Забота друг о друге
ВВЕДЕНИЕ
12.01
У всех у нас на собрании есть нужды. Иногда возникнет потребность в терпеливом понимании, иногда – в практической помощи, иногда – в расспросах и ободрении; но мы не сможем узнать о нуждах друг друга, если не узнаем друг друга. И как бы заняты мы ни были, следует уделить время тому, чтобы послушать об отсутствующей дочери, результате обследования, беспокойстве о продлении аренды, открытиях воодушевляющего отпуска, радости новой любви. Каждая беседа с Другом, каждое деловое собрание, каждая группа обсуждения и каждое молитвенное собрание могут увеличивать нашу любовь и заботу, наше знание друг друга.
Любящая забота – не то, что совершенные духом и телом «делают» для других, но процесс, связывающий нас воедино. Бог создал нас любящими, и проявление любви к кому-то удовлетворяет нечто глубокое внутри нас. Было бы ошибкой предположить, что люди с внешне хорошо организованной жизнью не нуждаются в помощи. Многие выглядящие беззаботными люди живут на грани отчаяния внутри себя. У всех нас есть свои нужды.
Внимательное слушание необходимо для помощи друг другу; оно идет дальше выяснения потребностей и становится частью ответа на них. Некоторые сказали бы, что уже одно лишь слушание – самая полезная вещь, которую мы можем делать. В тех церквях, где принята форма исповеди, понимают ее ценность, но исповедь не обязательно должна быть облечена в определенную форму, чтобы приносить пользу. Чрезвычайно полезно произнести непроизносимое, сознаться в постыдном перед кем-то, кому можно доверять, и кто примет Вас с любовью таким, какой Вы есть.
Простота речи – давнее квакерское свидетельство. И дело не только в том, что мы придерживаемся свидетельства о ценности правды, но также и в том, что прямолинейность спасает нас от многих ошибок и большого количества потраченного впустую времени. При первом знакомстве некоторые квакеры могут показаться достаточно бесцеремонными; лишившись условностей лести и полуправды, мы особенно нуждаемся в том, чтобы отчетливо проявлять постоянство нашей любви друг к другу.
Забота может принимать множество форм. Какую-то помощь местные собрания оказать не в состоянии, но нам необходимо понять, когда нужна помощь, и проследить, чтобы она была предоставлена. Зачастую другим помогает не то, что мы делаем, а то, чем мы являемся. Нам следует остерегаться давать советы: сочувствующий слушатель обычно бывает более полезным, когда человек ищет свой собственный путь вперед. Некоторые люди могут не захотеть, чтобы им помогали, восприняв нашу заботу как вторжение. Требуется больше чувствительности.
Взрослые на собрании сообща несут ответственность за реальное воплощение нашего утверждения о том, что присутствие детей и молодых людей ценно, и что имеют значение потребности и чувства каждого. Люди различаются по тому, насколько комфортно они себя чувствуют на молчаливой молитве; некоторые дети, как и некоторые взрослые, естественно приобщаются к ее ограничениям и радостям, другим приходится над этим работать. Некоторые собрания предлагают время от времени другие формы богослужения. В любом случае важно, чтобы потребности всех возрастных групп принимались во внимание, когда мы планируем свою деятельность.
12.02
Обходиться без рукоположенного духовенства не означает обходиться без лидеров или без служителей. Дары Духа для нас включают и то, и другое. Наше призвание к определенному служению обычно ограничивается промежутком времени, и дары принадлежат скорее задаче, а не человеку. На протяжении жизни человек может быть призван к множеству служений.
Лондонское Годовое Собрание, 1986
12.03
С нашей структурой мы рискуем получить недостаточное понимание и передачу нашей традиции, недостаточную пасторскую заботу. Мы не всегда оказываем друг другу должную поддержку. Когда мы назначаем людей выполнять для нас задачи, существует опасность воспринимать это слишком по-светски… Мы можем и должны молиться, чтобы они получили необходимые дары и силу от Духа.
Лондонское Годовое Собрание, 1986
12.04
Великая цель христианского сообщества состоит в том, чтобы дать его членам возможность узнать, в чем состоят их дары, и затем позволить применить их во славу Бога. Иногда, после длительной и, возможно, тягостной практики, некоторым членам приходится признать, что дар, который они должны предложить, совсем не тот, про который они думали.
Новая жизнь из старых корней, 1965
СТАРЕЙШИНЫ И НАБЛЮДАТЕЛИ
12.05
К некоторым Друзьям, независимо от того, называли их старейшинами или нет, обращались за духовным советом с самого начала. Так, в 1653 году Уильям Дьюсбури предложил, чтобы каждое собрание назначило «одного или двоих наиболее возросших в Силе и Жизни, в чистом различении Истины» для того, чтобы принять ответственность за духовное благосостояние собрания и его членов.
В то время, как питание духовной жизни и ответственность за правильное проведение молитвенного собрания продолжали лежать на «старейшинах», более практические аспекты пасторской заботы были к концу восемнадцатого столетия поручены назначенным «наблюдателям».
Большинство региональных собраний продолжает практику назначения старейшин и наблюдателей из числа своих членов, чтобы обеспечить удовлетворение потребностей молитвенных групп в рамках этих собраний.
Ответственность региональных собраний за пасторскую заботу
12.06
Ответственность за обеспечение каждого местного собрания необходимыми ресурсами старейшин и наблюдателей лежит на региональном собрании, в то время как большая часть текущей работы выполняется составляющими его собраниями. Хорошее сообщение между этими собраниями и региональным собранием должно поддерживаться постоянно, так чтобы передаваемые от одной организации к другой дела рассматривались, и были предприняты необходимые действия.
Старейшины и наблюдатели (если они назначены) будут способны на хорошее служение, только если они известны и доступны для Друзей и участников собрания. Следует позаботиться о том, чтобы члены собрания знали, кто из их числа какое служение несет в настоящее время в каждой категории.
Собрания тех, кто ответственен за служение старейшин и наблюдателей, должны созываться региональным собранием, по меньшей мере, один раз в год. Здесь могут быть рассмотрены нужды других собраний, помимо их собственных, а также основные принципы веры и практики. Кроме того, здесь вновь назначенные старейшины и наблюдатели могут узнать о возложенных на них задачах, и о том, как эти обязанности выполняются в других собраниях. Региональное собрание должно обеспечить оповещение о возможности консультации и поддержки и назначить представителей на конференции по вопросам пасторской заботы, которые могут также быть организованы общими собраниями. Собраниям рекомендуется узнавать и применять широкое разнообразие опыта и доступных ресурсов. Руководство по многим аспектам пасторской заботы можно получить от Комитета Квакерской Жизни.
Региональные собрания будут продолжать регулярно пересматривать обеспечение пасторской заботы на входящих в них собраниях (см. 4.13 и 12.16). Региональным собраниям следует искать формы служения старейшин и наблюдателей, лучше всего отвечающие потребностям (12.15)
Назначение старейшин и наблюдателей
12.07
Назначение в качестве старейшин или наблюдателей не подразумевает, что назначенные Друзья поднимаются на более высокую позицию, просто таким образом собрание признает, что они способны нести служение определенного рода. Назначения делаются на трехлетний период и могут быть продлены еще на три года; иногда бывает необходимо или желательно, чтобы Друг нес служение старейшины или наблюдателя более шести лет подряд, но это не должно становиться общепринятой практикой. (см. 3.23) Существует потребность в достаточной продолжительности, но не нужно ожидать длительного непрерывного служения. Следует позаботиться о том, чтобы вновь назначенные старейшины и наблюдатели понимали соответствующие обязанности. Тем, кто не будет повторно назначен, нужно сообщить об этом прежде, чем новые назначения будут представлены региональному собранию.
Назначения на эти служения производятся либо постоянным комитетом по назначениям регионального собрания, либо специальным комитетом по назначениям регионального собрания, состоящим из группы Друзей, привлеченных с этой целью из составных собраний. Члены должны принимать во внимание, что они не выносят для утверждения имена от своих местных собраний, но выдвигают старейшин и наблюдателей от регионального собрания в целом.
12.08
Беатрис Сэксон Снелл рассказывает историю из своего опыта, которая напоминает нам, что мы все потенциально являемся инструментами Бога:
Я получила полезный урок здравомыслия, когда меня впервые попросили стать старейшиной. Приглашение ужаснуло меня; я не чувствовала себя достаточно старой, не находилась в Обществе достаточно долго; и я сильно подозревала, что мое месячное собрание обратилось ко мне на неадекватных основаниях устного служения; я прочитала соответствующие отрывки по Церковному управлению и ужаснулась еще сильнее. Однако я была в Обществе уже достаточно долго для того, чтобы узнать, что группа часто обладает мудростью, которая редко может быть оправданной на логических основах, но которая, тем не менее, выше мудрости одного человека. Поэтому я отправилась проконсультироваться с весьма уважаемой старейшиной из числа моих знакомых. Она сама и ее дом были поздне-викторианскими; она сидела с очень прямой спиной на уродливом диване, поставив ноги аккуратно вместе, а руки сложив на коленях; и она дала мне выговориться. Когда я закончила, она слегка наклонилась ко мне и сказала: «Моя дорогая, мы должны принимать то, что нам дается». Я с тех пор была убеждена, что это – текст, который должен быть помещен в рамке над кроватью каждого старейшины в Обществе: его нужно повесить над кроватью каждого Друга, который испытывает искушение говорить о старейшинах «они».
1982
12.09
Когда просят обдумать выдвижение на данное служение собранию, Друзьям следует делать это в молитвенном духе и сознавать, что задача будет поручена им только на время. Никто не должен отказываться передать ответственность другим, когда одно трехлетнее назначение подходит к концу.
Как только региональное собрание осуществит назначения, клерку регионального собрания следует немедленно уведомить каждого назначенного Друга и созвать первые собрания старейшин и наблюдателей соответственно, если региональное собрание не избрало для этого других процедур. На первом собрании каждой группы нужно назначить клерка или ответственного за созыв собрания, если его еще не назначило региональное собрание.
Клерк регионального собрания должен передать каждому составляющему собранию и записывающему клерку имена старейшин и наблюдателей, назначенных на следующий трехлетний период, и соответствующих клерков или ответственных за созыв, как можно раньше после их назначения.
Региональное собрание может освободить отдельных старейшин или наблюдателей от служения и произвести временные назначения в любое время в течение трехлетнего периода. Обо всех таких переменах следует уведомить каждое составляющее собрание и записывающего клерка. Важно, чтобы региональное собрание оповестило своих членов о том, каким образом оно хочет выдвигать кандидатуры на эти временные назначения. Собрание может, к примеру, пожелать, чтобы выдвижения были предложены его постоянным комитетом по выдвижениям, или может предпочесть получить кандидатуры от действующих старейшин и наблюдателей регионального собрания либо от местного собрания, которого это напрямую касается.
Друг, членство которого переводится из регионального собрания, осуществившего назначение, прекратит быть старейшиной или наблюдателем после своего перевода.
Забота друг о друге на местном собрании
12.10
Работа старейшин и наблюдателей осуществляется преимущественно на местах. Ответственным за пасторскую заботу понадобится мудрость и чувствительность. Их способность информировать, советовать и наставлять будет часто востребована. Приглашенные служить в одной из должностей могут почувствовать, что задание звучит пугающе, и что они не оправдают ожиданий. Собрание будет источником поддержки тем, кого попросили быть старейшинами или наблюдателями. Ответственность старейшин и наблюдателей принесет и свои награды.
Полученное из разнообразия практики понимание человеческой индивидуальности и побуждений поможет в эффективной пасторской заботе. Может быть необходимо получить дополнительные сведения о путях обретения навыков и, если нужно, обратиться за информацией к тем, кто способен ее предоставить. Требуемыми знаниями и опытом, как правило, обладают члены наших собраний или те, кто с нами связан.
Важно отличать потребность каждого быть выслушанным с сочувствующим принятием, особенно перед лицом тяжелой утраты или других болезненных ситуаций, от тех нужд, которые выходят за пределы компетентности членов собрания. Не стоит считать поражением привлечение помощи специалиста извне, когда потребность не может быть удовлетворена иначе. В любой консультативной работе важно сознавать, что подавляющая ее часть – конфиденциальна. Если есть сомнения относительно того, что конфиденциально, а что – нет, то всегда лучше будет свериться с теми, кого это касается, прежде, чем передавать какую-либо информацию.
В ситуациях, где может оказаться уместным собрание для прояснения, человеку (или людям), желающим его созвать, желательно посоветоваться с теми, кто отвечает за пасторскую заботу на своих собраниях. Может оказаться доступным соответствующее пособие.
См. также 12.22–12.25 о собраниях для прояснения вообще и 16.19–16.21 о собраниях для прояснения по поводу намерений вступить в брак
12.11
Традиционно первой заботой старейшин является питание духовной жизни группы в целом и ее отдельных членов, так чтобы все могли приблизиться к Богу, и поэтому друг к другу, что позволит нам стать более чуткими и послушными воле Бога. Таким образом, правильное проведение наших молитвенных собраний будет особой заботой старейшин. Главная забота наблюдателей связана с более внешними аспектами пасторской опеки, с построением сообщества, в котором все члены находят признание, любящую заботу и возможности для служения.
Хотя существуют различия функций, большая часть работы старейшин и наблюдателей имеет одну и ту же природу. Важно, чтобы эти две группы всегда работали в тесном сотрудничестве, и везде, где это возможно, разделяли свое общее обязательство служения собранию. Встречаются ли они в отдельных группах или нет, им следует, время от времени, устраивать совместные заседания в местном масштабе так же, как и на уровне регионального собрания.
Обязанности старейшин
12.12
Некоторые из перечисленных здесь обязанностей могут выполняться наблюдателями или специально назначенными группами или комитетами, но важно, чтобы старейшины проследили за их исполнением. Старейшинам полагается:
а\ встречаться регулярно, чтобы в молитве поддерживать собрание и его членов; вести тех, кто участвует в наших собраниях, к более глубокому молитвенному опыту; поощрять подготовку ума и духа, изучение Библии и других духовно полезных писаний; поддерживать индивидуальную и общую молитву на собрании;
б\ содействовать правильному проведению молитвенных собраний, помня, что ответственность за собрание, включая адекватность устного служения, разделяется всеми членами группы молящихся;
в\ поощрять полезное устное служение, пытаясь различить потребности и дары, как тех, кто вносит индивидуальный вклад в устное служение, так и собрания в целом: некоторые Друзья не могут решиться заговорить на собрании, из-за того, что испытывают недостаточное доверие к своему призванию говорить, им будет нужна поддержка; другие могут слишком легко подниматься на ноги, еще не осознав, полезно ли их сообщение; иногда может понадобиться ограничение неподходящего служения;
г\ быть ответственным за молчаливое начало молитвенного собрания в порядке, благоговении и гармонии, за устройство места и за поощрение пунктуальности; старейшины будут заканчивать собрание, как правило, обменявшись рукопожатием;
д\ обеспечить понимание основы и методов проведения собраний по церковным делам, нести ответственность за их правильный порядок (см. главу 3);
е\ принять на себя ответственность за правильное проведение молитвенных собраний в специальных случаях, таких как бракосочетания (16.31) и похороны (17.08–17.09), и, если попросят провести мемориальное собрание, удостовериться, что его предназначение ясно для тех, кто в нем участвует (17.10); некоторые собрания любят устраивать специальные мероприятия, чтобы приветствовать новорожденных или праздновать другие события (см. также 10.12, 10.17 и 22.44–22.4\б);
ж\ заботиться о каждом Друге и участнике собрания, с симпатией входя в их нужды, помнить тех, кто неспособен посещать наши собрания из-за возраста, болезни или по другим причинам, навещать их или, где это полезно, устраивать специальные молитвенные собрания у них дома, принимать на себя особую ответственность за служение умирающим и утешение понесших утрату;
з\ предоставлять всем на собрании возможность расширять и углублять их знание и понимание – это может включать изучение корней и основ нашей веры, осознание откровений других вероисповеданий, испытание новыми идеями, совместное исследование того, как углубить наше служение, обеспечение возможностей для спокойного размышления, возрастания нашего понимания самих себя и других, а также признания нашей доли ответственности там, где присутствуют конфликт и потеря;
и\ совместно с наблюдателями заботиться о детях и молодых людях, связанных с нашими собраниями; выслушивать их и давать им возможность принимать как можно более полное участие в нашей жизни и богослужении; обеспечивать постоянные возможности их духовного питания (см. также 12.13\е);
к\ совместно с наблюдателями заботиться о потребностях ищущих и участников, способствуя их приобщению к жизни собрания;
л\ поощрять Друзей брать на себя ответственность за свое посильное участие в жизни сообщества, в котором находится собрание; приветствовать посещение наших собраний теми, кто принадлежит к другим христианским группам и другим религиям, а также и теми, кто вне религии;
м\ рассматривать вопрос устного служения на составляющих собраниях как сферу интересов всего регионального собрания и оказывать поддержку там, где есть потребность в обмене посещениями.
Рекомендуется, чтобы старейшины хранили протоколы своих собраний.
Обязанности старейшин в отношении тех, кто, не являясь членом, желает посетить Годовое собрание см. 6.15. Об участии старейшин в собраниях для прояснения см. 12.22–12.25, в собраниях для прояснения по поводу намерений вступления в брак см. 16.19–16.21. См. также 12.10.
Обязанности наблюдателей
12.13
Некоторые из перечисленных здесь обязанностей могут выполняться старейшинами, или специально назначенными группами или комитетами, но важно, чтобы наблюдатели проследили за их исполнением. Наблюдателям полагается:
а\ поощрять присутствие на молитвенном собрании и удостоверяться, что вновь прибывших на собрание приветствуют и представляют другим членам группы молящихся;
б\ поощрять членов посещать собрания по церковным делам, когда это только возможно, и принимать в них посильное участие;
в\ предоставлять Друзьям и участникам возможности узнавать друг друга, так чтобы их разнообразные потребности могли быть обнаружены, и так чтобы все узнали об их дарах и опыте, который может быть полезным собранию и Обществу; быть признанным и востребованным – ценно для всех;
г\ совместно со старейшинами брать под особую опеку нужды ищущих и участников;
д\ встречаться регулярно, чтобы обеспечить принятие во внимание потребностей в пасторской опеке каждого, кто связан с собранием; часто проверять список членов, не только для точности, но и для того, чтобы обнаружить неудовлетворенные нужды – каждого ребенка и молодого человека следует рассматривать как индивидуальность, а не только как члена семейной группы;
е\ вместе со старейшинами осуществлять заботу о детях и молодых людях, связанных с собранием, как состоящих в членстве, так и не состоящих, и следить, чтобы были организованы подходящие виды деятельности (см. также 12.12.и); где это уместно, поощрять их принимать участие в собраниях, устроенных для молодых людей на местном или национальном уровне, консультируясь по необходимости с родителями;
ж\ постараться поговорить с молодыми людьми, приведенными в членство родителями, о том, желают ли они подтвердить его; на этом этапе они, а также молодые участники, могут захотеть обратиться с личным запросом к региональному собранию и принять посетителей в обычным порядке; некоторые могут в этот момент пожелать выйти из членства, полученного для них родителями (см. также 11.17–11.19);
з\ предоставлять совет и сведения о том, как подавать заявку на членство, как участникам, так и тем родителям, которые могут пожелать подать заявление от имени своих детей; некоторые участники могут воздерживаться от обращения за членством либо по застенчивости, либо вследствие заниженной оценки, – их, возможно, нужно поощрять обратиться к региональному собранию; будет полезно напомнить им, что заявительное письмо клерку регионального собрания не обязано быть чем-то большим, чем простое выражение желания стать членом, и что встреча с назначенными для посещения Друзьями – это возможность задавать вопросы и исследовать существо веры, а не проверка пригодности к членству (см. также 11.10);
и\ посещать членов и участников, которые недавно присоединились к собранию или переехали в эту местность, посещать новорожденных младенцев; проследить за немедленным исполнением инструкций по уведомлению об изменении адреса (11.23) и предоставлению сертификатов перевода членства (11.26, 16.52), и за запросом сертификатов, когда они не получены своевременно; советовать региональному собранию принимать или не принимать сертификаты перевода;
к\ поощрять заботливую дружбу внутри квакерского сообщества; если между Друзьями возникают трудности, наблюдатели могут оказаться способны предложить помощь на ранней стадии, так чтобы недоразумения могли быть улажены; наблюдателям рекомендуется постараться поговорить конфиденциально с тем Другом, чье поведение и образ жизни несовместимы с квакерским свидетельством, изучить подоплеку и попытаться восстановить гармонию (см. также 11.32–11.35);
л\ посылать региональному собранию рекомендации о прекращении членства в соответствии с 11.31–11.35, когда были предприняты все усилия, чтобы отыскать тех, кто уехал от собрания, или от кого не было вестей на протяжении нескольких лет;
м\ обеспечивать заботу и теплый прием молодым членам и участникам собрания, живущим вдали от дома; поддерживать контакт с Друзьями, проживающими за границей или в других частях страны;
н\ советовать местным казначеям, сборщикам пожертвований или финансовым комитетам соответственно, кому из членов и участников собрания следует и кому не следует получать перечень взносов;
о\ сообщать Друзьям, которые находятся в финансовом затруднении, или которым нужна помощь по образованию или воспитанию детей, о способах получения поддержки; убедиться, что финансовая помощь доступна там, где это необходимо, дать Друзьям возможность посещать собрания по церковным делам и принимать связанные с этим назначения;
п\ убедиться, что те, кто намеревается вступить в брак, понимают принципы, на которых основана практика Общества, и направить их к регистрирующему служителю (см. 16.05);
р\ убедиться, что больных и пожилых людей навещают, как у них дома, так и в больницах или приютах, и что о них заботятся; искать средства облегчить финансовые затруднения; если наблюдатели узнают, что пожилой человек больше не в состоянии заботиться о себе самостоятельно, может быть уместно предложить помощь, посоветовавшись с самим человеком и его родственниками, или другими вовлеченными людьми: наблюдателям следует пробовать разузнать об установленном законом и благотворительном обеспечении проживания и другой опеки в данной местности, включая квакерские дома;
с\ совместно со старейшинами откликаться на нужды понесшего тяжелую утрату; обеспечивать утешение и сочувственное внимание ко всем проявлениям горя.
Рекомендуется, чтобы наблюдатели хранили протоколы своих собраний.
Об участии наблюдателей в собраниях для прояснения по поводу намерений вступления в брак см. 16.21.б и в других собраниях для прояснения см. 12.22–12.25. См. также 12.10.
Совместная ответственность за пасторскую заботу
12.14
Каким бы образом ни была организована пасторская забота, необходимо уделять полное молитвы внимание описанной выше ответственности за духовную, интеллектуальную, эмоциональную, материальную и физическую заботу о каждом члене квакерского сообщества. Поскольку обязанности старейшин и наблюдателей во многих случаях совпадают, тесное сотрудничество между старейшинами и наблюдателями должно быть постоянным.
12.15
На некоторых из наших собраний забота друг о друге совершается без специально назначенных старейшин и наблюдателей. Этим собраниям следует внимательно продумать наилучший способ осуществить пасторскую заботу, не пренебрегая ни одной из описанных выше обязанностей старейшин или наблюдателей. Нужно подумать, к примеру, о тех, кто редко посещает собрание, или совсем не выходит из дома.
Если местное собрание желает принять альтернативный метод обеспечения пасторской заботы, следует уделить время разработке того, какие обязанности будут совместно выполняться, и кто представит группу на собраниях для старейшин и наблюдателей на региональном собрании. Нужно осуществлять периодическую проверку эффективности любой принятой процедуры.
В некоторых случаях Друзья могут решить, что им подходит совместное исполнение обязанностей наблюдателей, но они все еще видят преимущества в назначении старейшин, чтобы способствовать духовному питанию группы. Традиционные методы опробованы и проверены. Для некоторых собраний, однако, будет полезным изучение более новых и, возможно, более подходящих способов удовлетворения их конкретных потребностей.
Любые предложения об изменениях в способе осуществления пасторской заботы на собрании или собраниях должны выноситься на региональное собрание для направления, поддержки и принятия решения. Региональным собраниям следует особенно заботиться о собраниях, использующих нестандартные пути осуществления обязанностей старейшин и наблюдателей, чтобы предлагать руководство, если появляются трудности или недостатки, и обеспечивать возможность поделиться полезными новыми методами с другими собраниями. (См. также 4.35.)
12.16
Вне зависимости от того, назначены старейшины и наблюдатели или не назначены, местным собраниям следует регулярно пересматривать свою духовную жизнь и ее проявление в заботе. Собрание может пожелать составить и использовать с этой целью серию вопросов. Такой пересмотр может иметь место каждые два или три года, и он, уже сам по себе, может стать формой пасторской заботы. Процесс мог бы начаться в малых группах, в которых неудовлетворенные нужды раскрываются с соблюдением конфиденциальности, а затем можно перейти к мероприятию, сводящему всех вместе. Специального внимания может потребовать вовлечение тех, кто связан с собранием, и кто принимает незначительное участие в его регулярной жизни из-за своего юного или пожилого возраста, инвалидности или недовольства. (См. 4.07.г и 12.06)
12.17
И все, кто узрят своего брата или сестру в прегрешении, идите не в грубом, мелком или укоризненном духе, чтобы порицать или увещевать его или ее, но во власти Господа и духе Агнца, в мудрости и любви к страдающей от этого Истине, чтобы увещевать подобного преступника. Так душа этого брата или сестры может быть своевременно и действенно достигнута и преодолена, и можно иметь основание благословить имя Господа от их лица, и, таким образом, благословение может быть вознаграждено в груди того преданного и нежного брата или сестры, которые так увещевали их.
Джордж Фокс, 1669
12.18
И мы не ограничивались бы исполнением этих обязанностей теми, кто занимает подобные места; нам всем нужно постоянно смотреть друг за другом и быть взаимно заинтересованными один в другом, объединившись вместе как живые камни в духовном строении, главный краеугольный камень которого – Господь Иисус Христос.
Годовое Собрание в Лондоне, 1851
12.19
[Да не будут], Друзья на местах наблюдателей … принимать ограниченное представление о своих обязанностях… Им поручено наблюдение за стадом, в любви Христа. [Пусть они], отдают себя этой … обязанности в вере и молитве, в искании, в мудрости Бога, чтобы подвигать всех к правильному пути Господа; воссоединять то, что сломано, приводить домой скитальцев, посещать больных и страждущих, распространять любящую заботу на молодых и неопытных. В то время, как эти обязанности следует вверять кому-то специально, желательна искренняя забота о том, чтобы все смогли получить достаточную для себя долю привилегии постоянного присмотра друг за другом.
Годовое Собрание в Лондоне, 1871
МАЛЫЕ ГРУППЫ
Встречи в малых группах
12.20
Как Друзья, мы знаем, что качество нашего непрограммированного богослужения повышается, и наша забота друг о друге становится более эффективной, если мы лучше знаем и понимаем друг друга.
Мы сближаемся друг с другом по мере развития духовного сообщества через регулярное присутствие на молитвенных собраниях, через совместную работу, физическую или умственную, и неофициальные встречи друг с другом. Собрания в малых группах могут сыграть свою роль в этом процессе и оказать ценную помощь в исследовании нашего духовного опыта и обмене таким опытом. Группы изучения и обсуждения обеспечивают проверенные возможности, равно как и менее официальные дружеские встречи.
Время от времени для собрания может быть полезным взглянуть на себя и пробовать определить конкретные области, которым нужно внимание, к примеру, как улучшить пасторскую заботу, как вовлечь участников собрания и вновь прибывших, или как улучшить общение и внешние связи. Хотя эти вопросы вполне могут быть подняты на местном или региональном собрании, ценные предложения и решения могут поступить от тех людей, которым не всегда бывает легко высказать их на более формальном деловом собрании. Время, отданное подготовке сердца и ума, способно также внести очень полезный вклад в правильный порядок наших собраний по церковным делам. (См. также 3.26.)
Старейшины и наблюдатели могут считать себя ответственными за рассмотрение потребностей и работу малых групп на своих собраниях.
Обмен в молитвенном духе и группы творческого слушания
12.21
Некоторые квакерские собрания открыли ценность малых групп в развитии искусства слушания Бога, других и себя. Такие группы «обмена в молитвенном духе» или «творческого слушания» могут обеспечить обстановку, в которой все участвующие вовлечены в процесс познания себя так же, как и других. И молчание здесь тоже может излечивать и восстанавливать. Для квакеров этот подход естественно совпадает с нашим опытом богослужения.
Термины «творческое слушание» и «обмен в молитвенном духе» часто применяются взаимозаменяемо, различие между ними состоит, возможно, в том, что последний приближается к молитвенному собранию, с более выраженным акцентом на атмосфере молитвы.
Тщательная подготовка необходима для устройства основы таких групп, и есть несколько публикаций и источников, которые способны помочь. Совет можно также получить от Комитета квакерской жизни.
Хорошая практика обычно включила бы в себя: ограничение размера группы до двенадцати человек максимально; начало и окончание встречи в молчании; требование абсолютной конфиденциальности; промежутки между выступлениями; высказывание из личного опыта; отсутствие комментариев непосредственно на то, что сказал другой; слушание со вниманием; не допущение обсуждения.
Может быть, некоторые не вносят вклад в произносимых словах. Существует потребность уважать возможность того, что члены группы могут не захотеть обсуждать в дальнейшем то, чем они начали делиться в группе. Такие группы могут быть особенно полезными в предоставлении нам возможности исследовать глубоко личные мысли и переживания в благожелательной и безопасной среде.
Собрания для прояснения
12.22
В прежние времена Друзья видели потребность в «прояснении» как части необходимой подготовки к браку. Только после того, как группа Друзей, назначенных региональным собранием, устанавливала, что было прояснено отсутствие других противоречащих обязательств, она могла рекомендовать церемонию бракосочетания. В некоторых североамериканских ежегодных собраниях эта практика сохранялась, и понятие расширилось. Прояснение превратилось в проявление любви и заботы от имени собрания. Паре помогают исследовать свои обязательства перед Богом, друг другом и собранием, глубоко изучить результаты предыдущих отношений или браков, продумать свое отношение к заботе о детях, которые уже есть или появятся, и к тому, как пара может принимать решения о своей совместной жизни. (См. также 16.19–16.21 и 12.10.)
12.23
Ряд собраний, входящих в Британское Годовое Собрание, используют группы прояснения для самых разных целей. Их можно созывать, чтобы подготовить пару к браку, проверить заботу, принять решение о членстве, рассмотреть новые формы служения или поискать водительства во времена перемен или трудностей. Подобные собрания могут иногда быть поддержкой и утешением умирающему.
Порой отдельным людям или семье требуется помощь, когда они сталкиваются с трудным выбором в поворотные моменты своей жизни. Могут быть межличностные различия, которые портят отношения, или собрание может определить особенно явную область расхождения во мнениях или убеждениях его членов. Любая из этих и подобных ситуаций, встреченная открыто и с любовью, может быть проверена в атмосфере молитвы. И те, кого это касается, могут найти для себя выход.
12.24
Сосредотачиваясь на конкретном вопросе, собрание для прояснения позволяет каждому присутствующему «прояснить» возможные варианты и выходы. Такое собрание может быть предметом частной договоренности, но если предполагается привлечь местное собрание, то обычно будут советоваться со старейшинами или наблюдателями. Предложение для собрания может исходить от них или от тех, кто ищет ясности. В случае прояснения для брака, регистрирующийся чиновник скорее всего будет членом группы прояснения, так чтобы он или она оказались в состоянии сориентировать собрание в том, следует ли разрешить квакерское бракосочетание (см. 16.19–16.21).
Старейшине или наблюдателю может потребоваться объяснить существо и порядок проведения собрания тем, кто об этом спросит. Следует пригласить поучаствовать четверых или пятерых доверенных Друзей, не обязательно глубоко вовлеченных в дело, подлежащее рассмотрению. Главным при определении их пригодности будет то, что они, скорее всего, окажутся в состоянии внести конструктивный вклад в процесс распознавания.
12.25
Собрания для прояснения должны проводиться в ненапряженной атмосфере доверия, и все же полезна определенная степень формальности. Следует выбрать ведущего для помощи в разъяснении заданного вопроса или вопросов. Некоторые группы могут решить, что должны вестись записи. Нужно определенно разъяснить, что в пределах группы следует соблюдать конфиденциальность. Необходимо слушание с полным вниманием, такт, сопереживание и любовь к тем, кто ищет ясности.
Каждому члену группы нужно предоставить возможность задавать вопросы и исследовать предысторию дела, которое должно быть разъяснено. Важно не отвлекаться на второстепенные вопросы, но сконцентрироваться на рассмотрении возможных вариантов и понимании основных трудностей. Понадобится время, чтобы достичь ясности, и будут полезными периоды совместной молитвы.
Собранию необходим четко определенный конец, и оно не должно продолжаться после возникновения усталости. Может понадобиться последующее собрание или собрания, если для основной темы или практических деталей будет полезно дальнейшее размышление. Когда ясность достигнута, группу следует распустить.
Молотящие собрания
12.26
Этот термин в текущее время обозначает собрание, на котором разнообразные отличающиеся, а иногда и противоречивые, мнения могут быть выражены открыто, и порой неистово, часто – чтобы разрядить ситуацию перед последующим молитвенным деловым собранием. Изначально термин использовался в описании больших и шумных собраний, предназначенных для убеждения «мирских людей», чтобы «вымолотить» их из мира.
Группы поддержки
12.27
Друзья иногда берутся, или их просят взяться, за задачи, которые оказываются сложными, либо в единичном случае, либо как продолжительная обязанность. В подобных обстоятельствах они могут оценить поддержку малой группы Друзей. Это может быть предложено организацией, запрашивающей служение, или затребовано заинтересованным Другом. Членство в группе должно отражать предпочтения Друга, которого нужно поддержать. Группе может понадобиться напоминание о том, что ее работа заключается не столько в том, чтобы оценивать задачу, сколько в том, чтобы поддержать исполняющего ее Друга.