Квакерская вера и практика. Глава 25.

Единство творения

25.01
Плод земли – это дар ее обитателям от нашего милостивого создателя, и нынешнее истощение земли для поддержания внешнего величия, по всей видимости, наносит ущерб последующему веку.

Джон Вулман, 1772

25.02
Наша планета серьезно больна, и мы можем чувствовать ее боль. Нам напоминают о многочисленных угрозах здоровью земли в результате человеческого эгоизма, невежества и жадности. Нашей земле необходимы внимание, уважение, любовь и молитва.

В комфортной Британии мы, в основном, ограждены от воздействия кризиса окружающей среды. Бедняки мира страдают первыми.

Мы, как Религиозное общество Друзей, считаем главной заботой разумное распоряжение творением Бога. Кризис окружающей среды – это источник духовного и религиозного кризиса; мы призваны вновь обратиться к истинной цели пребывания на этой земле – возделывать и хранить ее, чтобы открыть Божью славу последующим поколениям.

Впереди – тернистый путь, но вера нас поддержит; сила действовать – Божья сила, передающаяся через каждого из нас, когда мы оказываем друг другу поддержку и получаем помощь друг от друга. Мы все, если пожелаем, можем слушать звуки земли, с радостью на нее настраиваясь.

Лондонское Годовое Собрание, 1988

25.03
Мои дети переживали трудное время. Было действительно плохо – я имею в виду  наркотики, сексуальные отклонения, непригодность ни к чему в жизни. И все-таки сейчас они прошли это… Чувство вины приводило меня в отчаяние.., но с течением времени я стала видеть, что случившееся – не только наш, родительский, промах. Они также стали наследниками общественной вины и общественной боли. Наши дети – первое поколение, выросшее перед лицом опасности возможного прекращения нашего рода. Быть может, отчасти, это в нас плачет планета? Быть может, попранной планете нужно плакать и чувствовать отчаяние в нас?

Дамарис Паркер-Родес, 1982

25.04
Роли всего живого и самой Земли взаимозависимы в Творении. Человечество – не тот единственный биологический вид, которому подчинены все остальные, а один из множества. Все части, все потоки неразделимо переплетены. Поистине, паутину творения можно описать как трехсоставную нить: коснувшись ее в каком-либо месте, мы влияем на справедливость, мир и здоровье повсюду. Так и все наши свидетельства, вся наша квакерская работа, все наши жизни составляют часть единого процесса, борьбы за процветание, справедливость и мирное Творение – Царство Божье.

Одри Арри, 1994

25.05
Я рано пришел в своем уме к убеждению в том, что истинная религия заключается во внутренней жизни, в которой сердце любит и почитает Бога Творца и учится проявлять истинное правосудие и добродетель не только в отношении человека, но также и в отношении грубого творения; и что как разум подвигнут к внутреннему принципу любить Бога, в качестве невидимого, непостижимого существа, по тому же принципу разум подвигнут любить Бога во всех его проявлениях в видимом мире; и поскольку его дуновением пламя жизни было зажжено во всех животных и чувственных творениях, тогда говорить, что мы любим Бога … и одновременно проявлять жестокость к меньшим тварям … означает противоречить самим себе.

Джон Вулман, 1772

25.06
Если верно то, что мы должны проявлять любовь и сострадание к людям, тогда, конечно же, верно и то, что нам следует распространять нашу любовь и сострадание на животных, которые могут чувствовать страх и испытывать боль, во многом подобно людям. Они не способны говорить, но мы определенно можем видеть страх в их глазах и поведении. Я чувствую, что вегетарианство – естественное продолжение пацифизма и квакерства.

Вера Хэйли, 1988

25.07
В отношении нашей планеты, которую Бог дал нам для обитания, мы должны помнить, что она отдана в наше управление. Власть над природой, вложенная в наши руки научным знанием, может привести нас к полному уничтожению, если использовать ее в похоти или алчности, страхе или ненависти. Избрав жизнь, мы можем сегодня накормить голодных, одеть нагих, исцелить больных во всем мире, создавая, таким образом, новые условия для духовного развития, до сих пор так часто сдерживаемого нуждой. Многие наши ресурсы – нефти, угля и урана – ограничены. Если, потакая расточительству и роскоши, мы растратим данное нам Богом содержание, тогда дети наших детей будут лишены своего наследства. Ежегодный дар природы также ограничен. Материальная основа нашей жизни – возделывание земли и выращивание пищи… Мы должны сохранять плодородность почвы, а не истощать ее.

Нам следует также беречь изобилие и разнообразие дикой природы и не забывать о духовном ресурсе, которым служит для нас продолжающееся существование неосвоенных земель. Современная цивилизация постоянно угрожает нашему пониманию истинной природы бытия; находясь рядом с дикой природой, мы можем легче поддерживать или восстанавливать это понимание. С годами все более возрастает потребность в молчании и уединенности, но обретать их становится все труднее, и оскудевает связь через них с разумом Творца. Охрана природы, поэтому, способствует более полной жизни человечества.

Норфолкское, Кэмбское и Хантское Квартальное собрание, 1957

25.08
Это – чудесный мир, полный красоты и блеска; это – также жестокий и беспощадный мир, и мы не единственные живые существа, склонные доминировать, если представится шанс. Неумело и хаотично мы также создаем сады, орошаем пустыню, летаем на Луну и сочиняем симфонии.  Некоторые из нас пытаются спасать виды существ, отличные от нашего вида…

У нас нет причин быть высокомерными и самодовольными: одного взгляда на звезды или в микроскоп достаточно, чтобы опровергнуть такие суждения. Но нам следует принять свою позицию в мире со всем милосердием, ответственностью и силой духа, которые мы только сможем собрать, и попытаться дорасти до нашей миссии любви в этом сплетении перспектив и мучений.

Памела Умбима, 1992

25.09
Я хочу перечислить десять регулирующих принципов внешнего выражения простоты. Их следует рассматривать не как законы, но как попытку воплотить значение простоты в жизни двадцать первого века. Во-первых, покупайте вещи из-за их полезности, а не из-за их статуса. Во-вторых, откажитесь от всего, что вызывает у вас привыкание. В-третьих, выработайте привычку отдавать вещи. Не накапливайте их. В-четвертых, не поддавайтесь пропаганде распространителей новшеств. В-пятых, учитесь радоваться тому, чем вы не владеете. В-шестых, развивайте более глубокое восприятие творения. В-седьмых, относитесь со здоровым скептицизмом ко всем схемам «купи сейчас, плати потом». В-восьмых, повинуйтесь заповеди Иисуса о простой, честной речи. В-девятых, откажитесь от того, что будет способствовать угнетению других людей. В-десятых, избегайте всего, что способно отвлечь вас от вашей главной цели.

Ричард Дж. Фостер, 1979

25.10
Наше принятие заботы [Всемирного Совета Церквей] о Справедливости, Мире и Единстве Творения вырастает из нашей веры и неотделимо от нее. Она побуждает нас снова взглянуть на свою жизнь и пересмотреть свои ценности, заставляет заново осознать истину слов Ганди: «Те, кто говорит, что религия не имеет ничего общего с политикой, не понимают значения религии». Следует законсервировать ресурсы земли и справедливо распределять их, и мы, будучи неотъемлемой частью творения, несем за это ответственность.

Лондонское Годовое Собрание, 1989

25.11
Как покупатели, производители и инвесторы, или как путешественники, читатели и миротворцы, мы можем оказать активную поддержку Двум Третям Мира. Наше использование энергии напрямую связывает нас с парниковым эффектом и с мировым пищевым снабжением. Уровни наших банковских процентов соединяют нас с долговым бременем, которое заставляет многие страны разрушать свои экономики для сбора денежного урожая и иностранной валюты. Наша способность получать знания дает нам шанс выступить в защиту окружающей среды и бедняков, которые больше всего страдают от ее разрушения. Поистине, на нас лежит ответственность за мудрое применение этих знаний.

Рут Тод, 1990

25.12
Мы живем в той части мира, где преобладающей мотивацией служит материальная заинтересованность, которая оправдывается понятием личностной свободы. В таких условиях богатые богатеют, а бедные, по большей части, становятся еще беднее. Это оскорбляет наше нравственное чувство, а на практическом уровне процесс материального роста не может, так или иначе, продолжаться бесконечно. Нам следует найти путь, на котором мы, здесь на Западе, сможем перейти от насаждения стиля жизни, обусловленного личностной заинтересованностью, к устройству мира, в котором материальные ресурсы распределяются согласно потребностям. Мы много знаем о подобном распределении в отдельных ситуациях, но у нас нет действенной идеи того, как воплотить сострадание в основной структуре нашего общества. Для этого необходимо думать и вносить свой личный вклад, а не просто говорить о том, что должны делать те, кто у власти. Нам следует со всем смирением признать, что именно мы виновны в принятии главенства личностной заинтересованности, и что именно нам следует двигаться в сторону иной формы мотивации. Что мы делаем для провозглашения своего радостного признания необходимости снижения своих жизненных стандартов; что мы делаем, чтобы совместно с другими христианами и сознательными гражданами заявить о вульгарности нашего богатого стиля жизни; что мы делаем для того, чтобы найти способы повлиять на стереотипы, согласно которым мыслят и действуют наши сограждане, будь то наши соседи или избранные и назначенные представители, для того, чтобы признать необходимость перемен?

Лондонское Годовое Собрание, 1975

25.13
То, что тяжелый и утомительный труд фермера, с утра до ночи, в жару и холод, в сырости и засухе, должен превращаться в удовольствие небольшого числа людей – то, что долгие тяготы должны быть возложены на девятнадцать частей земли, чтобы насытить неумеренные страсти и утонченные наклонности двадцатой части, все это так далеко от воли великого Правителя мира, … [это] – несправедливость и святотатство.

Уильям Пенн, 1669

25.14
Мы продвигаемся к кульминации кризиса. Духовный кризис переходит в экологический, а экологический кризис переходит в экономический. По-моему, от нас, как от христиан, сейчас требуется критически оценить движимую капиталом рыночную экономику и классифицировать ее как ложную религию, как невероятно продуктивную, но предельно разрушительную систему, которая прекращает Божие милосердие в творении и впускает в душу атеизм. Посмотреть в глаза этой системе и покончить с ней – вот решающая проверка библейской веры.

Испытывать рыночную экономику библейским пониманием милости Бога в творении – значит вступать в духовную борьбу. Вера в Бога, сопереживание страдающим беднякам и другим формам жизни требуют, чтобы мы встали и сказали: «Это разрушение должно закончится». Нам необходимо понимать, что означает взятие на себя такой ответственности. Это больше, чем сдавать мусор в повторную переработку, выращивать органические овощи или ездить на работу на велосипеде. Это больше, чем разговоры. Это – обновление, которое изменит все: то, как мы ведем дела, как мы едим и путешествуем, те дома, что мы строим, продукты и услуги, которые мы расчитываем получить, и цены, которые мы платим за них, то, как мы относимся к деревьям и как молимся Богу.

Кит Хельмут, 1990

25.15
Наши свидетельства против войны и неравенства предназначались, чтобы убедить других людей и напомнить нам самим, где находится их и наше богатство: в раскрытии общности и единства с другими человеческими существами. Эти свидетельства также применимы и к нашей заботе об окружающей среде, которая, как сказал Августин, сама подобна «общему богатству», где каждое создание по-своему служит интересам остальных. Отличие сегодня состоит в том, что общее богатство людей и общее богатство земли стали взаимосвязанными и взаимозависимыми – стали, действительно, единым новым общим богатством жизни. Признание этого факта должно войти в наши размышления о Боге и о мире, и в то, как мы живем, соотносясь с ними.

Рекс Эмблер, 1990

См. также 20.27–20.36, 21.42, 23.40, 29.04–29.07 и 29.18

Глава 26. Размышления >