Уильям Тэйбер: Четыре двери к молитвенному собранию

Обзор

«Некоторые люди “открывают” для себя, что почти сразу, впервые оказавшись на молитвенном собрании Друзей и погрузившись в молчание, они чувствуют, как собираются в живое Присутствие, и понимают, что пришли, наконец, домой. Другим людям их первое квакерское богослужение показалось трудным и странным, но их снова и снова влекло на собрание в то время, пока они постепенно дорастали до все более богатого опыта богослужения», – из введения. Уильям Тэйбер предлагает четыре двери или четыре пути к живому Присутствию на молитвенном собрании.

1. Дверь подготовки

Подготовка происходит, когда мы находимся в молитвенном состоянии в самое разное время в течение недели, днем или ночью. Те, кто регулярно испытывают Живое Присутствие, обычно советуют ежедневное «отдохновение» (время, пусть даже короткое, когда мы читаем Библию или другие вдохновляющие книги или же занимаемся духовной практикой). Многократное прохождение через дверь подготовки в течение недели позволяет Друзьям прийти на воскресное собрание уже готовыми вступить в знакомый и живой Поток. Начать и последовательно продолжать духовную дисциплину важно и для личного духовного роста, и для устойчивого полноценного богослужения. Если хотя бы несколько Друзей регулярно проходят через Дверь подготовки, то всему собранию бывает легче погрузиться в глубокую и животворную тишину, которую квакеры называют «сплоченным молитвенным собранием».

2. Дверь внутрь

Самые «собранные» или «сплоченные» богослужения начинаются, когда несколько Друзей сосредотачиваются на предстоящем собрании задолго до его запланированного начала. Возможно, эти Друзья просто проводят в тишине какое-то время предыдущим вечером или же утром в день собрания, чтобы представить себе будущее богослужение, помня о Живой Третьей двери – двери внутри.

3. Дверь внутри

Дверь внутри описывает «сплоченное, собранное» или «защищенное» собрание. В таком собрании ощущается общее со всей группой «упование на Господа», которое можно описывать по-разному. Для кого-то это более высокое состояние или же погружение внутрь, вглубь. Может возникнуть ощущение вступления без каких-либо усилий в обновляющий поток, уходящий одновременно и в прошлое, и в будущее. Жесткие границы «я» смягчаются и размываются по мере того, как мы чувствуем все большее единение с другими присутствующими на собрании и с Духом Божьим. Дверь внутри, также известная в качестве «внутреннего делания Христа», приводит человека в преображенную жизнь преданного внимания к божественному присутствию и верного послушания воле Бога. В это время мы можем воспринимать восхитительную благодать и новые озарения, включая порой беспокоящее и болезненное осознание чего-то в самих себе. Дверь внутри показывает, что Свет, открывающий в нас беспорядок и нарушения, может также быть и освобождающим нас от них Светом. Дверь внутри способна подарить сильное ощущение внутреннего исцеления, сопровождающееся радостью, миром, хвалой и чувством пребывания вне времени. Можно заметить глубокие, хотя и происходящие постепенно изменения в том, как мы относимся к самим себе, другим людям, животным и ко всему творению.

Кто-то может ощутить внутреннее побуждение Духа подняться и сказать несколько слов или предложить молитву – предложить «устное служение». Открывшись таинству собранного богослужения, мы впитываем слова, вместо того, чтобы просто слушать их и реагировать на них, даже если послание трудно расслышать, или если оно оказывается длинным и трудным для понимания. Молчаливое служение – неявное, незаметное служение людей, которые, возможно, никогда не говорят на собрании, часто оказывается более важным, чем высказанное служение, потому что молчание помогает богослужению достичь того внутреннего состояния, в котором ум, сердце и воля каждого открыты и объединены, что позволяет Богу действовать среди нас. В конечном счете, наш отклик на Внутреннее Делание Христа выражается не в том, что мы чувствуем во время молитвенного собрания, а в том, как мы впоследствии относимся к нашим ближним и ко всему Божьему Творению.

4. Дверь вовне

Приближаясь к завершению собрания, мы понимаем, что наше участие в нем не пройдет бесследно. Мы можем обнаружить свою возросшую чуткость к миру за пределами дома собраний. Возможно, «обыкновенный» мир покажется нам более красивым, и в нем проявится больше возможностей. Мы можем начать яснее видеть, острее воспринимать и точнее понимать, что на самом деле происходит. Можно ощутить повышение собственной чувствительности к несправедливости, насилию и боли в мире. Мы понимаем, что та же самая сила, которая заставляет нас ощущать повышенную восприимчивость к социальному злу, также дает нам силы обрести больше созидающих способностей, чтобы помочь избавлению от этого зла. Завершающие мгновения собрания, когда Друзья обмениваются рукопожатием, обладают невероятным потенциалом для трансформации благодати собранного богослужения в благодать преображенной жизни.

Полезно бывает перенести «купон» от молчания в жизнь мира, спросив себя: «Какое новое понимание дало мне это время, проведенное с Богом, чтобы я взял(а) его в свою повседневную жизнь?» Возвращаясь к своему нормальному состоянию сознания, мы знаем, что уже никогда не будем прежними. Каждое рукопожатие в конце собрания – это обещание нашей обновленной открытости Богу и обязательство идти в мир с новым зрением и большей верой во всем, что мы делаем.

Перевод сокращенного варианта книги