Откуда происходят живительные изменения

Мы мешки, наполненные мясом и костями. И хотя нам видна кожа этих мешков, мы можем только догадываться об их содержимом – о воспоминаниях и желаниях, которые движут любой жизнью, в том числе и нашей собственной. Мы действуем исходя из привычек и намерений. Вроде бы никогда не поздно избавиться от вредной привычки, но это требует некоторых целенаправленных усилий. Образцы и примеры, которые мы наблюдаем в жизни других людей, могут побудить нас начать изменения.

Этим летом в разговоре со мной один Друг с некоторым разочарованием посетовал, что наши квакерские собрания с готовностью организуют занятия по изучению жизни самых ранних квакеров, но обычно обходят стороной достижения Друзей более поздних веков. Мне показалось, что в его словах присутствует жалоба, мол всё те же самые Друзья старшего возраста продолжают цепляться за свою власть.

квакеры: живительные изменения

Квакеры среди протестующих против Вьетнамской войны. Вашингтон, 15 ноября 1969 г.

Между двумя реальностями – мешками с костями, чем являются наши тела, и смесью воспоминаний и желаний внутри них – располагаются слова, которые мы используем для связки всего этого: имена, объяснения, репутации. Как совокупность людей, общество имеет имя, историю и репутацию. За свою историю Религиозное общество Друзей вместило в себе несколько крупных движений ищущих людей. Каждый новый приток менял природу и репутацию всей организации, которая в настоящее время является Религиозным обществом «либеральных» «молчаливых» Друзей.

Квакерский историк Розмари Мур ясно дает понять, что Джордж Фокс со своими соратниками, которые все были молодыми Друзьями, для первоначального собирания Общества Друзей действовали с ясными намерениями и стратегией. «В начале лета 1652 года Фокс, Нейлер и Фарнворт отправились на запад. Их маршрут не был случайным — Фокс спланировал путь так, чтобы встретить людей, которые, с вероятностью, будут ему сочувствовать… Это было время больших экономических трудностей… Церковный налог, или «десятина», был причиной многих невзгод. Фокс проложил свой путь по той местности, где начинались волнения против десятины». (2013)

Пылая настойчивым желанием освободиться от морального гнета «домов с колокольнями» [квакерское выражение для церковных строений, – прим. пер.], юный Джордж Фокс и его молодые товарищи также горели харизматической ясностью своей цели, которую в 1652 году они начали методично, настойчиво и успешно доносить до других людей. К 1655 году группы квакеров были основаны по всей Англии, а Друзьям в Лондоне пришлось арендовать зал, вмещавший тысячу человек и даже больше, если в него набивались битком.

Эта модель слияния харизматического послания с низовой методичной работой по созданию организации видна и на других этапах квакерской истории. Вот два недавних примера, которые касаются «либеральных молчаливых» Друзей в наше время: во-первых, те Друзья, которые были молодыми людьми во время Первой мировой войны, работали над созданием организаций, позволявших сознательным отказчикам участвовать в гуманитарных миссиях в Европе, а не воевать там. (Одной из них был Комитет служения американских Друзей.) Во-вторых, в бурные 1960-е молодые Друзья привнесли в общество свои квакерские навыки участия в неиерархической организации и использовали их во многих социальных движениях того времени. В обоих этих примерах молодые Друзья привлекли к квакерской вере сверстников, не являвшихся до того квакерами.

В то время как большинство «либеральных молчаливых» Друзей в 1900 году имели квакерские корни, подавляющее большинство Друзей сегодня — это люди, присоединившиеся к нам уже будучи взрослыми. Самые старые члены наших сегодняшних собраний часто связаны родственными узами с тем квакерским поколением, которое жило во время Первой мировой войны. А большое количество в наших сегодняшних собраниях беби-бумеров свидетельствуют о харизматическом воздействии активизма 1960-х годов.

Каждое такое поколение Друзей более или менее многочисленно, более или менее активно, более или менее сплоченно по сравнению с поколениями до и после. И хотя нас могут беспокоить некоторые тенденции, на самом деле харизматические ветры Святого Духа всегда дуют в нужное время.

Когда наши мешки с костями натыкаются друг на друга, когда перекрываются наши воспоминания, или же когда наши желания устремляются в разные стороны, естественным образом возникает чувство раздражения или обиды. Гнев может мотивировать живительные изменения, но может и разрушать. Терпение — скучная добродетель, но без нее мы не можем держаться вместе. Противостояние — тоже трудное дело, но и оно необходимо для жизни. Фокус заключается в том, чтобы противостоять скорее оскорбительному поведению по отношению друг другу, чем воспоминаниям и желаниям, которые, как нам чудится, такое поведение могут порождать. И в этом может помочь наша традиция богослужения в ожидании, наш обычай напоминать мешку с костями как говорить: «Я слушаю».

Мэри Клейн

сентябрь 2022

Источник: журнал Western Friend