Поучения женщины, наставлявшей Джорджа Фокса

Наше собрание пригласило мою старшую дочь к служению в Комитете по надзору и богослужению еще до того, как она научилась водить машину. В то время ни в одном из комитетов не было столь юного сотрудника, но я помню ее служение (с тех пор прошло уже примерно лет 30), потому что у нее еще не было водительских прав, и помню, как возила ее на собрания комитета. Доверие этих взрослых людей оказалось правильно адресованным. Дочь продолжала работать не только в этом комитете, но стала также одним из клерков программы старших классов Всеобщей Конференции Друзей (ВКД), членом Комитета по планированию встреч ВКД и членом ЦК Американского комитета Друзей на службе обществу (АКДСО). Помимо этой работы она участвовала в строительстве домов в Южной Дакоте в рамках совместного проекта АКДСО. Со временем, в возрасте 27 лет, она служила клерком Собрания на пятьдесят седьмой улице в Чикаго, штат Иллинойс.

Именно в эти годы я узнала об Элизабет Хутон (род. 1600 г.) и о той роли, которую она сыграла, слушая молодого Джорджа Фокса. И я обратила на это внимание.

Английская селянка, гравюра Венцеслава Холлара, 1643 г. © Попечители Британского музея.

Об Элизабет Хутон написано немного. Более века назад Эмили Мэннерс написала книгу о ее жизни, путешествиях и страданиях (Элизабет Хутон: Первая квакерская женщина-проповедница [1600–1672]), а около двух десятилетий назад Марсель Мартин опубликовала информативную статью «Элизабет Хутон: Мать квакерства» во Friends Journal (февраль 2006 г.). Мы знаем, что Элизабет Кэрриер родилась в 1600 году в Оллертоне, Ноттингемшир, Англия, и что она вышла замуж за Оливера Хутона. Пара переехала в деревню Скегби (расположенную в двух милях к западу от Мэнсфилда на востоке Мидлендса), и у нее было четверо детей.

Известно также, что к 1646 году Хутон покинула государственную англиканскую церковь и стала частью местного, более радикального баптистского сообщества. Хотя многочисленные английские христиане требовали реформы государственной церкви, все же было очень опасно выражать недовольство коррупцией внутри нее. Членов растущих диссидентских групп, таких как баптисты, могли обвинить в ереси за то, что они собирались вне государственной церкви и крестили каждого члена заново. Однако большинство баптистских общин были мирными группами верующих, которые следовали своей совести. Они хотели молиться так, как сказано в Писании, используя недавно выпущенную англоязычную Библию короля Иакова. Хутон была лидером секты в Скегби, позволявшей мирянам говорить во время службы и поощрявшей женщин проповедовать. Молитвенные собрания проводились в ее доме.

Примерно в это же время 19-летний Джордж Фокс покинул свой дом в Фенни Дрейтон. Его родители надеялись, что он остепенится и женится или пойдет служить в армию. Однако они видели, что сын не способен на такие поступки, но не знали, как ему помочь. Они были разочарованы, когда он бросил учиться ремеслу сапожника. Джордж был несчастным молодым человеком, ищущим веры, не источающей скверный запах лицемерия, шедший от его богомольной семьи и соседей. Он больше знал о том, что ему не нравилось, а не о том, что привлекало. Поскольку Джорджу пора было самому пробить себе дорогу в жизни, родители снабдили его скромными средствами, и он, одинокая душа, отправился в путь. Пока он странствовал по региону, вокруг него бушевала Английская гражданская война. Большинство историков полагают, что Джордж был настолько поглощен поисками веры, что это был единственный жизненно важный вопрос, волновавший его.

В течение следующих трех лет Фокс беседовал с самыми разными людьми, никогда не задерживаясь надолго в одном месте, путешествуя по территории, которая сегодня называется «Озерным краем». Часто пребывая в подавленном настроении, он не был уверен в том, что делал и почему. Он знал, что разочаровал своих родителей, но его больше беспокоили серьезные социальные проблемы и собственная неспособность изменить их. Фокс прошел лечение пиявками и в конце концов посетил священника в надежде найти утешение. Облегчения он не нашел, вместо этого по-прежнему был преисполнен неуверенностью в себе и ощущением своей никчемности.

В 22 года Фокс отправился на юг в Мидлендс и Мэнсфилд. Он еще не проповедовал публично, не попадал в тюрьму за свои убеждения, не встретился с Маргарет Фелл и не имел видения на холме Пендл-Хилл. Сочувствующие люди, которых Фокс встретил в Мэнсфилде, предложили ему встретиться с  47-летней Элизабет Хутон. В своем дневнике Фокс описал ее как «очень деликатную женщину». Марсель Мартин отмечала, что она была «широких взглядов и набожной», желающей «внимательно выслушать его историю» и услышать «водительство, проистекающее из непосредственного опыта Божественного». В информации, которую я нашла о Хутон, ее первая встреча с Фоксом упоминается лишь вкратце. Чтобы постигнуть «всю природу ее важной роли», мы, как предлагала Мартин, должны читать между строк. Делая это, я представила себе природу разговоров между ними двумя, способствующих становлению. Моя попытка в The Kendal Sparrow, историческом романе 2019 года о первых Друзьях, выглядит следующим образом:

«Она пригласила меня посидеть молча вместе с другими участниками группы, с которой она регулярно встречалась», – говорил Джордж.

«Я погрузился в глубокую тишину и испытал огромную радость. И вряд ли мне когда-либо доводилось сидеть в одиночестве, чтобы услышать голос Бога, как сказано в Библии. Но теперь, с этими хорошими людьми, с этими ожидающими людьми, я почувствовал, как Дух мощно пронизывал все мое существо. Мы часто встречались, проводили вместе долгое время в тишине, хотя иногда кто-нибудь вставал и коротко делился своими чувствами или наблюдениями, мужчина или женщина, старый или молодой. Засим следовала тишина, люди прислушивались к высказываниям тех, кто был побужден к тому. Даже сейчас я вспоминаю, что в один из таких случаев устное служение Элизабет Хутон было посвящено несправедливости бедных, ожидавших, что можно заплатить священнослужителям за надежное место на небесах. Мое сердце открылось этой Истине, и я позволил образам тех, кто борется и страдает, быть во мне, пока я не ощутил утешение священного времени, творимого нами.

Джордж нервно сглотнул, утер рот и оперся подбородком на руку… «Для меня было важно найти Элизабет Хутон, – продолжил Джордж… «В последующие важные дни мы с ней часто бывали вместе, только вдвоем. Она намного старше меня, но внимательно прислушивалась к моим идеям, хотя они еще не были четко сформулированы. Тем не менее, казалось, она искренне ценила мое развивающееся понимание внутреннего, направляющего голоса и советовала мне не отвлекаться на проповеди церковных служителей, а скорее уделять внимание своим собственным водительствам.

Квакерское собрание. Гравюра (дата не указана). Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса.

По словам Эмили Мэннерс, Фокс испытал глубочайшие религиозные переживания за время своего пребывания с Хутон. В течение трех лет он почти постоянно был в пути, но в Скегби остановился. Интересно, было ли это отчасти благодаря разговорам, которые он вел с Хутон, – теперь он мог рискнуть и попытаться описать свою зарождающуюся веру? В то время, когда Фокс был в Скегби, он только начал открывать для себя квакерскую веру. Получив возможность делиться этими новыми и опасными мыслями в надежном и безопасном месте, Фокс тем самым обрел время, чтобы осознать и описать Истину.

Я представляю его неуверенность в том, каким языком объяснять идеи. Возможно, Хутон могла перефразировать и более четко формулировать его высказывания, тем самым делая их понятнее им обоим. Я вижу ее беспристрастным слушателем, предлагающим поддержку и делящимся мудростью. Возможно, Фокс доверял Хутон, потому что она, как и его мать, была глубоко верующей, и в ее комментариях не было и следа попыток навязать свои принципы. Несомненно, они молились, когда часто сиживали вместе, умолкая между разговорами и признавая священную роль Святого Духа.

Позже, когда Фокс размышлял об этом времени, он подвел итог его важности:

Теперь, после того, как Господь открыл мне, что образование в Оксфорде или Кембридже недостаточно для того, чтобы подготовить человека к служению Христову, я стал меньше почитать священников и стал внимательнее присматриваться к инакомыслящим. Среди них я увидел некую совестливость, и многие из них впоследствии изменили убеждения, поскольку у них случались некие просветления. Но точно так же, как я оставил священников, оставил я и «отделенных» проповедников и тех, которые назывались «самыми влиятельными людьми», ибо я видел, что среди них не было никого, способного говорить со мной в моем состоянии. И когда все мои надежды на них и на все человеческие существа исчезли, так что вокруг меня уже не было ничего, способного помогать или говорить, что мне делать, тогда, о, тогда я услышал голос, который сказал: «Есть некто, Иисус Христос, кто может говорить с тобой в твоем состоянии». Когда я это услышал, мое сердце всколыхнулось от радости. Тогда Господь позволил мне увидеть, почему на земле не было никого, способного говорить со мной в моем состоянии, — это было нужно для того, чтобы я всецело доверился ему; ибо все мы заключены под грехом и заперты в неверие, каким был и я, что Иисусу Христу принадлежит превосходство, что он просвещает и дает благодать, веру и силу. А потому, если так действует Бог, кто остановит его? Истинность этого я узнал по опыту.

В этих трудных испытаниях Фокс видел, какую пользу он может принести Господу. Наблюдая за людьми, творящими злые дела, он воззвал к Господу:

Почему я должен быть таким, ведь я никогда не был склонен к совершению этих грехов»? И Господь ответил, что мне необходимо четкое представление обо всех состояниях; как еще я должен говорить со всеми состояниями; и в этом я увидел безграничную любовь Бога. Я видел также, что есть океан тьмы и смерти, но есть и бесконечный океан света и любви, который течет над океаном тьмы. И в этом я также увидел безграничную любовь Бога; и мне явились великие открытия.

Фокс, конечно же, поделился своими открытиями в Собрании Скегби. Он излучал благородство и обаяние, с жаром говоря во власти Господа. Мне представляется, что у него был звучный, властный голос, и что он использовал метафоры и аналогии, которые хорошо понимали духовные искатели, и достаточно простой словарный запас. Он был деревенским парнем, близким к простым людям. Фокс вставлял в свою речь стихи из Библии и объяснял их, что было полезно для многих, особенно для женщин, которые не могли сами читать Священное Писание. Его служение бросало вызов присутствующим: заставляло их прислушиваться к себе, смотреть в лицо своим недостаткам, просить прощения за свои грехи и распознавать свои водительства. Бывшие баптисты соглашались со многим из того, что выделял Фокс, уже веря, что спасение возможно для каждого человека, независимо от его пола или социального статуса, и что больше не следует платить десятину англиканской церкви. Они, несомненно, оценили уверенность Фокса в себе, обретенную им за это время.

Хутон никогда не оглядывалась назад. Она приняла дары, предложенные Фоксом, и, несмотря на сопротивление со стороны мужа, оставила свою семью, чтобы последовать по его стопам. Некоторые историки предполагают, что она была первым квакерским проповедником после Фокса. Ее арестовывали, бросали в тюрьму и наказывали несколько раз. Проведя в служении следующие 25 лет, Хутон умерла на Ямайке в 1672 году во время поездки туда с Фоксом и другими Друзьями.

Чтобы лучше понять, как и мы можем принимать свидетельство молодых Друзей, я еще раз перечитала работу Мэтта Алтона. В 2018 году мы с Алтоном были стипендиатами программы Евы Кох в квакерском учебном центре Вудбрук в Бирмингеме, Англия. Я участвовала в одной из шести сессий качественного исследования, которые проводил этот британский молодой Друг. В конечном итоге в них приняли участие около 60 молодых Друзей из местных и национальных групп. Алтон собрал комментарии участников и разделил их на определенные категории, такие как свидетельство и вера в действии, богослужение, духовность и богословие. Результаты были опубликованы в статье во втором выпуске журнала UK Friends Quarterly за 2019 год.

Один из выводов Алтона заключался в том, что молодые Друзья хотят быть полноправными участниками жизни квакеров и процессов принятия решений на местном и национальном уровнях. Как и в случае с моей старшей дочерью, они хотят, чтобы их приглашали к участию, чтобы связь между божественными озарениями в богослужении и нашими свидетельствами была очевидна. Они хотят научиться занимать свое место в пространстве между поколениями и лучше понимать «развитие свидетельств, то, как квакеры говорили правду властям на протяжении веков, и какие новые способы изобретаются, чтобы предложить активизировать квакерские ценности в мире».

Участники сессий Алтона жаждали найти метод, который позволил бы участникам их встреч конструктивно не соглашаться. Алтон обнаружил, что представители молодых Друзей полагали: произошло «исчезновение понятной речи» и имеет место «сосредоточенность на толерантности и на попытках обходить проблемы вокруг да около». Участники призвали к честности в отношении разногласий в наших квакерских сообществах.

Алтон предложил программу «Философия для сообществ», разработанную Рози Карналл, еще одной стипендиаткой программы Евы Кох 2018 года, чья работа вращается вокруг необходимости для Друзей уметь справляться с конфликтами. Об этом рассказывается в статье 2018 года в журнале The Friend. Этот метод побуждает Друзей быть самими собой, систематично обмениваться идеями и не уходить от позитивных разногласий. Метод философии для сообществ помогает сотрудничеству и, следовательно, развитию устойчивого сообщества.

Алтон говорит: «Молодые люди надеются, что в квакерстве будущего мы будем радушно принимать людей к нам, где зачастую все может оказаться весьма хаотичным», но это «укрепит нашу способность быть прогрессивной и динамичной верой». Как написала одна женщина, участвовавшая в его исследовании: «Молодые люди готовы слушать о том, насколько потрясающей может стать переживание той внутренней тишины, к которой мы получаем доступ на квакерском собрании», но им не хватает уверенности в вопросах теологии и в том, что их «способ религиозной жизни» является правильным.

Важная роль старших Друзей заключается в том, чтобы прислушиваться к водительствам более молодых Друзей, даже если те не всегда выражены связно. Как же нам повезло, что 22-летний Джордж Фокс встретил Элизабет Хутон, и она внимательно его выслушала и поддержала его крепнущую веру.

1 мая 2021 г.

Барбара Шелл Лютке

Перевод Наталии Наказнюк 

Роман Барбары Шелл Лютке The Kendal Sparrow был опубликован американским издательством QuakerPress в 2019 г.

Источник