Квакерская вера и практика. Глава 10.

Принадлежность к квакерскому собранию

НАШЕ СООБЩЕСТВО

10.01
Наша жизнь – это любовь, и мир, и отзывчивость; и смирение друг перед другом, и прощение друг друга, и не возложение обвинений друг на друга; но молитва друг за друга, и поддерживание друг друга заботливой рукой.

Исаак Пенингтон, 1667

10.02
Мы знаем силу Духа Божьего, действующего в жизни людей внутри сообщества наших собраний. Эти люди могли быть привлечены в сообщество через внезапное убеждение или длительный период поиска, а могли расти внутри него с детства. Мы также знаем, что всю жизнь занимаемся возрастанием в вере и ощущаем продолжающийся приток благодати в наших жизнях, который требует и подкрепляет приверженность пути ученичества. Мы признаем эту силу в действии в людях любого возраста, расы и убеждения: преобразующую силу, способную проявиться в жизни радости, смирения и служения.

Лондонское Годовое Собрание, 1986

10.03
Религиозное Общество Друзей организовано в виде местных собраний, каждое из которых должно быть сообществом. Нас свел вместе поиск пути Бога. На квакерском собрании каждый из нас может надеяться найти любовь, поддержку, проверку, практическую помощь и чувство сопричастности. Мы должны предоставлять себя такими, какие мы есть, вне зависимости от нашего возраста, нашей силы, нашей слабости; и быть в состоянии разделять дружбу и теплоту.

Некоторые из нас живут сейчас далеко от своих семей; некоторые весьма часто переезжают. Окруженные другими людьми, мы, тем не менее, можем вести изолированную и одинокую жизнь. Важно, чтобы наши собрания тепло приветствовали вновь прибывших, и чтобы мы приглашали их к себе домой.

Наше чувство сообщества не зависит от всеобщих одинаковых убеждений, поскольку вырастает из совместного богослужения, знания друг друга, любви друг к другу, принятия на себя обязанностей, взаимообмена и сотрудничества. Нам помогут опробованные и проверенные квакерские методы и процедуры, но собрание будет жить, только если мы разовьем чувство сообщества, которое включает равно и детей, и взрослых. Если обо всех, кто принадлежит нашему собранию, будут заботиться с любовью, водительство духа станет реальностью. Празднование и вспоминание главных жизненных событий объединяют нас, поскольку мы делимся происходящим с нами и радуемся или скорбим друг с другом.

Наш общий опыт ожидания Божественного водительства на молитвенных собраниях и собраниях по церковным делам, вкупе с внимательным слушанием и добротой сердца, формирует основание, на котором мы можем жить в любви, друг с другом и друг для друга, и для тех, кто за пределами нашего сообщества.

1994

10.04
Уильям Чарльз Брейтуэйт (1862–1922), юрист и банкир, был автором «Квакерских начал» и «Второго периода квакерства». Он активно содействовал основанию Свортмурских Лекций и преобразованию «Христианской Доктрины» 1883 г. в «Христианскую жизнь, веру и мысль» 1921 г.

Жизнь религиозного общества заключается в чем-то большем, чем свод принципов, которые оно исповедует, и внешние облачения организации, в которые оно одето. Эти вещи имеют свое собственное значение: они олицетворяют общество для окружающих и защищают его от случайностей и изменений обстоятельств; но источники жизни лежат глубже, и часто остаются незамеченными. Они должны быть найдены в живом союзе членов общества с Богом и друг с другом, союзе, который дает возможность свободного течения через общество той духовной жизни, которая и является его силой.

Уильям Чарльз Брейтуэйт, 1905

10.05
Мы признаем разнообразие служения. В нашем богослужении оно включает тех, кто говорит под водительством Духом, и тех, кто принимает и поддерживает работу Духа в молчании и молитве. Мы также признаем в качестве служения участие в наших многочисленных комитетах, оказание гостеприимства и заботу о детях, заботу о финансах и помещении, и многие другие дела. Мы ценим тех, чье служение не состоит в назначенной задаче, но заключается в преподавании, консультировании, слушании, молитве, поддержке служения других или в иной деятельности на собрании или в мире.

Лондонское Годовое Собрание, 1986

10.06
Обычай назначения определенных, поименно названных Друзей посетить наши собрания по делам церкви может привести других к ошибочному заключению, что их собственная ответственность за эти мероприятия имеет меньше значение, чем ответственность за молитвенные собрания. Но привилегия членства подразумевает, что каждому Другу следует побеспокоиться о посещении этих собраний.

1959

10.07
Мы должны сделать доступным для всех наших взрослых членов развитое религиозное учение, по своему назначению подобное тому, что мы считаем необходимым для наших детей. Мы стремимся обеспечить общие условия церковной жизни, пробуждающие духовный рост и поддерживающие высокий стандарт духовного осознания. Мы ищем плодородную и хорошо возделанную почву, на которой каждый тип служения даст всходы с обильным приростом.

Джон Вильгельм Раунтри, 1899

См. также 2.77–2.78 и 27.33

10.08
После неторопливого и полезного подготовительного собрания, Друзья сели за длинный стол в детской комнате, чтобы насладиться совместным ужином. Мы зависим от людей, возделывающих почву и обслуживающих производство всего, что составляет нашу ежедневную пищу, поэтому нам хорошо было вспомнить их с благодарностью и дружно вкушать сообща принесенную, приготовленную и поданную пищу. Это было священно, в том значении, в которое так глубоко верят Друзья. Мы говорили о тех, кто не смог присутствовать, так что присутствовало ощущение всего собрания, сплотившегося в сообществе.

Выходные были пропитаны этим чувством сообщества. На подготовительном собрании комитет садоводства сделал доклад и обрисовал планы устройства сада в верхней части нашей земли; фрукты нам, возможно, и не доведется собрать, но цветение порадует каждого. Вся земля здесь – под нашей опекой: садовые участки, место погребения, лужайки, и мы воспринимаем ее как единое целое с молитвенным домом, который она окружает. И все же подлинное значение заключено не в земле и строениях, а в людях: тех, кто растит цветы, траву и сад; членах поэтической группы (некоторые из которых доставили удовольствие чтением после ужина); групп обучения; собрания молодых людей; тех, чья деятельность осуществляется в других местах… Могильные камни говорят о прошлом, о тех, кто также служил собранию, чьи жизни вплетены в наши, как и наши жизни повлияют на тех, кому еще предстоит прийти.

Уильям Г. Севелл, 1977

10.09
Мы собрались в длинной гостиной, и на полу, как обычно, находились дети. Комната была заполнена. Тогда пришел отец Софи и положил ее в переносной колыбели на пол. Она была очень маленькой, и мы не думали приветствовать ее так скоро. Я оглядывал взрослых, задаваясь вопросом, кто из нас произнесет свидетельство.

На другом конце комнаты трехлетняя Кэти соскользнула с колена своей матери. Медленно, осторожно, и держась, по большей части, вертикально, она пробиралась между другими детьми. Кэти добралась до колыбели и посмотрела на младенца. Затем она повернулась и одарила всех улыбкой чистейшего наслаждения. Все еще улыбаясь, не произнося не слова, она возвратилась к матери.

Больше никто не заговорил. Софи была радушно принята на собрании.

Уильям Фрэйзер, 1989

10.10
Если мы серьезно относимся к воспитанию наших детей в молитвенной группе, то следует для начала заново оценить всю жизнь группы. Какого рода общение существует между всеми нами? Знаем ли мы друг друга как люди, делящие радость и печаль?

Доверяем ли мы друг другу достаточно для того, чтобы сознавать, что наши проблемы, так же, как наша убежденность и неуверенность, могут быть встречены с пониманием? Как мы принимаем ребенка и незнакомца среди нас? Видим ли мы в своей молодежи людей, о которых хотим узнавать и заботиться, и хотим ли мы обеспечить для них возможность узнать и позаботиться о нас? Поддерживаем ли мы в них чувство того, что они в состоянии много дать нам, что мы ценим их и становимся беднее без свойственных им озарений и вопросов? Являемся ли мы разновозрастным сообществом совместного обучения? Подыскиваем ли мы сознательно те события, в которых может участвовать все сообщество?

Детям и молодежи нужны их собственные группы ровесников, но обнадеживающе плодотворен взаимообмен целой группы, когда они чувствуют себя ее неотъемлемой частью и могут участвовать в ситуациях, которые углубляют отношения и формируют устойчивую дружбу. Часть этого взаимообмена – изучение нашего квакерского прошлого и христианских корней, но еще более необходимо делиться тем, во что мы, как квакеры, верим сегодня, и тем, каким образом это должно формировать нашу жизнь, как индивидуальную, так и общую. У всех у нас есть задача исследовать свою веру сегодня со всеми ее применениями в действии.

Пегги МакГеогхегэн, 1976

10.11
О ранних христианах говорили: «Взгляните, как они любят друг друга». Можно ли точно так же сказать о нас? Или в местах наших собраний вновь прибывших не всегда приветствуют, и люди там чувствуют себя одинокими? Что происходит с теми, кто участвует в наших собраниях? Их жизни изменяются? Они становятся более заботливыми? Больше любят? Что мы знаем о жизни друг друга за пределами собрания? О духовных путешествиях друг друга? Стремимся ли мы поделиться радостями и смехом так же, как печалями, или нам, возможно, слишком близки образы «степенности» общепринятой религиозности?

Безусловно, воспитание взаимоотношений и реакция на их распад станет результатом готовности каждого из нас входить с воображением и любовью в жизнь друг друга. Если мы действительно будем знать друг друга, тогда мы, вероятно, станем чутко осознавать потребности друг друга. Часто нужно просто пребывание рядом с кем-то; слушание; мягкое прикосновение, когда слова найти невозможно. Наша крайняя занятость, давление и напряженность современной жизни делают одновременно более необходимым и более трудным превращение наших собраний в живые и любящие сообщества.

Джун Эллис, 1986

10.12
На собраниях Друзей, которые я знала, была хорошая практика – когда маленькая группа проводила молитвенное собрание в спальне серьезно больного члена, пожелавшего, чтобы другие пришли к нему или к ней с этим. Поскольку у нас нет установленной формы богослужения для подобных случаев или для похорон, очень важно, чтобы старейшины и заинтересованные Друзья чутко осознавали потребность в произнесении подлинного «слова жизни» и были подготовлены к отклику на подобные потребности и к служению понесшим утрату. Я была членом больше, чем одного любящего собрания, но должна признать, что слово, которого я жаждала, не было сказано ни мне, ни моей семье, когда у нас случилось огромное горе, хотя к нам проявляли много сочувствия и доброты. Я рада сказать, что как и до, так и после этого, мне доводилось услышать такое слово, предназначенное для других.

Рут Фейрвелл, 1967

10.13
Квакеры не должны быть определены исключительно как белые, христиане и представители среднего класса, и соответствующая культура не должна приниматься за культуру тех, кто разделил квакерские убеждения. Когда это происходит, неравенство и неравномерная динамика власти нашего общества отражаются на наших собраниях, и, таким образом, чернокожие люди отвращаются от полноценного участия в богослужении.

Наше Общество часто слепо в отношении даров и богатства других традиций, и этот культурный шовинизм препятствует его развитию. Расизм внутри Общества Друзей, возможно, более разрушителен, потому что он не сознателен и возникает из стереотипных предположений: «А никакого вреда здесь нет. Может быть, вред и причиняется, но не умышленно».

Послание чернокожих, белых, азиатов и смешанного происхождения Друзей, 1991

10.14
Хотя английский язык на протяжении многих лет остается основным посредником Общества на наших островах, следует признать, что часть квакерской жизни находила и находит свое выражение через другие языки, а в Уэльсе также и посредством валлийского языка. Традиция нашего Общества, наша история и наше свидетельство унижаются, если это не принимать во внимание. Некоторых валлийских ораторов непредумышленно заставили ощутить изолированность. Следует сохранять правомочность положения валлийского языка в работе и деятельности годового собрания в Уэльсе.

Дуайфорское собрание, 1994

10.15
Мы знаем, что духовный рост собрания неразрывно связан с ростом его жизни как сообщества, и что духовное развитие является непрерывным процессом как для старших, так и для младших членов собрания. Многие молодые люди получили и получают негативный опыт на своих местных собраниях, особенно небольших, где молодые чувствуют, что к ним относятся свысока, их подавляют, или им скучно, и где они обнаруживают мало признаков духовного поиска среди старших Друзей: местами Общество кажется закосневшим, замкнувшимся в прошлом или в ошибочной успокоенности.

Молодой квакер, 1985

10.16
На протяжении многих лет «Левнерс» оставались моим единственным контактом с Обществом Друзей, и я бы, вероятно, полностью отошел от квакеров, несмотря на свою принадлежность к Друзьям по праву рождения, если бы не влияние Квакерского Молодежного Театра.

Летние проекты с проживанием несли ощущение смысла, которого я не находил на собраниях Молодых Друзей, там использовались навыки, близкие лично мне. Совместное проживание и тесное сотрудничество на благо общей цели всегда хорошо сплачивали компанию, но в пьянящей смеси изнеможения и адреналина из-за многочасовых публичных представлений интенсивность возникающей дружбы была необычайной. Я возвращался с этих мероприятий домой на подъеме и с воодушевлением, полный радости и восхищения жизнью, которая теперь составляет центральную часть моего духовного мировоззрения.

Неизбежный шум и активность «Левнерс» подчеркивали тишину и мир молитвенного собрания, начинавшего и заканчивавшего каждый день. Более, чем когда-либо прежде, я осознавал, насколько ценно квакерское богослужение, реальное действие взаимообмена.

Ник Путз, 1994

10.17
Для духовного благосостояния собрания бывает очень полезно, если его социальная жизнь энергична, и его члены живо интересуются благосостоянием друг друга. Пасторская работа Общества специально поручена наблюдателям, но всем нашим членам не следует поддаваться ощущению того, что они освобождены от ответственности. В главных событиях жизни, таких, как брак, рождение ребенка, болезнь или смерть, – наша обязанность и привилегия состоят в том, чтобы разделить радости и печали друг друга; и проявленное таким образом сострадание становится мощным средством нашего единения в более близком содружестве. Тем, кто занимает общественные посты или вовлечен в различные формы социального служения, следует дать понять, что они получают сочувственную поддержку друзей в своей работе. Было бы хорошо предоставить таким Друзьям возможность рассказать о своей деятельности и получить поддержку и совет; другие члены собрания обрели бы, таким образом, более глубокое ощущение того, что они призваны к реальному участию в служении.

1925

10.18
Создать защищенный дом для маленьких детей, утешить скорбящего, делать свою работу как можно более эффективно, слушать с пониманием, быть великодушным со стариками и вежливым с молодыми – вот простые задачи, к исполнению которых призвано большинство мужчин и женщин. Они созидают дом или собрание, или сообщество, которое становится первым шагом к Царствию Небесному на земле. Второй шаг – осознавать более сложные задачи и быть готовым к участию в их исполнении – готовым, а не встревоженным или обеспокоенным, или завидующим, но согласным ждать, упражняясь в служении молитвы, чтобы поддержать тысячи уже трудящихся целителей и миротворцев.

Оливер Тайсон, 1966

10.19
В истинном сообществе мы не будем выбирать себе ближних, ведь наш выбор так часто ограничен самолюбивыми мотивами. Вместо этого, ближние будут даны нам благодатью. Часто они окажутся людьми, которые сокрушат наши привычные представления о самих себе и о мире. Фактически, мы могли бы определить истинное сообщество, как место, где всегда присутствует человек, с которым Вам меньше всего хочется быть вместе!

Паркер Дж. Палмер, 1977

10.20
Одна из неожиданных вещей, которым я научился в своей квакерской жизни, – то, что религия касается, в основном, отношений между людьми. Такое открытие было неожиданным, поскольку меня воспитывали в вере в то, что суть религии – в наших отношениях с Богом.

Если мы чувствительны, то обнаруживаем, что все, происходящее с нами, хорошее или плохое, способно помочь нам выстроить представление о смысле жизни. Нашу чувствительность может развить чтение Библии, открытость восприятию природы, музыка, книги, живопись, спорт или что-то еще, чем мы можем специально интересоваться. Во всем и через все мы слышим Бога, говорящего с нами. Но я не считаю себя одиноким в своей уверенности в том, что именно в моих отношениях с людьми наиболее ярко раскрываются самые глубокие религиозные истины.

Джордж Горман, 1982

КОНФЛИКТ ВНУТРИ СОБРАНИЯ

10.21
На каждом собрании бывают периоды конфликта, когда от нас требуется обнаружить и проявить свою любовь друг к другу и встретить трудности лицом к лицу, ведь только справившись с ними, используя наше собрание для церковных дел и другие подходящие методы, мы можем вместе продвигаться вперед. Такой конфликт может включать столкновение личностей, различия в числе или стиле устного служения, споры о месте, где проводятся молитвенные собрания. Проблемы могут становиться запутанными, и один сорт спорных вопросов может маскироваться под другой. Потребуется внимание для выявления первопричины. Чтобы справиться с трудностями, необходимы умение, время и большая любовь, но там, где проблемы были открыто встречены и успешно преодолены, опыт собрания становился порой значительно более богатым.

Основная ответственность за поиск способов решения проблем лежит на старейшинах и наблюдателях. Направление дальнейшего движения может быть предложено собранием для прояснения (см. 12.22–12.25).

Застарелые проблемы порой бывает легче решить, обратившись к опытному фасилитатору, находящемуся вне ситуации. «Квакерская жизнь» или месячное и общее собрания могут оказаться в состоянии предложить кандидатуры Друзей, обладающих пониманием того, как группы и отдельные люди взаимодействуют друг с другом, и способных провести время с собранием, у которого есть кажущиеся неразрешимыми трудности.

1994, 2001

10.22
Частью творческого опыта сообщества является обучение тому, как поступать в случае возникновения конфликта, а Друзья обычно в этом не сильны. «Высказывание правды в любви» – квакерское клише, но «лакировка трещин» – принцип, более привычный в применении. Конфликт, встреченный в «сокрушенности» духа может далеко продвинуть собрание в его духовном странствии, тогда как нерешенный конфликт умерщвляет жизнь. Мы – маленькое Общество. Столкновения всегда возникали, так же как они возникают в любой семейной группе. В одном смысле члены семьи знают друг друга слишком хорошо, в другом смысле – недостаточно хорошо. Невозможно силой навязывать отношения, но они могут стать существенным резервом во времена нужды, и тогда, если связи достаточно сильны, все узнают друг друга лучше.

Джоан Фитч, 1980

10.23
Одна из реалий наших собраний сегодня – то, что иногда два человека, которых мы знали как пару, неспособны поддерживать свои отношения и решают разойтись. Как бы мы ни сожалели об этом, разводы становятся обычными в обществе в целом. Квакеры не защищены от такого несчастия, и когда оно случается, это часто становится испытанием для собрания в самых разных и неожиданных формах. Причины для разрыва могут озадачить нас, и мы можем чувствовать себя уязвленными и расстроенными, особенно если отчужденность лишает нас компании знакомого друга. «Если это могло случиться с ними, чем все закончится?». Может даже присутствовать ощущение вины, как если бы собрание, так или иначе, позволило этому случиться. «Если бы наши наблюдатели были получше». «В конце концов, Друзьям следует стремиться поддерживать святость брачных отношений».

При всем при том, нам необходимо помнить, что мы часто лишь свидетели, которые могут и не знать обо всех обстоятельствах, приведших к разрыву. Важно подтвердить нашу любовь ко всем тем, кто непосредственно затронут, особенно если есть знакомые собранию дети. Задача поддержки оставленного партнера может потребовать особой чувствительности и готовности быть доступным в безрадостный момент. Но также не следует заранее исключать потребность показать нашу заботу о другом партнере. Прежде всего, собранию необходимо стараться утвердить то, что от Бога в каждом из нас, безотносительно нашего ощущения чьей-то вины. Это – время для усиленной молитвы, ненавязчивой заботы и доброй поддержки. Необходимо верить, что с благодатью мы все сможем найти пути для роста, выводящие нас из болезненных переживаний.

Джон Майлс, 1994

10.24
В своем желании быть добрым к каждому, чтобы проявить единство в духе и не иметь никакого большинства и меньшинства, мы минимизируем наши противоречия и набрасываем покров на свои сомнения. Мы оказываемся не в состоянии признать, что напряженность не только неизбежна, как бы она ни была спрятана, но что, раскрытая, она бывает позитивно полезной.

Кеннет К. Барнс, 1984

См. также 4.23 Споры среди Друзей, 20.67–20.75 Конфликт и 22.47–22.50 Перед лицом изменений и трудностей

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ

10.25
Когда мы рассматриваем критерии для членства, двумя главными факторами служат сообщество и самоотдача. Не только практическая самоотдача, но и духовная готовность расти и учиться, из которой разовьется наша практическая самоотдача… YFCC [Young Friends Central Committee – Центральный Комитет Молодых Друзей, который в 1993 году стал Общим Собранием Молодых Друзей], показал, что сегодня большое квакерское собрание может действовать и без какого бы то ни было формального членства. Наше членство более реально: это просто обязательство присутствовать, наша готовность участвовать в качестве «Молодых Друзей Истины». В последние годы признание значимости наблюдателей сыграло существенную роль в создании духа сообщества, которым мы теперь благословлены. Мы чувствуем, что современную недостаточность основ общения на наших местных собраниях можно восполнить за счет подобной работы и проявления особого внимания в отношении активных Друзей… Мы должны быть готовы сделаться уязвимыми и заботиться друг о друге. Мы предлагаем широко использовать способы оживления общения, так чтобы всех активных Друзей посещали ежегодно другие Друзья, чтобы нам слушать друг друга и подтверждать духовный рост в своей жизни, что мы так часто игнорируем.

Группа Молодых Друзей, 1986

10.26
Один из самых суровых жизненных уроков состоит в том, что ничем не оправдано ожидание того, что нашему ближнему нужно следовать нашим путем… Трудность постижения человеком этой истины увеличивается пропорционально тому, насколько ярок и ясно определен его собственный опыт. Человеку, который был поднят из ужасной ямы, поставил свои ноги на скалу, и в чей рот была вложена новая песня, оказывается трудно поверить, что другой, прибывший спокойно и без кризиса, без сильного сознания вины и без соответствующего экстаза избавления, может действительно быть истинным последователем.

Уильям Литтлбой, 1916

10.27
Нет ли различных государств, различных степеней, различного роста, различных мест? … Поэтому, следите каждый, чтобы чувствовать и знать свое собственное место и служение в теле, и быть восприимчивым к дарам, местам и служению других, чтобы Бога можно было почитать во всем, и каждый мог быть признан и почитаем в Боге, а никак не иначе.

Исаак Пенингтон, 1667

10.28
Часто бывает трудно принять, что у других людей есть свои собственные отношения с Богом, свои особенности и понимание. Мы не просто ученики, мы – ученики все вместе.

Наше видение истины должно быть достаточно большим, чтобы включать истины других людей, как свои собственные. Нам следует учиться любить трудных непривлекательных людей. Принимая друг друга и отношения друг друга с Богом, давайте продолжать держаться вместе на нашем глубочайшем уровне. Мы – прощеное сообщество. Часть цены ученичества – жизнь с другими учениками.

Бет Аллен, 1984

10.29
Пьер Серезоль (1879–1945), швейцарский пионер рабочих лагерей и основатель Международной Волонтерской Службы, неоднократно пострадавший за свой сознательный отказ служить в армии [по религиозным или нравственным соображениям, – прим. пер.]. Он порвал с христианской ортодоксией, которая, по его ощущению, больше не верила в свои собственные догмы, и присоединился к Друзьям в 1936.

Я чувствую очень сильно … что для духовной жизни абсолютно необходимо, чтобы мы не оставались изолированными. Именно эта глубокая потребность выйти из длительной и опасной взаимной изоляции побуждает меня теперь просить быть принятым среди Квакеров. Мне все более и более ясно, что только в лоне религиозной семьи, составленной свободно, но очень прочно, человек может предложить миру служение, которое очень нужно, и которое не может быть организовано никакой политикой, не основанной на глубоком вдохновении.

Пьер Серезоль, 1936

10.30
Даже если бы было возможно стать членом каждой церкви одновременно, несовершенство осталось бы; бесконечная полнота Бога всегда будет превышать наши способности понимания и повиновения, даже наши возможности получать видение и радость. Двойное членство для меня не формула, которая может удовлетворить, потому что быть одновременно и Другом, и служителем Объединенной Реформатской Церкви означает заполнение всех брешей одной традиции за счет другой, хотя, конечно, это – практика, в которой присутствует большая и удовлетворяющая мера полноты. Членство – это скорее обязательство, а членство среди Людей Бога – это абсолютное обязательство. Но действительность нашей земной жизни состоит в том, что абсолютное требование Бога должно отобразиться в реальном и ограниченном требовании тех людей, с которыми действительно разделяется жизнь.. Моей огромной привилегией и радостью было обнаружить себя таким образом включенной в два сообщества, что я получала от каждого из них больше, чем могла вполне выразить, и верила, что призвана отдавать в каждом то, что позволяет Бог.

Дороти Хавергал Шоу, 1994

10.31
Друзья занимаются не строительством стен, а их устранением. Для нас, сельских Друзей, живущих за много миль друг от друга и квакерского собрания, иметь двойное членство – это способ признать свою причастность к тому, в чем мы живем: к местным организациям, в том числе, христианским. Мы пришли из других ветвей церкви, и это дает опыт, который мы ценим. И все же нам хочется подтвердить, что упование на Бога в молчании квакерского богослужения находится в самом центре нашей жизни и является главной движущей силой всей нашей деятельности.

Несколько членов Собрания Северного Нортумберлэнда, 1994

10.32
Почему, спрашиваю я себя, я ходил на совместное богослужение с этой небольшой и не очень заметной группой людей? Разумеется, потому, что сидя в течение нескольких месяцев среди этих весьма обычных людей, для большинства из которых я оставался незнакомцем и иностранцем, я испытывал ощущение собственной причастности – ощущение сообщества. Истинному богослужению Друзей, привлекающему людей различных темпераментов, одаренности и происхождения, всегда удается порождать атмосферу сопричастности, атмосферу сообщества, которая бывает заразительной и творческой. Это ощущение «сопричастности» оставалось со мной годами, и росло как в интенсивности, так и в универсальности… «Созидание» такого чувства сообщества – естественное свидетельство квакерского собрания, в котором есть семя жизни и творческого опыта.

Ранджит М. Четсингх, 1967

10.33
Почему я – Друг? Потому что квакерство обладает целостным взглядом на жизнь. Повседневная жизнь и религия слиты воедино, и мы включаемся, а не исключаемся, в своем подходе… Годами Общество давало мне крепкую дружбу. Быть человеком означает быть отдельной личностью и знать, поэтому, реальность и тайну одиночества. Хотя мне всегда легко устанавливать поверхностный контакт с людьми, я часто бываю одинок и переживаю периоды сомнений и сухости. Тогда мне особенно нужны друзья, которые примут уровень дружбы, предполагающий молитву обо мне. Под этим я подразумеваю, что они позаботятся достаточно, чтобы думать обо мне, спросить себя, если есть у меня какая-нибудь особая нужда, в которой они могут помочь, доверить то, чего они не знают обо мне мудрости Бога, а когда мы собираемся – радушно принимать меня.

Дональд Корт, 1965

10.34
Полагаю, вопрос не в том, почему я прошу о вступлении в членство, но в том, почему я не сделал этого раньше? Могу сказать только, что я не торопливый человек. Я взвешивал свою просьбу о вступлении, по меньшей мере, четыре года. Я так давно чувствовал себя частью Друзей, что для меня было поразительно при случае сознавать, что обо мне думают не как об «одном из нас», но как об «одном из них». Я пришел к пониманию того, что мое собственное восприятие себя в смысле самоотдачи и сопричастности не обязательно совпадает с тем, как воспринимают меня. Временами это меня печалило. Но я могу считать прояснение собственной позиции своим долгом по отношению к Друзьям. Если об Обществе можно думать как о корабле, я хотел бы стать членом экипажа, а не пассажиром, и чтобы меня так и воспринимали.

Джаи Пенна, 1989

Глава 11. Членство >