Квакерская вера и практика. Глава 20.

Жизнь с верой сегодня

20.01
Прошу хлеба насущного, но не богатства, чтобы не забывать бедных.
Прошу силы, но не власти, чтобы не пренебрегать покорными.
Прошу мудрости, но не учености, чтобы не высмеивать простых.
Прошу доброго имени, но не славы, чтобы не презирать скромных.
Прошу спокойствия ума, но не праздных часов, чтобы не прослушать призыв долга.

Инадзо Нитобэ, 1909

20.02
Джоб Скотт (1751–1793), житель Род-Айленда, много путешествовал в служении. Его «Дневник» (см.21.51 и 22.36) – одно из сокровищ периода квиетизма.

Наша сила или поддержка – только в Боге; но тогда она близко, она в нас – сила, превосходящая все возможное противодействие – сила, которая никогда не была сокрушена, и которую невозможно сокрушить. Мы вольны стоять в этом неодолимом могуществе, и побеждать власть тьмы; или отвернуться от него, и быть сокрушенными и побежденными. Когда мы стоим, мы знаем, что сам Бог поддерживает нас; а когда мы падаем, то чувствуем, что наше падение или разрушение – из-за нас самих.

Дневник Джоба Скотта, 1751–1793

20.03
Поэзия Джона Гринлифа Уитьера (1807–1892), журналиста из Массачусетса и активиста антирабовладельческой кампании, продолжает занимать место в современных книгах гимнов далеко за пределами Религиозного общества Друзей. В стихотворении «Заваривание сомы», заключительные строфы которого приведены ниже, квакерский поэт просит прощения за христианскую склонность прибегать к искусственным стимуляторам духовного опыта, который приравнивается к вызываемым наркотиками экстазам примитивной религии в «детстве мира» и противопоставляется тому истинному вдохновению, которое мы можем ощутить в молчаливом уповании на Бога.

Дорогой Господь и Отец человечества,
Прости наши глупые пути!
Облеки нас снова в наш праведный ум,
В более чистой жизни твое служение найди,
В более глубоком почитании, хвале.

В простом доверии, как у тех, кто слышал
Возле сирийского моря
Милостивый призыв Бога,
Позволь нам, как им, без слов,
Подняться и следовать за тобой.

O Субботний отдых Галилеи!
O покой холмов в вышине,
Где Иисус преклонил колени, разделяя с тобой
Молчание вечности,
Переданное любовью!

С той глубокой тишиной, подчиняющей все
Наши слова и труды, которые заглушают
Нежный шепот твоего призыва,
Беззвучно пусть твое благословение сойдет,
Как опускалась вниз твоя манна.

Изливай бесшумные росы спокойствия,
Пока все наши метания не иссякнут;
Извлеки из наших душ напряжение и гнет,
И пусть наша упорядоченная жизнь исповедует
Красоту твоего мира.

Вдохни сквозь жар нашего желания
Твою прохладу и твой бальзам;
Пусть разум будет нем, пусть плоть отступит;
Говори через землетрясение, ветер и огонь,
O тихий, кроткий голос покоя!

1872

20.04
Когда работа оказывается не такой, как ожидалось или планировалось, не унывайте из-за этого. Если вы трудитесь с правильным мотивом и прилагаете все усилия под руководством любящего Отца на небесах, то ваша работа не может быть и не будет напрасной… Помните, что Господь никогда не возлагает на Своих людей труд, на выполнение которого Он не дает им силу или способность, и если для достижения Его великих целей Ему угодно, чтобы жизнь была пожертвована или оборвалась посредине работы, будьте уверены, что работа не будет долго страдать по этой причине.

Джозеф Джон Армистид, 1913

20.05
Люди, которых я знаю, и которые живут по-настоящему ненасильственной жизнью, пребывают в соприкосновении с источником силы, называйте его как угодно: Свет, семя, Бог, святой дух. А многие из нас находят этот источник, когда в нем нуждаются, и теряют его снова, находят и теряют его, находят и теряют. К сожалению, я – один из этих многих. Когда я сталкиваюсь с чем-то очень трудным, с чем, как мне известно, я не смогу справиться, тогда я поворачиваюсь в отчаянии к источнику. Одна из вещей, которые меня более всего злят в себе самом, – то, что я часто прерываю контакт, когда опасность уже позади, и обхожусь без него в течение многих месяцев подряд, в то время как мое ежедневное существование могло бы быть преобразовано им. Как если бы я открывал жалюзи в своем доме только время от времени, к примеру, когда у меня важный посетитель, или прибыла телеграмма, или я должен вымести разбитое стекло; а впоследствии опускал бы их снова. Так что девяносто процентов времени я плутал бы, делая свою работу по дому в потемках, напрягал глаза, пытаясь читать, и едва мог бы различить черты тех, с кем я говорю. Мне больше всего хочется научиться жить в Свете. Во всяком случае, я так думаю, но, на самом деле, я, вместе с тем, возможно, не хочу принять соответствующие требования, не хочу увидеть всю грязь в моей жизни.

Джо Веллакотт, 1982

20.06
У некоторых людей в нашей среде есть ясное понимание того, что правильно и что неправильно – для себя самих, если не для кого-либо еще. Они обладают обнадеживающей уверенностью и устойчивостью, которые могут служить контрольной точкой, ориентиром для остальных. Есть и другие люди, которые живут в состоянии неуверенности, постоянно заново продумывая свой отклик на изменяющиеся обстоятельства, пробуя держаться того, что кажется фундаментальным, но чувствуя побуждение давать новые истолкования, часто даже без уверенности в том, где лежит граница между фундаментальным и толкованием…

Пожалуйста, будьте терпеливы, вы, нашедшие скалу, на которой стоять, с теми из нас, кто ее не нашел, и с теми, кто даже не ищет ее. Мы живем на краю прибоя, где море, песок и небо перемешаны: нас вверх тормашками подбрасывают волны, мы только иногда видим промельки неподвижного горизонта. Некоторые из нас остаются там по своему выбору, потому что это – захватывающе, и кажется, что именно там правильно быть.

Филип Рэк, 1979

20.07
Позже я медитировала, представляя Свет и Любовь, окружающие мировых лидеров на их встрече: «Освободи их от страха», – попросила я …, но потом я не могла продолжать. Я поняла, что все, чего я могла честно просить, было освобождение меня самой от страха, который лишь час назад угрожал разрушить мой день. Все, что я могла сделать, это прийти к соглашению с собственной надломленностью и примириться с собой, а затем со своим непосредственным окружением. И, памятуя конфликты и проблемы в моей жизни в тот момент, даже это казалось недостижимым для меня.

Сюзан Лоуренс, 1984

20.08
Молитва – это упражнение духа, как мысль – упражнение ума. Молиться о чем-нибудь – значит использовать для этого возможности нашего духа, так же как четко думать – значит использовать наши умственные способности. Для наилучшего решения каждой проблемы, наилучшего осуществления любого действия, необходимы как мысль, так и молитва… Молиться о работе каждого дня не означает просить успеха в ней. Это, для начала, означает понимание собственной неспособности делать даже знакомую работу так, как она действительно должна быть сделана, если я не нахожусь в соприкосновении с вечностью, если я не работаю «для Бога», если со мной нет Отца. Это означает видеть «свою» работу, как часть целого, видеть «себя» не имеющим большого значения, но свою веру, энергию, волю и устремленность, которые я помещаю в работу, – как значащие очень много. Моя вера – это место во мне, на котором Бог входит в мою работу; через веру работе придаются достоинство и значение. И если, из-за какой-нибудь моей слабости или ошибки других, или просто «неотвратимых обстоятельств», работа окажется неудавшейся, то все же не напрасна оставшаяся без ответа молитва, как не напрасна любовь без взаимности.

Мэри Ф. Смит, 1936

20.09
За прошедшие годы многие Друзья говорили мне, что они больше не нуждаются в регулярной ежедневной молитве. Не хочу предполагать, что я лучше их, или что существует лишь один путь, но просто мой опыт был не таким. Я не силен эмоционально, и ожидаемые, и даже еще больше – неожиданные, потребности пациентов, студентов, коллег, семьи, друзей и незнакомцев оставляют меня пустым и утомленным. Я не мог бы обратиться к следующему дню без того периода, в котором обновляется жизнь. Не буду подробно описывать это. Необходимы регулярность и время – время проникнуть вглубь до уровня, где я смогу начать видеть себя и свою работу напрямую, где сила, которую мы называем любовью, может прорваться сквозь мое беспокойство и научить меня, как откликаться вместо того, чтобы реагировать, где мной управляет не совесть, а Иисус – истинный человек внутри; уровень, где я могу принять свою природу полностью и простить себя и других… Молитва одна может опять открыть ту дорогу к духу, которая вновь и вновь блокируется занятостью, самомнением, ублажением себя, жалостью к себе, унынием или отчаянием.

Дональд Курт, 1970

20.10
Место молитвы – драгоценная обитель: … Я посещал эту обитель, чтобы быть в безопасности, быть внутренне спокойным, когда в мире так много волнений и тревог.

Джон Вулман, 1770

20.11
Любите молчание, даже в уме… Много говорить, как и много думать, – расточительно; и во многих мыслях, как и в словах, есть грех. Истинное молчание – отдых ума; и для духа оно является тем же, что и сон для тела, – питанием и восстановлением.

Уильям Пенн,1699

20.12
Подобно многим людям, я бросила практику молитвы, какой я узнала ее в молодости, поскольку она казалась мне, в лучшем случае, условностью, а в худшем – суеверием. Но Джордж Горман, в «Удивительном факте квакерского богослужения», помог мне понять, что я, на самом деле, молюсь. Когда я иду поцеловать своих спящих детей и задерживаюсь около них в тишине и любви – это молитва. Присутствует безмолвное единство Бога, меня и моих детей, чувство благодарности и почтения, осознание своей потребности в силе, стыд за собственные промахи, обещание попробовать снова.

Упражнения нам полезны; молитва же – это правильный тип упражнения для духа. Как и в физических упражнениях, в ней существует много разновидностей: для выполнения самостоятельно или с другими людьми, с разными интервалами, с различными вспомогательными средствами. Требуется время и обязательность, чтобы развить правильный тип молитвы для каждого нас.

Анна Хоскинг, 1984

12.13
Было три различных случая, когда сердечное ощущение волнения призвало меня вернуться к молитве. Один был всецело радостным: сидя в кровати однажды ранним летним утром, я кормила своего первого ребенка недельного возраста, поглядывала наружу на солнечный свет и была охвачена ощущением чудесного единства со всем творением и способности благодарить реального Бога всем своим существом.

Второй случай был абсолютно противоположным. Зимой после смерти моего мужа, когда я была физически доведена до предела, заботясь без чьей-либо помощи о шестерых маленьких детях, а эмоционально пребывала в состоянии гнетущего ужаса, я натолкнулась на Упование на Бога Симоны Вейль и в главе под названием «Любовь Бога и несчастье» распознала свое собственное положение. Я не могла претендовать на то, что знала худшее из описанного ею в ее чрезвычайно ясном и безжалостном стиле, но это было достаточно близко, и сознание того, что кому-то еще это знакомо, приносило определенное облегчение. Но, самое важное, она показала место для Бога в образе распятого Христа, а частью моего страдания в течение некоторого времени было полное отсутствие какого-либо ощущения присутствия Бога…

Третье переживание, несколько лет спустя, касалось подруги, которая была очень больна. Она относилась к числу немногих действительно хороших людей, которых я когда-либо знала, и я видела, как сильна ее боль. Добравшись домой из больницы, я пошла в свою комнату и попыталась приложить себя к ее страданию и поместить нас обеих перед Богом. В глубине несчастья я иногда чувствовала себя подобно Иову; теперь же я обнаружила, что борюсь как Иаков. С этого последнего эпизода начался процесс прорыва, который медленными шагами вел к тому времени, когда я поняла, что мне следует попробовать молиться снова; не только в страшной неотложной нужде, но и в качестве основания для каждодневной жизни.

Джоан Фитч, 1980

20.14
Тех из нас, кто известен как «активисты», иногда обижают письменным или устным намеком на то, что мы, должно быть, уделяем слишком мало времени своей духовной, созерцательной жизни. Я действительно знаю много атеистов, которые активно улучшают человечество; но для тех из нас, кто относится к Друзьям, именно присутствие на молитвенных собраниях и наше собственное время молчания определяют жизнеспособность и эффективность нашей внешней деятельности, если она вообще эффективна.

Я также видела более тихих Друзей, обиженных намеком на то, что они не достаточно заботливы, потому что за ними не замечена «политическая активность». Некоторые излишне беспокоятся о том, что они, возможно, заняты вещами «менее важной» природы; как будто смотреть на вещи глазами мира – то же самое, что смотреть на них глазами Бога… Я предлагаю, чтобы мы воздержались от осуждения друг друга или принижения того, что каждый из нас делает; и чтобы мы не чувствовали себя униженными. Нам не может быть известно о том, как другие молятся, или о том, что они не молятся в своей молчаливой уединенности. Мы, подобным же образом, не можем знать писем, которые кто-то пишет правительству… Мы все были сделаны по-разному, чтобы выполнять различные задачи. Давайте же радоваться нашим различиям.

Маргарет Гловер, 1989

20.15
За свою историю Общество Друзей произвело многих людей, чья жизнь выдающегося служения глубоко повлияла на их время. Джон Вулман, Элизабет Фрай, Джозеф Стёрдж и многие другие не претендовали на собственное особое посвящение служению, но они, тем не менее, оказались в состоянии реализовать данные им великие способности из глубины любви к своим собратьям. Их служение брало начало непосредственно из их религиозной веры, но сама вера побуждалась и воспитывалась религиозной атмосферой, в которой они жили. В эту атмосферу внесли свой вклад верности в неприметном служении жизни многих Друзей, ныне безымянных и неизвестных, что позволило великим душам вырасти до их полной вышины.

Джеральд Литтлбой, 1945

20.16
Наши свидетельства вырастают из нашего способа молитвенного поклонения. Наша молитва вызывает глубоко внутри нас одновременно и утверждение, и ликование; утверждение реальности того Света, который освещает духовное устремление человечества, и ликование непрерывного воскрешения внутри нас источников надежды и любви; ощущение того, что каждый из нас, если пожелает, становится каналом для силы, которая и внутри, и превыше нас.

Лорна М. Марсден, 1986

20.17
Свидетельства не навязываются членам Общества Друзей, но они утверждаются сообща и повторяются достаточно часто для того, чтобы стать как испытанием, так и образом жизни для большинства Друзей. Они – часть наших отличительных особенностей. Свидетельства не облегчают жизнь преданности водительству Бога, поскольку они дают начало многим двойственностям и компромиссам, ведь мы живем в обществе, которое часто основывается на других предпосылках. Мы не можем избежать погружения в него, даже когда пробуем изменить его нормы. Поиск тех путей выражения свидетельства, которые соответствуют настоящему времени, продолжает оставаться актуальным. Такое выражение не обязательно окажется практичным, деликатным, благоразумным, целесообразным или соответствующим какой-либо текущей модной идее, поскольку оно основано на том, что кажется правильным в абсолютном смысле внутреннего убеждения.

Крис Лоусон, 1987

20.18
С тех пор, как я впервые оказался среди Друзей, свидетельства привлекали меня как идеал. Я хотел принадлежать к церкви, которая сделала неприятие войн коллективным обязательством, а не только предметом личного выбора. Меня восхищали простота, приверженность равенству и уважение к друг другу, отражавшие то, что я уже знал о Христе. В обманчивом мире я прикипел к тем, кто не давал клятв и стремился говорить правду во всех обстоятельствах. Но это было началом в духовной жизни. Семя, которое было посеяно в моем разуме и моем поведении, пустило корни в моей душе и моей вере.

Выбор слова «свидетельство» поучителен. Свидетельства – это способы поведения, но не этические правила. Они касаются практики, но подразумевают теорию. Они обращаются к человеческому обществу, но рассказывают о Боге. Хотя о них часто говорят, свидетельства лишены авторитетной формулировки…

«Свидетельство» – это утверждение истины или факта… Это не громкие слова, не способ выпустить пар или обнажить душу. Цель его – в том, чтобы заставить людей измениться, обратиться к Богу. Такое начинание, выраженное в словах или через поведение и пример, является, по своей сути, пророческим и евангелическим.

Джон Паншон, 1987

О развитии свидетельств в семнадцатом веке см. 19.33–19.48

20.19
Не обязательно, чтобы мы узнали все тайны прежде, чем начнем следовать за Христом. Некоторым из нас может быть непонятно многое из того, чему учат о Его личности и Его труде, но то же самое было с первыми учениками. Они не сразу восприняли мистический союз со своим Владыкой, к которому были призваны, но они последовали за Ним, и по мере того, как они за Ним следовали, перед ними постепенно раскрывалась полнота Его любви и жизни. Если мы начнем там, где они начали, и будем следовать, как они следовали, то мы закончим там, где они закончили – в прославляющей любви.

Лондонское Годовое Собрание, 1909

20.20
Для квакера, религия – не внешняя деятельность, касающаяся особой, «святой» части личности. Это – открытость для мира здесь и сейчас всем своим существом. Если это не просто благочестивая банальность, то во внимание должно приниматься все человечество: наше отношение к другим людям в самых близких, так же, как в социальных и политических взаимосвязях. Следует также принять во внимание нашу жизнь в мире вокруг нас, то, как мы живем, то, как мы обращаемся с животными и окружающей средой. Говоря коротко и на традиционном языке, не существует никакой части нас и наших отношений, где не присутствует Бог.

Харви Гиллман, 1988

20.21
В моем сердце хвала тебе, O мой Бог;
не дай мне никогда забыть тебя,
чем ты был для меня:

В ночи, присутствие твое в
день испытаний, когда я был осажден в темноте,
когда меня изгнали, как блуждающую птицу,
и когда я подвергся сильным искушениям,
тогда твое присутствие тайно хранило меня,
и униженный, я чувствовал твою близость.

Когда потоки стремились смести меня
Ты устанавливал предел для них,
как далеко они вольны пройти;

Когда мой путь шел через море,
и когда я проходил под горами
со мной был ты;

Когда тяжесть холмов лежала на мне,
ты поддержал меня, иначе я погрузился бы
под землю;

Когда я уподобился совсем беспомощному,
когда несчастье и страдание были надо мной
днем и ночью, и земля
не имела основы;

Когда я шел по пути гнева,
и проходил у врат ада,
когда все утешения были далеко,
и он, враг мой, господствовал;
когда меня бросили в темницу,
и я уподобился приговоренному к смерти;
когда я был между жерновов,
как тот, кто сокрушен весом
своего противника,

Подобно отцу был со мной ты
и скала твоего присутствия.

Джеймс Нэйлер, 1659

20.22
Люк Кок (1657–1740), мясник по профессии, а также знаменитый певец, присоединился к Друзьям, когда был еще молодым человеком и жил на северо-востоке Йоркшира. Следующий отрывок – его собственное изложение проповеди, которую он произнес в Йорке в 1721 г.:

Необходимость, Друзья, опережает закон: необходимость заставила многих людей пройти Крест Покаяния… Помню, как я проезжал однажды через Шрусбери, и мой Ведущий сказал: «я покажу тебе Крест Покаяния». «Нет, – ответил я, – не нужно; я уже давно несу его». А то место, которое он показал мне, было развязкой четырех дорог.

Помню, как я впервые встретился со своим Ведущим. Он привел меня в очень большое и противное [место], где мне нужно было сказать правду из своего сердца – а до этого я, бывало, ругался, и еще обманывал ради выгоды. «Нет, – сказал я моему Ведущему. – Я оставлю тебя здесь: если ты поведешь меня этой дорогой, я ни за что не последую за тобой: я разорюсь на торговле мясом, если не буду обманывать ради выгоды». Здесь я оставил своего ведущего и, исполнившись печали, пошел назад к Кресту Покаяния и говорил, что если бы я мог снова найти своего доброго Ведущего, я бы последовал за ним, куда бы он ни пожелал. И здесь я опять нашел моего Ведущего, начал следовать за ним по этой дороге и говорил правду из своего сердца. Я раньше не знал ничего, кроме нужды и бедности; а теперь стал преуспевать в своем деле и добрался до конца этой дороги, хотя и с трудом.

Но теперь мой Ведущий начал вести меня другой дорогой, более тяжелой, чем та первая, которой стало мое свидетельство использования простого языка. Это было очень трудно; все же я сказал моему Ведущему: «Прими мою робкую поступь, и я последую за тобой с той скоростью, на какую способен. Не тяни меня, умоляю». И так, постепенно, я дошел.

Но теперь я был приведен на третью дорогу: она была еще более тяжелой – нести свидетельство против десятины – а моя жена не приняла убеждения. Я сказал своему Ведущему: «Нет, я сомневаюсь, что смогу когда-либо пройти здесь: но не оставляй меня: прими мой темп, умоляю тебя, поскольку я отстаю». Итак, я надолго здесь замешкался, пока моя жена кричала: «Мы полностью разоримся: ты совсем обезумил, что идешь за этими глупцами квакерами?». Здесь я боролся и кричал, и просил своего Ведущего остаться и принять мой темп: и вот моя жена была обращена. «Хорошо, – говорит она. – Теперь следуй за своим Ведущим, и будь, что будет. Господь дал нам изобилие: доверимся Ему». Ну, теперь, подумал я, буду опять с моим Ведущим, теперь продолжай, я вправду последую за Тобой; итак, я бодро добрался до конца этой дороги…

Мой Ведущий показал мне другую дорогу, более трудную, чем любая из прежних, – нести свидетельства о той Руке, которая сделала все это для меня. Эта дорога была тяжелой: я думал, что никогда, должно быть, не увижу ее конца. Я шел по ней одиннадцать лет без одного месяца. Здесь я начал падать на колени и проползать под преградами, дело, которого я никогда с тех пор не забывал и не надеюсь забыть. Я был склонен думать, что уже не могу теперь упасть, но пусть думающий, что он стоит, остерегается, как бы ему не упасть.

Я думал о поливе: но вы противитесь, так что я не могу собрать вас. У нас сегодня не будет полива, я оставляю каждого из вас его собственному Ведущему.

20.23
Джордж Фокс написал Друзьям в ноябре 1663 года, в разгар гонений:

Воспойте и возрадуйтесь, вы, Дети Дня и Света; ибо Господь действует в той непроглядной ночи Тьмы, которую можно чувствовать: и Правда цветет как роза, и лилии растут среди терний, а травы – на вершинах холмов, и на них играют и скачут ягнята. И не взирайте на бури и штормы, на наводнения и дожди, ведь Семя Христос надо всем, и оно царствует. Итак, будьте верными и отважными ради Истины.

20.24
Как Иисус говорит с нами сегодня? Побуждает ли вас Его близость Богу к введению того, что вы узнали из молитвы, в ежедневную практику?

Вопросы и советы, 1988

20.25
Несомненно, важнее всего, чтобы все мы были чувствительны к зову Бога, обращенному именно к нам, и не тратили время в рассуждениях о жизни других. Некоторые будут призваны к тому, чтобы воспринять свидетельство великой простоты и, возможно, поселиться в индийской деревне или в лондонских трущобах. Для других важнее всего будет поддержать наше давнее свидетельство против «применения внешнего оружия, с какой бы то ни было целью или под каким бы то ни было предлогом». Но, вероятно, большинство будет призвано к будничным задачам наилучшего соответствия требованиям работодателя или ведения домашнего хозяйства, созидания семьи, сохранения мира с трудными соседями, служения сообществу в небольших вещах, – задачам, которые именно из-за их простоты, на самом то деле, труднее всего бывает исполнять как служение … Наш долг – быть чувствительными к тому, что просит нас делать Бог, а не рассеивать свою энергию, стремясь к полноте достижений по нескольким направлениям сразу.

Конференция «Производство и общественный порядок», 1958

20.26
Для меня быть христианином – это значит жить особым образом, а не принимать без сомнений какую-либо конкретную систему богословия, верить в буквальную истинность Непорочного зачатия или Воскресения и Вознесения, но быть таким человеком, какими хотел видеть своих последователей Иисус, и делать то, что он им велел…

И мне кажется, что вы не можете жить христианской жизнью, если не верите, как верил Иисус, в силу добра, справедливости и любви; если вы не полагаетесь на них настолько, что готовы подвергнуть их серьезной проверке опытом; если в них не заключается для вас подлинный смысл жизни, более важный, чем сама жизнь, – как это было для Иисуса.

Кэтлин Лонсдэйл, 1967

ПРОСТОТА И РАВЕНСТВО

20.27
Суть квакерской этики сосредоточена в слове «простота». Простота – это самозабвение и вспоминание нашего смиренного положения ожидающих служителей Бога. Внешне простота проявляется в отказе от той вычурности одежды, речи, поведения и имущества, которая имеет свойство искажать наше видение реальности. Внутренняя простота – это духовное отстранение от вещей этого мира как часть усилия во исполнение первой заповеди: возлюбить Бога всем сердцем, умом и всеми силами.

Свидетельство внешней простоты возникло как протест против расточительности и снобизма, характеризовавших в 1600-х годах английское общество. И в каких бы формах этот протест ни выражался сегодня, его следует рассматривать как свидетельство против причастности к вещам, которым свойственно понижать нашу энергию и рассеивать наши мысли, низводя нас до жизни мелочности и посредственности.

Простота не означает неряшливость или скудость, она обязательно бывает позитивной, предоставляя возможность для выбора тому, кто удерживает внимание на цели. Таким образом, простота – это приятие всего, что полезно для жизни детей Живого Бога.

Вера и практика, Годовое Собрание Северной Каролины (Консервативное), 1983

20.28
Мы с любовью и по-христиански советуем Друзьям заботится о том, чтобы держаться истины и простоты в языке, привычках, манерах и поведении; так, чтобы простота истины в этих вещах не могла ни стереться, ни потеряться ни в наши дни, ни во времена наших потомков; и чтобы избегать гордыни и нескромности в нарядах, избегать всех показных и вычурных мод мира.

Годовое Собрание в Лондоне, 1691

20.29
Личная надменность не ограничивается благородной кровью. Она ведет людей к завышенной самооценке, особенно если они видные и красивые. Некоторые настолько заняты собой, что, кажется, ничто иное не заслуживает их внимания. Их безумие уменьшилось бы, если б они смогли уделить мыслям о Боге хоть половину того времени, которое тратится ими на мытье, ароматизацию, раскрашивание и одевание своих тел. В этих вещах они щепетильны и весьма искусны и не жалеют никаких средств. Но, хуже всего, – то, что гордыня одного могла бы удовлетворить потребности десяти. Великая нечестивость заключена в том, что гордость нации ублажается на глазах ее бедняков.

Уильям Пенн, 1669

См. также 19.39–19.40 Равенство и 23.32–23.46 Неравноправие и притеснение

20.30
В 1698 году Маргарет Фокс, тогда уже на склоне своих 80 лет, ощутила, что свидетельство быстро вырождается в предубеждение относительно того, как одеваться Друзьям, какие цвета носить и как обставлять свои дома.

Сколь опасно усиленно направлять молодых Друзей к наблюдению внешних вещей, что так легко делать. Ведь они могут скоро включиться во внешний стиль, стать одинаковыми внешне. Но не это превратит их в истинных христиан: а дух, дающий жизнь.

20.31
Мы теперь входим в то, о чем Христос вскричал «горе вам», подразумевая все внешние вещи, пренебрегающие внутренней работой Всемогущего Бога в наших сердцах, если мы ограничиваемся внешними предписаниями и порядком и отказываемся есть и пить с нашими ближними, так что бедные Друзья настолько повредились в умах, что не знают, как поступать, потому что один Друг говорит одно, а другой – другое; но Иисус Христос говорит, что мы не должны думать о том, что нам есть, а что пить, или во что одеваться, но предлагает посмотреть на лилии, как они растут, в большем величии, чем Соломон. Но вопреки этому, нам нельзя ни смотреть на цвета, ни производить что-нибудь разноцветное как холмы, ни продавать это, ни носить: но мы должны быть все в одинаковом платье и одного цвета: какое глупое бедное Евангелие. Нам более подобает быть покрытыми Вечным Духом Бога и одетыми в его Вечный Свет, который направляет нас и ведет в праведность. Теперь я ставлю перед вами жизнь и смерть и желаю, чтобы вы избрали жизнь, Бога и его истину.

Маргарет Фокс, 1700

20.32
Создатель земли – ее хозяин. Он дал нам быть на ней, а наше естество требует питания, которое она производит. Поскольку он добр и милосерден, мы как его создания, пока живем в соответствии с замыслом нашего творения, имеем право на пригодное пропитание, которого никакой человек не вправе лишить нас. В соответствии с соглашениями и договорами наших отцов и предшественников, а также нашими собственными делами и поступками, некоторые требуют для себя намного большей доли этого мира, чем другие: и пока имущество честно преобразуется во благо целого, это не противоречит справедливости. Но тот, кто с тщеславными намерениями принуждает людей с их домашними животными к неумеренному труду и на полученные отсюда деньги нанимает других в роскоши жизни, действует вопреки благому замыслу его [Создателя], который есть истинный хозяин земли; и никакое имущество, купленное или полученное от предков, не может оправдать такого поведения.

Джон Вулман, 1763

20.33
Если отбросить все излишества и желание внешнего величия и заботиться о повсеместном правильном использовании вещей, тогда столько людей могло бы работать над полезными вещами, что умеренный труд с благословением Небес достигал бы всех благих целей в отношении людей и их животных, и многие люди имели бы достаточно времени, чтобы позаботиться о надлежащих делах гражданского общества.

Джон Вулман, 1763

20.34
Если подход Джона Вулмана правилен для сегодняшнего Общества, то недостаточно пройтись по деталям нашего собственного поведения, срезая чуть-чуть здесь и отступая немного там; мы должны быть внимательны к тому, как мы и все общество относимся к жизни в целом, чтобы нам «жить в соответствии с замыслом нашего творения».

Майкл Ли, 1976

20.35
Как соотносится наша забота о простоте с заботой о национальной экономической ситуации? Если мы думаем о простоте в смысле отказа от использования определенных вещей, добровольного снижения нашего уровня жизни, то я полагаю, что это практически не существенно на экономическом уровне в перспективе масштаба мировых потребностей.

Если мы думаем о простоте как о духовном качестве, которое в этой связи упрощает наш образ жизни, тогда, по-моему, это существенно. Такого рода простота проникает в сердце вещей и выделяет самое важное, она необходима, чтобы выверить наши искаженные ценности, помочь нам принять изменения в своем образе жизни. И по мере того, как эта простота растет в наших сердцах и приносит плоды в нашей жизни, мы можем узнать и помочь другим узнавать, что подлинно изобильную жизнь следует искать не в беспорядке материальной усложненности, а в простоте.

Л. Хью Донкастер, 1976

20.36
Мне хотелось бы подчеркнуть, насколько упрощается жизнь, когда в ней преобладает приверженность немногим заботам. Мы часто беремся сразу за слишком многое. Мы разбрасываемся из-за своего интеллектуального притязания на заинтересованность в тысяче и одной хорошей вещи, и, еще не осознав этого, мы уже, задыхаясь, влечемся и тянемся в соответствии с перегруженной программой полезных комитетов и благих начинаний. Я убежден, что лихорадочная жизнь церковных работников не бывает благотворной. Начинания приклеиваются к нам извне, потому что мы не можем отказать другу. Согласие на служение в значимом комитете должно, в действительности, опираться на безоговорочное повеление внутри нас, а не на простой рациональный подсчет вовлекаемых факторов. Ориентируемая заботами жизнь упорядочивается и организуется изнутри. И мы учимся говорить «нет», так же как «да», под водительством своей внутренней ответственности. Квакерская простота должна выражаться не только в одежде, архитектуре и высоте надгробных плит, но также и в структуре относительно упрощенной и скоординированной программы жизни социальных обязательств.

Томас Р. Келли, 1941

См. также 23.53-23.70 Работа и экономические отношения и 24.50-24.52 Справедливое распределение мировых ресурсов

Умеренность и трезвенность

20.37
По рассуждению о том, что общая неумеренность в курении табака несовместима со святым вероисповеданием Друзей, наше собрание советует, чтобы те, кто курит, не делали этого публично, ни на своем посту или работе, ни на больших дорогах, ни в пивных, ни в каких-либо других общественных местах.

Месячное собрание Хардшоу, 1691

20.38
Поскольку сдержанность и умеренность – добродетели, происходящие из истинной религии …, мы умоляем всех быть осторожными в своем поведении и поступках, воздерживаясь от любого проявления зла; и поскольку излишества в питье так широко распространены среди многих из жителей этих наций, мы рекомендуем всем Друзьям бдительно ограждать себя с религиозным и благоразумным рвением от столь постыдной и пагубной практики.

Годовое собрание в Лондоне, 1751

20.39
Мир – все еще достаточно темное место для слишком многих людей. Он не может сберечь даже самую бедную слабую свечку жизнерадостности или малейший огонек дружбы. Мы не должны гасить мерцание света, который для многих все еще сияет сегодня через окна таверны, если только мы не сможем заменить его чем-то лучшим. Нам нужен свет более яркой жизнерадостности, жар более теплого содружества.

Т. Эдмунд Харви, 1931

20.40
Многие годовые собрания очень сильно настроены против употребления табака или алкоголя. Внутри Британского Годового Собрания некоторые Друзья выступают за полное воздержание от алкоголя, другие допускают умеренное питие. Те, кто курят табак, употребляют спиртные напитки или имеют другие вредные привычки подвергают риску свое собственное здоровье и могут задевать или подвергать опасности других людей. Подобная практика может притупить чувствительность человека и его отзывчивость в отношениях с другими людьми и Богом. Подумайте, не следует ли вам полностью отказаться от этих продуктов, поощрять к отказу от их употребления других людей, особенно – молодых, и воздерживаться от какого-либо участия в изготовлении или продаже табака и алкоголя. Сохраняйте свою собственную целостность и не позволяйте социальному давлению влиять на ваши решения.

1994

20.41
Пойманным в ловушку токсикомании такой совет [как в 20.40] может показаться пустым. Есть много общего между зависимостью от химических веществ и другими навязчивыми действиями, к примеру, в областях нарушения питания, азартной игры, сверхурочной работы и физического насилия. Причины скрыты глубоко и не могут быть полностью осознаны, но необходимо помочь разобраться с порождаемыми ими болью, страхом, отчаянием и отрицанием, которые наносят ущерб подверженному зависимости человеку и всем вокруг него (нее). Сообщество собрания должно быть готово выслушать без предвзятости, предложить информацию об источниках помощи, отказаться давать людям возможность сохранять их вредные привычки и должно продолжать предлагать окружение, свободное от вызывающих привыкание практик.

Вера и практика, Балтиморское Годовое собрание, 1988

20.42
Друзья, независимо от того, чем вы увлечены, в это войдет искуситель; и когда ему удастся обеспокоить вас, он получит преимущество над вами, и тогда – вы пропали. Стойте неподвижно в том, что чисто, после того, как вы увидите себя; и тогда придет помилование. После того, как вы увидите свои мысли и искушения, не думайте, но будьте покорными; и тогда придет власть. Стойте неподвижно в том, что показывает и разоблачает; и тогда немедленно придет сила. И стойте неподвижно в Свете, подчиняйтесь ему, и тот, другой, будет успокоен и преодолен; и тогда вы будете довольны.

Джордж Фокс, 1652

ЧЕСТНОСТЬ И ЦЕЛОСТНОСТЬ

20.43
Действительно ли Вы честны и правдивы в словах и делах? Соблюдаете ли строгую чистоплотность в деловых соглашениях и в отношениях с людьми и организациями? Добросовестны и ответственны ли вы лично в использовании порученных вам денег, и внимательны ли вы к тому, чтобы не присваивать общественный доход?

Вопросы, 1964

20.44
Целостность – одно из достоинств, за которые квакеров хвалили в прошлом. Это – качество, которым стоит обладать, но его вряд ли можно достичь сознательным усилием или строгим соблюдением принципа… Целостность – состояние, в котором можно доверять отклику человека на ситуацию в общем: противоположно этому состояние, в котором человек движим претенциозными или своекорыстными импульсами, разрушающими единство его полного существа. Состояние доверия отличается от признания того, что человек будет постоянно добрым или всегда будет говорить правду. Целостность некоторых моих знакомых голландских Друзей проявлялась во время войны в их готовности лгать, чтобы спасти своих еврейских друзей от Гестапо или от голода.

Кеннет К. Барнс, 1972

20.45
Свидетельство правдивости является центральным в практике квакерской веры членов Религиозного общества Друзей. Изначально Друзья полагали, что могут напрямую и непосредственно общаться с Богом, который даст им способность осуществлять правильный этический выбор. Они вскоре получили опыт всеобщего ведения Духом, которое обрело форму в свидетельствах… Следуя учению Иисуса, описанному Иоанном и Иаковом: «…но да будет у вас «да, да» и «нет, нет» [Иак. 5:12, – прим пер.], квакеры постигли, что жизнь становится единым целым с честностью в основании, если совесть озарена Светом.

Время от времени … приверженность фактической правде может породить глубинные дилеммы для работников Квакерской Службы Мира, если они владеют информацией, использование которой может подвергнуть опасности жизни людей или дать начало злоупотреблению фундаментальными правами человека… Некоторым из нас ясно, что при определенных трудных обстоятельствах мы можем продолжать поддерживать наше свидетельство правдивости, отказываясь, в то же самое время, разглашать полученные нами сведения. Такое ограничение целостности правды не следует допускать легко, как удобный выход из дилеммы. Все мы признаем, что, в конечном счете, решение о том, как ответить – зависит от пребывающей в свете совести каждого человека.

Квакерская Служба Мира, 1992

20.46
Сосед … захотел, чтобы я составил его завещание: я делал записи, и, среди прочего, он сказал мне, кому из его детей отдать молодую негритянку: я думал о его боли и бедствии и не знал, чем это закончится. Итак, я написал завещание, исключив лишь часть, касающуюся рабыни, и подойдя к постели больного, прочитал ему завещание, а затем сказал в дружеской манере, что не могу без возмущения собственного ума составлять документы, согласно которым мои ближние делаются рабами. Я сообщил ему, что не возьму платы за то, что уже сделал, и прошу освободить меня от выполнения другой части завещания в том виде, который он предлагал. Тогда у нас состоялась серьезная беседа на эту тему, и получив его согласие освободить рабыню, я доделал завещание.

Джон Вулман, 1756

20.47
Небольшая уступка неверному пути бывает на руку тем, кто доводит неправедность до величайшей меры; и чем более добродетельным и духовно-настроенным кажется человек, тем мощнее его уступка действует на пользу злодеев… Если мы провозглашаем, что при любых обстоятельствах живем в постоянном противостоянии тому, что несовместимо с универсальной праведностью, … каким языком передать силу тех наших обязательств, из-за которых нам нужно остерегаться, как бы своим примером не повести других людей к неправедному?

Джон Вулман, 1763

См. также 19.01 и 20.22

Клятвы и утверждения

20.48
На протяжении всей своей истории Друзья отказывались давать клятвы; и они претерпели много мучений до того, как им было законодательным актом предоставлено право утверждения.

1967

20.49
И они дали мне Книгу, я взял ее и обратился к тому месту, которое было направлено против клятв, и они снова забрали ее у меня и предложили мне повторять за клерком. Тогда я сказал им, что, если они докажут то, что Христос и апостолы велели клясться после того, как они же запретили клятвы, покажите нам это в священном писании, и мы поклянемся. Заповедь Христа в том, что клясться нам нельзя.

Джордж Фокс, 1664

См. также 19.37 и 19.38

20.50
Более глубокое значение простоты можно увидеть в неприятии Друзьями клятв. Друзья верят, что их слово должно приниматься в любое время среди всех людей, и поэтому [отстаивают] право просто говорить, вместо того, чтобы клясться на Библии или перед Богом, – свидетельство, получившее признание в современной юридической практике.

Вера и практика, Годовое собрание Северной Каролины (Консервативное), 1963

Англия и Уэльс

20.51
Возможность следовать нашему давнему свидетельству против клятв предоставляется большинству Друзей лишь в редких случаях, когда им нужно давать показания, заседать в суде или работать в какой-либо другой юридической должности. И, тем не менее, это – свидетельство, требующее заботы. Возможность произнести утверждение вместо клятвы может духовно обогащать и встраиваться в длинную и благородную традицию.

Свидетельские показания, даваемые человеком как утверждение, юридически равнозначны «клятвенному» свидетельству. И также – с любым другим действием или обязанностями, выполняемыми после утверждения, включая работу в суде. Принцип того, что «серьезное утверждение должно иметь такую же силу и последствия, как присяга» (раздел 5 (4) из Закона о присягах 1978 г.) применимо во всех обстоятельствах; другой пример – когда подается просьба о судебном подтверждении завещания, письменное показание под присягой может быть с полным правом заменено утверждением.

Форма устного утверждения, предписанного для всех мест и всяких целей, где клятва бывает или должна быть затребована согласно закону, следующая: «Я, [имя], официально, искренне и честно заявляю и утверждаю», – а затем следует то, что утверждается. Свидетель может сказать, например, так: «Показания, которые я дам, будут правдой, только правдой и ничем, кроме правды», или: «Я буду говорить правду»; а присяжный заседатель на уголовном процессе: «Я буду честно судить ответчика (ответчиков) и выносить справедливый приговор (приговоры) согласно доказательствам», а на гражданских слушаниях: «Я буду честно рассматривать проблемы, возникшие между сторонами, и вынесу справедливое решение согласно доказательствам».

Письменное утверждение также допускается, например, разделом 6 закона 1978 о присягах, или другими соответствующими юридическими документами. Каждое утверждение в письменной форме должно начинаться словами: «Я, такой-то, проживающий там-то, официально и искренне утверждаю», а форма замещения для судьи будет «утверждено следующее … числа … месяца 19…/20… при мне [имя, фамилия]».

1967; 1994

Далее – перевод на валлийский язык 20.51

20.52

Шотландия

20.53
В Шотландии существует долгая традиция утверждения, и поэтому там не было такой потребности в особом квакерском свидетельстве, как в Англии и Уэльсе. Представленная в 20.51 информация и совет действенны и в Шотландии. Закон 1978 о присягах имеет силу в Шотландии так же, как в Англии и Уэльсе.

1994

Ведение дел

20.54
С самых ранних своих дней наше Общество придавало большое значение честности и полной оплате долгов, справедливо с нас требуемых. Хотя социальные условия подверглись большим изменениям за годы истории нашего Общества, так что большая часть данных в прошлом советов может показаться устаревшей, нам полезно напомнить себе, что принципы, лежащие в основе советов не изменились. Поскольку мы полагаем, что все люди – дети Бога, мы не можем получать выгоду за счет других через какую-либо форму непорядочности: при покупке или продаже товаров, на работе или частном образом, либо в качестве служащих, когда мы не в состоянии честно возместить трудом свой заработок. Если мы получили товары или услуги, нам следует быть пунктуальными в согласованной оплате, и мы не будем пытаться уклониться от исполнения возложенных на нас налоговых обязательств перед сообществом.

1959; 1994

20.55
Мы – христиане, и все, чем мы владеем, – дары Бога. Теперь, распределяя это другим, мы действуем как Его домоправители, и нашим назначением становится работа согласно той божественной мудрости, которую он милостиво дает своим служителям. Если домоправитель большой семьи, из-за личной эгоистической привязанности, берет то, что ему поручено, и щедро дарует некоторым в ущерб другим и во вред его нанимателю, тогда домоправитель отстраняется, и становится недостойным этого служения.

Джон Вулман, 1763

Источники и использование доходов

20.56
Руководящим принципом, которого следует придерживаться Друзьям, получая доход от работы или через инвестиции, должна быть польза для других людей и сообщества в целом, а не просто выгода для себя или своей семьи. Даже рискуя потерпеть убыток, Друзьям следует стремиться к строгой честности и правдивости в своих деловых отношениях; следует отказываться изготовлять или даже просто иметь дело с вредоносными предметами потребления, и необходимо со всем вниманием избегать получения несоразмерной прибыли за счет сообщества. Если Друзья вкладывают деньги, нужно подумать не только о безопасности и размерах прибыли, но и об условиях, при которых добывается доход, и об эффекте, который инвестиции могут оказать на всеобщее благосостояние посредством социального или экологического воздействия, дома или в другом месте. Расходуя полученную прибыль, Друзья должны думать о том, как их действия влияют на общество, и полезны ли такие их расходы на себя и свою семью сообществу в целом. Друзьям следует также подумать, присутствует ли разумное соотношение между трудом, затраченным на создание вещей, которые они покупают, и реальным удовлетворением, проистекающим из использования этих вещей.

1925; 1959; 1994

См. также 4.19 Советы о внешних отношениях. Руководство по этичным капиталовложениям см. в 14.24 и 15.07

20.57
Мы убеждены, что нам, квакерам, следует подчинить всю свою жизнь водительству Духа. Это должно определять наш личный выбор и выбор нашего Общества между сбережением и тратами, а также выбор пути инвестирования сбережений. Мы направлены к избранию тех инвестиций, которые приносят пользу сообществу в целом, а не только нам самим и нашим семьям или маленьким группам; направлены на то, чтобы быть полностью честными и правдивыми; чтобы отказываться иметь дело с продуктами или услугами, которые вредны для отдельных людей или общества в целом. Нам следует вкладывать капитал лишь в соответствии со своими принципами.

Комитет молодых Друзей, 1980

20.58
Любовь к деньгам имеет тенденцию возрастать почти неощутимо. Тот, кто сначала трудился под давлением необходимости, может, потеряв бдительность, оказаться захваченным привязанностью и постепенно удалить свое сердце от Бога. Опасность зависит не от того, сколь велико имущество человека, а от того, насколько его сердце прикипело к этому имуществу и к дальнейшему накоплению.

Годовое собрание в Лондоне, 1858

20.59
Друзья должны знать свой доход и жить в его рамках, не колеблясь спросить совета, если угрожают трудности. В интересах тех, кого они любят, и в качестве примера честного гражданства Друзьям советуют избегать вовлечения в тяжкие обязательства, неблагоразумно приобретая товары в кредит. Беспокойство о будущем, тем не менее, не должно заставлять Друзей отказывать себе в том, что должно быть справедливо израсходовано на нужды семьи или других иждивенцев или посвящено служению другим.

1925; 1959; 1994

20.60
Поощряйте дух христианского изобилия. Позволяйте всем … с ранних лет взращивать истинную щедрость, согласно их средствам; христианину должно быть в радость поддерживать разумные попытки обеспечивать пользу других.

1925; 1959

Азартные игры и спекуляция на бирже

20.61
В азартной игре пренебрегается наше убеждение относительно того, что мы несем ответственность за свое имущество. Настойчивое взывание к неприкрытой жадности, например, в пропаганде футбольной лиги, по сути своей противостоит бескорыстности, которой учил Иисус Христос и весь Новый Завет. Неотделимое от азартной игры стремление получить прибыль из неизбежной потери и возможного страдания других, – противоположность той любви к ближнему, на которой настаивал Иисус.

1959; 1994

20.62
Нас со всех сторон окружают соблазны рискнуть деньгами в предвкушении несоразмерной прибыли от азартной игры. Некоторые правительства используют азартную игру для повышения доходов и даже представляют ее в качестве гражданской добродетели. Религиозное Общество Друзей продолжает нести свидетельство против заключения пари, азартных игр, лотерей, биржевой спекуляции или любых других попыток получить материальную выгоду без равноценного обмена; мы верим, что обязаны честно воздавать за то, что получаем.

Вера и практика, Балтиморское годовое собрание, 1988

20.63
Так сильно отвратилась от живой Истины общественная совесть, что о человеке, приобретающем богатство на фондовой бирже, говорят, что он «сделал» свои деньги, не принимая во внимание, послужил ли он полезной цели. Тот, кто определяет общественное положение по божественному закону считает, что подобное обогащение следует принимать с благодарным сердцем, как манну небесную. Истинное просветление показало бы, что если ничего не дано взамен, значит богатство присвоено незаконно, а все дело, хотя и разрешено законом и обычаем, представляет, по сути своей, нарушение восьмой заповеди.

В наших Советах [1931 г.] есть предостережение против коммерческих спекуляций типа азартной игры, и нам говорят: «Помните, как широко распространены и разнообразны искушения обогатиться за счет других». Честное следование этому совету указывает путь к предмету, выходящему за рамки личной нравственности в отношении азартных игр. Оно должно привести к изучению системы, которая позволяет и поощряет эти злоупотребления, и к требованию решительных изменений.

Шипли Н. Брайшоу, 1933

См. также 23.53–23.70 Работа и внешние отношения

Распоряжение деньгами от имени других

20.64
Друзья, которые несут ответственность за денежные суммы от имени других, должны заботиться о надлежащей сохранности и мудром распоряжении такими деньгами. Важно, чтобы, по возможности, для этого использовался отдельный счет в банке, открытый не на имя конкретного человека. Особое внимание следует уделить ведению надлежащих учетных записей, которые, если это необходимо, должны проверяться компетентным аудитором один раз в год.

1959; 1994

См. также 14.20–14.24

Завещания

20.65
В случае чьей-то смерти возникают затруднения, если завещание составлено небрежно или вовсе отсутствует. Поэтому рекомендуется, чтобы Друзья составляли завещания, будучи еще здоровыми, и при этом обращались за профессиональным советом. Время от времени, завещания следует пересматривать, поскольку, вследствие изменения обстоятельств, бывает разумным составление новых завещаний.

Следует помнить, что по английским законам завещание автоматически становится недействительным при вступлении в брак (если только завещание не было специально составлено при подготовке к этому браку), а в случае развода супруг(а) обычно лишается преимуществ в завещании. По шотландским законам завещание может потерять силу при рождении ребенка, но ни брак, ни развод не отменяют завещание. При всех вышеупомянутых обстоятельствах важно составить новое завещание.

Выбирая душеприказчиков следует позаботиться о том, чтобы не перегрузить тех, кто будет задействован в этом качестве, особенно в случае, когда предполагается долговременное поручение. Друзьям, несущим ответственность за детей, следует принять меры для их обеспечения, назначая опекунов и доверенных лиц там, где это необходимо. Когда родителей двое, завещание должно предусматривать возможность их одновременной смерти. И, наконец, местонахождение завещания должно быть известно предполагаемым душеприказчикам.

1967; 1994

20.66
Пусть Друзья, составляя свои завещания, проявят пристальное внимание к справедливости и беспристрастности, и не руководствуются капризами и предубеждением в ущерб тем, кто может иметь разумное основание надеяться на их доброту и родственное отношение. Пусть никто (хотя поводы для этого, возможно, возникают или вызываются) не уносит никаких обид в могилу, помня, что всем нам нужно милосердие и прощение. Друзьям советуют не оставлять больших наследств тем родственникам или знакомым, которые не нуждаются в этом; и помнить о насущных потребностях религиозного и социального плана.

Друзьям советуют, с одной стороны, составлять свои завещания как можно проще, избегая усложненных условий; а, с другой стороны, внимательно рассматривать обстоятельства, которые могут возникнуть после их смерти, так, чтобы предусмотреть надлежащее обеспечение всех, кто упомянут в завещании, даже если будут иметь место рождения, браки или смерти, которых не ожидал завещатель.

1782; 1911

См. также 4.19 Советы о внешних отношениях

КОНФЛИКТ

20.67
И, все Друзья, избегайте раздоров и ссор, ведь именно это поглотит Семя в вас; итак, не давайте этому прибежища в глубине себя, чтобы не было поглощено хорошее в вас, и вы сами не пришли к страданию. Поэтому пребывайте в любви и жизни, в Силе и Семени Бога, что является благородным, царственным состоянием.

Джордж Фокс, 1656

20.68
Я слышал, что некоторые Друзья отказываются от гнева в молчаливом «мире», где нет никакого понимания друг друга. Такие Друзья сердятся, но их молчанием остановлено движение за мир в мире. Если мы сердимся, то знаем, как идут войны. Не имеет значения, кто не прав. Но, действительно, важно, чтобы мы потрудились поговорить друг с другом.

Как нам примириться друг с другом, если мы разделены? Все, что я могу посоветовать – подойти к тому человеку и сказать, что у вас на сердце; сказать, что он(а) поступает так, что вам больно, но что Вы все равно любите их. Но на это нужно время, и не многим людям нравится смотреть человеку в лицо и узнавать, кто он(а). И, таким образом, мы упускаем примирение и не чувствуем, что о нас заботятся. А, почувствовав это, мы понимаем, кто мы, и находим облегчение в слезах, которые всем нам возможно разделить. И здесь начинается мир.

Сью Норррис, 1982

20.69
Если у кого-то из наших любимых бывает по-настоящему плохое настроение, мы стараемся избегать обстоятельств, которыми оно вызывается. Если же его настолько легко вызвать, что мы не можем этого избежать, мягкий ответ сразу или позже может содержать спокойный, но настойчивый укор, ради них самих, так же, как и ради нас. Но очень часто наша способность взаимодействовать мирно со своей семьей, нашими соседями и коллегами напрямую зависит от нашего умения вежливо отказаться быть вовлеченным в специфические виды обсуждения или принять чью-то сторону в вопросах, которые пробуждают бесполезные страсти. Мы способны сделать это, к примеру, когда знаем, что у кого-то есть сильные предубеждения, которых мы не разделяем, но которые вряд ли будем в состоянии разрушить своими доводами. Или, когда спор идет о вопросе или факте, который можно легко определить на опыте, либо сверившись с источником справочной информации.

Все это – мелочи повседневной жизни, но они имеют значение для счастья в совместной жизни людей, и они указывают путь к счастью в сосуществовании народов.

Кэтлин Лонсдэйл, 1957

20.70
Там, где кто-то кем-то обижен, сначала поговорите наедине друг с другом и попытайтесь помириться между собой; а не пускайте толки и не увеличивайте претензий к людям за их спинами, создавая группировки и вовлекая окружающих.

Годовое собрание в Лондоне, 1692

20.71
Конфликты есть и будут впредь даже в самых спокойных из миров. И это хорошо – мир, где все мы согласны друг с другом, был бы невероятно скучным. Наши различия помогают нам учиться. Через творческий подход к конфликту мы можем меняться и расти; и я не уверена, что без этого может произойти реальное изменение – политическое или личностное. Каждый из нас по-своему поступает с конфликтом и различными путями находит исцеление и примирение. Я хочу, тем не менее, предложить три ключа, три навыка или качества, которые оказались полезными в моем опыте.

Первый навык – именование: достижение ясности и честности в отношении проблемы: как я ее вижу, и что при этом чувствую. В этих утверждениях важно, что они – мои: «я вижу», «я чувствую» ( а не: «разумеется, очевидно, что …», «любой правильно думающий человек должен…»). Эта способность назвать по имени то, что, на ваш взгляд, происходит, необходима для придания конфликту открытости, благодаря которой мы можем начать разбираться в нем и пробовать с ним справиться.

Применение подобного навыка опасно. Можно определенно что-то почувствовать, и это окажется противостоянием. Похоже на раздувание беспокойства там, где не было никаких проблем. И следует действовать осторожно, заботливо, с любовью, используя язык, который, как мы надеемся, другие могут услышать. Нам нужно тактично поискать наилучшее время для этого. Но сделать это необходимо.

Второй навык – искусство слушания: выслушивание не только слов, но также чувств и потребностей, скрывающихся за словами. Нужно много времени и энергии, чтобы хорошо слушать. Это – своего рода ткачество: обратная связь, просьба о разъяснении, просьба о том времени, когда вас, в свою очередь, выслушают, подлинная открытость тому, что мы слышим (даже если это причиняет боль), открытость для возможности нам самим измениться под влиянием услышанного.

Третий навык – искусство отпускания: я имею в виду не уступку, покорность и разрешение переступить через себя, но признание возможности существования других решений для конфликта, нежели те, о которых мы до сих пор думали; включение воображения – предоставление места для Духа. Нам следует отпустить собственную волю – не для того, чтобы подчиниться кому-либо, а чтобы вместе искать решение Бога. Это – вопрос поиска способов отпустить нашу приверженность противостоянию и разделению, разрешения себе быть открытыми для нашей человеческой взаимосвязанности.

Если мы собираемся проделать любую из этих вещей хорошо – именование, слушание, отпускание – нам следует учиться доверять тому, что от Бога в нас, и тому, что от Бога в тех, кто пойман в ловушку на всех сторонах конфликта вместе с нами. И, чтобы сделать это хорошо, мне нужно быть сосредоточенной, укорененной и опытной в уповании на Бога. Это укоренение – одновременно и подарок, и дисциплина, – то, что мы можем выращивать и выстраивать каждодневным осознанием.

Мэри Лоу Ливитт, 1986

20.72
Рекомендуется, чтобы, во всех случаях противоречий и расхождений, люди заботились о том, чтобы либо самим быстро уладить разногласия между собой, либо выбрать для этого нескольких преданных, не вовлеченных в конфликт и беспристрастных Друзей; и чтобы все Друзья остерегались принимать одну или другую сторону.

1833

20.73
Пусть Друзья повсюду будут внимательны к тому, чтобы все разногласия относительно внешних вещей быстро устранялись ими либо между собой, либо с помощью посредников; и было бы хорошо, чтобы Друзья всегда оказывались готовыми представить свои разногласия, даже с людьми не наших религиозных убеждений, – на рассмотрение посредников, вместо того, чтобы вступать в судебную тяжбу.

1833

20.74
Когда при разделении или разводе требуется судебный процесс, то он должен быть как можно более простым, но при этом соответствующим сложности проблем, которые сопутствуют расторжению брака, и потребности в наилучшем юридическом совете. Пробуйте избежать злобы или неуместного парада разногласий. Посредничество и служение примирения часто помогают уладить подобные вопросы и, таким образом, избежать препирательств на судебном процессе.

1994

См. также 4.20–4.21 и 22.73

20.75
Я мысленно вновь и вновь возвращаюсь к этому слову Истины. «Побуждения любви и правды», – кажется, что эти двое порой вступают в конфликт, но, на самом деле, они – неотделимы. Если нам нужно узнать правду, мы должны быть способны видеть незамутненными глазами, и тогда мы полюбим то, что есть, а не то, что должно быть или кажется. Однажды, находясь посредине квакерского процесса принятия трудного решения, я возопила к старшему и более мудрому Другу: «Как я могу говорить правду в любви, когда я не чувствую никакой любви?». Ее ответом было: «Если Вы не говорите правду, любви не будет никогда».

Элисон Шарман, 1986

См. также 10.21–10.24 Конфликт внутри собрания и 4.21 Споры среди Друзей

Глава 21. Личный путь >