Квакерская вера и практика. Глава 14.

Финансы

ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА КВАКЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

14.01
То, как мы добываем свои финансовые ресурсы и распоряжаемся ими, влияет как на взаимосвязи нашего служения, так и на качество самой работы.

Берил Хиббс, 1985

Потребность в деньгах

14.02
Внутри Британского Годового Собрания деньги нужны для:

а. Укрепления жизни и служения наших местных собраний;
б. Распространения послания Друзей, а также применения и развития идей и практики Религиозного общества Друзей;
в. осуществления служения ради облегчения страданий в нашей стране и за рубежом;
г. обнаружения квакерских забот, которые наши собрания приняли или согласились поддерживать;
д. обеспечения пасторской заботы об отдельных Друзьях, включая помощь тем, кто нуждается в получении образования;
е. содержания и благоустройства наших домов собраний, в качестве мест для проведения богослужений, из которых мы несем свое свидетельство в мир;
ж. организационной поддержки Британского Годового Собрания.

14.03
Мы, в первую очередь, несем финансовую ответственность перед своим собственным собранием. Все Друзья и постоянные участники должны, по мере своих возможностей, участвовать в оплате места для богослужений, а также ведения дел собраний и отдельных направлений его работы.

14.04
Региональные собрания, членами которых мы являемся, составляют основу годового собрания. Они нуждаются в нашей финансовой поддержке для того, чтобы осуществлять деятельность, описанную в главе 4.

14.05
Помимо наших региональных собраний финансовые средства требуются и для более масштабных квакерских организаций, а также для работы, которую мы выполняем централизованно. Без этого мы были бы разрозненным набором маленьких собраний, лишенных взаимосвязанного или совместного служения.

14.06
Заботы об отдельных людях и группах привели Друзей к деятельности, которая требует поддержки со стороны персонала, работающего на постоянной основе в централизованных организациях. У Собрания в поддержку страждущих, которое опекает работу наших центральных отделений, есть много комитетов (см. главы 7 и 8). Работа этих комитетов и отделений финансируется через Фонды Годового Собрания (14.12–14.15).

14.07
Важно, чтобы Друзья узнавали, какие виды деятельности нуждаются в их поддержке. Детали централизованно финансируемой работы можно почерпнуть из публикаций, распространяемых через собрания Квакерскими Сообщениями. Отчеты о деятельности и финансах Фондов Годового Собрания публикуются ежегодно (6.25).

График

14.08
В большинстве региональных или местных собраний график пожертвований ежегодно рассылается членам и постоянным участникам собрания, чтобы помочь им внести свой вклад в местные фонды и Фонды Годового Собрания, и, при желании, направить средства на конкретные цели. Для распространения на собраниях график пожертвований можно получить в Комитете Квакерских Коммуникаций. Собраниям рекомендуется при назначении казначеев убедиться, что они осведомлены о финансовых потребностях Британского Годового Собрания и готовы представлять эти потребности вниманию Друзей. Следует консультироваться с местными наблюдателями о том, кому из членов и постоянных участников следует, а кому не следует, получать график пожертвований (см.12.13.н). Некоторые собрания предпочли назначить двоих Друзей, одного – для распоряжения финансами, другого – для их сбора, чтобы поощрять и консультировать в деле пожертвований Друзей и участников (см.13.44).

Пожертвования можно заметно увеличить, используя письменные обязательства о передаче денег и другие влияющие на уплату налогов способы, которые сегодня доступны (например, Дарственная Помощь), это приносит пользу годовому собранию без дополнительных расходов дарителя. Подобные установления также предоставляют благоприятную возможность тем, кто по мотивам совести отказывается направлять какую-либо часть своих налогов на военные цели, эффективно перенаправить некоторые налоги на работу годового собрания. Буклеты о влияющих на уплату налогов пожертвованиях и советы по способам сбора средств можно получить в Комитете Квакерских Коммуникаций.

См. 29.02

Наследства

14.09
При составлении завещания Друзьям рекомендуется обдумать возможность оставить деньги на квакерскую работу. Поступления из завещаний очень важны.

14.10
Когда составляется завещание в пользу Британского Годового Собрания или одного из входящих в него собраний, лучше, чтобы бенефициарием был Френдз Трастс Лимитед. Следует прояснить конкретные указания или пожелания относительно целей, на которые должно быть использовано наследство, помня о том, что его использование должно находиться в рамках общих благотворительных целей и программ годового собрания. В случае, когда намеченные цели не преследуются собранием, рекомендуется не делать подобные указания или пожелания юридически обязательными. При отсутствии каких-либо указаний наследство будет использовано для общей работы годового собрания. Дальнейшие рекомендации по составлению завещаний можно получить от Квакерских Финансов и Имущества.

Использование фондов

14.11
Благотворительный статус требует, чтобы все принадлежащие Британскому Годовому Собранию и составляющим его собраниям фонды, как местные, так и центральные, использовались исключительно на его благотворительные цели. Отдельные Друзья могут вносить пожертвования на другие цели, и такие сборы средств могут быть организованы собранием, но нельзя в них нельзя вкладывать средства из фондов самого собрания.

ФОНДЫ ГОДОВОГО СОБРАНИЯ

14.12
Фонды Годового Собрания обеспечивают все централизованные расходы Британского Годового Собрания: управление Офисом Записывающего Клерка, проведение Годового Собрания, Собрания для поддержки страждущих и их комитетов; работу центральных отделений; собрания; эксплуатацию Дома Друзей и другой собственности годового собрания; пополнение Библиотеки; централизованную поддержку служб по финансам, персоналу, обслуживанию зданий и контактам; расходы Друзей, участвующих в Собрании для поддержки страждущих и центральных комитетов; гранты и пожертвования для других организаций и лиц; и те расходы, которые бывают, время от времени, санкционированы Годовым Собранием, Собранием в Поддержку Страждущих или от имени этих собраний.

14.13
Фонды Годового Собрания пополняются через пожертвования, которые вносятся отдельными людьми и собраниями в ответ на информацию о финансовых потребностях централизованно оплачиваемой работы годового собрания; через завещания наследства Друзьями и другими жертвователями; а также через гранты и пожертвования из источников за пределами Британского Годового Собрания, из дивидендов и процентов от прибыли инвестиций, из арендной платы за коммерческие офисы в Дрэйтон Хаусе и другой инвестиционной собственности.

14.14
Квакерский Центральный Комитет по Финансам и Собственности осуществляет распоряжение Фондами Годового Собрания в соответствии с указаниями Собрания в Поддержку Страждущих. Банковские счета открыты от имени Британского Годового Собрания, а чеки подписываются Записывающим Клерком или Секретарем Комитета по Финансам и Собственности, или любым другим человеком, которого уполномочил Квакерский Центральный Комитет по Финансам и Собственности. Фонды, которые не могут быть сразу израсходованы, вкладываются по усмотрению Квакерского Центрального Комитета по Финансам и Собственности в юридических рамках и в соответствии с общепризнанными этическими свидетельствами Друзей. Распоряжение ресурсами годового собрания включает наблюдение за инвестициями, имуществом и всеми другими активами, финансовое планирование.

14.15
Центральные комитеты готовят ежегодные сметы расходов и доходов для работы в сфере своей ответственности согласно направлениям, согласованным с Собранием в Поддержку Страждущих. Эти бюджеты координируются Комитетом Собрания в Поддержку Страждущих и предоставляются на утверждение Собранию в Поддержку Страждущих. Получившие утверждение сметы расходов не могут быть превышены ни по какому основному показателю. Ничего не может быть добавлено, и никакие направления деятельности не могут быть исключены из утвержденных смет без санкции Собрания в Поддержку Страждущих.

См. также 7.03.а

Ежегодная Конференция Казначеев

14.16
Ежегодная Конференция Казначеев проводится с целью пересмотра итогов предыдущего года и объяснения бюджета текущего года. Предоставляется информация о проводимой и предлагаемой работе годового собрания, имеющихся в распоряжении средствах и ресурсах, которые могут быть дополнительно привлечены, и о предлагаемых методах сбора средств. Конференция может рассмотреть любой аспект финансирования этой работы и дать Собранию в Поддержку Страждущих совет относительно финансов или привлечения средств. Конференция назначает свой собственный комитет с соответствующей сферой деятельности и членством.

14.17
Членами конференции являются: казначей или другой уполномоченный представитель каждого регионального собрания, и Общего Собрания Молодых Друзей; члены комитета конференции; представители центрального и постоянно действующих комитетов; кроме того, на конференции присутствуют члены Административного Собрания.
См также 8.13

РАСПОРЯЖЕНИЕ НАШИМИ ФИНАНСАМИ

14.18
Основополагающий принцип этой части нашего церковного управления – корпоративная честность. Все Друзья несут ответственность за утверждение этого принципа. Это значит, что на каждом уровне нашего церковного управления Друзья должны быть безупречными, как в нашем общем, так и в индивидуальном поведении в отношении финансов и имущества. Нам доверены эти активы, и то, как мы их используем и развиваем, является важной частью нашего свидетельства. Вне зависимости от того, назначены ли мы официально на служение казначея или не назначены, каждый из нас несет ответственность за предоставление и использование денег, имущества и других материальных ресурсов, принадлежащих собранию, членом которого мы являемся.

См. также 8.13

14.19
Традиционно церквям было доверено справляться с собственными делами при минимальном надзоре со стороны светских властей. Однако такое самоуправление вызывает все больше вопросов по мере изменения общественного отношения, выявления совершаемых во имя религии нарушений и увеличения интереса к финансовым установлениям всякой благотворительности со стороны таких государственных органов, как Комиссия по Благотворительности [Charity Commission]. Мы должны быть чувствительными к новым взглядам и отвечать ожиданиям общества, которое требует от нас открытости для проверки внешними организациями. Поскольку наши стандарты корпоративной безупречности и индивидуальной честности остаются на высоте, нам не нужно бояться общественного интереса к нашим финансовым установлениям.

См. также 20.54–20.66 по личному поведению в финансовых отношениях

Счета

14.20
Все счета, которые ведутся от имени собраний, комитетов и других квакерских организаций в банках и акционерных обществах, должны быть открыты на имя собрания, комитета или другой квакерской организации, а не на имя отдельного лица. Ответственность за счета организации несут сообща все ее члены. Рекомендуется, чтобы казначей, клерк и, по меньшей мере, еще один Друг получили право подписи, которое следует зафиксировать в решениях собрания, а клерк должен предоставить заверенное свидетельство той организации или акционерному обществу, в которых открыт счет. Все изменения полномочий должны быть незамедлительно зарегистрированы согласно той же процедуре, и клерку следует заверить подлинность протокола. Хорошо, если казначей уполномочен единолично выписывать чеки и снимать суммы только в специально оговоренных пределах, а для более крупных операций требуется больше одной подписи. Организациям, владеющим счетами, рекомендуется регулярно пересматривать собственные установления в этой области.

14.21
Казначеям и другим Друзьям, принимающим непосредственное участие в распоряжении финансами своего собрания, рекомендуется ознакомиться с детальными советами, включенными в Руководство для казначеев, которое можно получить в Комитете Квакерских Коммуникаций.

14.22
Чтобы обеспечить финансовую ответственность, следует вести надлежащие бухгалтерские записи, включая все трансакции, а также активы и пассивы собрания. Необходимо готовить ежегодный бухгалтерский отчет, который должен проверяться независимым лицом, обладающим навыками и практическим опытом осуществления компетентной проверки отчетов перед тем, как их рассмотрит ответственное собрание, комитет или другая квакерская организация, которая примет эти отчеты, если они будут одобрены. Друг, которого собрание назначает на это служение, не может принимать участие в бухгалтерской или имущественной и финансовой деятельности данного собрания. Если валовой доход или общие расходы какого-то года или одного из двух предшествующих лет выходят за рамки текущего лимита, установленного законодательством по благотворительности, тогда проверка должна быть проведена профессиональным аудитором.

14.23
Законодательство определяет основные условия ведения бухгалтерии и надзора за ней со стороны членов Комиссии по Благотворительности в Англии и Уэльсе и Лордом Адвокатом в Шотландии. Подробности установлений определяются приказами, которые время от времени издаются Государственным Секретарем, и дальнейшую информацию об этом можно получить в Квакерских Финансах и Имуществе. Предполагается, что финансовые отчеты регионального собрания, как правило, охватывают финансы всех входящих в него собраний. Копии последних отчетов должны быть предоставлены по требованию любого члена общества. Бухгалтерские записи должны храниться в течение, по меньшей мере, шести лет после окончания финансового года, к которому они относятся.

Этические вложения

14.24
Друзья справедливо озабочены результатами своих инвестиций (см.20.56–20.57). Тем, кто несет ответственность за вложения от имени Друзей, следует обратиться к 15.07. Собранию или комитету нужно обдумать этические критерии при выборе инвестирования, но при этом следует стараться не увеличивать работу казначея, особенно, если речь идет о небольших деньгах. Казначей может просить совета у соответствующего собрания или комитета.

Личная ответственность

14.25
Казначей и другие лица, действующие от лица собрания, комитета или другой квакерской организации, не несут персональной ответственности за убытки в том случае, если они действовали разумно, с верой и согласно наилучшим из полученных ими советов. Собрание, комитет или другая квакерская организация ответственны за проявление необходимого внимания, и в частности, установление ограничений в принятии решений казначеем и других лиц, действующих от имени собрания. Если эти ограничения были нарушены, не следует ожидать снятия ответственности и возмещения убытков при личных потерях.

14.26
На доверенных собственников возлагаются дополнительные обязанности, некоторые из которых затрагивают их персонально. Они отвечают перед законом за проведение вверенных им вложений. Совет по квакерскому пониманию служения доверенных собственников дан в следующей главе (15.03–15.05) и в Руководстве для казначеев (14.21). Основные положения по юридической позиции доверенных собственников можно найти в буклетах, распространяемых Комиссией по Благотворительности или министерством Внутренних Доходов в Шотландии, и конкретный совет можно при необходимости получить в этих организациях.

Квакерский комитет управления

14.27
Мы принимаем … что эта организация в годовом собрании создана, чтобы поддержать наши собрания в их управлении и координировать взаимоотношения между годовым собранием и теми, кто занимается исполнением законов о благотворительности. Так продолжается то, что уже существует, увеличивая взаимную поддержку между годовым собранием и региональным собранием в финансовых делах. И также мы получаем возможность убедиться в том, что наш дом в порядке.

Британское годовое собрание, 2002

14.28
Региональные собрания приглашаются принимать помощь, руководство и активный контроль со стороны Квакерского комитета управления, чтобы отвечать требованиям Закона о благотворительности. Деятельность комитета также распространяется на общие собрания, как определено в 5.02, а также на другие собрания, которые все вместе составляют Британское Годовое Собрание. Комитет может обращаться через решения протокола ко всем этим собраниям и организациям. Совет о том, входит ли организация в этот список, можно получить у Записывающего клерка.

Целями Квакерского комитета управления являются: поддержка собраний в управлении финансами и имуществом; содействие правильной отчетности, прозрачности и честности во всех наших делах; а также предоставление Друзьям возможности работать с установленными законом организациями, отвечающими за исполнение закона о благотворительности, по тем вопросам, которые затрагивают все собрания и связанные с ними организации.

В обязанности комитета входит:

а. поддерживать казначеев и доверенных собственников в их служении, связанном с управлением финансами и имуществом собраний;
б. предоставлять консультации и руководство собраниям и другим организациям в рамках Британского годового собрания;
в. предоставлять обучение и стажировки казначеям, доверенным собственникам, независимым лицам, проверяющим отчетность, и прочим Друзьям, вовлеченным в финансовые и имущественные дела;
г. содействовать тому, чтобы каждая часть Британского годового собрания предоставляла надлежащую финансовую отчетность и регистры имущества;
д. ежегодно предоставлять Годовому собранию свидетельства исполнения пункта г.;
е. помогать собраниям действовать в рамках законов о благотворительности и пожертвованиях;
ж. распространять ценный опыт;
з. сотрудничать с установленными законом и другими внешними организациями (например, Комиссией по Благотворительности) по вопросам, затрагивающим все собрания и ассоциированные с ними организации, и давать годовому собранию рекомендации о необходимых изменениях в общих установках или других вопросах, касающихся благотворительного статуса Друзей;
и. доносить соответствующие квакерские взгляды до управлений и правительственных отделов, таких как Комиссия по Благотворительности Англии и Уэльса, Шотландский Администратор и др.;

Что именно входит в компетенцию Квакерского комитета управления можно узнать, обратившись к Записывающему клерку.

14.29
В Квакерский комитет управления входят:

а. девять Друзей, которые назначены Годовым собранием из кандидатур, представленных Собранием в Поддержку Страждущих по рекомендации его комитета по выдвижениям, на трехлетний период, который начинается и оканчивается годовым собранием; три члена уходят в отставку каждый год, хотя существует возможность назначения на второй срок и, как исключение, на третий;
б. клерк и помощник клерка, ежегодно назначаемый Годовым собранием из кандидатур, представленных Собранием в поддержку страждущих по рекомендации его комитета по выдвижениям; Записывающий Клерк и Генеральный Секретарь Квакерских Финансов и Имущества входят в комитет по должности.

Если позиция оказывается незанятой, Собрание в Поддержку Страждущих уполномочено сделать временное назначение на период до следующего Годового собрания.

14.30
Для установления действенного партнерства с региональными собраниями и другими организациями, Квакерский комитет управления может активно их проверять для выявления областей, в которых может понадобиться помощь и руководство. Для этого необходим доступ к определенным категориям информации, а поэтому комитет ожидает, что региональные собрания и другие организации предоставят по его запросу соответствующую финансовую отчетность, надлежащие реестры и другую информацию.

14.31
Эти установления не влияют на общую обязанность каждого регионального собрания передавать Годовому собранию, Собранию в Поддержку Страждущих и своему общему собранию кандидатуры или информацию, которые могут время от времени требоваться (4.16), и обязанность каждого общего собрания, как это описано в 5.01, передавать подобные сведения Годовому собранию и Собранию в Поддержку Страждущих (5.03).

Глава 15. Имущество и доверительные собственники >