Объяснение квакерского богослужения

В рамках работы Комитета по обновлению книги дисциплины [Британского годового собрания] мы экспериментировали, пробуя разные подходы к тому, что называется «голосом книги» – пояснительному тексту, который предваряет каждую главу.

Мы уже определились с некоторыми приоритетами – сделать язык понятным и доступным, предполагая, что читатели еще не знакомы с квакерской практикой. Мы ищем способы записать объяснение того, что делают квакеры и почему мы делаем это так, при этом признавая широкое разнообразие религиозного языка и понятий в Британском годовом собрании.

Работа комитета еще продолжается, текст еще не согласован, но я представляю мою собственную экспериментальную попытку из нашего последнего упражнения – подготовки краткого введения к главе о квакерском богослужении (за которым, по моему мнению, последует широкий спектр отрывков, отражающих опыт разных Друзей).

* * *

Квакерское богослужение

Богослужение – это движение всего нашего существа к духовной реальности, которая в конечном итоге таинственна, но которую мы можем узнать через опыт. Квакеры называют эту реальность Богом, Святым Духом, Светом или как-то иначе.

Согласно обычаям мы собираемся вместе на квакерское богослужение, чтобы направить наше внимание ко Внутреннему Свету. Квакеры традиционно понимают Внутренний Свет как божественный дар духовного восприятия. Он позволяет нам видеть, что с нами происходит на самом деле, раскрывает наши самые глубокие мысли и намерения. Этот Внутренний Свет также раскрывает водительство Духа для нас – отдельных людей и общин. На квакерском богослужении мы «ожидаем в Свете». Мы пребываем в спокойствии, чтобы увидеть то, что нам откроется в глубине нашего осознания.

На квакерском молитвенном собрании присутствующие могут ощутить совместную глубину покоя и чувство божественного присутствия. Когда этот переживание испытывает большинство или все присутствующие, возникает глубокое чувство единства в Духе, которое квакеры называют «сплоченным» собранием, «собранием, на которой тишина мягка словно бархат, глубока словно тихий омут. Из этой тишины возникают слова – лишь только чтобы углубить и обогатить это богатое безмолвие, где Присутствие столь же ощутимо и мягко словно кожа персика, словно тончайшая мембрана, отделяющая этот момент времени от вечности». (Джеральд Хьютсон, 2013)

Через ожидание в Свете мы можем прийти к безмолвной встрече с внутренним источником жизни и силы – ощущением любящего Присутствия вне мыслей и идей. В этом месте мы становимся восприимчивыми к озарениям любви и истины, которые могут возникать, чтобы учить нас, и которые могут привести нас к проявлениям устного служения.

На квакерском богослужении новые озарения могут прийти к любому человеку из общины, независимо от возраста или опыта, и этих людей выслушают как потенциальных носителей божественного водительства. Любой, кто принимает участие в квакерском богослужении, может получить побуждение от Святого Духа самопроизвольно высказаться на собрании, чтобы передать полученные озарения или водительства. Это отражает особое внимание квакеров к богослужению как источнику водительства в их поступках. Цель квакерского богослужения – находить источник внутренних преобразований, который может вдохновлять нас и побуждать к действиям: выступлениям на молитвенных собраниях, изменению нашей собственной жизни или изменениям в нашей общине или в обществе в целом.

Квакерский метод богослужения отличается большой простотой. Для квакерского богослужения не нужно какое-то особое здание или специально обученные служители. Он открыт для всех на основе полного равенства, независимо от пола, сексуальных предпочтений или происхождения. Квакерское богослужение не требует особых техник или необычайных природных способностей, оно требует нашей самодисциплины и самоотдачи.

«Останови свою суету, оставь свою волю, оставь свое желание что-то знать или чем-то быть и опустись вглубь к семени, которое Бог посеял в сердце, и пусть оно растет в тебе и пребывает в тебе, и дышит в тебе, и действует в тебе; и в сладостном опыте ты обнаружишь, что Господь знает это и любит, и обладает этим, и поведет семя к наследованию Жизни, к которой оно причастно».
(Исаак Пенингтон, 1661 г.)

* * *

Вашими мыслями и предложениями по этому упражнению вы можете поделиться в комментариях в моем блоге. Если у вас есть предложения по содержанию следующей книги дисциплины, вы можете отправлять их напрямую, используя онлайн-форму по адресу: https://forms.quaker.org.uk/qfp-idea/

2020

Крейг Барнетт

Источник