Квакерская вера и практика. Глава 13.

Разные виды религиозного служения

ВВЕДЕНИЕ

13.01
Мы, члены Религиозного общества Друзей, стараемся жить под руководством Духа, и это тоже входит в наши обязательства перед Обществом. Каково бы ни было служение, к которому мы призваны – будь оно большим или маленьким – наше собрание может поддержать нас молитвой и другими способами.

Наше служение может совершаться дома или на какой-нибудь неоплачиваемой должности, или в рамках избранной нами профессии. Служение некоторых протекает в местном собрании, в одном из многих занятий, которые помогают нашим собраниям стать подлинно христианскими общинами. О некоторые из них мы расскажем далее в этой главе. Британское годовое собрание само предлагает людям разные варианты служения, как в составе персонала, так и в различных квакерских комитетах.

Есть множество возможностей испытать на деле свои способности. Другие Друзья и должностные лица собрания всегда готовы выслушать и помочь любой инициативе. Там где надо принять особенно важные и трудные решения, следует запросить специальное собрание для прояснения (12.22–12.25).

Квакеры издавна были вовлечены в широкий диапазон действий, укорененных в нашей вере: в установление мира и согласия на местном, национальном и международном уровне; в помощь угнетенным и обездоленным; в распространение наших свидетельств о честности и добросовестности. Разнообразие квакерской деятельности поистине замечательно. Однако снова и снова во все периоды нашей истории повторялось одно явление: некоторые Друзья, ощущали себя особо избранными действовать во всех этих областях, повинуясь личному духовному призыву. Это мы называем духовной заботой в отличие от обычных забот нашей повседневной жизни.

Вопросы, которые нас «духовно заботят», часто влекут за собой важные последствия. Они могут затронуть обычный образ действий Британского годового собрания или даже предложить ему предпринять что-то совершенно новое. Такие инициативы есть лучшее, что приносится на наши собрания по делам церкви, и с чем мы имеем дело по нашему хорошо проверенному деловому методу, как это описано в главе 3.

ЗАБОТА: ВЕРА В ДЕЙСТВИИ

Квакерское понимание духовной заботы

13.02
На протяжении всей истории Религиозного Общества Друзей мы признавали, что каждый человек в любое время может услышать внутренний, обращенный к нему лично, призыв выполнить некое особое служение. Он сопровождается характерным ощущением, что Бог обращается непосредственно к Вам и властной потребностью действовать.

Служение, выполняемое «согласно заботе», дает замечательные примеры упорного и настойчивого преодоления трудностей. Многие говорят о мире, который снизошел на них вместе с уверенностью, что они сотрудничают с Богом. Признание заботы накладывало обязанности и на собрание, которое проверило и поддержало ее. В таких случаях Друзья иногда освобождались от финансовых обязательств; порой об их семьях заботились, пока они выполняли требуемое от них служение.

Забота может появиться внезапно из вдруг возникшего интереса или незаметно и постепенно вырасти в ходе поисков истинного пути. Она может находиться в русле текущих планов и проектов или полностью им противоречить, может повести к действиям, подобным уже предпринятым другими, или потребовать отважного прыжка в неизвестность.

13.03
Тем, кто пережил опыт возникновения духовной заботы, знакомо сопровождающее его чувство уверенности в правоте и правильности выбранного пути:

С самого начала нашего обсуждения появилось сильное ощущение «правильности» того, что мы говорили. Мысли текли свободно, и хотя в то время мы этого не ощущали, теперь можно сказать, что мы, несомненно, работали под водительством Духа.

Барри и Джилл Уилшер об истоках Квакерского Каравана Мира в 1978 г.

13.04
Другие говорят, что в момент призыва появляется ощущение всепроникающей любви и света, ведущее к уверенности, что они должны действовать:

Если Вы спрашиваете меня о важнейших датах, то следует назвать несколько молитвенных собраний по воскресеньям в Морли, Уилмслоу, в начале 1967 г.; в Кембридже 22–23 сентября 1967 г., в поселке Грантчестер, где напротив военного мемориала ко мне пришел призыв: «Действуй, и я помогу тебе». Этот призыв стал движущей силой. Друзья колебались; они считали все это слишком основанным на чувствах и даже сентиментальным. Один только я знал, что Высшая Власть никогда не может потерпеть неудачу.

Письмо Джорджа Мэрфи о духовной заботе, которая привела к основанию Факультета Исследований проблем Мира в Брэдфордском Университете в 1973 г..

Распознавание духовной заботы

13.05
Выяснение истинного характера духовной заботы – это специфическая практика распознавания. Это – процесс, который начинается с глубокого размышления наедине с собой и попыток ответить на несколько прямых и суровых вопросов. Хочешь ли ты просто, чтобы что-то было сделано, или ты услышал призыв действовать самому? Находится ли твоя забота в гармонии со свидетельствами Общества? Действительно ли она от Бога?

Процесс распознавания не сводится к уединенному размышлению. Как Религиозное Общество, мы – больше, чем просто толпа людей, которые сошлись в одном месте. Мы собираемся вместе, потому что полагаем, что вместе мы способны видеть яснее. Потому-то в нашем Обществе Друзей принято, чтобы каждый, кто после должного рассмотрения решил, что волнующая его проблема – это действительно духовная забота, представил ее сообществу Друзей. Это и продолжение процесса распознавания, и выражение нашего членства в духовном сообществе. Это – признание взаимных обязательств: обязательства Друга проверить свою заботу на совещании группы, и обязательства группы произнести свое суждение и искать Божьего руководства.

13.06
Как правило, забота представляется местному или, там где это уместно, региональному собранию. Затем, если забота признана этим собранием как настоящее продвижение по духовному пути, она может быть перенесена на другое собрание для рассмотрения более широкой или более специализированной группой Друзей. Однако неправильно будет автоматически переадресовывать заботу другому собранию. Непременная часть распознавания – понять, какие именно пункты заботы должны быть рассмотрены всеми соответствующими органами. Собрание должно остерегаться соблазна сразу же приступить к осуществлению заботы, чтобы поскорее снять с себя ответственность (см. 4.19–4.20).

В ходе процесса распознавания в сердце и уме всех участников собрания должен господствовать один главный вопрос: вправе ли этот человек или эта группа людей полагать, что данное действие или служение были действительно «возложены» на них Богом?

13.07
Забота – слово, которое постепенно выхолащивается из-за того, что его слишком часто использовали, чтобы прикрыть просто сильное желание. Истинная забота – это дар от Бога, веление Духа Божьего, которое невозможно отвергнуть. Его веление – это не то, что, будучи исследовано разумом, признается целесообразным (хотя вполне возможно, что оно окажется именно таким); это – когда личность … узнает в своем внутреннем опыте о существовании чего-то, что Господь хотел бы сделать, однако темны пути, однако неуследимы средства для человеческого разумения. Часто бывает, что предлагаются действия, имеющие всякую видимость здравого смысла, но когда собрание безмолвствует в ожидании Бога, становится ясным, что предложение «не дотягивает» до настоящей заботы.

Роджер Уилсон, 1949 г.

Обязанности отдельных лиц и собраний

Для Друзей, имеющих духовные заботы

13.08
Друзьям, представляющим собранию духовную заботу, следует посоветоваться с опытными членами собрания, особенно с теми, кто по иному подходит к проблеме. Поставьте этот вопрос на обсуждение или запросите группу поддержки доверенных Друзей (12.27). Частью процесса распознавания может быть и собрание для прояснения (12.22–12.25). Позвольте замыслу вызреть во времени, и не действуйте, очертя голову.

На всех стадиях этого процесса Друзья будут стараться обогащать ваш замысел и влиять на него своими идеями. Будьте готовы к тому, что их комментарии поведут к критическому анализу Ваших планов, а возможно и к их пересмотру. При любом обсуждении ясно сформулируйте, о чем именно Вы спрашиваете данное собрание (см. 13.12–13.14).

Иногда процесс распознавания и принятия заботы не работает, как должно, поскольку мы не совершенны и иногда теряем дух ради буквы. Мы можем утратить подлинное вдохновение под давлением ежедневной текучки и перегруженного расписания. Это может случаться на любой стадии процесса и иногда влечет за собой необходимость нового представления заботы или ее представления в другой форме. В таких случаях, может оказаться очень полезной группа поддержки (12.27).

Роль собрания

13.09
Невозможно переоценить важность местной молитвенной группы в выращивании действенных забот. Там, где Друзья знают и хорошо понимают друг друга, полнее реализуются способности, которыми наделены мы все для выполнения того, что требует от нас Внутренний Свет. Это – источник, откуда вытекают духовные инициативы.

В атмосфере взаимного доверия и понимания естественно поделиться своей заботой с собранием. Забота, которая представлена собранию, должна рассматриваться с величайшей любовью, добротой и дисциплиной. Если мы хотим действительно поддержать наших Друзей в замыслах, которым они так преданы, мы должны не просто признать их полноценной заботой, но вникнуть в них тщательно, со всем вниманием, на какое мы способны.

13.10
Когда Друг представил свою заботу региональному или местному собранию, необходимо дать ему время для ответов на вопросы и разъяснения, после чего обычно Друг выходит из комнаты, пока рассматривается его вопрос. Если забота признана собранием, Другу вручают протокол об этом решении, после чего можно продвигать дальше его идею.
Собрание может постановить, что данная забота не соответствует духу наших свидетельств. Нужно помнить, однако, что:

Именно личности, а не общины порождают новую истину… Хотя коллективное руководство очень полезно в обуздании индивидуальных крайностей, для церкви очень опасно препятствовать подлинной индивидуальной заботе.

Уильям Чарльз Брейтуэйт, 1909

Как отдельная личность, так и собрание, никогда не должны упускать из вида, что они могут ошибаться.

13.11
Не всегда удается как следует обсудить заботу на обычном региональном или местном собрании или на регулярном заседании комитета. Следует рассмотреть возможность созыва специального регионального собрания и/или собрания для прояснения, чтобы проработать всю проблему по пунктам. (см. 12.22–12.25).

13.12
Собрание, рассматривающее заботу, должно ясно и недвусмысленно сформулировать свои решения по данному вопросу. Возможны следующие варианты:

а. Забота признается религиозно оправданной;
б. Собрание поддерживает заботу и принимает на себя ответственность за содействие ее выполнению; там, где это необходимо, оказывается финансовая поддержка. (13.18);
в. Забота признается и полностью принимается собранием, после чего она становится заботой всего собрания;
г. Забота признается собранием и направляется с его поддержкой на рассмотрение более представительного собрания;
д. Собрание не может решить, оправдана ли данная забота и направляет этот вопрос в другое собрание. Однако обычно в таких случаях предпочтительнее дальнейшая разработка и обсуждение вопроса тем же собранием;
е. Собрание решает, что данная инициатива не является религиозно оправданной заботой.

13.13
Когда Друзья уверены, что могут признать заботу, собрание приступает к анализу практических деталей ее выполнения и следствий. Случается, что собрание признает заботу Друга, но не видит способа ее реально осуществить, или считает, что в настоящее время она не даст практического эффекта. Тогда правильным решением будет отложить ее для дальнейшего рассмотрения при более благоприятных обстоятельствах.

Если забота затрагивает организацию деятельности Британского Годового Собрания, она направляется региональному собранию, или Собранию в Поддержку Страждущих, или Годовому собранию (см. 4.19).

Когда предложено служение за границей в какой-либо роли, обязательна предварительная консультация с соответствующими комитетами Британского Годового собрания. Может оказаться необходимой также консультация со Всемирным Комитетом Друзей для Консультаций и соответствующими годовыми собраниями.

Уже было отмечено, что собрания, поддержавшие заботу Друга, иногда принимают на себя финансовую ответственность за эту заботу. Вне зависимости от этого, они могут предложить другие формы помощи: пользование автомашиной, присмотр за детьми или учреждение группы поддержки из людей близких Другу и сочувствующих его устремлениям (см. 12.27).

Когда забота начала выполняться, нужно обсудить, как может быть признано и подтверждено ее осуществление. Собрание, которое поддержало заботу, должно быть информировано, когда следует завершить ее выполнение. Будет правильно, если собрание отметит успешное завершение того, что было должным образом начато.

См. также 4.06 и 4.19–4.20

Протоколы о решениях и финансы

13.14
Когда Друг обращается к собранию с просьбой передать его заботу на рассмотрение другому, более представительному, собранию, любой согласованный протокол решения должен быть адресован этому собранию, и копия должна быть отправлена без задержки его клерку. Другу или Друзьям, представляющим заботу, также нужно вручить копию.
Если забота была поддержана или признана не региональным собранием, а каким-то другим уполномоченным на это органом, клерк собрания, поддержавшего или признавшего заботу, обязан сразу же известить об этом клерка того регионального собрания, в котором состоит Друг, представивший заботу. Быстрое предоставление такой информации позволит региональному собранию с пониманием подключиться к инициативе Друга и предложить ему необходимую поддержку (см.12.27).

13.15
Если региональное собрание предложило какому-то Другу обратиться за помощью в служении к Собранию в Поддержку Страждущих, обязанность клерка без задержки известить об этом Регистрирующего Клерка, чтобы он мог предварительно уведомить членов Собрания в Поддержку Страждущих.

13.16
Протоколы решения, когда это необходимо, должны четко обозначить характер и вероятную продолжительность предполагаемого служения. Если предложено долгосрочное служение, нужно обеспечить, при помощи соответствующего комитета или как-то иначе, чтобы собранию, принявшему протокол о решении, представлялись промежуточные доклады по ходу служения.

13.17
Когда забота завершена, Друг должен возвратить протоколы о решениях собранию, которое поддержало его служение, и собрание должно письменно отметить возвращение протоколов.

13.18
Если Другу, путешествующему в служении Обществу, необходима финансовая помощь, она обычно предоставляется собранием, поддержавшим его служение. Если же поездка совершается по приглашению, помощь обычно оказывается пригласившим собранием.

ПРИЗНАННЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

13.19
Признанные Неформальные Группы – независимые группы, в которых Друзья делятся общими интересами, ищут подтверждения своему свидетельству или помощи в его реализации. Члены таких групп считают, что эти группы укоренены в нашей квакерской вере и дают возможность развивать, разрабатывать и проверять на деле наши убеждения и свидетельства вне рамок квакерских формальных структур – с тем, чтобы если потребуется, вернуться к ним, когда забота было проверена действием либо размышлением.

Сегодня все квакерские неформальные группы, как в рамках нашего Общества, так и вне его, разными путями работают над тем, чтобы возродить традиции и дух квакерства и применить их к современным проблемам таким образом, который отражал бы нашу веру и наше понимание Божьего водительства. Поскольку это так, то их правомочность не подлежит сомнению, и хотя действия отдельных групп могут показаться несколько экстравагантными, а иногда и неуместными, – необходимо отдать должное их побуждениям и устремленности к новому свету. Не надо забывать, что духовное развитие порой ведет нас глухими проселками, и как это ни странно, они, в конце концов, все-таки выводят нас на прямую дорогу. Как бы то ни было, независимо от результата, отважно разведывать новые пути с открытым сердцем и умом, без предубеждения, но не вслепую – это проявление духовной и интеллектуальной честности и искренности.

Хью Валентайн, 1982

Список Признанных Неформальных Групп ежегодно публикуется в Книге собраний, и критерии условия для признания можно получить, обратившись к Регистрирующему Клерку. Будучи независимыми органами, не входящими в структуру Британского Годового Собрания, эти группы не имеют права вступать с ним в сношения посредством протоколов.

Группы, использующие в своем названии термины «Квакеры» или «Друзья» должны помнить об ответственности, налагаемой на них нашими свидетельствами, и остерегаться, чтобы их деятельность не сочли частью общей деятельности годового собрания, если на самом деле это не так.

ДРУГИЕ ФОРМЫ СЛУЖЕНИЯ

13.20
У наших собраний множество задач и множество обязанностей. Многие из них подробно описаны в данной книге. Например, о работе клерков повествуется в главе 3, а о старейшинах и наблюдателях в главе 12. Далее последует более полное описание особых видов служения.

ПУТЕШЕСТВИЯ В СЛУЖЕНИИ И ОБМЕН ПОСЕЩЕНИЯМИ

13.21
Путешествовать и навещать Друзей, молиться совместно с ними, будь то в пределах нашего Годового Собрания или вне его – для нас дело огромной важности. Такие посещения сплачивают воедино семью Друзей. Лондонское Годовое Собрание так оценило их в 1925 г.:

Мы должны проявлять интерес к работе не только наших собственных собраний, но и других близлежащих собраний, особенно, если они немногочисленны или испытывают недостаток в чем-то. Посещение другого собрания в духе христианского братства – акт духовного служения, даже если оно не сопровождается молитвой вслух. Выполненное правильно, в духе религиозной заботы, оно приносит обновление и духовную поддержку и гостям, и хозяевам.

13.22
Всем, кто навещает Друзей в других годовых собраниях, нужно помнить, что тут необходима большая чуткость. Каждое годовое собрание автономно, и каждое имеет собственную традицию и практику. Не считайте, что вы можете всех поучать лишь на том основании, что Вы член Британского Годового Собрания. Наше понимание квакерства сформировано нашим особым историческим опытом. Историческое и культурное наследие наших островов – вот та почва, на которую мы опираемся. Все годовые собрания с течением времени меняли свою практику и теперь следуют самым разнообразным традициям. Чтобы хорошо понимать Друзей, которых Вы навещаете, необходимо знать местную квакерскую традицию и историю страны. Квакеры, собирающиеся навестить Друзей за границей, могут обратиться за советом и руководством к нашим комитетам, занимающимся работой за рубежом; тогда посещения будут более плодотворными.

Путешествие в служении

13.23
Такому путешествию обычно предшествует проверка духовной заботы и ее признание региональным собранием, в котором состоит Друг. Здесь применимо все, что было сказано в предыдущих пунктах 13.05–13.18. Другу, который выступил с такой инициативой, может быть оказана финансовая поддержка спонсирующим собранием. В прошлом путешествия с целью оказания пастырской поддержки совершались вдвоем, иногда это была пара Друзей – один старший и более опытный, другой – помоложе. Тот же метод может пригодиться и сегодня. Протоколы решения, признающие заботу Друга, должны быть достаточно короткими, чтобы их можно было прочитать после молитвенного собрания.

13.24
Друзья, задумавшие поездку за границу, будут лучше подготовлены к этому служению, если они проконсультируются с соответствующими комитетами Британского Годового Собрания и Всемирным Консультационным Комитетом Друзей. После того, как духовная забота была признана, Друг должен обратиться к годовому собранию или собраниям, в пределы которого они намерены совершить поездку и чьими советами им надлежит руководствоваться. Как отмечено выше, важно помнить, что все годовые собрания являются автономными и их традиции и практика весьма разнообразны.

13.25
Жизненно важно, чтобы Друзья, которые собираются путешествовать в служении, всесторонне и тщательно проверили свою заботу; можно привести пример Джона Вулмана, который совершил так много путешествий в служении:

Будучи некоторое время охваченным религиозной заботой, и готовясь пересечь море, чтобы посетить Друзей на севере Англии, и особенно в Йоркшире, после серьезного обдумывания я счел целесообразным сообщить Друзьям об этом на нашем ежемесячном собрании в Берлингтоне, и они, чувствуя единство со мной, снабдили меня удостоверением. Впоследствии я сообщил о том же нашему Квартальному Собранию, и они подобным же образом удостоверили свое согласие со мной. Некоторое время спустя я счел своей обязанностью познакомить со своей духовной заботой Общее Весеннее Собрание Служителей и Старейшин, и оно также засвидетельствовало свое единство со мной посредством удостоверения, датированного 24-м числом третьего месяца, 1772 г., и адресованного Друзьям в Великобритании.

13.26
То, что квакеры могут быть призваны еще и к иному служению, чем на молитвенных собраниях по воскресеньям, было для нас новым, когда в 1967 г., один близкий к нам американский Друг спросил нас, не чувствуем ли мы себя призванными к такой деятельности. Позднее это уже не поражало нас; служение в странствованиях и путешествиях было жизненной основой Общества Друзей на заре его существования и все еще практиковалось в начале двадцатого столетия. Мы проходили наше ученичество с Льюисом и Сарой Бенсон, странствуя главным образом по Северной Америке. Мы пытались перенять хоть немного из их ревностного стремления донести до каждого благую весть во всей ее первоначальной чистоте, их смирения, духовности и желания привести всех людей к Христу, их Учителю. Затем мы уже сами, одни или с другими друзьями, стали ездить – сперва поблизости от дома, а потом по Ирландии, Шотландии, Франции, Германии и Дании, в то время как другие рискнули добраться даже до Кении и Австралии. Всех нас побуждала к этому потребность поделиться Христианской верой со всяким, кто открыт для нее.

Артур и Урсула Уиндзор, 1994

13.27
Мы должны быть готовы отнестись к посланцу другого квакерского собрания с тем же вниманием и заботой, с каким мы посылаем путешествовать в служении члена нашего собрания.

Недостаточно, чтобы какая-нибудь маленькая группа Друзей за границей просто приняла и вежливо выслушала своих иностранных посетителей; им нужно знать культуру своих посетителей и их традицию, чтобы принять их с открытым умом и сердцем. Нам в Лондонском Годовом Собрании, прежде всего, нужно лучше понять самих себя и основы нашей веры. Часто бывает, что мы не знаем, как следует, личной веры членов наших собственных собраний, как же мы при этом можем научить наших Друзей понимать других? Но мы обязательно должны это делать. Если Друзьям по всему миру нужно быть одной всемирной семьей, тогда мы должны учиться слушать и понимать друг друга.

Всемирный Квакерский Комитет по связям с общественностью, 1992

Типы протоколов о решениях

13.28
Друг, отпущенный своим собранием для служения согласно его духовной заботе, обеспечивается протоколом решения об освобождении. Обычно протокол составляется Собранием в Поддержку Страждущих (см. 13.15)

Друг, путешествующий по делам Друзей или для исполнения особого служения, снабжается протоколом решения о путешествии. Его может дать Собрание в Поддержку Страждущих или региональное собрание. Такой протокол о решении может быть подтвержден принимающим собранием.

Приветственное послание

13.29
Это – письмо собрания, вручаемое тому из его членов или постоянных участников, кто собирается навестить Друзей в других районах мира по причинам, не связанным непосредственно со служением Обществу. В этом случае местное, региональное или общее собрание может дать Другу рекомендательное письмо, подписанное клерком, чтобы Друг взял его с собой. Такое письмо не является решением собрания об особом служении и следует позаботиться, чтобы не возникало такого предположения.

Обмен посещениями

13.30
Мы побуждаем Друзей, если они находятся далеко от дома в отпуске или по делу, посещать при этом квакерские молитвенные собрания, если имеется хоть одно такое собрание в пределах досягаемости. Такие посещения могут способствовать укреплению собрания и помогать Друзьям, до того незнакомым, лучше узнать друг друга.

1925, 1994

При посещении собраний другого годового собрания, надо позаботиться о том, чтобы не быть обузой. Не забывайте предостережения в 13.22.

13.31
Уже 35 лет я посещаю другие собрания. В течение последних 15 лет месячное собрание снабжает меня протоколом решения о путешествии, и он ежегодно возвращается с подтверждением. Я навещал малочисленные собрания своего собственного месячного собрания; навещал также близлежащие собрания других месячных собраний, поддерживая, таким образом, контакт с соседями, которые легко могли бы остаться для меня незнакомцами; когда дальше от дома я разыскал небольшие собрания, которым могло бы помочь посещение, и я уверен, что двум или трем из них оно действительно помогло. Я навещал их по особенным случаям, вроде открытия заново отреставрированного дома собраний, и разделял с ними их радость.

В протоколе решения о путешествии Джона Вулмана есть такие слова: «духовная забота подсказывала мне …, что я мог бы чувствовать и понимать их жизнь и Дух, в котором они пребывают, если бы по счастью, я мог бы получать от них наставления, или если бы они помогли мне в какой-то степени следовать за Истиной вместе с ними». Надежды Джона Вулмана оправдались для меня с избытком.

Ричард Шардт, 1994

13.32
В очень маленьком признанном собрании, членом которого я являюсь – на молитвенном собрании нас бывает только двое – мы приветствуем членов других собраний, навещающих нас регулярно или время от времени, и смотрим на них, как на источник нашего духовного обогащения. Мы чувствуем, что и мы в свою очередь можем что-то предложить им от нашего скромного собрания.

Ингрид Уильямс, 1994

УПРАВЛЯЮЩИЕ ДОМАМИ СОБРАНИЙ

13.33
Как Друзья, мы не можем отделить наше религиозное призвание от практической работы для Царствия Божьего. Как Друзья, ответственные за управление домами собраний, мы вносим свой вклад в жизнь местной общины, на пользу тех, кто посещает наш дом собраний. По видимости, мы лишь предоставляем им определенные услуги, на самом же деле, мы отдаем им нашу любовь.

Квакерская Конференция Внутреннего Служения по управлению недвижимостью, 1981

13.34
Предназначение управляющих – обеспечивать теплую и приветливую атмосферу в доме собраний, создавать условия, благоприятные для богослужения, и служить местной общине. Управление домом собраний должно стать неотъемлемой частью квакерской жизни и богослужения и делом всего собрания. Эта работа открывает богатейшие возможности для распространения квакерских идей и образа жизни. К управляющим, которые работают на постоянной основе, поступает множество запросов, начиная от просьб о финансовой и практической помощи, до обращений с глубокими эмоциональными, социальными или духовными нуждами. Управляющие приобретают всесторонние знания о собрании и его роли в жизни округи и нередко могут помочь собранию своими инициативами в его работе, связанной с внешним окружением.

Управляющие и дома собраний

13.35
Управляющие обязаны заботиться о домах собраний, и они нередко живут в тех же помещениях. Назначаются они обычно региональным собранием, как первичным органом управления церковью, но для практических целей назначение иногда делегируется местному собранию или доверенным лицам. Институт управляющих в его теперешней форме появился у нас недавно и обязан своим появлением желанию Друзей шире использовать дома собраний на пользу тем территориальным общинам, где они находятся.

Подобно тому, какое широкое разнообразие типов представляют наши дома собраний – от зданий в деловых центрах или в новых городах до исторических центров квакерства, таких как Бригфлэттс или Джорданс, так же разнообразно и их назначение: одни из них всю неделю открыты для приема разных общественных организаций и коммерческих предприятий, другие используются почти исключительно для молитвенных собраний. Поэтому условия работы и обязанности управляющих сильно отличаются друг от друга.

Обязанности управляющего. Прием на работу

13.36
Когда региональное или местное собрание принимает на работу управляющего, необходимо четко и недвусмысленно оговорить, на какой срок его нанимают. Управляющих обычно размещают в самом доме собраний или в соседнем доме, но некоторые поселяются отдельно. Одни считают работу управляющего временным служением с ограниченным сроком; другие расценивают ее как форму работы первостепенной важности. Одни управляющие оплачиваются как служащие на полной ставке, другие – на основе частичной занятости; одни получают полностью бесплатное проживание, в то время как другие (обычно там, где работы немного) частично оплачивают аренду помещения, отопление и другие расходы на жилье. Иногда управляющие имеют другую работу на стороне.

Нанимающим собраниям и управляющим следует помнить, что права и обязанности работодателей и их служащих четко определены законом. Информация об этом может быть предоставлена Отделом управления недвижимостью Комитета Квакерской Жизни.

Управляющие должны получать четкие инструкции, которые регулярно пересматриваются. Объявления о найме на работу должны давать всестороннюю информацию, и интервью следует проводить в полном объеме. Должна соблюдаться политика равных возможностей. Очень важно, чтобы был составлен письменный договор, где оговаривались бы сроки и условия работы управляющего, и предусматривалось обеспечение его жильем. Соглашением должны быть также оговорены свободное время, достаточный отпуск и оговорены условия выхода на пенсию. Уход с поста управляющего, как правило, требует смены места жительства – этот вопрос нужно принять во внимание перед назначением на должность.

13.37
Не следует перекладывать на управляющих работу, которая, по правилам, должна выполняться уполномоченными лицами и членами собрания, а управляющих не следует назначать на те должности, которые способны вызвать конфликт интересов: клерка, помощника клерка, казначея или доверенного распорядителя. Нужно соблюдать четкие правила относительно того, кто является ответственным за аренду жилья. Официальное (по должности) участие в заседаниях жилищных комитетов и комитетов по управлению недвижимостью – частая и полезная практика. Необходимо уважать свободное время и частную жизнь управляющих и не предъявлять им неразумных требований. Их частное жилье не должно рассматриваться в качестве продолжения дома собраний.

13.38
Нельзя предлагать управляющим такие условия жилья и работы, которые большинство Друзей сочло бы недопустимыми для себя. Небрежно проведенное назначение может привести к недоразумениям и непреднамеренной эксплуатации. Собрания, держащие на службе управляющего, должны проконсультироваться с Отделом управления недвижимостью Комитета Квакерской Жизни, чтобы быть уверенным, что в их собрании соблюдаются все положенные нормы.

Поддержка управляющих

13.39
Управляющим и собраниям полезна соответствующая поддержка. Она обеспечивается жилищными комитетами и комитетами по управлению недвижимостью либо Другом или Друзьями по связям. Потребности управляющего должны учитываться нанимающим собранием и пересматриваться регулярно. Управляющие могут получить помощь от Отдела управления недвижимостью Комитета Квакерской Жизни, который регулярно организует конференции на общенациональном и региональном уровне и курсы переподготовки, обеспечивает консультативное и информационное обслуживание и выпускает необходимые руководства. (См. также 12.27 Группы поддержки)

Проживающие Друзья и смотрители

13.40
Многое из вышеупомянутого приложимо к Друзьям, которые постоянно проживают поблизости от дома собраний и присматривают за домами собраний, редко открытыми для внешних пользователей, а также к смотрителям, чья работа часто ограничивается приборкой помещения для собраний, открытием и закрытием здания и уходом за садом.

БИБЛИОТЕКИ И БИБЛИОТЕКАРИ

13.41
Областные собрания должны регулярно проверять содержание и использование библиотек в местных собраниях (см. 4.10.т); им следует побуждать к обзаведению собственной библиотекой все собрания, которые ее еще не приобрели. Однако непосредственно управляет библиотекой местное собрание. Местные собрания назначают библиотекаря, которому понадобится их поддержка, и выделяют средства для закупки книг. В некоторых собраниях эти обязанности распределены между несколькими Друзьями. Некоторые областные собрания периодически собирают своих библиотекарей всех вместе, чтобы те могли поделиться опытом. Помощь и совет также можно получить от Библиотечного Комитета Квакерской Жизни.

13.42
Хорошо подобранная и укомплектованная библиотека служит ценным подспорьем в жизни собрания и помогает ему в работе с не-квакерскими организациями. Подбираются книги, посвященные Религиозному обществу Друзей, христианству, о Библии, о других мировых религиях. Новые книги расширяют наш кругозор и вдохновляют нас в ходе нашего религиозного образования.

Библиотекари должны приложить все старания, чтобы книги в их библиотеке не лежали мертвым грузом, а были доступны членам собрания и участникам. Некоторые собрания издают информационные бюллетени, составляют списки для читателей и обзоры недавно приобретенных книг. Другие представляют новые поступления на местном собрании или кратко уведомляют о них после молитвенного собрания. Библиотекарь должен знать свои фонды и быть достаточно подготовлен, чтобы при необходимости проконсультировать читателя и рекомендовать ему ту или иную книгу. Книжные наборы можно приобрести в книжном магазине в Доме Друзей и это хороший способ побудить Друзей больше читать. Можно пользоваться и другими источниками информации и средствами обучения. Библиотекари могут по желанию рассмотреть вопрос о их приобретении и включении в библиотеку.

Иногда устроить библиотеку не так просто (например, если молитвенное собрание проводят в арендованном помещении), но воображение и горячее желание поделиться с Друзьями своими книжными находками помогут преодолеть эти затруднения и подскажут выход из положения.

КАЗНАЧЕИ

13.43
Те, кто занимается этой работой для собраний, совершают важное служение. Их работа часто обделена вниманием других Друзей, но без них наша деятельность была бы попросту невозможна. Они должны уметь обращаться с цифрами, но ни навыки бухгалтерского учета, ни компьютер не обязательны. Важнее, чтобы они проявляли чуткость, оказывая срочную помощь членам собрания и участникам, и щадили при этом их чувства, передавая информацию о нуждающихся в наши местные и центральные органы.

Казначей служит собранию, советуя и помогая, но оставляя решения самому собранию.

13.44
Каждому собранию, которое владеет какими-то средствами или вообще имеет дело с деньгами, следует назначить казначея, который обязательно должен быть членом Общества (3.24.и). Некоторые собрания назначают также помощника казначея или «сборщика», побуждающего Друзей уплачивать взносы и помогающего им в этом. Подробнее об этом см. в главе 14 Финансы.

Хотя преемственность и опыт важны в финансовых вопросах, казначей назначается собранием не более чем на три года, и срок этого служения нельзя необоснованно продлевать. Правильно будет заранее подготовиться к отставке казначея, скажем, назначив ему помощника, который заблаговременно будет введен в курс дела и подготовится занять его место.

Руководство и совет можно получить у Отделения Квакерских Финансов и Собственности в Доме Друзей. Казначеи регионального собрания имеют право участвовать в Ежегодной Конференции Казначеев (14.16–14.17).

ТЮРЕМНЫЕ СВЯЩЕННИКИ, ПОСЕТИТЕЛИ И КАПЕЛЛАНЫ

13.45
На заре квакерского движения Друзей нередко заточали в тюрьму за их веру. В последнее столетие многие Друзья подвергались тому же самому за свой отказ от военной службы по мотивам совести. Может быть, поэтому квакеры постоянно проявляли внимание к заключенным и заботу об условиях в тюрьмах, примером чего служит деятельность Элизабет Фрай (см. 23.98–23.100), за которой последовали многие другие Друзья. Забота о заключенных и поныне остается одним из важных направлений нашей деятельности. В следующем разделе объясняются необходимые условия и процедуры, которые нужно при этом соблюдать. Желательно, чтобы все Друзья поддерживали тех, кто занимается этой работой.

13.46
Тюремный священник (прежде его называли «посещающим священником») – это священник или церковнослужитель признанной религиозной деноминации, назначенный Министерством внутренних дел в определенное исправительное заведение согласно Тюремному Акту, дабы исполнять в этом заведении обязанности религиозного характера. Квакерские тюремные священнослужители подпадают под это определение.

Тюремные посетители назначаются Министерством Внутренних Дел по рекомендации начальника тюрьмы оказывать дружескую поддержку заключенному, который попросил, чтобы его посещали. Тюремные посетители не имеют никаких обязанностей собственно религиозного характера. Важно не смешивать их с Инспекционным Отделом, который занимается совсем другими задачами.

«Квакерский тюремный священник» в Шотландии называется «Квакерским тюремным капелланом». В Шотландии региональное собрание сообщает имя назначенного «квакерским тюремным священнослужителем» Друга Общему Собранию Шотландии, которое в свою очередь уведомляет об этом начальников всех тюремных учреждений в районе деятельности регионального собрания. Эти Друзья добровольно служат в церковном коллективе тюрьмы под началом тюремного капеллана. Чтобы осуществлять пасторскую заботу о Друзьях, заключенных в тюрьму в Шотландии, квакерские тюремные капелланы должны тесно сотрудничать с другими членами официального церковного коллектива тюрьмы.

В Шотландии 13.49 и 13.50 не применяются.

Квакерские тюремные священники

13.47
Квакерские тюремные священники имеет четыре задачи: посещать в тюрьме тех, кто зарегистрировался как квакер, и оказывать им духовную поддержку; помогать работе тюремного капеллана; представлять квакерское движение в тюрьме, особенно перед лицом тюремных служащих; и, наконец, быть посредником между тюремными службами и региональным собранием, держа Друзей в курсе тюремных проблем.

Если Квакерскому тюремному священнослужителю представится возможность проводить регулярно или хотя бы время от времени молитвенное собрание, следует ей воспользоваться – такие собрания могут иметь большое значение.

13.48
Заключенные, которые находятся в изоляции, будь то в наказание или по болезни, особенно нуждаются в духовном утешении и поддержке. В таких случаях Квакерский тюремный священник имеет право и обязанность посетить заключенного, зарегистрировавшегося как квакер, вне зависимости от того, является он членом Общества или нет, пока ему не будут дозволено принимать других посетителей.

Назначение

13.49
Для этого служения Друг рекомендуется региональным собранием (4.10.у), которое затем обращается к специальному Комитету по Назначениям за подтверждением. Для назначения используется специальный бланк Министерства Внутренних Дел, который можно получить у Регистрирующего Клерка.

13.50
О том, что кандидатура одобрена и формальное назначение состоялось квакерского тюремного священника извещает официально специальное учреждение. При этом региональное собрание должно убедиться, что Комитет Мира и Социального Служения проинформирован о назначении. Этот процесс может занять несколько недель. Потенциальные тюремные священники должны быть предупреждены, что их кандидатура будет проверена Государственным Архивом Преступности.

Подготовка и поддержка

13.51
Квакерский Комитет Мира и Социального Служения помогает квакерским тюремным священникам, только что приступившим к работе, своими советами, знаниями и опытом, высылая им специальное руководство для такого служения, изданное Комитетом, и ежегодно созывая конференции, на которых можно не только познакомиться с уголовной практикой, но и обсудить специфические проблемы такого служения и получить компетентную помощь от Друзей, работающих в других исправительных учреждениях.

13.52
Тюремные священники принимают на себя обязанность вместо регионального собрания служить духовным нуждам заключенных, зарегистрировавшихся как квакеры. Но и у них есть свои нужды и очень важно, чтобы региональное собрание со своей стороны поддержало Друга, выполняющего эту необходимую работу. Конкретные формы этой поддержки Друг, выполняющий тюремное служение, согласует с региональным собранием (см. 12.27), так же как и вопрос о назначении специальной группы поддержки для этой цели. Как правило, тюремные священники докладывают о своей работе региональному собранию раз в год.

Тюремные Посетители

13.53
Тюремные посетители назначаются Министерством Внутренних Дел, (а в Шотландии – Министерством Внутренних Дел и Здравоохранения Шотландии) по рекомендации начальника тюрьмы посещать тех заключенных, чьи ходатайства о посещениях были удовлетворены. Их обязанность состоит в том, чтобы оказывать дружескую поддержку тем, кого они посещают. Они не несут никаких обязанностей собственно религиозного характера; иногда им даже рекомендуется избегать разговоров на религиозные темы. Друзьям, намеренным служить в этой роли, следует обратиться к начальнику тюрьмы, где они желают служить.

Некоторые квакеры являются и тюремными священниками и тюремными посетителями одновременно. Эти роли частично пересекаются, и квакерские тюремные священники естественно переходят от одной роли к другой.

13.54
Первое знакомство с тюрьмой может напугать, и нелегко бывает нащупать правильную манеру общения с теми, кого Вы там встретите. Часто не знаешь, что сказать этим людям, особенно тем, кто осужден на долгий срок или отбывает его вдали от дома, но если подготовка проведена всерьез, и сердце раскрыто, придут и нужные слова. Служение есть отдача себя другим и позволение им в свою очередь одаривать нас, и если мы достаточно человечны, то мы способны к служению. Чувство юмора тоже поможет исцелению душевных ран.

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СВЯЩЕННИКИ

13.55
Роль и название Друзей, ответственных за пасторскую заботу о студентах, могут варьироваться в зависимости от учреждения; они могут называться студенческими старостами, студенческими наблюдателями или студенческими капелланами. Эти Друзья назначаются региональным собранием или одним из его местных собраний по обстоятельствам. Их роль состоит в том, чтобы заботиться о студентах-квакерах и связывать их в местное собрание. Если среди персонала колледжа есть Друзья, они вам в этом помогут. Иногда квакерские университетские священники составляют часть экуменического коллектива священнослужителей, и их влияние, в таком случае, распространяется на всех студентов и персонал учебного заведения. Эта работа может нуждаться в поддержке, как финансовой, так и духовной, со стороны назначающего собрания (см. 12.27).

13.56
Работа в колледжах и университетах предоставляет большие возможности для распространения квакерских идей. Недогматический подход Друзей и их открытость новому свету, откуда бы он не исходил, особенно подходят к умственным запросам студентов. Друзья должны быть готовы не только осуществлять пасторскую заботу о студентах-квакерах, но и знакомить всех желающих с квакерскими взглядами.

Если есть возможность проводить в колледже молитвенные собрания, ей следует воспользоваться. В таком случае местные старейшины должны разделить ответственность за это собрание.

В некоторых районах может быть несколько образовательных учреждений и несколько Друзей, ответственных за пасторскую заботу; местные собрания должны поддерживать всех этих Друзей, и морально и материально. Там где есть местная группа Молодых Друзей, можно предложить студентам, близким ей по возрасту, присоединиться к ней.

13.57
Комитет Квакерской жизни предоставляет университетским священникам информацию и советы и обеспечивает их связь друг с другом.

Глава 14. Финансы >