Квакеры. Дети света

ДРУЗЬЯ В НОВОМ СВЕТЕ

«Мэри Дайер препровождают в Скаффорд». Говард Пайл. 1906 год

«Мэри Дайер препровождают в Скаффорд». Говард Пайл. 1906 год

Мэри Фишер и Энн Остин были первыми посланцами квакеров на Северо-Американском материке. Они высадились в Бостоне в 1656 году и сразу же были задержаны властями, заключены в тюрьму, а затем депортированы. Тех, кто прибывал за ними, часто высылали за пределы страны, штрафовали, избивали, заключали в тюрьму. В период с 1659 по 1661 годы некоторые их них были повешены. Среди них была Мэри Дайер, которая стала первой женщиной, умершей за свою веру на этих берегах. Но, как и апостолов давних времен, их нельзя было остановить: «Если Бог призывает нас», – восклицали они, – «горе нам, если мы не откликнемся».

Род-Айленд стал первым плацдармом квакеров. Взгляды Друзей в этих краях получили настолько широкое распространение, что в определенный момент квакеры составили половину населения колонии, а десять губернаторов-квакеров избирались жителями в общей сложности на 35 сроков.

В 1672 Джордж Фокс и Уильям Эдмондсон стали первыми проповедниками христианского Евангелия поселенцам Северной Каролины. Они организовали первое христианское богослужение, когда-либо проводимое на территории колонии. Позже, благодетельного квакера Джона Арчдэйла избрали губернатором Северной и Южной Каролины, а половина представителей законодательной власти являлись Друзьями.

Беспорядки и религиозные преследования в Англии вынудили Друзей иммигрировать в Новый Свет. Квакерские поселения были созданы во многих колониях. Первой колонией, вызвавшей практический интерес Друзей, была Нью-Джерси, которая оказалась в квакерских руках из-за запутанных условий торговли.

В 1681 Уильям Пенн получил надел земли (которую назвали Пенсильванией) от короля Карла II в качестве оплаты долга перед его отцом. Колония стала «Священным Экспериментом Пенна», его попыткой применить квакерские принципы в ведении дел. Под руководством квакеров в течение десятилетий колония развивалась и процветала.

МИГРАЦИЯ НА ЗАПАД

Положение от 1787 года, провозглашающее северо-западную территорию США землей навсегда свободной от рабства, захватило воображение Друзей, живущих на Юге. Они увидели возможность избавить себя и своих детей от гнетущей рабовладельческой обстановки. Группы семей, относящихся к сообществу Друзей, и целые собрания мигрировали к западным склонам Аппалачей. В прямом смысле слова это был «массовый исход квакеров», который продолжался в течение короткого периода в конце 1700-х годов и возобновился во время Гражданской войны в США. Друзья хлынули в Огайо, Индиану, Иллинойс и Мичиган, и перебирались в штаты, находящиеся за рекой Миссисипи.

После войны уровень миграции снова возрос, и квакерские поселения появились на побережье Тихого океана. В связи с заселением новых регионов создавались новые годовые собрания. На заре девятнадцатого века поселения Друзей в Соединенных Штатах располагались узкой полосой между Аппалачскими горами и Атлантическим океаном. К его концу они простирались более чем на 3000 миль от океана до океана.

Сильная географическая удаленность оставила разные годовые собрания изолированными друг от друга, и начало развиваться разнообразие практик.

СОЗДАНИЕ ПЯТИЛЕТНЕГО СОБРАНИЯ И ОСД

Конференция представителей всех годовых собраний при официальной поддержке Лондонского Годового собрания была организована в Ричмонде, штат Индиана, в октябре 1887 года (ссылка на «Декларацию Веры», принятую конференцией в Ричмонде)

Когда делегаты собрались вместе, они поняли, что их беспокоят одинаковые вопросы – такие, как мир, евангелизм, законодательство, зарубежные миссии, образование, библейские школы, благосостояние меньшинств и публикации. Стало ясно, что деятельность квакеров была бы более эффективной, если бы эти вопросы решались совместно, а не по отдельности.

В 1902 году на сессии в Индианаполисе, Индиана (после проведения еще двух конференций с пятилетними интервалами) была основана формальная организация, известная под названием Пятилетнее собрание Друзей в Америке. В 1963 название изменили на Объединенное собрание Друзей (ОСД) после того, как было принято решение встречаться каждые три года.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЕРЫ И ТРАДИЦИИ

«Ибо все вы – сыны света и сыны дня» (Первое послание к Фессалоникийцам 5:5)

Друзья стремятся стать «Детьми Света» как в личном, так и в социальном плане. Как и ранняя Церковь, Друзья уделяют основное внимание ощущению присутствия и могущества Христа; Христос ведет и направляет, давая знать о своем присутствии.

Христианами являются те, кто изменился под Его влиянием, кто миновал тьму и был озарен Его светом. «Пребывая в Свете», Друзья стремятся:

• следовать пути Христа в вопросах предотвращения конфликтов в мире, сошедшем с ума от войны;
• поддерживать целостность общества, в котором царят обман и ожесточенность;
• вести простой образ жизни, помня об ограниченности ресурсов на земле, несмотря на распространенное мнение «о неисчерпаемости»;
• стремиться к Божественной справедливости и не злоупотреблять добротой других людей;
• признавать безоговорочное равенство мужчин и женщин, и всех людей независимо от расы;
• и, принимая решения, в рамках нашего религиозного сообщества в первую очередь руководствоваться принципом равенства перед Христом, а не придерживаться мнения групп или правила большинства.

Квакерское молитвенное собрание, будь то непрограммированное (основанное на безмолвном ожидании и пророческих высказываниях, нарушающих тишину) или программированное (с обычным порядком проведения службы и, как правило, включающее период безмолвного ожидания) является коллективным способом общения с Христом, который присутствует среди всех собравшихся.

Церковь – это объединение людей, в которых живет Христос. С тех пор, как христиане следуют за Тем, кто крещён «Духом Святым и огнем» (Евангелие от Луки, 3:16), и кто есть «хлеб жизни» (Евангелие от Иоанна 6:35) совершение обрядов утратило свою необходимость. Святой Дух, ставший основой священного писания, является важнейшей фигурой для Друзей. Источник вдохновения величественней творения, но все водительства Духа должны соответствовать священному писанию. Водительства также должны быть проверяться религиозным сообществом.

РОЛЬ СЛУЖИТЕЛЕЙ И ПАСТОРОВ

Друзья считают, что призыв следовать за Христом есть не что иное, как призыв к служению. Каждый человек является служителем, использующем свои способности на службе делу Христа и Царства Божьего. Друзья упразднили мирян и стали братством служителей.

Друзья всегда признавали, что некоторые из них обладают большим даром к устному публичному служению, чем другие. Не важно, мужчины или женщины, но ведомый Святым Духом их дар красноречия, умение выслушать и способность приободрить, побуждают и воодушевляют других людей к служению. Годами Друзья «отмечали» таланты этих людей.

Помимо безукоризненного служения в своих местных Собраниях, «отмеченные» Друзья много путешествуют, проводя служения в рамках сообщества квакеров и не только. В конце 1800-х, когда к религиозному обществу квакеров присоединились новые члены, несколько Северо-американских собраний Друзей попросили, чтобы лучшие служители выполняли те же обязанности, что и протестантские пасторы.

Целью проведения таких богослужений являлось приобщение новых членов сообщества к квакерскому образу жизни. Сегодня пасторы проводят службы для многих собраний Друзей в Соединенных Штатах. Их основная задача состоит в том, чтобы вдохновлять и поощрять других к служению. На непрограммированных встречах данную функцию выполняют старейшины (или комитеты служения и наставлений) каждого территориального собрания.

Дети света. Объединенное собрание Друзей.

«Мы – ОСД». Фото: fum.org

ОСД СЕГОДНЯ

Объединенное собрание Друзей включает в себя 30 годовых собраний, насчитывающих около 45 000 членов в Соединенных Штатах и Канаде; около 150 000 членов в Восточной Африке; 800 на Ямайке, в Белизе, на Кубе, на Западном берегу реки Иордан и в Мексике, что составляет половину численности Друзей в мире.

Согласно заявленным целям организации: «Объединенное собрание Друзей ставит своей задачей воодушевить и привести Друзей к приятию Святого Духа, и, таким образом, привлечь людей в общины, где знают, любят и принимают Иисуса Христа как своего Господа и Наставника».

Источник: fum.org