Квакерская вера и практика. Глава 29.

Водительства

Что останется после нас? Куда ведет нас сейчас Дух? В данной книге мы рассмотрели то, как нас собирали, вели и организовывали на протяжении более чем трехсот лет. Мы хотим сохранить унаследованные нами богатые откровения и одновременно быть открытыми продолжающемуся водительству в изменяющихся обстоятельствах. Это будет возможно только, если мы будем внимать побуждениям любви и истины, которым мы доверяем, как водительствам Бога.

Индивидуально и сообща Друзья ищут новые способы выражения наших свидетельств равенства и социальной справедливости, строительства мира, истины и честности в общественных отношениях и простоты в образе жизни, которые отражают наше обновленное понимание собственных отношений со всем творением.

Пытаясь откликаться на новые водительства, мы часто не можем определить, что останется важным, а что окажется эфемерным. Напряжение будет возникать в связи с различиями в нашем восприятии и убеждениях, и напряжение может быть созидательным. Наша надежда и наш опыт говорят, что, если мы останемся верными, нас поведут в правильном направлении.

29.01
Как мы можем с улыбкой пойти во тьму? Нам нужно учиться полагаться на Бога и водительства Духа. Многие ли из нас по-настоящему ведомы духом в нашей повседневной жизни? Я обращаюсь к Богу, когда мне нужно принять трудное решение, или когда я ищу силы, чтобы превозмочь боль в темные времена. Но я только лишь учусь пребыванию в том месте, откуда приходят водительства. Это – место любви и радости, даже посреди боли. Чем больше я пребываю в этом месте, тем легче мне улыбаться, потому что я уже не боюсь.

Если мы пребудем в присутствии Бога, нас поведет дух. Мы стараемся помнить, что водительство духа зависит не столько от Бога, который всегда готов вести нас, сколько от нашего стремления быть ведомыми. Нам необходимо стремиться быть ведомыми во тьму, равно как и сквозь зеленые пастбища и вдоль спокойных вод. Нам не нужно бояться тьмы, ибо там – Бог. Будущее нашей планеты не должно находиться в руках мировых «лидеров». Мир пребывает в руках Бога, если нас ведет Бог. Пусть нас ведет Дух. Давайте пойдем с улыбкой во тьму.

Гордон Мэтьюс, 1987

29.02
После рассмотрения приоритетов финансирования работы Лондонского Годового Собрания в 1992 году Собрание в Поддержку Страждущих занесло в свой протокол:

В основе всей нашей работы лежит ожидание и слушание Духа. Пусть любящий дух любящего Бога зовет и ведет нас. Такие водительства бывают как личными, так и общими. Если они действительно проверены в сплоченном собрании, тогда мы обнаружим, что нам даны сила и храбрость для послушания. Мы нуждаемся в смирении, чтобы поставить послушание прежде своих желаний.

Мы сознаем потребность заботиться о самих себе и друг о друге в наших собраниях, нося бремена других и с любовью испытывая друг друга.

Мы также слышим крик отчаявшихся, который вызывает у нас сострадание. Нам известна необходимость говорить за тех, у кого нет голоса. У нас есть традиция служения и работы, открывающая для нас возможности. Но нам напоминают, что мы не единственные, кто делает эту работу. Мы можем не только способствовать ходу деятельности между нашими центральными и местными собраниями; но нам следует признавать работу Духа во многих организациях и во многих местах, в других церквях и других религиях, и в светских организациях.

Глядя на свое прошлое, мы можем видеть, сколько времени нужно для трансформации. Мы – маленькая церковь с претензиями изменить мир. Но, прежде всего, мы должны позволить Богу изменить нас – дать нам силы стать лучше и быть более активными в нашей работе. Нам следует не создавать структуры, которые на нас работают, а вдохновлять друг друга на выполнение работы, возложенной на каждого из нас. Тем не менее, мы планируем … неизменный Дух будет всегда вести нас… Все взаимосвязано, богослужение и деятельность, мудрость и любовь.

Нам нужно надеяться на наши собрания, на нашу любовь друг к другу и нашу общую дисциплину. Мы должны надеяться на себя, говорить о своей жизни и позволить своей жизни говорить. Прежде всего, мы должны надеяться на Истину. У нас есть Внутренний Учитель, который учит, ведет нас и руководит нами. Когда мы знаем, что нам следует делать, придет и знание о том, как это сделать.

29.03
Мы, кажется, находимся на поворотной точке истории. Мы можем избрать жизнь или наблюдать, как планета становится непригодной для нашего обитания. Почему-то я верю, что мы пройдем сквозь эту темную ночь нашей планетарной души к новому периоду гармонии с Богом, которого предстоит найти внутри каждого из нас, и что Он\а вдохновит обновленное доверие в людях повсюду, давая нам всем силы взаимодействовать для применения наших способностей, нашей мудрости, нашего творчества, нашей любви, нашей веры, даже наших сомнений и страхов, – чтобы примириться с планетой. Подкрепленная этой хрупкой верой, вдохновленная Духом внутри, я смею надеяться.

Пэт Сондерс, 1987

29.04
Известно, что все великие движения в своем развитии проходят три стадии: насмешек, обсуждения, признания. Движение против вивисекции прошло стадию насмешек, началась стадия обсуждения. Религиозное Общество Друзей осудит вивисекцию до или после ее отмены? Сейчас наше годовое собрание – не участник этой разворачивающейся человеческой драмы, а ее молчаливый наблюдатель… Разве не должен стать нашей заботой поиск единения с движением против вивисекции?

Ральф Роуарт, 1994

29.05
Мы признаем невероятную способность вновь развивающейся технологии генной инженерии изменять живую материю с доныне немыслимыми скоростью и масштабами. Недавнее применение биоинженерии видов растений и животных принесло пользу, в основном, людям в материально развитых странах ценой потерь материально отсталых стран и ущерба глобальной биологической вариативности. Продолжение использования этих технологий и их распространение на человеческие существа подчеркивает необходимость того, чтобы Друзья провозгласили, что присущая всем жизненным формам ценность, не ограничивается их утилитарными функциями, и что богатство человеческого разнообразия нельзя сводить до уровня товара или подчинять законам рынка. Наличие хорошего и плохого потенциалов генных технологий требует смирения, мудрости, и любящей доброты, а также способности вовремя остановиться. Нам, Друзьям, следует привлечь свои разнообразные дары, чтобы помочь обеспечить такое развитие и применение генных технологий, которое не обходилось бы без размышлений о справедливости, демократии, а также уважения к достоинству и благополучию всех.

Эмбер Кэрролл и Грейс Джэнтзен, 1994

29.06
Размышляя о времени, проведенном на работе во Вьетнаме в начале 1970-х, Хелен Стивен записала:

Возможно, нашим самым позитивным вкладом в миротворчество было утверждение и поддержка вьетнамской культуры на фоне явной разрухи, которую мы видели вокруг.

Я верю, что в основе всякого истинного развития лежит это фундаментальное уважение к «тому, что от Бога» в каждом. Вернувшись домой, я ужаснулась нашему культурному, материальному и духовному невежеству. По моему убеждению, именно это глубокое невежество порождает программы помощи, навязывающие западные методы образования, медицины и сельского хозяйства народу, чьи традиции древнее наших; невежественно предполагать, что какую-либо политическую систему или социально-экономическую структуру следует поддерживать и защищать, невзирая на количество людей, которых при этом атакуют бомбами и напалмом, которых пытают. Поистине, невежество заставляет нас транжирить и разрушать скудные запасы земли для обеспечения и защиты потребностей одного поколения в одном уголке планеты. И полное невежество – верить в то, что мы обладаем монополией на духовную истину.

Я вернулась домой из Вьетнама, убежденная в том, что подлинная задача развития находится здесь, у нашей собственной двери.

1987

29. 07
Мы все едины, почти неощутимым, но самым значительным образом, едины в смысле нашей взаимозависимости. Без вас я не был бы тем, кто я есть; без меня вы не были бы тем, кто вы есть. Это нетрудно понять на одном уровне. Я сознаю, в какой степени являюсь продуктом не только генов своих родителей, но также и их эмоционального и интеллектуального влияния, которое, в свою очередь, произошло из атмосферы их семейной жизни, культуры и образования. И я также – продукт моей учебы, интеллектуальных идей, которые сформировали мое мышление, моих друзей, моей жены, моих детей – всех, чьи жизни я, в свою очередь, помогаю создавать.

Это легко понять. Столь же легко понять, каким образом, например, наши вкусы и пристрастия влияют на людей далеко за пределами того, что мы знаем. К примеру, мое предпочтение чая или кофе на завтрак воздействует на экономику, скажем, Шри Ланки или Индии, Кении или Колумбии. А это значит, что воздействию подвергаются жизни миллионов людей, которых я никогда не встречал. Прихоть моих вкусовых рецепторов приводит к банкротству или процветанию наций, к революциям или притеснениям. Кто знает? Мы можем быть уверены лишь в том, что все наши поступки, слова или мысли обязательно влияют на общее целое, на Все, частью чего мы являемся.

Адам Керл, 1992

29.08
Мы, квакеры, говорим, что у нас нет религиозных догм. Но у нас они почти что есть! Ведь едва ли не каждый из нас сказал бы, что мы верим в «то, что от Бога в каждом».

Как легко это сказать. Как трудно этим жить! Если мы придаем этому значение, нам нужно жить этим. Вот почему некоторые из нас в Северной Ирландии говорят с людьми, практикующими насилие. Это не значит, что мы соглашаемся с тем, что они делают. Это означает веру в добро, которое есть в каждом, и в потенциал для роста и изменения во всех нас.

Некоторые из наших ближайших друзей раньше были вовлечены в насилие, а затем изменились. Я научилась очень многому у них и их отважного изменения, и мне хочется верить, что любой может измениться.

Диана Лэмпен, 1991

29.09
Нам следует ощущать ответственность в своих странах за торговлю оружием, которая будет продолжаться, если только мы не усилим деятельность, направленную против этого. Давайте действовать вместе, как международная организация. Давайте представим себе позицию Иисуса Христа по этому вопросу. Что он сказал бы о торговле оружием? Мне часто приходится напоминать себе об этом, и я даже пытаюсь напомнить некоторым из моих коллег в Австралийском Сенате – ну, что сказал бы Иисус об этом или о том – и это заставляет их задуматься, могу вас уверить.

Он был бы там, работал бы с нами, спорил бы и делал все, что в его силах для того, чтобы эта совершенно безнравственна торговля была остановлена как можно скорее. Это большая работа, Друзья; но квакеры часто выступали в роли пророков в прошлом. Нам нужно радоваться примеру противников рабства, помнить их силу, храбрость и свидетельство и действовать также сегодня.

Джо Валентайн, 1991

29.10
Мы – наследники долгой традиции, которая стремилась нести наши религиозные убеждения в мир, «а потому вдохновляла наши попытки улучшить его». Мы стараемся жить в достоинстве той жизни и силы, которая устраняет причины всех войн.

В глобальном смысле, налогообложение на военные цели не является политическим или финансовым вопросом. Дух Бога побуждает нас сказать без малейшего колебания, что мы должны поддержать право отказа по мотивам совести от уплаты налогов на военные цели. Мы понимаем, что живем в мире, где невозможно ясно видеть финальные последствия действий, которые мы можем инициировать на этом Собрании. Тем не менее, нами движет наше видение мирного и любящего общества.

Мы просим Собрание в Поддержку Страждущих изучить более подробно и безотлагательно роль, которую наше религиозное сообщество должно сообща сыграть в этой заботе, а затем предпринять показавшееся необходимым действие от нашего имени. Мы знаем, что это лишь следующий шаг в нашем служении Истине, к которому нас постоянно призывают. Мы идем вперед в силе Бога.

Лондонское Годовое Собрание, 1987

29.11
То, что мы услышали о степени проникшей в наши государственные структуры секретности, вызывает у нас страх, шок, беспокойство и смятение в отношении неискренности и фальши, которые из этого проистекают. Обширный аппарат безопасности пронизывает все ткани общества. Наше Религиозное Общество несет историческое послание любви, которая победит страх, лежащий в основе этой постоянно возрастающей секретности.
Нам необходимо поддерживать тех, кто подвергается преследованиям и гонениям вследствие этой секретности. Нам также следует спросить себя: «Насколько мы правдивы?». Признавая искренность тех, кто придерживается противоположных взглядов, нам следует помнить о необходимости гармонизации всей нашей жизни, чтобы мы могли убедительно говорить с окружающими.

Конференция по «Состоянию секретности», созванная Уорвикширским Месячным Собранием, 1989

29.12
Ранние Друзья были склонны обращаться к монархам или государственным посланникам, ведущим переговоры о мирном соглашении. Друзья сегодня обращаются скорее к тем, кто работает в международных структурах, таких как ООН или Европейское Экономическое Сообщество, хотя премьер-министру письма направляются до сих пор, а недавно британские Друзья написали монарху. Можно также возразить, что власть в сегодняшнем мире перешла от правительств к глобальным финансовым интересам, и что именно в эту сторону должны быть направлены квакерские усилия.

Интересам бедняков должна служить наша главная цель – говорить правду по социальным и экономическим вопросам, особенно по проблеме бедности. Наша роль в том, чтобы напоминать богатым и привилегированным кругам, включая нас самих, о возможности добровольно отказываться от привилегий.

Сесил Р. Эванс, 1987

19.13
Мы обдумывали и глубоко переживали позор существования нищеты в нашей богатой стране. До тех пор, пока хоть один человек среди нас может сказать: «Я существую, но я – ничто», – будет сохраняться потребность в справедливом социальном порядке. Истина в том, что мы все ранены и нуждаемся в лечении. Духовная нищета присутствует и среди бедных, и среди богатых… Если мы хотим быть едиными, нам нельзя продолжать игнорировать разделения, порожденные обожествлением богатства, успеха и власти. Ключ к глубокому пониманию бедности – в отказе от иллюзии о том, что только у богатых есть, что предложить, и в принятии реальности того, что все мы можем учиться друг у друга.

Лондонское Годовое Собрание, 1987

29.14
Квакеры верят в то, что тот же самый Бог, который милостиво присутствует у нас, известен также и в других религиях мира, всем, кто «кроток, смирен, милостив, праведен, набожен и благочестив». Вдохновляющим аспектом внутри-церковного процесса стало живое осознание Британии как мультирелигиозного сообщества… Но, выходя за рамки других религий, существует единый народ Божий, все человечество в целом. Мы утверждаем в Суонвикской [межцерковной] декларации, что «мир со всеми своими грехами и великолепием принадлежит Богу»… Для церкви евангельская заповедь – служить народу Божьему и, особенно, «малым сим» [Мф.10:42, – прим. пер.]. Голодных, бездомных, больных и заключенных сегодня в Британии в избытке: планета взывает к справедливости и миролюбию.

Собрание в Поддержку Страждущих, 1988

29.15
Мы признаем и ценим то, что мы, как чернокожие, азиатские и смешанной национальности Друзья [в Британии] приносим в Общество, и с гордостью заявляем о своем богатом позитивном вкладе. Тем не менее, мы сталкиваемся с высказанными и невысказанными предположениями о том, что, поскольку мы – чернокожие, у нас нет материального достатка, мы социально ограничены, лишены культурного наследия, а в духовном смысле нуждаемся в квакерских наставлениях. Внутри своих собраний мы подвергаемся как физической, так и духовной, изоляции. Дело не только в количествах, но без активной преданности обеспечению разнообразия внутри общества Друзей, будет все также трудно развивать опыт духовного сообщества.

Мы, чернокожие и белые Друзья, признаем важность потребности наших детей знать и ценить себя и окружающий мир, важность любви и поддержки устроенной и безопасной семейной обстановки. Мы все должны стремиться к тому, чтобы расовые барьеры не мешали успеху наших детей. Нам нужно честно и открыто смотреть на структуру наших собраний и стараться расширять свой опыт, узнавая разнообразие других форм богослужения. Квакерство позволяет нам увидеть как славу, так и то, что в нас трудно принять. Давайте сделаем это сейчас и вместе.

Послание чернокожих, белых, азиатских и смешанной национальности Друзей, 1991

29.16
На Всемирной Конференции Друзей 1991 года Вэл Фергюсон спросила:

Объединяет ли эту пеструю группу что-либо, кроме нашей любви и человечности? Отличает ли нас что-то, как квакеров? Я говорю – да. У каждого из нас есть свои приоритеты и особенное понимание, но пока Друзья подтверждают друг в друге подлинный опыт Бога, а не требуют признания вероучений, мы остаемся верными Богу квакерами. Где бы мы ни искали Божьей воли, а не человеческой мудрости, особенно при возникновении конфликта, там мы – верные квакеры. Подтверждая полное равноправие мужчин и женщин, мы остаемся верными Богу квакерами. Мы – верны, если между нашими словами и делами нет различий. Мы – преданные Друзья, если утверждаем, что никто – ни священник, ни пастор, ни клерк, ни старейшина – не стоит между нами и славным мистическим опытом [присутствия] Бога в нашей жизни. Поем ли мы, или ожидаем в молчании, но пока мы слушаем всем своим существом и ищем крещения и приобщения в живой воде, мы останемся едиными в Духе.

29.17
Более 300 молодых Друзей из 34 стран, 57 годовых собраний и 8 месячных собраний, находящихся под опекой Всемирного Консультационного Комитета Друзей, встретились в Гилфордском Колледже (Гринсборо, Северная Каролина) в июле 1985 года, чтобы представить себе будущее Религиозного общества Друзей и понять, о чем должны свидетельствовать их жизни в свете этого представления.

Мы собрались вместе с разных континентов, разделенные языком, национальностью, культурой, тем, как мы служим Богу, нашими представлениями о Христе и Боге… Мы сомневались, бывали потрясены, иногда даже разгневаны, устрашены и оскорблены нашими отличиями друг от друга. Нас возвысила эта борьба, и мы ощутили Святой Дух на программированном богослужении, песнопениях, изучении Библии, открытых периодах богослужения и духовного общения, в молчаливом ожидании Бога.

В различиях – наше богатство, но и наша проблема. Одно из ключевых отличий – разные имена, которые мы даем своему Внутреннему Учителю. Некоторые из нас называют этого Учителя Господом; другие используют имена Дух, Внутренний Свет или Иисус Христос. Важно признать, что эти имена – больше, чем просто слова; в них заложены основные отличия нашего понимания того, кто есть Бог, и как Бог входит в нашу жизнь. Мы призываем Друзей проверить, как это сделали многие из нас здесь, убеждения и опыт Друзей на протяжении нашей истории – то, что Внутренний Учитель и есть сам Христос. На этой неделе мы были сражены опытом, заставившим нас признать, что тот же самый Бог работает в других, называющих этот Голос разными именами, и по-разному понимающих, кем является этот Голос.

Мы часто задавались вопросом, что могут сегодня сказать друг другу квакеры. Пройдя много трудностей, мы обнаружили, что можем утверждать следующее: у всех внутри есть живой Бог, который нам всем открывается как Учитель, Присутствующий в центре нашей жизни. Мы, как народ Божий, стремимся быть достойными сосудами для передачи преобразующего слова Господа, быть пророками радости, которые знают по опыту и могут свидетельствовать миру, как это делал Джордж Фокс, «что Господь Бог трудится в этой темной ночи». Главное для нас – быть восприимчивыми и послушными животворящему Слову Бога, откуда бы оно ни исходило: Писания, Воплощенное Слово – Иисус Христос; Слово Общины, определяемое сплоченным собранием; или Внутреннее Слово Бога в наших сердцах, открывающееся каждому, кто ищет Истину.

Это легче сделать, если мы обратимся к истине внутри самих себя, примем боль и предоставим наши различия Богу, прощению Святого Духа, превращаясь, таким образом, в инструменты целительства. Данный приоритет – не только абстрактная идея, но и мощное воздействие, которое ощущалось среди нас на этой неделе.

Пять приглашенных нами спикеров представили живые картины экономического, экологического и военного кризиса в сегодняшнем мире. Мы признаем, что, на самом деле, этот кризис – лишь отражение лежащего в его основе великого духовного кризиса. Вдохновляемые нашим мирным свидетельством, мы все-таки выходим за его рамки, чтобы потревожить планету призывом к справедливости. Мы призваны к миротворчеству, а не к протесту.

Мы стремимся совместно работать над объединением этих точек зрения. Современность предлагает почти непереносимые испытания, но нам необходимо отразить в своей жизни то, что написано в наших сердцах – быть настолько полными Божьей любовью, чтобы нам не оставалось ничего другого, как только претворять в жизнь наши корпоративные свидетельства честности, простоты, равенства и мира, невзирая на последствия.

Мы молимся о личной и внутренней силе, равно как и об общей силе совместного призвания и борьбы, которые помогут нам достойно встретить предстоящие трудности. У нас нет иллюзий относительно того факт, что жить истинно христианской жизнью в современных катаклизмах означает подвергаться большому риску.

Мы призываем Друзей вновь открыть свои собственные корни в видении и жизнях ранних Друзей, чьи преобразившиеся жизни потрясли современные им несправедливые социальные и экономические структуры. Они дорожили содержащимися в Библии записями отношений Бога с человечеством, и, превыше всего, записями о жизни и учениях Иисуса Христа. И мы призываем Друзей по всей Земле внимать голосу Бога, и позволить ему направить нас в истине и власти принять невероятный вызов сегодняшнего мира.

29.18
И сейчас, в этот критический период времени, когда наше устаревшее мировое видение никуда уже не годится, происходит этот прорыв: говорящие в унисон наука и мистицизм, повторное открытие нашей собственной (христианской) сфокусированной на творении и мистической традиции, а также признание духовной мудрости местных традиций. Все объединяет и все подвергает коренному пересмотру наши зауженные рамки.

Готовы ли мы открыть себя для более широкого видения, оставить наше побуждение контролировать и доминировать, и, вместо этого, слушать своими сердцами, вновь признавать целостность и святость этой планеты, которую мы так сильно обидели? Это значит вступить в новые отношения с «нашей Матерью-Землей», это значит снова увидеть себя самих в космическом контексте, в более широкой перспективе, включающей болид, галактику, планету и все другие формы жизни.

Если нам удается уйти от нашего «человеческого» видения и вместо этого посмотреть с космической точки зрения, происходит внезапное и драматичное расширение объективов, через которые мы смотрим. Спасение видится предназначенным для всего творения, а наша человеческая история, ни в коем случае не умаляясь, включается в общую драму становления вселенной.

Грейс Блайнделл, 1922

29.19
Поэтому, дорогие Друзья, ждите в Свете, чтобы Слово Господа могло обильно пребывать в вас.

Уильям Дюсбери, 1675

Заметки по истории текста. Источники и ссылки >