подготовки письменных ответов было фактически отменено, и, хотя все еще предполагалось совместное рассмотрение вопросов месячными и подготовительными собраниями, оно во многих местах было формальным. Общие советы были пересмотрены в тот же самый период. Их стало больше, и было предусмотрено установление читать советы в конце молитвенного собрания.

Вплоть до 1928 года больше не происходило ни одного крупного пересмотра советов и вопросов. К тому времени многие Друзья считали советы и вопросы слишком негативными по подходу, а используемый в них язык – чересчур евангелическим, появилась потребность в большем акценте на социальное квакерское служение. Эти взгляды нашли отражение в пересмотренных советах и вопросах; общие советы были вновь расширены и для удобства разделены на три части, также увеличилось количество вопросов, затрагивающих во многом те же темы, то и общие советы. Сохранилось требование совместного рассмотрения вопросов деловыми собраниями Друзей, но оно стало менее значимым. Использование вопросов приобретало все в большей степени богослужебную окраску – «собрание наставлений по правильному ведению как внешних, так и внутренних дел, коллекция вопросов или групп вопросов, размышляя над которыми собрание в целом может осуществлять совместную проверку совести». На многих собраниях была учреждена практика чтения вопросов во время богослужения в дополнение к общим советам, которые там читались в соответствии с правилами, принятыми в 1931 году.

В 1928 году советы по устному служению были впервые вынесены на рассмотрение членов годового собрания в целом. Дополнительный совет по служению был принят в 1949 году – двадцать лет спустя, как ответ на просьбу перевести советы на современный язык и добавить побуждение к устному служению для тех, кто еще не принимает в нем участия.

Новая редакция Советов и вопросов, принятая в 1964 году, включила в себя измененное предыдущее издание, дополненное обращением к неизвестным в 1928 году социальным проблемам. Принципиальным изменением стало то, что советы по устному служению и дополнительный совет перестали быть отдельными документами, хотя включали много предшествующего материала.

К 1984 году некоторые месячные собрания уже выражали свое недовольство редакцией Советов и вопросов 1964 года. Сомнения вызывало использование в теологическом языке существительных и местоимений мужского рода, что теперь больше не считалось оправданным, а также вызывало затруднение чтение вслух некоторых длинных параграфов и отсутствие упоминаний недавно возникших забот. В 1986 году Собрание в Поддержку Страждущих назначило Комитет по пересмотру книги дисциплины, и в числе самых первых задач, поставленных перед комитетом, был пересмотр советов и вопросов.

В качестве части основной программы опроса годового собрания, комитет подготовил предварительный документ, озаглавленный Вопросы и рекомендации. Собрание в Поддержку Страждущих согласилось опубликовать проект этого документа в 1988 году и пригласило собрания применять его в течение двух или трех лет, а затем внести свой вклад в процесс пересмотра текста, рассказав о собственном опыте. В свете полученных ответов и после еще нескольких лет работы по пересмотру всей книги, комитет представил текст Годовому Собранию 1994 года, которое, внеся ряд изменений и дополнений, утвердило окончательную редакцию текста.

НЕОБХОДИМОСТЬ ЧТЕНИЯ

1.05
Советы и вопросы предназначены для использования в наших собраниях, для личной молитвы и размышлений, как своего рода вызов и источник вдохновения для нас как Друзей в наших личных жизнях и в нашей жизни как религиозной общины. Кроме того, Советы и вопросы – выражение нашей веры и практики, подготовленное как для тех, кто интересуется квакерами, так и для всего мира.

Использование Советов и вопросов варьируется от собрания к собранию в зависимости от потребностей членов собрания. Обычно считаете полезным организовать чтение Советов и вопросов на молитвенных собраниях в течение какого-то определённого периода. Но в то же время следует заботиться о том, чтобы такие чтения не были слишком ограничены временными рамками. Друзья могут планировать рассмотрение одной или более частей брошюры в течение года. Это может происходить на деловых собраниях или на специально созванных собраниях или дискуссионных группах. Обязанности выражаются лишь в следующем:

Региональные собрания

1.06
Региональные собрания, называвшиеся до 2007 года месячными собраниями, должны регулярно рассматривать на своих учредительных собраниях то, какую пользу могут принести Советы и вопросы. Это должно рассматриваться каждый год, или каждые три года, – каждое региональное собрание может иметь свои правила. Следует просить местные собрания давать отчёт о том, какая польза была извлечена из этого документа, чтобы региональное собрание было полностью информировано о происходящем. Предполагается, что результатом такого обмена мнениями может стать способность региональных собраний предоставлять необходимые советы и поддержку, чтобы удостовериться в том, что Советы и вопросы используются с максимальной отдачей.

Региональным собраниям также следует решить, стоит ли устраивать чтение отдельных частей Советов и вопросов во время богослужений. В этом случае рекомендуется сделать определённые приготовления для таких чтений. Некоторые региональные собрания, очевидно, найдут полезным собираться периодически для обсуждения определённых частей Советов и вопросов.

Местные собрания

1.07
Местным собраниям необходимо периодически размышлять о том, как могут использоваться Советы и вопросы. Такие собрания должны ежегодно отсылать отчёты в свои региональные собрания о пользе, извлекаемой из Советов и вопросов (отчёты могут отсылаться ежегодно или раз в три года, – в зависимости от того, как это решено для конкретного собрания).

Глава 2. Пути к Богу – поклонение и молитва >