У квакеров в служении Богу нет никаких условностей относительно времени собраний, или места собраний, или людей, которые на них приходят. Квакерское молитвенное собрание (собрание для богослужения) проводится, когда двое или более человек чувствуют потребность побыть вместе в спокойствии, ожидая присутствия Бога. Это может происходить в любом месте и в любое время, но Друзья обычно приходят на собрания, которые проводятся раз в неделю в домах собраний или каком-либо другом назначенном месте.
У нас нет таинств, в обычном понимании этого слова. Друзья высоко ценят молчание. В суетном напряжении и спешке оно помогает осознавать внутреннее глубокое значение нашей индивидуальной и коллективной жизни. Во время молитвенного собрания мы можем почувствовать силу Божественной любви, которая соединяет и ведёт нас. Собрание для богослужения – это то время, когда квакеры пытаются найти что-то ценное в своих жизнях. Обычно гимны не поются, не читаются заранее подготовленные проповеди, нет каких-то установленных молитв. Есть час спокойствия, внутренней молитвы, созерцания и размышления. Всякий, кто чувствует позыв, может говорить, исходя из своего жизненного опыта. Устная проповедь – не функция каких-то особо обученных людей, а дар, которым могут обладать многие.
По прошествии часа собравшиеся пожимают друг другу руки, и собрание заканчивается.
Для участника собрание для богослужения – созерцательный и медитативный процесс. Собравшиеся наполнены взаимным чувством присутствия и оптимизма. В то время как в восточной медитации человек скорее уводится прочь из мира, на квакерском собрании человек приводится обратно в мир. Посредством собрания для богослужения человек становится частью большой общины молящихся, каковые являются друзьями в самом широком смысле этого слова.
Молитвенное собрание открыто для всех. Это общественное мероприятие. Гости на собрании всегда желанны, постоянные прихожане окружены заботой, члены собрания чувствуют себя как дома. Во время собрания между ними нет никаких различий. Все вместе спокойно ожидают Божественного присутствия, каждый волен говорить или не говорить.
Тишина сама по себе может быть драгоценной и целительной. В наше время тишина не особенно ценится, равно как и способность слушать, и квакерское собрание может стать даже своего рода терапией.
Описанная выше форма богослужения характерна для Друзей в Европе. В других частях света существуют собрания, в которых формы богослужения скорее напоминают формы богослужения в протестантских и евангелических церквях. Порядок этих богослужений планируется заранее и может включать пасторскую молитву, чтение Библии, проповедь, песнопение, музыку. Специальное время может быть отведено также на свободное богослужение, основанное на молчаливом ожидании. Зачастую эти т.н. «программированные» или «полупрограммированные» богослужения проводятся пастором, который также может выполнять и другие пасторские обязанности в собрании (церкви).
В Московском месячном собрании богослужения проводятся в традиционной для европейских квакеров форме молчаливой молитвы.