Квакерская вера и практика. Глава 19.

Открытия

В этой главе мы рассказываем историю происхождения нашего Религиозного Общества. Переживания, наблюдения и «открытия» Друзей в семнадцатом столетии определяют структуру и цель Общества и дают авторитетные ориентиры. Но они – не только история, хотя все это и достоверно исторически, ведь открытия также определяют направление и указывают в будущее.

Во времена политической и религиозной неразберихи ранние Друзья были как народ собраны, ведомы и упорядочены Богом. Из их восприятия непосредственности присутствия Христа возникли форма богослужения и образ жизни, которые стали определяющими свидетельствами Друзей и мужественно поддерживались ими перед лицом великих преследований. Из потребности обеспечить помощь страждущим и необходимости установить границы для индивидуального поведения возникло понимание «Евангельского порядка», и были учреждены собрания по церковным делам, которые являлись также собраниями по дисциплине.

Когда мы смотрим на эти открытия – как основы, так и наблюдения – мы не рассказываем историю полностью. Мы передаем те ее части, которые объясняют и освещают своеобразие нашего годового собрания, какое оно сейчас, каким образом оно, в данном ему теперь Свете, объясняет свое происхождение, как оно призвано тем же самым Внутренним Учителем, в иные времена и при иных обстоятельствах, найти ту же самую Истину.

СОБРАННЫЙ НАРОД

19.01
Джордж Фокс (1624–1691) родился в Фенни Дрэйтоне в Лестершире. Еще молодым человеком он был потрясен неспособностью тех, кто наставлял христианской вере (наставники), жить в соответствии с собственными христианскими стандартами.

Когда мне было почти девятнадцать лет, и я оказался по делу на ярмарке, один из моих двоюродных братьев, по имени Брэдфорд, будучи наставником и в сопровождении другого наставника, пришел ко мне и пригласил распить с ними часть кувшина пива, и я, испытывая жажду, зашел с ними [в трактир, – добавл. ред.], поскольку любил всякого, кто обладал ощущением блага или искал Господа. И когда мы выпили по стакану на каждого, они начали пить за здоровье и требовали налить еще, договорившись между собой, что тот, кто не станет пить, должен оплатить все. Я очень сильно огорчился из-за того, что религиозные наставники предлагают сделать такое. Они огорчали меня очень сильно, ведь подобной вещи мне никогда еще никто из людей не предлагал; вот почему я поднялся, чтобы уйти, и, сунув руку в карман, вынул монету, положил ее на столе перед ними и сказал: «Коли так, я вас оставлю». Итак, я ушел; и выполнив все, что должен был сделать, вернулся домой, но не ложился спать той ночью и не мог заснуть, но то и дело ходил туда-сюда, иногда молился и взывал к Богу, который сказал мне: «Ты видишь, как молодые люди вместе идут в суету, а старики – в землю; и ты должен оставить всех, и молодых и старых, избегать их всех и быть со всеми как незнакомец». Тогда по велению Бога в 9-й день Седьмого месяца [сентябрь], 1643 года, я оставил своих родственников и разорвал всякую дружбу или близкие отношения с молодыми и старыми.

Дневник, 1643

19.02
Такое разочарование заставило Джорджа Фокса уйти из дома в поисках духовной помощи, и в течение следующих четырех лет он безуспешно обращался то к одному, то к другому человеку.

Теперь, после того, как я получил от Господа откровение о том, что обучения в Оксфорде или Кембридже недостаточно для подготовки человека к тому, чтобы быть служителем Христа, я стал меньше уважать священников и присматривался больше к инакомыслящим людям… И подобно тому, как я оставил всех священников, таким же образом я оставил отделившихся [от церкви, – добавл. пер.] проповедников и тех, кого называли самыми опытными людьми; ведь я видел, что среди них не было никого, способного говорить со мной в моем состоянии. И когда ушли все мои надежды на них и на всех людей, так что не было ничего внешнего, чтобы помочь мне или сказать, что мне делать, тогда, о, тогда я услышал голос, который произнес: «Есть единственный, сам Иисус Христос, который может говорить с тобой в твоем состоянии». И когда я услышал это, мое сердце сильно забилось от радости. Тогда Господь показал мне, почему не было никого на земле, кто мог бы говорить со мной в моем состоянии, а именно, чтобы я мог воздавать всю славу ему; ибо все заключены под грехом и заперты в неверии, как было и со мной; и чтобы превосходство было у Иисуса Христа, который просвещает, дарует милость и веру, и власть. Таким образом, когда действует Бог, кто этому помешает? Вот что я узнал на собственном опыте.

Дневник, 1647

19.03
Я порой подвергался великим искушениям, и тяжелы были мои внутренние страдания; но я не мог найти, кому открыть свое состояние, только одному Господу, к которому я взывал ночь и день. И я возвратился в Ноттингемшир, и там Господь показал мне, что природа вещей, которые внешне вредоносны, находится внутри, в сердцах и умах злых людей… И я взывал к Господу, говоря: «Зачем мне это, ведь я никогда не был склонен делать такое зло?». И Господь отвечал, что мне необходимо получить представление обо всех состояниях, ибо как иначе я стану говорить с людьми во всех состояниях; и в этом я увидел бесконечную любовь Бога. Я видел также океан тьмы и смерти, но бесконечный океан света и любви переполнил океан тьмы. И в этом также я увидел бесконечную любовь Бога; и у меня были великие открытия.

Дневник, 1647

19.04
Теперь Господь Бог открыл мне своей невидимой властью, что каждый человек освещен божественным светом Христа; и я видел, как он сиял сквозь все, и как те, кто верили в него, вышли из осуждения, вошли в свет жизни и стали его детьми, но те, которые ненавидели его и не верили в него, были осуждены им, хотя они исповедовали Христа. Это я увидел в чистых откровениях Света без какой-либо человеческой помощи, и тогда я не знал, где найти это в Священном Писании; хотя впоследствии, исследуя Писания, я нашел это.

Дневник, 1648

19.05
В течение следующих трех-четырех лет Джордж Фокс путешествовал по восточной части Мидланда, а также по восточным и западным райдингам Йоркшира, и встречался с разнообразными религиозными группами. В одной группе в Мэнсфильде он познакомился с бывшей баптистской проповедницей Элизабет Хутон (1600?–1672). «Восприимчивые люди и очень восприимчивая женщина», – записал Фокс позже в своем Дневнике. Она была среди его первых «убежденных» и стала первой женщиной, сыгравшей заметную роль в движении и много пострадавшей за квакерское дело как в Британии, так и за океаном. (Часть его свидетельства о ней можно найти в 18.02).

В других местах у Джорджа Фокса были и другие встречи с людьми, оказавшиеся значимыми. В конце 1651 года Уильям Дюсбери (1621–1688) описывал свое духовное состояние следующим образом:

Примерно в то время, когда мне было восемь лет от моего естественного рождения, пришло ко мне Слово Господа. «Я создал тебя во славу мою, тебе следует давать мне отчет во всех твоих словах и поступках, содеянных в теле», – такое слово просвещало мое сердце и открыло книгу совести во мне… Тогда я прекратил свое суетное общение … и начал читать Писания и книги, скорбел и молился Богу, не зная, где он … Говорили, что он – над небом, называя это Небесами, но я чувствовал внутри себя руку Господа, вершившую правосудие над грешным во мне, и на какой бы путь я когда-либо не сворачивал, чтобы искать его в наблюдениях, туда же направлялся пламенеющий меч …, чтобы хранить путь дерева жизни и вершить надо мной праведный суд Бога.

Тогда Господу было угодно приказать моим друзьям поставить меня сторожить овец, и я был удален от компании, так что мой ум содержался в скорбном состоянии, в котором большим облегчением для меня был плач к неведомому мне Богу … [Но] я не мог смириться с общепринятым богослужением и с принятием хлеба и вина, что, как мне сказали, было печатями завета… Тогда я осмелился не присоединяться больше к их практике пения состояний Давида, которые они назвали Псалмами, поскольку свет в моей совести позволял мне видеть зло моего сердца, видеть, что я не находился в состоянии Давида.

Было много разговоров о Боге, но я не встретил никого, кто смог бы сказать мне, что Бог сделал для их душ во искупление их от тела греха, под гнетом которого я страдал, и [который] отделял меня от присутствия Бога.

19.06
В 1652 году Джордж Фокс отправился на северо-запад:

Пока мы шли, я заметил большой высокий холм, называемый Пендл Хилл, и я взобрался на его вершину с большим трудом, такой он был крутой; но я был подвигнут Господом на то, чтобы дойти до вершины; и когда я пришел наверх, я увидел Ланкаширское море; и там, на холме, я был подвигнут возвестить день Господа; и Господь позволил мне увидеть с вершины холма, в каких местах он предназначил собраться великому народу.

19.07
Джордж Фокс нашел «великий народ» на севере в Седберге, Престон Патрике и рядом с ними. Дальнейшее путешествие привело его в имение Свортмур Холл около Альверстона – дом Томаса Фелла (1598–1658) и его жены Маргарет (1614–1702). Она позже описала его посещение:

В 1652 году Господу было угодно привести его [Джорджа Фокса] к нам… Мой тогдашний муж Томас Фелл не был в то время дома, он уехал на разбирательство в Уэльсе в качестве одного из судей выездной сессии, а поскольку наш дом [Свортмур Холл] был открыт для приема проповедников и религиозных людей, сюда-то и привел Джорда Фокса один из его друзей, и здесь Фокс остался на ночь. А на следующий день, который был днем наставления или поста, он направился к церкви в Альверстоун, но не вошел в нее, пока не собрались люди; а я и мои дети пришли туда заранее. И во время пения перед проповедью он вошел; а когда пение закончилось, он поднялся со своего места или скамьи и пожелал получить разрешение говорить. И тот, кто стоял за кафедрой проповедника, разрешил ему. И первые слова, которые он сказал, были следующие: «Не тот – иудей, кто таков внешне, и не то – обрезание, которое снаружи; но тот – иудей, кто иудей внутри, и то – обрезание, которое в сердце». И таким образом он продолжал и рассказал, что Христос – Свет мира, и просвещает каждого человека, приходящего в мир; и что этим Светом люди могут быть собраны к Богу, и т.д. И я встала со своей скамейки и дивилась его идеям, поскольку никогда не слышала такого прежде. И затем он продолжил и, открыв Писание, сказал: «Писания были словами пророков и Христа, и словами апостолов; и произнося эти слова, они радовались, и слова эти были у них от Бога». И еще сказал: «Тогда, человеку следует воспринимать Писания не иначе, как в соотношении с породившим их Духом. Вы скажете, Христос говорит это, апостолы говорят то; но что ты можешь сказать? Ты – дитя ли Света, ходишь ли в Свете и говоришь ли то, что внутренне от Бога?».

Это было таким открытием для меня, что вырезалось мне в сердце; и тогда я увидела ясно, что мы все были не правы. Поэтому я села обратно на скамейку и горько заплакала. И я взывала в своем духе к Господу: «Мы все – воры, мы все – воры, мы приняли Писания на словах и не знаем ничего о них внутри себя»… Я видела, что это была правда, и я не могла отрицать этого; и я сделала, как говорили апостолы, я «приняла истину в любви к ней». И она открылось мне настолько явно, что я никогда ни капельки не сомневалась в ней в своем сердце; но я молила Господа, чтобы мне оставаться в ней, и уже не желала ничего большего.

1694

19.08
Франсис Хаугилл (1618–1669), один из ищущих Уэстморленда, описал возникшее среди ранних Друзей чувство сопричастности:

В северной части Англии [нас] считали подобными изгоям Израиля – людьми, лишенными великого знания, которым некоторые, по-видимому, обладали; и все же среди нас было больше искренности, подлинной любви и стремления к живому полновластному присутствию Бога, чем среди многих наших современников, которые уперлись в нагромождения и формы, но отошли от креста. Бог из своей бесконечной любви явился нам по желанию наших сердец, которые стремились к нему; когда мы отвернулись от навесов наемных пастухов, мы нашли того, кого любили наши души; и Бог, из своей великой любви и великого милосердия, послал к нам его, Божьего человека, одного на десять тысяч, чтобы более совершенно направить нас на пути Бога; и это свидетельство достигло совести каждого из нас и проникло в сокровенную глубину наших сердец, что привело нас к тщательному поиску и настойчивому изучению собственного состояния в Свете Христа Иисуса. Господа Небес и земли мы нашли рядом с собой, и когда мы уповали на него в полнейшем молчании, не думая ни о каких вещах, его небесное присутствие возникло на наших собраниях, пока ни у кого не было ни языка, ни речи. Царствие Небесное собирало нас и ловило нас всех, как в сети, и его небесная власть привлекла однажды к земле многие сотни. Мы узнали место, на котором нам стоять и на котором ждать; и Господь являлся нам каждый день к нашему удивлению, изумлению и великому восхищению, так, что мы часто говорили один другому с ликованием сердца: «Что это – Царство Божие пришло к людям?» И водрузит ли он свою скинию среди сынов человеческих, как он сделал это в старину? Для нас ли, кого считали подобными изгоям Израиля, – эта честь славы приобщения среди нас, которые по представлению многих были всего лишь людьми невеликой доли и небольших способностей?» И впредь, с того дня, наши сердца привязаны были к Господу и одно к другому в истинной и пламенной любви, в завете Жизни с Богом; и это было серьезным обязательством или духовными узами, которые объединили нас друг с другом. Мы собирались вместе в единстве Духа и мирных узах, попирая ногами любые рассуждения о религии. И священная решимость возгорелась в наших сердцах как огонь, который Жизнь разжигала в нас, чтобы служить Господу, пока мы существуем; и сильно возрастало Слово Бога среди нас, и многие стремились вослед Имени Господа. O счастливый день! O благословенный день! Память о нем никогда не покинет моих мыслей. Вот, вкратце, как Господь сделал из нас людей для его прославления в нашем поколении.

19.09
В 1653 Джеймс Нэйлер (1617?–1660) на судебном расследовании в Эпплби описал опыт, заставивший его присоединиться к Друзьям:

Я был на пашне, размышляя о Божественном, и внезапно я услышал голос, сказавший мне: «Покинь своих родственников и дом твоего отца». И мне было дано при этом обещание, после чего я сильно радовался тому, что слышал голос Бога, в которого я верил с детства, но которого никогда не знал… И когда я пришел домой, я оставил свое имущество, отказался от своих денег; но не послушавшись в дальнейшем движении, навлек на себя гнев Бога, так, что стал удивлять всех, и никто не думал, что я выживу. Но когда я был готов, я начал собирать одежду и другие необходимые вещи, еще не зная, куда мне идти. А вскоре после этого, когда мы с другом из моего дома подходили к воротам, и я был одет в старый костюм, не имел при себе денег, не попрощался ни с женой, ни с детьми, не думая тогда о путешествиях, мне было приказано отправиться на запад, и я не знал, куда именно идти, и что я должен там делать. Но, спустя некоторое время, я получил то, что должен был объявить. И, с тех самых пор, я никогда сегодня не знаю, что мне предстоит сделать завтра… [Обещание было] о том, что Бог будет со мной, и это обещание исполняется для меня каждый день.

19.10
Элизабет Хэлхед была женой много путешествовавшего и часто находившегося в заключении Друга Майлза Хэлхеда (1614?– до 1681). Прежде, чем она также стала квакером, ей приписывали слова: Лучше бы я вышла замуж за пьяницу и могла бы находить его в пивной; но я не могу сказать, где найти моего мужа. Следование зову Бога не было легким, и за это часто расплачивались семьи.

19.11
Джеймс Нэйлер стал лидером среди Друзей, но в 1656 он был отдан под суд по обвинению в богохульстве после того, как въехал в Бристоль верхом, а его последователи простирали перед ним одежды и выкрикивали: «Свят, свят, свят, Господь Бог Израиля». Он твердо настаивал на том, что «отрицает, что Джеймс Нэйлер – Христос, но что Христос – в нем». Его строго наказали и посадили в тюрьму. Размышляя над своим опытом, он написал:

Чем ниже Бог помещает меня и чем ближе к себе, тем более эта Любовь и Доброта возрастают и распространяются на бедных, простых и презираемых, этих нищих духом, кротких и смиренных Страждущих Агнцев, и с ними я предпочел страдать и страдаю везде, где они находятся.

19.12
В 1659 году он пытался помириться с Джорджем Фоксом, с которым он разделился, но был отвергнут. Уильяму Дюсбери удалось, наконец, добиться примирения, и Джеймс Нэйлер возобновил свое квакерское служение, «живя в великом самоотречении и очень ревностно в отношении себя».

В 1660 году, после своего освобождения, он отправился пешком на север, намереваясь идти домой к жене и детям. По дороге его ограбили, и под вечер он был найден связанным в поле. Его взяли в дом Друга около Кинг’с Риптона, и там он умер. Вот некоторые из его последних слов:

Есть дух, который я чувствую, тот, что рад не делать зла, не мстить за несправедливость, но с удовольствием переносит все в надежде обрести свое в конце. Его надежда – в том, чтобы пережить всякий гнев и разногласие, и перетерпеть все возвеличивание и жестокость, или что бы еще ни было в природе противоречащего ему. Он избавляет от всех искушений. Поскольку в нем самом нет никакого зла, то он не задумывает никакого зла против других. Если его предают, он терпит это, ибо его основа и источник – милосердие и прощение Бога. Его корона – смирение, его жизнь – вечная неподдельная любовь; он покоряет свое царство молитвой, а не борьбой, и хранит его смиренностью души. Только в Боге он может радоваться, хотя никто больше не ценит его, и не может владеть его жизнью. Он зачинается в печали и рождается, когда нет человека, чтобы пожалеть его, и он не ропщет перед горем и притеснением. Он никогда не радуется иначе, чем через страдания; ибо мирская радость убивает его. Я нашел его в одиночестве, будучи покинутым. И в этом отношении я близок с теми, кто обитал в убежищах и пустынных местах земли, кто через смерть достиг этого воскресения и вечной святой жизни.

19.13
В 1654 году новое движение с севера распространилось к Лондону и на юг. Среди новообращённых была Мэри Пенингтон (1625?–1682), вдова сэра Уильяма Спрингетта. Еще прежде, чем услышать о квакерах, она беспокоилась из-за «окропления» своей малолетней дочери. В 1654 она вышла замуж за Исаака Пенингтона, и они обрели мир в богослужении с Друзьями, хотя все еще «противились принятию креста в языке, модах, привычках, титулах, почестях и уважении в мире». Мы узнаем о ее чувствах из «Опытов», которые она составила между 1660 и 1680 годами:

Мои отношения сделали этот крест очень тяжелым; но, поскольку я была счастлива уступить без рассуждений, не разузнавая, как обеспечивать плоть, я обрела силы посещать собрания этих презираемых людей, с которыми я никогда не намеревалась смешиваться, но которые оказались поистине – от Господа, и мое сердце приняло их. Я стремилась быть одной из них, не постояв за ценой и не взирая на боль; но рассудив, что достойным наивысшей для меня цены и боли было бы свидетельство таких изменений, как те, что я видела в них – такой власти над своими пороками. Я слышала возражения против них, что они не творят чудес; но я сказала, что они сотворили великие чудеса, отвращая тех, кто пребывал в мире и мирских отношениях, – от всех подобных вещей. Таким образом, принимая крест, я обрела силы противостоять многому из того, чему мне казалось невозможным противиться; но сколько слез я пролила и сколько горечи душевной испытала, прежде, чем добралась туда; и часто я вскрикивала: «Когда-нибудь я паду под натиском врага». Но какая же радость наполнила мою душу на первом собрании, состоявшемся в нашем доме в Чэльфонте. До сих пор свежи мои воспоминания об этом. Именно тогда Господь дал мне возможность поклоняться ему в том, что, несомненно, принадлежало ему, и оставить всю свою силу, поистине, чтобы плыть в жизни, которая взяла надо мной верх в тот день. О, как долго я желала поклоняться ему с доверием и поднимать свои руки, не сомневаясь, чему я стала свидетелем в тот день на том собрании. Я познала его великое милосердие и поразительную доброту; ибо я могла сказать: «Вот, к чему я стремилась и чего ждала, и боялась никогда не испытать этого».

19.14
Исаак Пенингтон (1616–1679) писал:

Наконец, после всех моих бедствий, блужданий и тяжких мучений я познакомился с несколькими писаниями людей, называемых квакерами; на этих людей я мало обращал внимание и презирал их, как не обладающих той мудростью, светом, жизнью и властью, к которым я стремился и которых искал… Спустя долгое время, меня пригласили послушать одного из них (как уже часто бывало, поскольку они в заботливой любви жалели меня и чувствовали мою жажду того, чем они обладали)… Когда я пришел, я ощутил присутствие и власть Всевышнего среди них, и слова истины от Духа истины достигали моего сердца и совести, раскрывая мое положение, как в присутствии Господа. Истинно, я не только воспринимал слова и явления извне, но чувствовал, как двинулось мертвое, проросло семя; так что мое сердце в уверенности света и ясности подлинного восприятия сказало: «Это – он; это – он; нет никого другого; это – он, которого я ждал и искал с самого детства, кто всегда был рядом со мной и часто порождал жизнь в моем сердце, но я не узнавал его отчетливо и не знал, как принять его или пребывать с ним».

Но некоторые могут пожелать узнать, с чем же я, наконец, встретился. Отвечаю: «Я встретился с Семенем». Поняв это слово, ты будешь удовлетворен и больше не станешь спрашивать. Я встретился с моим Богом, я встретился с моим Спасителем, и он не был бы со мной без своего Спасения, но я ощущал исцеления, сходящие на мою душу из-под его крыльев. Я встретился с Отцом Семени, и в Семени я ощущал его своим Отцом; там я читал его природу, его любовь, его сострадание, его заботу, так что мое сердце растаяло, было побеждено и переменилось перед ним.

Что мне сказать? Я встретился с истинным миром, истинной праведностью, истинной святостью, истинным покоем души, вечной обителью, в которой пребывает искупленный.

19.15
Исаак и Мэри Пенингтон были друзьями семьи Эллвуд, и Томас Эллвуд (1639–1713) получил свой первый опыт квакерского богослужения в их доме. А здесь он описывает свое второе богослужение:

Я хотел пойти еще на одно собрание квакеров и попросил работника моего отца разузнать, есть ли поблизости какое-нибудь собрание. Он впоследствии сказал мне, что слышал у Исаака Пенингтона о собрании, которое должно было состояться в Хай Уикоме в следующий четверг. Туда-то я, в результате, и отправился, хотя это было в семи милях от меня, а для того, чтобы можно было подумать, что я еду на охоту, а не на собрание, я позвал свою борзую, и она побежала рядом с моей лошадью. Прибыв в дом… я увидел людей, сидящих вместе во внешней комнате, я вошел туда и сел на первое же свободное место, в конце скамьи сразу за дверью. Со своей шпагой на боку и в черных одеждах, я привлек внимание некоторых людей. Довольно скоро один человек встал и заговорил, с ним я впоследствии познакомился поближе (его звали Самуил Торнтон), и то, что он сказал, было весьма уместно и сослужило мне хорошую службу; поскольку сказанное им достигло цели, как если бы было обращено ко мне.

Как только собрание закончилось, и люди начали подниматься, я, будучи около двери, быстро вышел, поспешил к трактиру и сразу же направил лошадь к дому; и, насколько я помню, мое отсутствие не было замечено отцом.

Это второе собрание стало заключительным штрихом, подтверждающим и закрепляющим в моем уме те хорошие принципы, которые я впитал на первом… И теперь я видел, что, хотя и был в значительной степени сохранен от общей безнравственности и явной мирской скверны, все же до того времени дух мира правил во мне и вел меня в гордыню, лесть, тщеславие и излишества, во все, что было ничем. Я обнаружил много саженцев, растущих во мне, которые не были посевами Небесного Отца, и решил, что всех их, какого бы рода или сорта они не были, или какими бы благовидными они не казались, следует выдернуть.

И еще я обрел теперь новый закон, внутренний закон, дополняющий и превосходящий внешний – закон духа жизни в Иисусе Христе, который выковывал во мне отвращение ко всякому злу, не только в делах и словах, но даже и в мыслях тоже, так, что все было принесено на суд, и суд вершился над ними всеми. Поэтому я больше не мог продолжать свой прежний путь и направление жизни, ведь делая так, я подвергался осуждению.

Вот как начал открываться путь, по которому мне предстояло идти, прямой и простой путь, настолько простой, что путешественник, каким бы слабым и бедным он не был … мог безошибочно следовать ему; ошибкой стало бы отклонение от этого пути. И этот путь, в моем отношении, как я увидел, был той мерой Божественного Света, которая проявлялась во мне и раскрывала зло в моих поступках, чтобы я отказался от них и положил им конец.

1659

19.16
Приверженность, однако, предполагала не только посещение богослужений, но еще и принятие тех свидетельств, которые поддерживались всеми квакерами. Томас Эллвуд вскоре обнаружил, что его новые убеждения подвергаются поверке:

Меня разыскали и посетили мои старые знакомые [из Оксфорда]. Один из них был ученым в мантии, другой был хирургом того города… Подойдя ко мне, они приветствовали меня в обычной манере, сняв шляпы и поклонившись со словами: «Ваш скромный слуга, сэр», ожидая, несомненно, того же самого от меня. Но увидев, что я стою, не снимая шапку, и не преклоняю колено перед ними, они поразились и посмотрели друг на друга, затем на меня, и снова переглянулись, не произнося ни слова. Наконец, хирург … фамильярно похлопав меня рукой по плечу и улыбаясь мне, сказал: «Что, Том – квакер!» На это я с готовностью и охотно ответил: «Да, квакер». И, когда слова выходили из моих уст, я почувствовал ликование в своем сердце, ибо возрадовался, что они не вынудили меня поддаться им, и что я обрел силы и отвагу признать свою принадлежность к этим презираемым людям.

1659

19.17
С 1655 года движение распространилось на материковую Европу, Вест-Индию и континент Северной Америки. Мармадьюк Стивенсон описывает здесь, как он был призван на служение:

В начале 1655 года я был на пашне в восточной части Йоркшира в Старой Англии, возле того места, где обитало мое внешнее существо; и когда я шел за плугом, меня переполнила любовь и присутствие живого Бога, которые восхитили мое сердце, когда я это ощутил, поскольку они росли и ширились во мне как живой поток, так что жизнь и любовь Бога пробежали сквозь меня как драгоценное помазание, оставляющее приятный аромат, которое заставило меня остановиться. И когда я еще немного постоял, обратившись к Господу сердцем и умом, слово Господа пришло ко мне в спокойном, тихом голосе, который я совершенно отчетливо слышал, и который сказал мне в тайне моего сердца и совести: «Я рукоположил тебя в сан пророка для народов»; и слыша слово Господа, я остолбенел, понимая, что я – всего лишь дитя для такого тяжелого дела. Итак, в назначенное время мне был предначертан Барбадос, на который Господь потребовал от меня отправиться, оставив мою дорогую и любящую жену и милых детишек; ибо Господь сказал мне, непосредственно Своим Духом, что Он будет мужем моей жене и отцом моим детям, и они не будут нуждаться во время моего отсутствия, поскольку Он обеспечит их, когда я уеду. И я верил, что Господь исполнит то, о чем говорил… Итак, в послушании живому Богу, я подготовился отправиться на Барбадос в Четвертом Месяце [июне] 1658 года. Спустя некоторое время, которое я провел на упомянутом острове в служении Богу, я услышал, что Новая Англия издала закон о том, чтобы предавать смерти служителей живого Бога, если они возвратятся после того, как их выслали, что мне тогда грозило; и когда я размышлял об этом и обдумывал это в своем сердце, немедленно пришло слово Господа ко мне, говорившее: «Ты не знаешь, но ты можешь отправиться туда».

Но я хранил это слово в своем сердце и не объявлял его никому вплоть до назначенного времени. Итак, после этого к отплытию на Род-Айленд было снаряжено судно, на которое я и последовал. Спустя некоторое время, что я там пробыл в посещениях благословленного Господом семени, пришло ко мне слово Бога, гласившее: «Иди в Бостон с твоим братом, Уильямом Робинсоном»; и Его повелению я был послушен и уступил Его воле, так, чтобы могли осуществиться Его труд и служение. Ведь Он сказал, что предназначил для меня великое дело, которому теперь пришел срок. И за уступчивую покорность и послушание голосу и повелению предвечного Бога, сотворившего небеса, землю и потоки вод, я, вместе с моим дорогим братом, претерпеваю внешние оковы вблизи смерти.

И это поведано для записи, чтобы все люди, услышав это, могли узнать, что мы прибыли не по своему собственному желанию, а по воле Бога. Поведано мной, кого люди знают под именем Мармадьюка Стивенсона, но кто теперь получил новое имя, не известное миру и написанное в книге жизни.

19.18
Законодательная власть Массачусетса постановила высылать всех квакеров с территории штата под страхом смертной казни. В июне 1659 года Уильям Робинсон, Мэри Дайер и Мармадьюк Стивенсон прибыли в колонию «испытать кровавые законы Бостона». Их выслали, но они возвратились и были приговорены к смерти. Обоих мужчин повесили.

Мэри Дайер была помилована и опять выслана, но она снова вернулась в мае 1660 года. На сей раз помилования не было:

Тогда Мэри Дайер вывели и с отрядом солдат провели по городу, не переставая стучать в барабаны впереди и позади нее, так, чтобы никто не мог услышать, что она говорит на всем пути к месту казни, которое было на расстоянии около мили. Под таким конвоем она пришла к виселице, и когда она всходила по лестнице, кто-то сказал ей, что, она могла бы спуститься и сохранить свою жизнь, если только она возвратится [домой]. На это она ответила: «Нет, я не могу, поскольку пришла, повинуясь воле Господа, и до самой смерти остаюсь верной Его воле»… Тогда кто-то заметил, что ей следовало бы сказать, что она побывала в Раю. На это она ответила: «Истинно, я была в Раю эти несколько дней» … Так рассталась с жизнью Мэри Дайер, верная и преданная мученица Христа, дважды приведенная к смерти, которой в первый раз она ожидала с полным смирением ума перед волей Бога, и которую теперь перенесла с христианской стойкостью духа, превзойдя страх смерти через благословенную надежду и славную веру в вечную жизнь и бессмертие.

После смерти Мэри Дайер некий член законодательного собрания изрек одну из тех горьких насмешек, которые оказываются самыми правдивыми из всех эпитафий: Она висела как флаг для примера другим.

НАРОД ПОД ВОДИТЕЛЬСТВОМ БОГА

Опыт избранности Богом приводит к опыту водительства Богом. И это не было лишь опытом отдельных людей, хотя и он важен. Ключ к развитию квакерства – понимание общинного водительства, проверяющего и пополняющего индивидуальные водительства. В основании этого – молитвенное собрание, где присутствует и встречен Христос, Внутренний Свет. Фокс часто писал, что Христос пришел, чтобы самому учить свой народ. Из этого учения происходит квакерская вера и практика.

19.19
Томас Камм (1641–1707) вспоминает собрание ищущих Уэстморленда в Престон Патрике в 1652 году:

Туда отправился Джордж Фокс, сопровождаемый Джоном Одландом и Джоном Каммом. Джон Одланд предлагал Джорджу Фоксу пойти на то место или скамью, где обычно сидели он сам или проповедник, но Джордж Фокс отказался и занял место позади, около двери, а Джон Камм сел рядом с ним, там, где он сидел, молча уповая на Бога около получаса; во время этого молчания Франсис Хаугилл казался обеспокоенным, вынимал Библию, открывал ее и вставал несколько раз, садясь снова и закрывая книгу с трепетом и страхом из-за того, что он не смеет начать проповедовать. После упомянутого молчания и ожидания Джордж Фокс встал в могущественной власти Бога, и в ее проявлении уста его открылись, чтобы проповедовать Христа Иисуса, свет жизни и путь к Богу, и спасителя всех, кто верит и повинуется ему; и это было произнесено в такой силе и власти, что достигло самых сердец большинства слушавших, которых было несколько сотен, и они получили убеждение в Истине в тот самый день, поскольку это был день власти Бога. Поистине, достопримечательный день, который никогда не забуду я, Томас Камм, … присутствовавший тогда на том собрании, будучи еще школьником в возрасте около 12 лет.

19.20
Эдвард Барроу (1632 или 1633–1663) писал:

Уповая на Господа в молчании, что мы часто делали вместе часами, направив наши сердца и умы к нему, удерживаясь в свете Христа внутри нас от всяких мыслей, телесных движений и желаний, мы часто получали излияние духа на нас; и сердца наши делались радостными, языки развязывались, а уста открывались, и мы говорили новыми языками, когда Господь давал нам, что высказать, и нас вел его дух, который изливался на сынов и дочерей.

19.21
Роберт Баркли (1648–1690), написавший первое систематическое изложение квакерской теологии, показывает, как знание приходит из богослужения:

Не силой доводов или специальным исследованием каждой доктрины и соответствующей убежденностью в своем понимании, пришел [я] к получению и принятию свидетельства Истины, но через тайное прикосновение Жизни. Ведь когда я вошел в молчаливое собрание Божьих людей, я почувствовал тайную власть среди них, которая коснулась моего сердца; и поддавшись ей, я обнаружил, что зло слабеет во мне, а благо растет; а потому я стал так связан и объединен с ними, стремясь к все большему возрастанию этой власти и жизни, посредством чего я мог бы почувствовать себя полностью искупленным; и, поистине, это надежнейший путь стать христианином; у которого, впоследствии, не будет недостатка знаний и понимания принципов, но они будут расти по мере необходимости, как естественный плод из этого хорошего корня, и такое знание не окажется скудным или бесплодным.

19.22
Из этого опыта богослужения возникает квакерское понимание церкви, создаваемой и ведомой духом. Джордж Фокс писал:

Чтобы учить нас, не требуется месса, и мы не нуждаемся в вашей службе, ибо Дух, породивший священные писания, учит нас, как молиться, петь, поститься и благодарить… Неизменна истинная вера, которая есть дар Божий, и тайна, хранимая в чистой совести… Наша вера, наша церковь, наше единство в Духе и наше Слово, от которого мы трепещем, было в начале, прежде ваших созданных церквями вер, и когда они все закончатся, устоят наше единство, церковь и содружество.

19.23
Роберт Баркли писал:

В истинной церкви Христа, собранной воедино Богом – не только лишь в вере принципам Истины, но также в силе, жизни и Духе Христа, – Дух Божий устанавливает порядок, правит и руководит, как каждым в отдельности, так и в общем. И когда они собираются вместе в ожидании Бога, и поклоняются и служат ему; тогда те, кого Дух отделяет для служения, открывая им уста своей божественной властью и влиянием … они, таким образом, рукополагаются Богом и допускаются к служению; а их братья не могут не слушать и не принимать их. И священство не монополизировано определенным типом людей, … а остальные не презираемы как миряне; но вольному дару Бога предоставлено выбирать, кого он сочтет пригодным, богатого или бедного, слугу или хозяина, молодого или старого, и даже – мужчину или женщину.

19.24
Друзья соотносили такое понимание собственной веры с Писаниями, но они основывали свою веру на Духе, породившем Писания. Джордж Фокс в Ноттингеме в 1649 году слушал священника, говорившего людям,

что   Писания – мерило и судья, посредством которого им следует испытывать все доктрины, религии и мнения и прекращать разногласия. И власть Господа была так велика надо мной и настолько сильна во мне, что я не мог сдержаться, но должен был воскликнуть, говоря: «О, нет, это – не Писания», и мне было велено сказать им, что Бог не обитает в рукотворных храмах. Но, – сказал я им, – Божьи святые люди создавали Писания посредством Святого Духа, отсюда и возможность испытывать мнения, религии и суждения; ибо он ведет в полноту Истины, и таким образом дает знание всей Истины.

Примечательно, что Фокс, после обоснования женских собраний обильным цитированием из Писания, подвел итог словами: Если бы Писание не существовало … Христа было бы достаточно.

Свет

Внутренний Свет есть свет Христа. Это – универсальный Свет, который может узнать каждый человек, любого пола, возраста и религии.

19.25
Женщинам предстояло играть полноправную роль в жизни церкви наряду с мужчинами. Элизабет Батурст (1655?–1685) написала в Высказываниях женщин … в некоторых местах Священных Писаний:

В Ветхом Завете мы обнаруживаем много упоминаний о прославленных женщинах, которые получили от Господа талант мудрости и духовного понимания. Как хорошие слуги, они развили и употребили его к славе и хвале Бога … Поскольку мужчины и женщины сделались одинаковыми во Христе Иисусе, женщины получают должность в Истине так же, как и мужчины. И у них есть управление, и они обязаны давать отчет Господу за свое управление, как и мужчины [см. Лк.16:2, – прим. пер.]. Поэтому им следует быть верными Богу и храбрыми ради его Истины на земле, ибо так они смогут получить воздаяние праведности.

1683

19.26
Свет был виден в детях. Джордж Фокс вспоминал, что произошло во время его тюремного заключения в 1653 году в Карлайле:

И когда я был в темнице, ко мне пришел некто Джеймс Парнелл, мальчик лет пятнадцати, и он принял убеждение, стал превосходным служителем слова жизни и многих привел к Христу.

См. также 19.35 о преданности детей

19.27
Мэри Фишер (1623?–1698), после путешествия с проповедью к Великому Турку, свидетельствовала об этом универсальном Свете:

Теперь вернувшись в Англию [говорю, что] … я донесла свое свидетельство о Господе правителю, к которому меня послали, и он был очень благороден со мной, как и все, кто его окружал … они почитают имя Бога, многие из них… Среди них есть царственное семя, которое со временем Бог взрастит. Они ближе к Истине, чем многие нации; во мне родилась любовь к ним, которая бесконечна, но моя надежда о них в том, чтобы он, побудивший меня любить их больше многих, также пробудил свое семя в них, которых я люблю. И хотя они зовутся турками, их семя близко Богу, и они проявляли определенную меру доброты к его слугам.

19.28
Уильям Пенн (1644–1718) был политиком, придворным, богословом, плодовитым писателем и основателем колонии Пенсильвания. В 1693 он написал:

Смиренные, кроткие, милосердные, благочестивые, набожные и преданные души повсюду принадлежат одной религии; и когда смерть снимет маску, они узнают друг друга, хотя различные одеяния, в которые они облачены здесь, делают их незнакомцами. Этот мир – форма; наши тела – формы; и никакие видимые деяния преданности не могут быть лишенными форм. Но все же, чем меньше формы в религии, тем лучше, ведь Бог есть Дух; и чем более сознательно наше богослужение, тем более соответствует оно природе Бога; чем более оно молчаливо, тем пригоднее для языка Духа.

19.29
Свет ведет к святости. Джордж Фокс писал:

Когда мужчина и женщина возвращаются к Богу и обновляются в его образ, праведность и святость через Христа, тогда они поднимаются в Рай Божий, то состояние, в котором человек пребывал до своего падения; и поднимаются в еще более высокое состояние, чтобы воссесть во Христе, никогда не знавшем падения.

19.30
Исаак Пенингтон выразил это другими словами:

Итог и суть истинной религии состоят не в обретении представления о праведности Христа, но в ощущении власти бесконечной жизни, обретении власти и изменениях, производимых в нас этой властью. А где Христос, там и его праведность.

19.31
В общем послании 1667 года Джордж Фокс писал:

Приносившие жертвы в иудейском храме должны были облекаться в святые одеяния. Так следует делать и вам, истинным христианам, которые названы царственным священством [см. 1Петр. 2:9, – прим. пер.]. Что, все истинные христиане – священники? Да. Что, женщины – священники? Да, женщины – священники. А могут мужчины и женщины совершать жертвоприношения, не облачаясь в святые одеяния? Нет. Какие святые одеяния следует носить мужчинам и женщинам? Тонкое полотно, белого цвета. Что, это одежда священника? Нет … это – праведность Христа и праведность святых, это царственное одеяние царственного духовенства, в которое должны облечься все, мужчины и женщины.

19.32
Это слова из письма Джорджа Фокса к служителям, которое он послал в 1656 году, когда был в тюрьме в Лонстоне в Корнуолле. Письмо было записано для него Энн Доунер (1624–1686), пришедшей из Лондона, чтобы помочь ему. Позже она стала весьма влиятельным Другом в женских собраниях в Лондоне. Джордж Фокс написал:

Друзья,

Пребудьте во власти жизни и мудрости и страхе Господа Бога жизни, небес и земли; чтобы в премудрости Бога вы могли быть сохранены. И будьте угрозой для всех противников Бога, их трепетом, отвечая тому, что от Бога в них всех, распространяя Истину за границы, пробуждая свидетельство, разрушая обман, собираясь из прегрешения в жизнь, завет света и мира с Богом.

Пускай все нации узнают слово, устное или письменное. Не пропускайте никакого места, не щадите ни языка, ни пера, но будьте послушными Господу Богу, проходите по миру и будьте отважными ради Истины на земле; идите и попирайте все противоречащее.

Держитесь в мудрости Бога, распространяющейся по всей земле, мудрости созидания, которая чиста. Живите в ней; это – слово Господа Бога ко всем вам, не оскорбляйте его; и будьте скромны и смиренны; и остерегайтесь ложных радостей, которые изменчивы.

Приведите всех на поклонение Богу. Вспашите невозделанную почву… И никто не вспахан, кроме приходящего внутри себя к принципу Бога, против которого он согрешил. Тогда человек служит Богу; тогда и посев, и полив, и прорастание приходят от Бога. Итак, служителям Духа следует послужить Духу, который поруган и заключен в тюрьму, который пленен в каждом человеке; и тогда, тем же самым Духом, люди должны быть выведены из плена – к Богу, Отцу духов, – и служить ему и быть едиными с ним, с Писаниями и друг с другом. И вот – слово Господа Бога ко всем вам и наставление всем вам в присутствии живого Бога: будьте примером, образцом во всех странах, местах, островах, нациях, где бы вы ни оказались, чтобы ваше поведение и жизнь могли проповедовать среди самых разных людей; тогда вы будете радостно идти по земле, откликаясь на то, что от Бога в каждом.

Свидетельства

Свет приводил Друзей к пониманию христианской жизни и того, как ее следовало прожить. Мы выражаем открытые ими принципы такими терминами, как Истина, Равенство, Простота и Мир. Однако, это не абстрактные качества, а жизненно важные принципы существования. Ранние Друзья воплощали их на путях деятельности, названных свидетельствами, за которые квакеры были готовы пострадать и умереть.

19.33
И Уильям Дюсбери мог сказать:

Могу сказать, что я … радостно входил в тюрьмы как во дворцы, предлагая своим врагам держать меня там, сколько они смогут: и в заточении я воспевал хвалу своему Богу и считал драгоценностями наложенные на меня засовы и замки. И в Имени предвечного Бога я всегда обретал победу, ибо враги могли удерживать меня не дольше, чем было предопределено Богом.

Если кто-нибудь получил что-то благое или полезное через сей сосуд, именуемый Уильям Дюсбери, воздайте славу Богу; у меня нет ничего, у меня нет ничего, у меня нет ничего.

1688

Истина

«Истина» – сложное понятие; иногда это слово употребляется применительно к Богу, иногда – к возникшему из молитвы убеждению, иногда оно относится к образу жизни.

19.34
Свидетельство Истины включало проведение публичных молитвенных собраний, не взирая на взимаемые за это штрафы. В 1675 году, во времена великих преследований, «торжественное общее собрание многих преданных друзей и братьев» выпустило следующий совет:

Нашей заботой и практикой изначально было открытое свидетельствование для Господа и общественный стандарт истины и справедливости, поддерживаемый во власти и Духе Бога нашими открытыми и известными собраниями… Так что, для всех собранных во имя Иисуса, Друзей, советом и назиданием будет: поддерживать эти общественные свидетельства на их надлежащих местах и не отвергать, не покидать и не отменять свои общественные собрания вследствие наступления времени страданий, как это делают мирские, напуганные и хитроумные «наставники» из-за доносчиков и других преследователей; поскольку такие методы не совместимы с благородством истины, а потому не должны быть признаны в Церкви Христа.

19.35
В Бристоле в 1682 году:

В 7-й день месяца, называемого июлем, рассеяли собрание, которое тогда состояло в основном из детей; поскольку мужчины и женщины по большей части находились в тюрьме, дети проводили собрания регулярно, с замечательной серьезностью и самообладанием: было поразительно видеть мужественную отвагу и постоянство, проявленные тогда некоторыми из мальчиков, сохранявших близость к собраниям в отсутствие своих родителей и с терпением переносивших из-за этого множество нападок … На 30-й день, после полудня около пятидесяти пяти человек были на собрании, когда Хеллиар нещадно избил многих из них клюкой из китового уса, нанося им неистовые удары по головам, шеям и лицам, и лишь немногие избежали отметин его ярости…

Он также [13 августа] отправил одиннадцать мальчиков и четырех девочек в исправительный дом, и на следующий день один Друг выступил с поручительством за них перед помощником мэра, который пытался убеждениями и угрозами заставить их пообещать не ходить больше на собрания; но дети в этом отношении были непоколебимы: вот почему их снова отправили в исправительный дом, а Хеллиар, чтобы устрашить их, приказал охраннику подготовить к следующему утру новую девятихвостую плеть. На следующий день в Толзи он побуждал правосудие наказать их, но не смог достигнуть цели. Большинству мальчиков и девочек было от десяти до двенадцати лет от роду. Их имена: Сэмюель Гиббон, Уильям Миллер, Джозеф Джеймс, Элиас Осборн, Табита Джоунс, Джонатан Джоунс, Уильям Фрай, Джозеф Воткинс, Рэйчел Миерс, Уильям Дей, Сэмюэль Воткинс, Джеймс Ранди, Марта Уоткинс, Марта Джеймс и Джеймс Уилер.

19.36
Свидетельство Истины также включало проповедь. Кэтрин Эванс (ум. 1692) и Сара Чеверс за свои проповеди были на три года заключены в тюрьму инквизицией Мальты.

И в величайших из наших несчастий мы не могли сказать в своем сердце: «Отче, если бы ты не приводил нас сюда!», но изо всех сил молили Бога о силе провести нас сквозь все, что нам предстояло вынести, чтобы Истина нашего Бога не могла пострадать через нашу слабость. И Господь услышал … и вел нас со всей смелостью, и сделал наши лбы подобными каменным, … так что, когда мы предстали пред судом, весь страх ушел, и мы стояли как железные врата.

1662

19.37
Друзья также воспринимали Истину как необходимость честной, простой речи и отказ признавать двойные стандарты, давая клятвы. Джордж Фокс писал:

Они дали мне книгу, чтобы я поклялся на ней, а книга гласит: «Не клянитесь ничем». И я сказал им, что, если они смогут доказать, что после того, как Христос Иисус и его апостолы запретили человеку клясться, они разрешили это, – тогда я поклянусь. Так я сказал, и моя преданность заключена в истине и достоверности, а не в клятвах, и такой же должна быть ваша преданность, если вы поступаете хорошо. Я отказываюсь от клятвы не по отдельному поводу, признавая ее в других случаях, но я отрицаю ее, так как Христос и апостолы сказали, что мне не следует клясться вовсе.

19.38
Маргарет Фелл была заключена в тюрьму и подлежала лишению всего имущества за отказ дать клятву преданности королю.

Те же самые судьи послали за мной в Алверстоне, где они заседали, и когда я прибыла, мне задали несколько вопросов, и они казались оскорбленными тем, что я проводила собрание в своем доме. И мне предложили дать клятву преданности. Я ответила, что, как они знают, я не могу клясться, и зачем им было вызывать меня из моего собственного дома, когда я не преступала закон, и заманивать меня в ловушку, что я сделала? Они говорили, что если бы я не проводила собрания в своем доме, они не предложили бы меня поклясться. Я сказала им, что мне нельзя отрицать свою веру и принципы из-за того, что они могут сделать против меня, и пока Господу угодно, чтобы у меня был дом, я буду стараться устраивать там богослужения. Тогда они велели читать клятву и предложили это мне, а когда я отказалась, сказав им, что не могу поклясться по совести, раз Христос Иисус запретил это, они составили судебное предписание и отправили меня в Ланкастерский Замок, где Джордж Фокс и я оставались в заключении до следующей выездной сессии суда присяжных, и нам предъявили обвинение в отказе от клятвы преданности, поскольку они снова предлагали нам обоим поклясться на выездной сессии суда присяжных, и против нас были найдены обвинения.

Итак, они применили ко мне статью “Praemunire” [обвинение человека, отказавшегося принять власть правителя, связанное с подозрением в подчинении кому-то другому, например – Папе, главе католиков, – прим. пер.], по которой я оказывалась вне защиты Короля, с конфискацией в его пользу всего моего состояния, недвижимого и личного, и я подлежала пожизненному заключению. Но великий Бог небес и земли поддержал мой дух под этим суровым приговором, так что я не устрашилась, но дала следующий ответ Судье Тернеру, который выносил приговор: «Хоть я и вне защиты Короля, я не вне защиты Всемогущего Бога».

1664

См. также Клятвы и утверждение 20.48–20.53

Равенство

19.39
Из Истины произошли свидетельства, которые указывали на равенство между людьми. Друзья из Бригфлэтса написали о Джервазе Бенсоне (ок. 1604–1679):

И упомянутый Джерваз стал весьма полезным во многих отношениях для продвижения Истины, трудясь в деле благовестия, способным служителем которого он сделался, организуя собрания на новых местах… И многие были убеждены его служением, верным и веским, и его ответственной речью. Будучи образцом скромности во всем, несмотря на статус и славу мира, большая доля которого ему принадлежала. Так что (едва ли) кто был проще одеждой и меблировкой своего дома в соответствии с простотой Истины и в свидетельстве против всех тщеславных титулов мира, которые дало бы ему его прежнее положение. Он обычно держался как земледелец, невзирая на то, что прежде был полковником, мировым судьей и мэром Кендала, а также служил интендантом архидиаконства Ричмонда до последних внутренних войн, но все-таки, как смиренный последователь Христа, покончил с этими вещами.

19.40
Томас Эллвуд стал квакером, когда отказался отвечать на «тщеславные мирские приветствия». Он поддерживал свидетельство против «снимания шляпы» и свидетельство простой речи:

Вид шляпы на моей голове заставил теперь [моего отца] забыть, что я – его сын, утрату которого он совсем недавно оплакивал; страсть его горя обратилась в гнев, и он не мог содержать себя; но, подскочив ко мне, сначала обеими руками яростно срывал мою шляпу и отбрасывал ее; а затем, нанося мне удары по голове, говорил: «Эй, ты, отправляйся в свою комнату…»

Но поскольку «снимание шляпы» (каким оно считалось) выросло в великого идола, и в те времена – особенно, то Господу было угодно привлечь своих служителей к настойчивому свидетельству против этого, какое бы страдание на них ни навлекалось. И хотя призванные в виноградник Господа в последние часы, когда жара того дня спадала, могут быть склонными считать это свидетельство неважным и не стоящим таких страданий, какие претерпели некоторые: не только избиения, но и штрафы, и длительные и тягостные заключения; все же те, кто тогда покорно подверглись испытанию, не осмелились презирать маловажный день; поскольку знали, что презревший его, не был бы сочтен достойным привлекаться к более высоким свидетельствам…

Но всякий раз, когда мне доводилось говорить с моим отцом, хотя теперь на мне уже не было шляпы, которая его оскорбляла, все-таки мой язык делал это; поскольку я не смел говорить ему «Вы»; но говорил «ты» или «тебе», в зависимости от обстоятельств, после чего он непременно набрасывался на меня с кулаками.

См. также 15.20 Могильные камни, 19.25, 19.31 и 20.27–20.36

Простота

19.41
Простота одежды также проистекала из следования Истине. Джоан Вокинс (ум. 1690) писала своим детям в 1686 году:

Будьте осторожны и бдительны, чтобы не запятнать обретенное вами свидетельство Истины, надевая бесполезные вещи и следуя мирским модам в одежде и уборах; но помните, как я вас воспитывала.

19.42
Свидетельство несло с собой и трудности. Томас Чолкли (1675–1741) вспоминал пережитое им в 1680-х:

Когда я был между восьмью и десятью годами от роду, отец и мать отправили меня в школу к Ричарду Скорьеру в предместье Лондона на расстоянии около двух миль. В школу я шел, как правило, в одиночестве; и подвергался на своем пути многочисленным и разнообразным испытаниям: на улицах меня били и бросали в меня камнями, поскольку люди различали (по признакам простоты, которую наложили на меня родители), – к какому вероисповеданию я принадлежал; а некоторые говорили, что «убить меня – не больший грех, чем убить собаку».

19.43
Письмо от Исаака Пенингтона в 1665 году перекликается с напоминанием Томаса Эллвуда о том, чтобы мы не презирали «маловажный день» (Зах. 4:10):

Не ищи великих дел сначала; но довольствуйся положением ребенка, и позволь Отцу отмерять для тебя ежедневно столько света, столько власти, столько испытаний, столько трудностей, столько страхов, столько бед – сколько он считает подобающим для тебя; и преклоняйся перед ним постоянно в смирении сердца… Ты должен приобщиться к началам жизни и пройти испытание «маловажным днем», прежде, чем встретишься с великими вещами, и в этом – ясность и удовлетворение души. Отдохновение – в полдень; но путешествия начинаются на заре дня, когда света мало – лишь проблески, а открытие добра и зла еще не так проявлено и определено; и все же там должен странник вступить на свою тропу; и в его путешествиях веры … света будет становиться все больше и больше.

19.44
Как и с любым другим свидетельством, всегда присутствовала опасность вырождения в формализм и озабоченность внешними деталями, а не внутренними источниками поступков. В конце своей жизни Маргарет Фокс побуждала Друзей устоять в свободе, которую даровал нам Христос (Гал 5:1). См. 20.30–20.31 – примеры советов Маргарет Фокс.

См. также 20.27–20.36

Мир

19.45
Убеждение в том, что война несовместима с Истиной, приходило к Друзьям, одному за другим. Уильям Дюсбери писал:

В то время у нашей нации начинались войны, и люди, называемые служителями кричали: «Прокляните Мероз за то, что не пришли на помощь Господу с храбрыми» [Суд. 5:23, – прим. пер.]. Тогда я был готов предать свое тело смерти в повиновении моему Богу, чтобы освободить мою душу от греха, и я присоединился к небольшому остатку людей, говоривших, что они сражаются за евангелие, но моя душа не обрела покоя среди них. И было ко мне слово Господа, гласившее: «Вложи свой меч в ножны; если бы мое царство было от мира сего, тогда дети мои сражались бы». Это слово просветило мое сердце и обнаружило тайну беззакония, а также, что Царство Христа находится внутри, и враги – внутри, и они – духовные, и мое оружие против них должно быть духовное – власть Бога. Тогда я больше не мог сражаться плотским оружием против плотского человека и вернулся к своему внешнему призванию, но моя воля была подчинена Господу, чтобы он поступал со мной по своей воле.

19.46
В июне 1660 года Маргарет Фелл направила Карлу II бумагу, адресованную королю и обеим палатам парламента, которая разъясняла общее свидетельство Друзей «против всякой борьбы и войн»:

Мы – последователи того, что способствует миру, любви и единству; мы желаем, чтобы ноги других могли идти в том же самом направлении. Наше отрицание и свидетельство против всех раздоров, войн и противостояния, происходящих из вожделений, которые борются в членах и душе, его мы ожидаем увидеть во всех людях, любим всех и желаем всем блага… Измену, вероломство и обман мы решительно отвергаем; обман, подозрения или интриги против любого существа на земле, и говорим правду в простоте и искренности сердца.

См. также 24.04 – коллективная версия этого свидетельства

19.47
Коллективное свидетельство зависит от индивидуальной верности. Каждый человек будет верен через признание свидетельства и свой внутренний поиск требуемых шагов. Следующий анекдот восходит к устной традиции, но он сыграл настолько большую роль в квакерской мысли, что был включен сюда:

Когда Уильям Пенн принял принципы Друзей и стал часто посещать их собрания, он не сразу оставил свою нарядную одежду; говорят даже, что он носил шпагу, как было принято тогда среди знатных и модных людей. Находясь однажды в присутствии Джорджа Фокса, Пенн спросил его совета, говоря, что он может, вероятно, показаться странным среди Друзей, но что его шпага когда-то послужила средством спасения его жизни, не ранив при этом противника, и еще, что Христос сказал: «У кого нет [меча], продай одежду свою и купи меч» [Лк. 23:36, – прим. пер.]. Джордж Фокс ответил: «Я советую тебе носить шпагу, сколько сможешь». Вскоре после этого они снова встретились, когда при Уильяме не было шпаги, и Джордж спросил его: «Уильям, где твой меч?». «О! – сказал тот, – я последовал вашему совету и носил меч, сколько мог».
Самюэль Джэнни, 1852

См. также главу 24 Наше свидетельство о мире

19.48
Свидетельство Уильяма Пенна о ранних Друзьях:

Они сами изменились прежде, чем отправились менять других. Их сердца были разодраны, как и одежды, и они познали на себе власть и действие Бога… И получив свободно то, что им следовало сказать от Господа, они так же свободно передавали это другим. Направлением и сутью их служения были обращение к Богу, возрождение и святость; не системы доктрин и словесные кредо или новые формы богослужения, но отказ от лишнего в религии, сокращение церемониальной и формальной части и настойчивое выделение существенной, необходимой и полезной части, что, после серьезного размышления, всеми должно быть признано и уже признается.

1694

НАРОД  ПРАВИЛЬНОГО ПОРЯДКА

Для любой вдохновленной духом религии опасность представляет доведенный до крайности индивидуализм. В семнадцатом столетии это проявилось среди так называемых рантеров. Друзья также подвергались подобному риску. И сохранило их именно открытие «евангельского порядка», учреждение собраний по церковным делам, где индивидуальное понимание проверялось в рамках понимания собранной группы. Ряд собраний по церковным делам: местные, региональные и национальные, развивались уже с 1654 года, а в период с 1667 по 1669 год. Джордж Фокс путешествовал по стране, создавая из ряда отдельных собраний регулярную структуру ежемесячных и ежеквартальных собраний как составляющую ежегодного собрания для целой нации.

19.49
Все мужские ежемесячные собрания были устроены в славном евангельском порядке, чтобы все во власти Бога могли искать потерянное и вновь собирать рассеянное, и могли бы взращивать добро и отвращаться от зла.

Джордж Фокс, 1668

19.50
Выросла система, в которой мужчины и женщины, как правило, проводили свои собрания по церковным делам раздельно – практика, которая продолжалась до конца девятнадцатого столетия. Часть собраний были совместными, а некоторые Друзья вообще возражали против существования женских собраний. Джордж Фокс защищал женские собрания:

Ведь мужчина и женщина были сотрудниками в образе Божьем, … во владычестве до того, как они пали; но после грехопадения … мужчина должен был господствовать над своей женой; а восстановленные Христом в образ Божий … они – сотрудники, мужчина и женщина, какими были до грехопадения.

19.51
Уже были установлены виды деятельности для подобных собраний. Джордж Фокс описал общее собрание в Скиптоне в апреле 1660 года, на котором присутствовали Друзья «из большинства частей нации»:

Судьи и начальники приехали разрушить это собрание, но потом они увидели книги Друзей и учетные записи пожертвований для бедных, увидели, как мы заботимся в одном графстве о том, чтобы помочь другому и обеспечить наших бедняков, чтобы никто из них не нуждался в помощи прихода, и пр., а также стараемся помочь Друзьям за морями; и судьям с чиновниками пришлось признать, что мы выполняем их работу; и тогда Друзья пожелали, чтобы они пришли и сидели с нами. И, таким образом, начальство удалилось с любовью и одобрило практику Друзей.

19.52
В 1659 году в Лондоне было учреждено женское квакерское собрание «Бокс». Джордж Фокс написал:

И когда я прибыл в дом Джерарда Робертса около восьми утра, туда пришла Сара Блэкбери, чтобы ходатайствовать предо мной о бедняках и рассказать о том, как много бедных Друзей пребывает в нужде. И Господь показал мне, что я должен делать в его непреходящей власти и мудрости. Итак, я сказал ей предложить приблизительно 60 женщинам встретиться со мной в первом часу дня у символа Шлема в доме Друга, и они собрались там: это были разумные женщины Божьей истины и страха Господа. И я объявил им, что открыл мне Господь относительно проведения их собраний один раз в неделю каждый второй день, чтобы они могли обнаружить и рассмотреть потребности всех Друзей: больных и слабых, нуждающихся или вдов, а также оставшихся без отцов детей в городе и предместьях.

19.53
Чувство ответственности друг за друга могло вывести на непредвиденные пути, как показывает письмо мэру и шерифам Лондона 1662 года, подписанное тридцатью Друзьями, которое касалось ста сорока квакеров, находившихся тогда в заключении в тюрьме Ньюгэйт:

И если нельзя найти никакого другого пути, чтобы помочь им, если они не могут получить свободу, чтобы заняться своими делами в течение нескольких недель, или пока вы их не затребуете, о чем мы просим от их имени и готовы дать свое слово в том, что они опять станут заключенными, когда вы им это предпишите. И если нельзя найти никакого другого пути, тогда мы, определенное число человек, предоставляем свои тела вам, предлагая их охотно, чтобы освободить наших страждущих и угнетаемых братьев, и мы готовы занять их место и пострадать в качестве заключенных в их камере для вашей уверенности, чтобы многие беднейшие из них, покуда мы остаемся здесь, могли получить свободу заняться необходимыми делами в течение нескольких недель, либо пока вы их не затребуете, когда сочтете разумным. Все это мы делаем в смирении сердца и искренности ума, в страхе Божьем и любви к нашим братьям, чтобы они смогли не погибнуть в тюрьме, и в любви к вам, чтобы невинная кровь и притеснение не могли быть возложены на вас, но были предотвращены какие-либо обвинения в ваш адрес.

19.54
Ребекка Траверс (1609?–1688) в своем письме Джорджу и Маргарет Фокс в 1676 году прокомментировала свое видение ситуации:

Старинная любовь среди части братьев охладевает, а любовь к себе и слишком большая любовь к этому миру пятнают нашу первоначальную славу, когда даже наши враги говорили: «Квакеры так любят друг друга, что мы никогда не сможем сломить их». Женским собраниям сопутствуют власть и присутствие Господа, и как всегда – наше служение велико, и наш источник неиссякаем.

19.55
В письме «От женщин-Друзей в Лондоне» 1674 года названы задачи женских собраний:

Дорогие сестры … наше служение: посещать больных и заключенных, страдающих за свидетельствование об Иисусе … предоставить помощь бедным, обеспечение – нуждающимся, престарелым и слабым, которые не способны работать; должное внимание – вдовам, заботу – оставшимся без отцов детям и бедным сиротам … об их образовании … и профессиональном обучении … Также более старшие женщины призывают молодых ко всяческой умеренности, скромности в одежде и подчинении истине … и прекращению сплетен и лживых россказней и всех подобных вещей, сеющих разделение среди нас; и следованию тому, что создано для мира, согласия и единения; а также предупреждают девиц и вдов, когда тем предстоит … заключение брака либо с неверующим, либо у священника …, что мы в этом случае можем исполнить свой долг, мы собираемся каждый второй день …, чтобы никто не остался без дела … ибо наше служение постоянно растет по многим направлениям. Но основная наша работа – по мере своих способностей всегда помогать беспомощному.

19.56
Как мужские, так и женские собрания участвовали в наблюдении за браком, со всей серьезностью заботясь о том, чтобы все было в правильном порядке прежде, чем пара получит свободу заключить брак. В 1688 году Женское Ежегодное Собрание в Йорке выпустило Свидетельство о Господе и его Истине:

Друзья, из страха Божьего не заботьтесь о том, что касается брака, но прежде подождите, чтобы узнать своего Создателя в качестве мужа и жениха ваших душ… O Друзья! Это – счастливое состояние, и благословенны те, которые достигают его и живут в нем; Господь не пренебрегает ими, но в свой срок, если он видит, что для них это хорошо, может дать им сотрудника. Тогда будет достойным ваш брак, заключенный должным порядком при согласии родителей, единодушии Друзей, в почитании Бога и утешении ваших собственных душ.

19.57
Ежеквартальное собрание Вилтшира в 1678 году разработало советы о проведении собраний по церковным делам:

Для сохранения любви, согласия и приличия на этом собрании настоятельно рекомендуется, чтобы все встающие перед ним вопросы рассматривались серьезно и сдержанно неспешно, в большой любви и Дружестве, без критики или возражений; что столь же разумно, как и благопристойно, ведь у нас нет других обязательств друг перед другом, кроме любви, которая и связывает воедино наше общество: и таким образом послужить Истине и друг другу; сосредотачиваясь на одном этом, будучи готовыми пожертвовать любым частным интересом ради Истины и блага целого сообщества.

А потому пусть все предлагаемое будет представлено спокойно, и последует некоторая пауза, чтобы у собрания была возможность взвесить предмет и получить правильное представление о нем, чтобы могло возникнуть единодушие и всеобщее согласие. А если есть противоречия, то обсуждение следует вести спокойно в невозмутимости Духа, чтобы каждый предложил свои доводы и понимание, свое согласие или несогласие, не пытаясь на этом настаивать. И также пусть каждый раз говорит только один человек, а остальные слушают. Избегайте частных споров и обсуждений, чтобы все участвовали в рассмотрении вопроса, стоящего перед собранием. Таким образом, дела будут идти гладко, как нам подобает и удобно: любовь и единство будут возрастать: и мы лучше послужим Истине и своему Обществу.

19.58
Этот практический совет необходимо рассматривать в русле квакерского понимания общинного водительства Богом: Друзьям не следует подходить к деловым вопросам подобно людям, занимающимся делами города или прихода, но им нужно уповать на Господа. Поэтому названному служащим на собрании следует не председательствовать, но вести записи – быть клерком. Уильям Пенн написал в 1694 году:

На этих торжественных собраниях по церковному служению нет никого, председательствующего среди них на манер собраний других людей; один лишь Христос председательствует, ибо ему угодно являться в жизни и мудрости в ком-то одном или в нескольких из них; кого, безотносительно их положения или звания, остальные поддерживают с непоколебимым единством, не из-за подчинения авторитету, но по убеждению, которое есть божественный авторитет и путь Христа в его людях: во исполнение его благословенного обещания, что он будет среди них, где они соберутся вместе во имя его всякий раз, вплоть до конца мира.

См. также 2.85–2.92 Собрания по церковным делам и гл. 3 Общий совет по церковным делам

ПРОДОЛЖАЮЩАЯСЯ ИСТОРИЯ

19.59
К концу семнадцатого столетия большинство ранних Друзей, «Первые Глашатаи Истины», уже умерли. «Убеждения» продолжались, но было также и новое поколение Друзей, дети ранних квакеров. К ним обратился Уильям Пенн:

И теперь, что касается вас, детей Божьего народа: в моей душе великая забота о вашем благе: и часто мои колени преклоняются перед Богом ваших отцов за вас, чтобы вы могли стать соучастниками той же самой божественной жизни и власти, которая прославила наш день; чтобы вы могли быть поколением для Бога, святой нацией и особенными людьми, ревностными к благим делам, когда все наши головы полягут в прахе.

O, вы – молодые мужчины и женщины, не довольствуйтесь тем, что вы – дети народа Господа; вам нужно также родиться снова, чтобы унаследовать Царство Божие.

Поэтому, о, вы – молодые мужчины и женщины, стремитесь к оплоту ваших отцов: нет никакого другого Бога, кроме него; никакого другого Света, кроме его Света; никакой другой благодати, кроме его благодати; и нет Духа, кроме его Духа, для вашего убеждения, оживления и утешения; чтобы вести и направлять вас в вечное царство Божье и сохранить вас в нем. Итак, вы будете обладателями истины так же, как и ее исповедниками, принимая ее не только через обучение, но через рассуждение и убеждение; из понимания, порожденного в ваших душах под воздействием вечного Духа и власти Бога в ваших сердцах … чтобы, как я сказал ранее, вы могли быть поколением для Бога, исповедующим благословенную истину в ее жизни и власти.

19.60
Самуил Боунас (1676–1753) был представителем этого второго поколения Друзей. Событие, о котором он здесь рассказывает, произошло в 1696 году, когда автору было около двадцати лет. Впоследствии Самуил Боунас стал путешествующим служителем.

Теперь, возвращаясь к моему ученичеству, – у меня были очень добрые, любящие хозяин и хозяйка, и я ел вдоволь мяса и получал достаточно работы, но мало размышлял о религии и не имел в ней опыта. В первый день недели я часто посещал собрания и большую часть времени спал, не обращая внимания на проповеди и не получая никакой другой пользы, кроме пребывания не в дурной компании, что, поистине, очень полезно молодому человеку … Но однажды в первый день я был на собрании [в Бригфлэтсе около Седбера], и молодая женщина по имени Энн Вильсон была там и проповедовала: она говорила пламенно и привлекла мое внимание, и она с великим рвением указала пальцем на меня, с большой силой произнося следующие слова: «Традиционный квакер; ты приходишь на собрание так же, как уходил с него, и уходишь, как пришел, но ты не становишься лучше на собрании; что ты будешь делать в конце?». Это настолько отвечало моему тогдашнему состоянию, что подобно Савлу я был, как говорится, сражен наповал, но, обратившись мысленно вовнутрь, я в тайне вскричал: «Господи, что мне сделать, чтобы исправить это?». И голос, говоривший, как если бы он был в моем сердце, сказал: «Смотри на меня, и я помогу тебе»…

Я увидел на опыте, что моим недостатком была удовлетворенность и беспечность в отношении формы истины и религии, которую я знал только по образованию, будучи воспитанным в простоте привычек и речи; но хотя все это было по-своему очень хорошо, это не сделало из меня истинного христианина; я был всего лишь традиционным квакером и только по образованию, а не по Писаниям, ведь они были книгой, запечатанной для меня. А теперь я видел отчетливо, что образование, хотя оно никогда еще не было так тщательно организовано, не сработает; … и нет никакого другого пути, кроме этого, а именно: одного лишь Духа Христа (Ин 10:1–3), чтобы достичь истинной веры, которая действует любовью и дает победу над нашими немощами и грехами, производя в нас изменения, поистине позволяющие сказать, что мы рождены свыше.

К 1700 году наше годовое собрание стало зрелой организацией, с установленными порядками и определенным образом жизни. Друзья могли свободно проводить богослужение, хотя они все еще не допускались в английские университеты и были отстранены от политической жизни. Квакеры превращались в «своеобразных людей», выделявшихся одеждой и речью, и все же их оторванность от окружающей культуры, возможно, помогала им сохранять такие свидетельства, как, например, практика равенства женщин и мужчин.

Восемнадцатое столетие явилось периодом «квиетизма», когда нормой стали полностью безмолвные собрания. В девятнадцатом столетии произошло евангелистское возрождение, в значительной степени основанное на Писаниях в их буквальном толковании. В течение этих периодов также развивалась социальная забота о бедных, о заключенных, о рабах; сохранялась постоянная приверженность свидетельствам против войны и десятины; и было много примеров индивидуальной и общинной преданности, а также примеров жизни, прожитой в свете евангелия.

Во второй половине девятнадцатого столетия для Друзей, как для мужчин, так и для женщин, расширились возможности получения образования. Многие из внешних признаков свидетельств, например, простая одежда, начали выходить из употребления. В последнем десятилетии XIX века произошли два значительных события, которые сформировали ежегодное собрание в том виде, как оно существует теперь. В 1895 году Манчестерская Конференция представила на рассмотрение годового собрания либеральное богословие, и появились механизмы обучения годового собрания в рамках этой традиции. В 1896 г. Годовое Собрание решило, что его мужским и женским собраниям следует встречаться совместно, и что нужно допустить членство женщин в Собраниях в поддержку страждущих.

С тех пор состав годового собрания изменился, так что большинство членов – уже не рожденные в Обществе, а вновь прибывшие. У всех нас остается потребность в «убеждении», в освоении традиции, в том чтобы мы могли узнать ту же самую божественную жизнь и власть и открыть свои жизни той же самой преобразующей Истине.

19.61
Истина всегда одна и та же, и хотя века и поколения уходят, и одно поколение сменяет другое, все-таки слово, власть и дух живого Бога пребывают всегда, и они – те же самые и никогда не изменяются.

Маргарет Фелл

Глава 20. Жизнь с верой сегодня >