Тишина и тихая молитва

«Нам нужно найти Бога, но его невозможно найти в шуме и беспокойстве. Бог – друг молчания. Посмотрите, как природа – деревья, цветы, трава – вырастает в тишине; посмотрите на звезды, луну и солнце, как они двигаются в тишине … Нам нужна тишина, чтобы иметь возможность прикоснуться к душам».

Мать Тереза

«Тот, кто научился молиться, узнал величайшую тайну святой и счастливой жизни».

Уильям Ло

«Молитва – это шаг доверия, благодарности, благоговения или скорби, который помещает нас перед Богом, позволяя видеть как Его, так и самих себя в свете Его бесконечной истины, и который побуждает нас просить Его о милости, духовной силе, физической помощи, что так нужно всем нам… Поэтому она является глубокой и жизненно важной связью нас с Ним».

Томас Мертон

Недавно я провела недельный тихий ретрит в Гефсиманском аббатстве в штате Кентукки. Как и в прошлом году этот опыт молчания что-то изменил во мне. Однако в этом году много было по-другому. В прошлом году я ездила как турист, ощутив от всего этого новизну и волнение. В этом году я вернулась подобно члену семьи, возвратившемуся домой. Тишина была глубже, проникновеннее.

Зимнее утро в Гефсиманском аббатстве. Тишина и тихая молитва

Зимнее утро в Гефсиманском аббатстве

В ритме монашеских песнопений есть тишина, которая проникает в мою душу, смягчает и успокаивает боль, смятение, пристрастия. Я почувствовала Божественное присутствие и Божью любовь более глубоко, чем когда-либо прежде. У меня полностью получилось «дать умолкнуть во мне всем голосам, кроме голоса Бога».

Но было что-то еще. Не только молчание, красота и одиночество. Вместе с монахами я смогла погрузиться в это святое пространство и понять, что такое тишина и уединение. Они – молитва. Молитва о переменах, о том, чтобы Бог пробудился в нас и превратил нас в те славные творения, какими мы были созданы изначально. И дело не столько в том, чтобы Бог слышал нас, сколько в том, чтобы мы могли слышать Его.

Мы живем в безумно напряженном, безумно шумном мире. Среди компьютеров, сотовых телефонов, айподов, среди нашего ежедневного взаимодействия с миром строений, автомобилей, телевизоров и просто обычных разговоров большинство из нас проводит дни, в которых не бывает глубокой тишины. У нас нет действенного способа скрыться от мира и позволить себе впитать Святой Дух. Как сказал Иисус в Евангелии от Матфея: «Человек не будет жить хлебом единым, но на каждом слове, которое исходит из уст Божьих». Хлеб, о котором говорится у Матфея – это не просто тесто, которое мы едим, но все вещи мира; все, что наполняет наши умы, наши тела, наши глаза и наши уши.

Я уверена, что для людей нашей культуры не удивительно, когда мы, несмотря на все наши материальные блага, как никогда прежде, чувствуем себя более одинокими и отчужденными. Частично это связано с тем, что наши достижения в области технологий позволяют нам делать почти все, что нам нужно, прямо у себя дома. Мой сын проводит целый день «вместе» со своими друзьями за игровыми приставками, не имея фактически никакого человеческого контакта. Но я думаю, что истинная причина в том, что мы отрезали себя от Бога, мы в изгнании и отчаянно нуждаемся в воссоединении.

Единственный путь к этому, который мне известен – через молитву и молчание. И молчаливую молитву. Чтобы Бог услышал нас, ему не нужны наши громкие слова. Когда молитва идет от наших сердец, мы соединяемся с сердцем Бога. И с сердцами каждой другой молящейся души.

Задолго до того, как я впервые услышала о Гефсиманском аббатстве, у меня был разговор на тему важности молитв всех монахов и монахинь по всему миру. Мой собеседник цинично заявил об очевидности того, что эти молитвы не помогают. На это я ответила: «Откуда вы знаете, что без них мир не стал бы намного хуже?» И привела слова Махатмы Ганди: «Молитва – это не праздное развлечение старой женщины. Правильно понятый и примененный, это самый мощный инструмент действия».

Я понимаю, что тишина может быть ужасающей; большинство людей сделают все, чтобы избежать ее. Потому что в тишине нет ничего, что могло бы отвлечь нас от нас самих. Мы сталкиваемся с нашими страхами, неуверенностью, сожалениями, раскаянием и позором. Но она как раз и является основой для связи с Богом. Мы можем использовать наши страхи, наши крики боли, наши стоны отчаяния и стыда; они могут быть такой же молитвой, как и вознесение хвалы Богу. Для меня молитва и молчание не являются чем-то просто дополнительным. Я верю всем сердцем, что, поскольку наше единственно истинное счастье заключается в поиске и исполнении Божьей воли по отношению к нам, мы будем обречены на несчастье, если не будем находить время на пребывание в молчании и слушании голоса Бога.

Я верю, что молитва оказывает эффект, она изменяет меня, заставляет выполнять действия, которые могут изменять других людей и наш мир. Я считаю, что ежедневно выходить из мира сего для полного погружения в Божественное присутствие – это не просто мое желание, а обязательство.

Это не значит, что мы должны погружаться в глубокую медитацию. Достаточно пребывать в тишине и спокойствии. Вероятно, лучше быть на природе, в этом нетронутом мире Бога, но если вы не можете оказаться там, просто выберите время и найдите тишину, где бы вы ни находились. Отключите телефон, компьютер и все остальное, что может вызвать шум, и просто сядьте. Или прогуляйтесь. Или покатайтесь на качелях. Или поработайте у себя в огороде.. Или примите ванну. Просто погрузитесь в молчание и осознайте дыхание Бога внутри и вокруг вас. Помолитесь. А потом слушайте…

Я возвращаюсь из Гефсиманского аббатства вот уже несколько раз. Я скучаю по нему. Я скучаю по тому моменту в конце службы, когда гаснет свет; я оказываюсь в темноте и тишине, и воздух становится тяжелым и сладким в присутствии Бога; я сижу и дышу им, наслаждаясь и восхищаясь каждым вздохом. Но теперь я знаю, что эту атмосферу я могу созидать. Нет монахов с их песнопениями, но есть компакт-диск, неторопливо воспроизводящий монашеские песнопения, и остальной мир отключается. Я могу открывать свое сердце Богу в молитве и присоединять свое дыхание к Его дыханию. Я слышу, как Он говорит мне: «Мое драгоценное дитя, я люблю тебя, и я всегда с тобой». А иногда он добавляет: «Вот что тебе нужно сделать…».

Дебби Геллер
2015

Источник