Мистицизм или активизм?

Марк Расс не считает, что квакерам стоит выбирать между политическим активизмом и духовностью

Стало ли квакерство слишком озабочено политическим активизмом в ущерб духовной работе? Или квакеры слишком много времени тратят на самокопание, вместо того чтобы выйти и проповедовать своими поступками? Вариации подобных размышлений можно нередко встретить на квакерских собраниях, онлайн-форумах или в письмах на страницах журнала The Friend. Я убежден, что с точки зрения квакеров созерцание и действие, мистицизм и активизм неразрывны. Если вы действительно погружены во что-то из этого, вы также занимаетесь и другим.

Что происходит, когда мы рассматриваем мистицизм и активизм как два разных явления?

Мистицизм или активизм?

Мы можем воспринимать активизм как борьбу против системы, которую невозможно изменить. Если мы духовные создания, то область духовного – подлинная и наиболее важная. Зачем тратить свое время, участвуя в борьбе, когда можно вознестись над болью и невзгодами материального мира? Но не приводит ли нас это к отрицанию страданий других людей, к поддержке несправедливости? Мистицизм без активизма приводит к отрицающему мир эскапизму.

Мы можем рассматривать созерцание, служение и молитву как что-то незначительное, как впустую потраченное время. Активизм позволяет добиться результата. Но откуда активизм черпает силы? Если мы будем рассчитывать только на собственные силы, то сможем быстро исчерпать свой ресурс. Активизм без мистицизма ведет к выгоранию.

Сейчас среди современных британских квакеров мы вполне можем обнаружить подобные неполноценные формы активизма и мистицизма, но квакерское понимание объединяет созерцание и действие, позволяя им подпитывать друг друга.

Активист-квакер знает, что он не может рассчитывать только на свои силы. Через молитву и служение они получают силу, превосходящую их собственную. Библейская традиция призывает нас «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:5). Использовать все свои дары, навыки и эмоции для улучшения мира уже само по себе является формой поклонения. Быть активистом означает быть мистиком.

Мистик-квакер позволяет свету воссиять над его собственной тьмой. Они открывают себя  боли мира и страдают вместе с ним. Сострадание побуждает их действовать ради перемен. Созерцание является действием. Оно требует усилия и может быть тяжким трудом. Вы можете даже воспринимать молитву и служение в качестве политического высказывания, открыть себя Богу и признать власть куда более высокую, чем есть у любых земных правителей. Для ранних христиан выражение «Иисус, Господь наш» означало то, что Кесарь является самозванным богом. Быть мистиком означает быть активистом.

Место, где встречаются мистицизм и активизм, можно рассмотреть на примере замкнутой обители. В монашеской келье мистик путешествует вместе с Богом и в Боге, где ощущает очищение от всего, на что он ранее полагался – работу, статус, семейную жизнь, национальную принадлежность – до тех пор, пока не увидит ту единственную опору, на которую можно положиться, Любовь Божью. Свет демонстрирует нам нашу собственную тьму, показывает, что мы стоим на зыбкой почве. Трепетание в духе очищает все несущественное. И здесь монашеская келья готовит нас к тюремной камере. Борьба против власти угнетателей несет в себе риск заключения. Заключенный также лишается всего, на что он ранее полагался – работу, статус, семейную жизнь, национальную принадлежность – пока он не сможет опереться на Любовь Божью, которая не знает преград (К Римлянам 8:38-39)

Мистицизм дает нам сил действовать, активизм является плодом мистицизма. Мы не должны воспринимать созерцательных квакеров как зацикленных на себе и непродуктивных, а активных квакеров как бездуховных. Нам, квакерам, не нужно делать выбор, и мы мы не должны считать что-то более важным. Мистицизм и активизм – две стороны одной медали.

Цитата: «Параллель между монашеской кельей и тюремной камеры». (Из книги Дж. Молтманна «Дух жизни: универсальное утверждение»)

«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». (К Римлянам 8:38-39)

2020

Автор, Марк Расс является наставником для поддержки друзей и собраний в Вудбруке. Его интересуют идейные общины, музыка и служение, теология и апокалиптическая духовность. Он ведет свой личный блог jollyquacker.com

Перевод: Борис Федюкин

Источник: woodbrooke.org.uk