Традиционно история квакерства начинается с рассказа о его основателе – англичанине Джордже Фоксе, чьи годы жизни пришлись на середину семнадцатого века – бурные времена английской революции. С юности молодой ремесленник задавался вопросами о смысле жизни, о своем месте в нем, об отношениях человека с Богом. Оставив дом, он отправился в путешествие по стране в поисках Бога. Но ни одна из существовавших тогда в Британии христианских церквей не могла дать ответы на вопросы молодого человека.
И однажды, бродя по обширным полям своей страны, внутри себя он услышал голос, сказавший: «Есть только Один, кто может ответить тебе – это Сам Иисус Христос». Словно пелена спала с его глаз, и, исполненный радости, он продолжил свои путешествия – но теперь он не искал, а нес миру то, что открылось ему. Так началась история квакерства. Джордж Фокс дерзко обличал пороки духовенства, формализм традиционного христианства, фарисейство современников. За это его неоднократно избивали и заключали в тюрьму.
Однако, несмотря на многочисленные препятствия, его проповедь имела успех среди многих искренне верующих людей. Постепенно его учение принимали все новые люди, и число квакеров росло. Правильнее будет сказать, что речь шла отнюдь не о выработке новой религиозной идеи – он видел свою миссию в духовном обновлении и очищении христианства от всего ложного, что накопилось в религиозных представлениях к этому времени.
Несмотря на это, практически все традиционные конфессии – и католики, и протестанты – отнеслись к новому вероучению довольно враждебно. Последователей Фокса лишали имущества, подвергали заключению, казнили.
Отрицательно к квакерству отнеслись и представители светской власти, так как квакеры были уверены в том, что Дух христианства несовместим с войнами и насилием, с двойными стандартами (например, клятвами), с социальной и национально-религиозной враждой и неравенством.
Несмотря на всеобщее к ним ожесточение, квакеры не сдавались и, подобно первым христианам, мужественно и с благодарением Богу переносили все выпавшие на их долю страдания, на практике исполняя заповедь апостола Павла всегда радоваться и за все благодарить. Аналогия усиливается и тем, что исповедуемые ими принципы не позволяли отвечать злом на зло, а потому преследования противников не встречали с их стороны никакого физического сопротивления. Лишь упование на Бога позволило им выжить. Кстати сказать, именно сохраняемому в конфликте с государством жизнелюбию квакеры обязаны своим названием.
Однажды вызванный в суд за очередную пощечину религиозной респектабельности соотечественников Джордж Фокс воскликнул в зале суда, что должно трепетать пред именем Господним. По-английски это звучит как quake [квэйк], и судья насмешливо прозвал последователей Фокса quakers [квэйкерз] – «трепещущими», что в русском языке традиционно передается словом «квакеры». Со временем последние приняли это наименование, и оно стало использоваться как второе самоназвание, наравне со словом «Друзья».
Исторически общепризнанный образ Друзей сложился в восемнадцатом веке. Этот период в квакерской историографии принято называть временем «квиетизма». В эти годы уклад жизни квакеров носил очень строгий, пуританский характер. Общество растеряло свой первоначальный пыл и превратилось в замкнутое сообщество, из которого исключали даже просто за брак с не-квакером. Квакеры того времени носили простую темную одежду, избегали развлечений (не держали даже музыкальных инструментов дома), традиционно придерживаясь при этом и остальных принципов поведения, выделявших их из общей среды. Вдобавок квакерское трудолюбие, бережливость и честность превратили значительную часть членов Общества в зажиточных граждан.
Конечно, за пеленой внешнего застоя скрывалась активная духовная жизнь. Особенно бурно она кипела в боровшихся за независимость от английской короны американских колониях: там квакеры вели активную борьбу против жестокого обращения с индейцами, унизительного обычая рабства, дискриминации женщин. Одним из наиболее активных участников этого противостояния человеческой злобе и ограниченности был квакер Джон Вулман, который известен еще и протестом против социальной несправедливости. Таким образом, центр квакерской активности переместился за Атлантический океан, и в частности там сформировался тот образ квакера, который является теперь стереотипным.
Новый период в истории квакерства начался с евангелического движения второй половины XIX века. Свежая струя идей протестантизма ворвалась в тихую квакерскую запруду и стала источником как внутренних потрясений и разделений, так и вдохновения для квакерского миссионерства – и спустя два века после апостольства Джорджа Фокса и его единомышленников их наследники вновь проповедуют не только в Европе, но и на других континентах. В это время сформировалась большая квакерская община в Западной Кении (Африка); и в наши дни там сейчас проживает более ста тысяч квакеров. Внутри самого Общества пали многие бастионы формализма и окостенелости, работавшие на замкнутость и самодостаточность Общества. В общем, квакерство стало открываться миру.
Обратной стороной этого процесса стали внутренние настроения в Обществе: многие отказались принимать порядки, за которые ратовали евангелисты – пение гимнов и молитв на собраниях, резкий рост авторитета Библии и увеличение популярности традиционных протестантских доктрин. В Северной Америке произошел ряд расколов
После окончания Первой мировой войны история квакерства пошла новым путем – в мировом квакерском движении начался процесс реинтеграции. В 1937 году был основан Всемирный консультативный комитет Друзей. После Второй мировой войны в Северной Америке произошло объединение нескольких крупных годовых собраний, что стало свидетельством преодоления предыдущих расколов.
Все эти процессы породили образование в квакерском движении трех основных течений:
– ортодоксального, сторонников которого можно назвать по их убеждениям классическими протестантами (впоследствии из него выделились евангелические церкви Друзей);
– либерального, многие приверженцы которого в настоящее время не считают себя христианами в традиционном смысле этого слова;
– малочисленного консервативного, чьи представители пытаются сохранить первоначальный баланс между доверием Внутреннему Свету и уважением к библейскому опыту.
Несмотря на такие различия во взглядах своих членов, квакерское движение в основном сохраняет свое организационное единство. В настоящее время квакерство – это многоцветье взглядов, мнений и убеждений, объединенное на основе любви, мира и простоты в духе доверия Богу.
* * *
Подробнее об истории квакерства можно почитать в книгах и статьях на этом сайте.