Квакерская вера и практика. Глава 28.

Распространение квакерского опыта

28.01
Очень простая суть послания ранних квакеров востребована сегодня так же, как она была востребована всегда … По-настоящему универсальным бывает живой опыт. Он достигается разными путями и находит свое выражение в разных языках… Общая связь остается в самом опыте, настоящем внутреннем знании Божьей милости. Квакерство может обладать универсальным посланием, только если оно приводит мужчин и женщин к этому преобразующему знанию. Ранние квакеры определенно обладали подобным знанием, и они обеспечили привлечение многих тысяч ищущих на путь открытий. Следуя этому основополагающему опыту квакерское движение может быть верным себе, только оставаясь миссионерским движением.

Генри Т. Ходжкин, 1916

28.02
Когда вы приходите на свои собрания … что вы делаете? Собираетесь ли вы тогда вместе лишь телесно и возжигаете ли огонь, окружая себя искрами собственного возгорания, и довольствуетесь собой? Или же вы садитесь в истинном молчании, отдыхая от своей собственной воли и дел, и уповая на Господа, мысленно сосредоточившись в Свете, которым Христос просвещает вас… и готовит вас и ваш дух, и душу, чтобы вы годились для его служения?

Уильям Пенн, 1677

28.03
Тогда я был послан обратить людей от тьмы к свету, чтобы они могли принять Христа Иисуса, ибо я видел, что всем тем, кто примет Христа в его свете, он даст ту силу стать Сынами Божьими, которую я обрел, приняв Христа. И я должен был направлять людей к Духу, который породил Писания, и который мог вести во всякую Истину и, таким образом, возносить к Христу и Богу, как это было с создавшими Писания. И я должен был обратить их к благодати Божьей и к Истине сердца, которая пришла через Иисуса, чтобы они могли быть научены той благодатью, которая привела бы их в спасение, чтобы их сердца могли укрепиться благодатью, а их слова могли быть приправлены ею, и все смогли бы узнать близость своего спасения.

Джордж Фокс, 1648

28.04
Когда мне было около тринадцати лет, я начала узнавать в самой себе или своем разуме нечто, подобное помазанию на служение, ибо Господь открыл Свое слово, как молотом разбив на куски скалу моего жизненного опыта; и я раскаялась с ощущением силы и любви, даже вслух произнося, когда была одна: «Господь, сделай меня избранным сосудом для Тебя»… Что касается моих первых появлений [в служении, когда мне было семнадцать лет]… я все больше избегала этого; и часто я сомневалась и ощущала такое сильное противление, что страдала, когда собрание расходилось без моей жертвы; да, когда слово жизни в нескольких словах было подобно огню внутри меня… Господу угодно было призвать меня на непроторенную тропу в моих ранних путешествиях в качестве посланника Евангелия, когда приходилось идти на рынки и провозглашать истину на улицах… Никто не знает глубины моих страданий и мученичества, да, распятия моей собственной воли, которое я претерпела в этом служении; и все-таки мне следует признать достаточность божественной благодати здесь… В Бате я должна была пойти в водолечебницу и провозгласить истину отдыхающей там пестрой публике. Это было освобождающим временем для моего разума, который подвергался серьезным испытаниям. В те дни и годы моей жизни я редко бывала лишена тяжелой ноши, поэтому я ходила, сильно согнувшись, и порой была готова сказать: «Если так будет со мной, о, Ты, кто создал меня, молю, чтобы Ты забрал у меня жизнь»… В 1801 году я написала так: «О, небесный Отец, Ты видел меня в глубине беспокойства, в моих путешествиях и поездках… Именно Твоя сила поддерживала меня, когда не могла помочь никакая плоть, когда человеку не дано было постичь глубину моего испытания… Да будешь лишь Ты вечно превозносим через твое бедное дитя и в нем, и им, и пусть ничто не сможет вырвать меня из Твоих рук».

Сара Лайнс Грабб, 1832

См. также 2.55

28.05
Сегодня утром в моем разуме возникло ясное понимание того, что закончив подготовку маленьких книжек для детей Сьерра-Леоне, я должна попытаться представить их в этой стране и в соседних с ней странах сама, и что следует даже постараться сделать редакцию на неписьменных языках. Я бы пошла с миссией не просто открывать школу или школы, но продолжать дальнейшее религиозное наставление детей, ведь мое сердце чувствует, что сочувствие к ним не может выразиться без того, чтобы туда поехать.

Ханна Килхэм, 1817

28.06
Иисус видел истину, которая была нужна людям, и он считал неотложным делом ее провозглашение. Это доверено нам, но мы уклоняемся от ответственности. Мы чувствуем, что наше понимание смысла Евангелия несовершенно. Возможно, после искреннего поиска Церкви, мы только начинаем видеть, насколько это важно. Мы смутно осознаем, что это Евангелие, прежде чем оно окончиться с нами, перевернет наши жизни вверх дном и вывернет их наизнанку. Нас сдерживает любимый квакерский порок – осторожность. Мы должны намного больше узнать сами, прежде чем будем готовы начать учить. Правильно то, что нам нужно многое узнать, и правильно признавать серьезность ответственности за обучение других, но полагать, что нам следует узнать все, прежде чем начинать учить чему бы то ни было – означает приговорить себя к вечной бесполезности.

Джордж Б. Джеффери, 1934

28.07
«У вас есть что декларировать?», – жизненно важный вопрос, на который призван лично ответить каждый из нас, и это также вопрос, который следует рассматривать как самый важный для всякого собрания. Он должен вести нас к тому, чтобы определить, с такой полной ясностью, какой мы только способны достичь, что именно может сказать Друг из нашего поколения, и что еще не было эффективно сказано другими.

Эдгар Дунстан, 1956

28.08
Мы живем в рационалистическом обществе, отвергнувшем безопасность догм, которые оно оказалось не в силах принять. Некоторые ищут внешний авторитет, как это делалось в старину, но в сегодняшней ситуации многие просто не могут идти назад. Они ищут авторитет, который можно принять, не теряя своей собственной целостности, они хотят, чтобы с ними говорили на понятном им языке… Для этих людей наш отправной пункт – не громогласное провозглашение Истины, но смиренное приглашение сесть вместе и поделиться тем, что мы нашли, в том духе, который Вулман описывал с своем индийском путешествии: «чтобы почувствовать и понять их жизнь и дух, в котором они живут, я, наверное, мог бы получить от них какие-то инструкции». Мы общаемся с ними, не настаивая на принятии убеждения, и без рвения прозелитизма, но с «любовью, как первым движением».

Гарольд Люке, 1955

27.02 дает более полную версию рассказа Джона Вулмана

28.09
Распространение квакерского опыта для меня означает приглашение других присоединиться к нам в нашем молитвенном пути и откликнуться жизни, это настолько важно для нас, что мы хотим поделиться. На самом простом уровне это значит – предоставление информации о собраниях, контактных данных Друзей и базовых убеждениях, и все это следует подавать точно, ясно и, по возможности, привлекательно. На втором этапе распространение квакерского опыта предлагает через собрания, личные контакты и литературу узнать о жизни и истине, обретенных Друзьями на протяжении трех столетий, и все также вдохновляющих нас сегодня. Это отличается от некоторых форм благовестия отсутствием использования массового эмоционального обращения, специфических требований или авторитарного принуждения, но применением только лишь понимания, человечности и здравого смысла. Распространение квакерского опыта опирается не на вознаграждения или угрозы, но на активное принятие тех, кто видит в нем истину.

Эдри Эллот, 1990

28.10
Многие из тех, кто к нам приходит – одновременно беженцы и ищущие. Они разыскивают место, где смогут обрести собственную подлинность, духовный контекст. Это – процесс освобождения. Некоторые обнаружат среди Друзей то, что им нужно, другие отправятся куда-то еще. Этот дар священного пространства, которым обладают Друзья – палка о двух концах. Нелегко подсчитывать количество, что ведет к неопределенности. Требуется терпеливое слушание, оно может быть обогащающим или бросающим вызов нашей самодостаточности. Это – распространение квакерского опыта, в самом общем смысле, и серьезное служение. Оно может не привести к принятию членства и вызвать затруднения в местных собраниях. Но если кто-то пришел, прося хлеба, нельзя сказать: «Извини, мы слишком заняты открытием собственного богатства; когда мы его найдем, предложим немного и тебе». Наше богатство – это именно обмен опытом. А мир очень и очень голоден.

Харви Гиллман, 1993

28.11
Только возникающие из живого опыта писания обретут жизнь в других людях, только писания, которые воплощают истинную мысль в ясной и эффективной форме, удовлетворят потребности человеческого разума. Вера, подобная квакерской, должна находить выражение в творческом писании, которое рождается воображением и духом, и высказывании на общепринятом языке, понятном для тех многих, кто не в состоянии воспринять обычные христианские представления. Выражение истины в легких для понимания формах не означает неуважения к истине.

1925

28.12
Распространение квакерского послания не означает распространение [только] на английском языке. Это означает его передачу на французском, от Годового Собрания Бурунди до Мадагаскара. Или выступление в Кении боливийского Друга с рассказом о своей вере на языке аймара, который переводится на испанский, а затем на английский и еще шепотом – на лураголи для пожилого Друга в последнем ряду! Квакерское послание сегодня несут не только те, кто беспокоится о том, правильны или неправильны принятые против Южной Африки санкции. Современные квакеры становятся жертвами насилия и расизма в Соуэто. Квакеры сегодня не просто смотрят по телевизору репортажи о голоде; они возделывают негостеприимное плато в Боливии, они сталкиваются с засухой в Туркане.

Вэл Фергюсон, 1987

28.13
Квакерский гобелен – это серия из более семидесяти вышитых панелей, иллюстрирующих историю и опыт Друзей. Начало ему положила идея, которая возникла на детских занятиях на собрании Сомерсета в 1981 году, а в его создании приняло участие множество рук во многих собраниях. Гобелен стал новым способом поделиться квакерскими идеями на выставках в Британии, Ирландии и других странах. Сейчас он представлен на постоянной выставке в Доме Собраний Кендала.

Следующая иллюстрация является репродукцией одного из рисунков, использующихся для планировки панелей гобелена.

Эта панель называется Мэри Фишер и иллюстрирует деятельность «первых глашатаев истины», как называли ранних Друзей, оставивших свои дома, чтобы свидетельствовать о Свете. (Цитату Мэри Фишер см. в 19.27).

Наша книга дисциплины рассказывает о том, как Друзья пытаются жить, согласно водительствам, полученным на богослужении и молитве. Ранние Друзья верили, что они заново открывают истинное христианство, и что их долг – рассказать о нем миру. Они много путешествовали, «публикуя истину», сначала по всей Британии, а затем в других странах, добравшись даже до турецкого султана.

Сейчас, тем не менее, большинство поездок от имени Британского Годового Собрания предпринимается для того, чтобы нести миссионерское служение: обучать, примирять, помогать развитию. Существует множество маленьких групп Друзей, которые обязаны своим зарождением духу, отобразившемуся в тех, кто занимался подобной работой, кто «дал своей жизни свидетельствовать». Евангелические собрания в некоторых частях мира придают огромное значение миссионерской работе, так же как это делали в прошлом британские и ирландские Друзья; в результате в таких странах, как Кения и Боливия, появились многие тысячи Друзей, принадлежащих к программированной традиции. Частью нашего служения является попытка поделиться убеждениями, которые мы проверили на своем опыте. Мы стремимся к поиску тех, кто может обрести свой духовный дом в Обществе; мы не утверждаем, что наш путь – единственно правильный, и все же мы обладаем пониманием истины, имеющей отношение ко всем, поскольку верим в то, что свет, о котором мы свидетельствуем – это универсальный свет. Каждое собрание должно найти свой собственный путь распространения квакерского опыта, всем Друзьям следует помнить, «что каждый из нас – послание Годового Собрания».

Глава 29. Водительства >