Отблеск рая на земле. Первые квакерские общины

Истоки утопических общин квакеров можно проследить до зарождения самого движения. Тогда, во времена Английской республики середины XVII века, первые квакеры начали свою страстную проповедническую кампанию, сопровождая её харизматическими жестами и чудесами. Они обращались к людям, измученным гражданской войной, событиями, связанными с цареубийством, голодом. Неудивительно, что проповедь Друзей усугубила и так нарастающие по всей стране чувства напряжения и тревоги. Тем не менее квакеры ощутили отблеск рая на земле и были намерены поделиться своим открытием со всем остальным миром. Пятидесятническое излияние Святого Духа (Иоиль 2:28-29/Деяния 2:17-18), по-видимому, было катализатором и основой для возникновения радикально нового взгляда на жизнь, переживаемого как вдохновляющее и священное присутствие, когда люди становятся храмами Бога Живого (1 Кор 6:19). Реальность убедила их в том, что они заключили новый завет божественной близости, о котором обетовал пророк Иеремия (Иеремия 31:33-34) и который исполнил Христос (К Евреям 8:10-12). Больше нет нужды сдерживать себя государственными или земными законами, ведь теперь изнутри ими руководит Христос. Они больше не нуждаются в земных учителях, потому что Господь пришел и сам учит свой народ. Благодаря движению Святого Духа они сформировали новый образ жизни людей.

Квакерское собрание в XVIII веке. Отблеск рая на земле. Первые квакерские общины

Квакерское собрание в XVIII веке

Образ нового человечества, где они уже не живут, но Христос живет в них (К Галатам 2:20). Было явлено пророческое понимание человеческой жизни, в котором Христос живет, действует и говорит через свой народ. Таким образом, квакерам было явлено новое видение мира и восприятия себя. Завеса, мешающая им видеть истину, была устранена, и теперь всё можно воспринимать таким, какое оно есть, на самом глубоком уровне. Они переживали апокалиптический опыт, который позволял увидеть Сущее божественным взором, а не ограниченным человеческим видением. Всё это породило мощный подъем духовности и живого свидетельства, переворачивающего мир вверх дном. Первые Друзья были убеждены, что Царство Божие явило себя в их время. Дороти Уайт писала о своем опыте в памфлетах той эпохи. В одном из них, «Посещение Небесной Любви» 1660 года, она написала следующее:

Таким образом Бог Живой очищает свои Храмы, созидая момент Славы, Небесную Обитель и Вечное Жилище для сыновей и дочерей человеческих; ибо Господь пришел, чтобы обитать в своем народе.

Они делились универсалистским христианским посланием, не сдерживаемым человеческими институтами или традициями. В каждом действовал Святой Дух, и любой человек мог заключить новый завет отношений с Богом и жить с новым человечеством во Христе, вне зависимости от нации, культуры, класса, гендера, возраста или образования. Таким образом, чтобы быть истинным христианином, не так важно заботиться о том, в правильной ли ты церкви или исповедуешь ли ты правильные убеждения, важно насколько ты слушаешь Святого Духа и повинуешься отношениям с Богом. Первые Друзья увидели важный выбор, стоящий перед человечеством: люди могут сосредоточить свою жизнь на либо Творце, либо на сотворенном. Если они выберут первое, то будут пребывать в первозданном и вечном. Если выберут последнее, они будут знать только то, что временно и подлежит порче. Один путь ведет к божественной природе и вечной жизни, другой – к греху и смерти. Исходя из этого, Друзья пришли к выводу, что Небеса были не грядущим событием или посмертной остановкой, а скорее вездесущей возможностью общения с Богом. Во Христе подверженные времени люди могли воссоединиться с вечным Творцом. Ибо он тот, в ком встречаются Бог и человечество, Творец и сотворенный, небо и земля. То, что при грехопадении было рассеяно и разделено, вновь стало единым целым.

Радикальный характер раннего квакерского опыта и практика явно утопического видения, которую воплощали Друзья в 1650-х годах, в корне угрожали общепринятым нормам и самой основе общественного порядка. Их свидетельство шло наперекор устоявшимся социальным иерархиям, разделению гендерных ролей, отношению к другим культурам, расам и религиям. Друзья также ставили под сомнение господствующие представления о источнике власти и статусе земных правителей. Культуре, где жесткое социальное разделение было установлено Богом, Друзья возражали тем, что Бог нелицеприятен (Деяния 10:34), т.е. в Боге нет основы внешних человеческих разделений. Социальное неравенство не было частью замысла Бога, но было результатом человеческого греха в падшем мире. Те, кто требовали уважения от других, на самом деле призывали к идолопоклонству, ведь только Бог достоин поклонения. В пророческой манере Джеймс Нейлер обрушился против экономической и социальной несправедливости:

Господь против вас, алчные жестокие угнетатели, что обтачивают лица бедных и нуждающихся… тем самым обретая большие владения в мире, строя дом за домом и землю за землей, пока не будет на ней места для бедняков. И когда они становятся нищими из-за вашего обмана, то вы презираете их и превозносите себя над ними.

Джеймс Нейлер, «Явление первой Мудрости», 1653 г.

В глубоко патриархальном обществе, где мужчины ограничивали женщин домашними делами и воспринимали их как свою личную собственность, Друзья утвердили духовное равенство всех женщин, рожденных в Духе. В новых обстоятельствах нет ни мужчины, ни женщины, так как все едины в Иисусе Христе (К Галатам 3:28). В своем трактате «Обнаружение справедливого и равного Баланса» (1660), Сара Блэкбороу написала «Христос един и в мужчине, и в женщине; и проявляется в обоих». Как смеет мужчина запрещать женщине говорить, когда через нее говорит Христос? Женщины, которые должны хранить молчание в церкви и учиться у мужей своих (1 Кор. 14:34-35) были всем Телом Христовым, включая мужчин и женщин. Христос был женихом, а церковь была его невестой (Откр. 19:7). Переживание Христа, живущего и говорящего через них, сильно раскрепощало первых квакерских женщин. Они открыто и настойчиво осуществляли пророческое служение, возмущая широкую общественность:

Те убеждают людей, что женщине не позволено говорить в церкви, хотя здесь речь идет лишь о Женах, ведь мы все мужчины и женщины в Иисусе Христе.

Присцилла Коттон и Мэри Коул, «Священникам и народу Англии», 1655 г.

Квакеры. Гравюра

Квакеры. Гравюра

В те времена обычным явлением была укорененная враждебность по отношению к другим культурам, расам и религиям. Тем не менее ранние квакеры считали внешние различия лишь временными проявлениями падшего мира. Рассеяние народов было обращено вспять объединяющим усилием Святого Духа. Такое понимание позволило Друзьям занять относительно просвещенную позицию, что привело к ряду удивительных встреч с евреями, мусульманами и «язычниками». Например, Мэри Фишер писала в 1657 году о своей встрече с мусульманами в Османской империи и выражала свое мнение о том, что «среди них есть царское семя, которое со временем взрастит Бог. Они ближе к Истине чем многие народы».

Интересным аспектом нового видения в Духе было то, что Друзья ощущали возможность взглянуть на творение божественным взором, а не их ограниченным земным восприятием. В первом рождении люди находятся в деструктивных отношениях с остальным творением, однако уже в новом рождении их отношения восстанавливаются. Люди теперь понимают творение таким, какое оно есть на самом деле, и становятся сосудами, через которые льется поддерживающая любовь Бога. В своем дневнике Джордж Фокс делится собственным ярким апокалиптическим озарением:

Всё было новым; всё творение источало иной запах за пределами того, что я мог бы описать словами… Мне открылось творение; мне явилось, как всем вещам были даны имена в соответствии с их природой и достоинствами.

И, наконец, опыт пребывания в новом человечестве повлиял на их восприятие земных правителей и верховенства закона. В Новом завете Христос является вечным царем и властителем. Таким образом, власть земная временна и ограниченна. Когда людьми водительствует Христос, закон Божий пишется в их сердцах. В таких обстоятельствах земной власти не следует их сдерживать, в этом нет никакой нужды. Их жизни неизбежно откроют для себя божественную праведность и справедливость. Джеймс Нейлер в «Рассказах детей Света» (1659) поделился своим пониманием:

В мире нет ни царства, ни народов, которых можно считать принадлежащими Господу или Христу, кроме тех, которые следуют водительствам и руководству Его Духа в своей совести.

В свои ранние годы квакерское движение было утопической общиной, решительно бросившей вызов господствующим нормам и ценностям английского общества. Отблеск рая на земле изменил их жизни и вывел в авангард Войны Агнца. Друзья оказались вовлечены в духовную борьбу за установление рая на земле. Они чувствовали, что Дух Святой низвергает социальные иерархии, исцеляет гендерное неравенство, собирает разрозненные народы, восстанавливает творение и заменяет земную власть водительством Христа. Некоторое время Друзья наступали, попирая столпы мира. Однако спустя непродолжительное время мир начал давать отпор. Царство Божье не пришло, республика пала, монархия была восстановлена, а преследования усилились. Друзья были втянуты в отчаянную борьбу за выживание. В рамках кампании за веротерпимость они сосредоточились на заверении власть имущих в своих безобидных намерениях. Хотя утопическое видение и оставалось, оно было значительно приглушено. Вместо того чтобы осуждать экономическую несправедливость, некоторые Друзья, такие как Роберт Баркли, приводили аргументы в пользу социального неравенства как части замысла Божьего:

Мы не говорим, что ни один человек не может использовать творение больше или меньше, чем другой. Ибо мы знаем, что как Богу было угодно распределять его по-разному, давая одним больше, а другим меньше, чтобы они могли использовать его соответственно.

Вид публично проповедующих служительниц был возмутительным в столь патриархальном обществе. Хотя квакеры и сохраняли свою приверженность духовному равенству мужчин и женщин, на практике их свобода была ограничена. Угрожающе звучащие публичные выступления и памфлеты не поощрялись. Квакереи всё чаще попадали под надзор мужчин-старейшин, и их усилия были направлены на проведение отдельных женских деловых собраний, сосредоточенных на «женских» проблемах. Просвещенное отношение к людям других культур, рас и религий также ослабло – некоторые Друзья стали работорговцами. Джордж Фокс выступал за «рабство по Завету», которое хотя и оправдывало саму практику, однако стремилось смягчить наиболее суровые аспекты рабства. Внутреннее духовное освобождение всё дальше отдалялось от внешней социальной справедливости.

Квакеры всё чаще отказывались от прежнего апокалиптического понимания творения, так как многие связывали его с неподходящим религиозным энтузиазмом. По мере того как Друзья добились успеха в бизнесе, апокалиптические взгляды сменились более утилитарным подходом. Со временем Друзья стали всё меньше бороться с социальным порядком и вместо этого работали над созданием пространств, где к их особым религиозным обычаям относились терпимо. В результате все их обращения к английским властям были сосредоточены только на свободе совести. За относительно короткий период времени квакеры из движения революции Духа превратились в своеобразную и при этом уважаемую религиозную группу.

Первые Друзья были лишь одним из нескольких утопических движений Духа, возникших в истории (например ранние францисканские, анабаптистские, методистские и пятидесятнические движения). Те также сталкивались с сопротивлением и были либо уничтожены, либо вынуждены адаптироваться к более широким слоям общества. Ранняя история квакеров имеет удивительное сходство с историей движением Пробуждения на Азуза-стрит. Движение зародилось в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, и было активным с 1906 по 1915 годы. Оно стало основным движителем в распространении пятидесятничества в XX веке. Пробуждение характеризовалось экстатическим духовным опытом в сочетании с явлением чудес и говорением на «иных языках». В условиях общества с жестким патриархальным и расовым разделением женщины проповедовали и пророчествовали, а белые и черные молились рядом друг с другом. Кроме того, как и квакеры, ранние пятидесятники были мирной церковью. Всех, вовлеченных в дела движения, сильно критиковали за неподобающее поведение, и со временем наиболее радикальные аспекты ранних свидетельств были ослаблены, подавлены или пересмотрены. Движение было вынуждено вписать себя в доминирующую культуру.

Когда современные Друзья размышляют об экстатической и социально разрушительной природе раннего квакерского движения, на этот счет есть два распространенных ответа. Некоторые Друзья вдохновляются бескомпромиссным радикализмом и разочарованы последующей капитуляцией перед требованиями уважаемой общественности. Других смущает ранняя история, и они испытывают облегчение от того, что квакеры успокоились, стали благоразумными и внесли конструктивный вклад в общественную жизнь. Обе точки зрения имеют право на существование. Первый взгляд отражает перевернутую природу Царства Божьего и низвергающий характер Святого Духа, а второй признает неизбежную необходимость принимать мир таким, какой он есть, а не таким, каким мы бы хотели его видеть. Возможно утопические движения лучше всего описать как «схватки Брэкстона Хикса» Царства Божьего. Во время беременности схватки Брэкстона Хикса являются начальными контрольными схватками, которые помогают подготовить организм к полноценным схваткам и родам. Движения Духа, такие как ранние Друзья или Пробуждение на Азуза-стрит, не смогли дать рождение рая на земле. Однако они предвосхищают явление царства и готовят мир к новому рождению.

Мы знаем, что всё творение до сих пор страдало от ложных схваток; не только творение, но и мы сами, получившие первые дары Духа, внутренне стонем, ожидая усыновления и искупления наших тел. (Рим. 8:22-23)

Стюарт Мастерс
2021

Источник