Голос Бога посреди Хаоса

Как быть сосредоточенным во время стихийного беспорядка шумного собрания

Друзья, как и остальные люди, имеют свои слабости. Вопреки, или скорее благодаря этому, устному служению на непрограммированных собраниях удается подсветить все неписаные правила: не говори больше одного раза; не отвечай на сообщение другого; говори от сердца, а не следуй новостным заголовкам; оставайся понятным. Жди, пока Дух не побудит тебя говорить.

Я довольно часто говорю на молитвенных собраниях, и для знакомых со мной людей это не будет сюрпризом. Я была рождена с даром рассказчика и склонностью к публичным выступлениям, и могу формулировать фразы так, что мое устное служение является важной частью моего участия в богослужениях. Из-за легкости, позволяющей мне свободно говорить на людях, я научилась сдерживать себя. Я жду, пока в голове не останется иных мыслей, прежде чем поделиться историей, которую хочу рассказать остальным. Я жду, пока Дух не побудит меня говорить.

Я следую еще одному неписаному правилу, которое может удивить многих Друзей. Я вспоминаю те слова, которые мне сказала Барбара Ннока в первый день нашего общения (по правде говоря, мы сплетничали, но по-дружески) в общем зале Собрания Друзей в Вашингтоне, округ Колумбия. Она сказала: «Среди участников собрания есть такие, что когда они встают – и прежде чем они даже откроют рот – я морщусь».

Всякий раз, когда я собираюсь выступить на молитвенном собрании, я задаюсь вопросом о том, кто может поморщиться, стоит мне встать. Я уверена, что такие есть среди знакомых мне Друзей, даже если после моего послания они говорят мне, как оно подействовало на них. Когда я сажусь после речи, я вновь думаю о тех, кто возможно поморщился.

Я сразу вспоминаю апокрифическую историю про Джона Вулмана, который произносил страстную речь об ужасах рабства в пустом, как ему казалось, доме собраний. Но его услышал квакер, который был крупным рабовладельцем, и разгневался от услышанных слов, так как почувствовал, что слова Вулмана нацелены именно на него. По преданию Вулман ему в ответ произнес следующее: «Господь дает мне слова для речей, но Он также находит уши, которые их слушают».

Я не принимаю на свой счет то, что кто-то поморщится от звука моего голоса. Мне уже давно стало ясно, что послание моего сердца отличается от произнесенного моими губами. Это в свою очередь будет отличаться от послания, воспринятого вашими ушами, которое, наконец, будет отличаться от того, что достигнет вашего сердца. Мое послание всегда изменяется слышащими, включая меня саму. После устного служения я часто сижу и размышляю о том, что же я сказала на самом деле, а не о том, что я собиралась сказать.

Путешествуя среди Друзей более десяти лет, я встречала тех, особенно участвующих в программированных собраниях и церквях Друзей, кто считал способность говорить без учета своей связи с собранием опасной.

К сожалению, действительно существуют те, кто посещает собрания Друзей не для поиска духовного родства, а в качестве места продвижения своих идей. Всем известно, что на собраниях Друзей может говорить любой, и некоторые люди приходят именно ради вынужденных слушателей. На одних собраниях подобное встречается чаще, чем на других, из-за размера или местоположения. Например, собрание рядом с университетским кампусом с высокой вероятностью привлечет к себе больше посланий от интеллектуалов.

Мой духовный дом на протяжении сорока лет, Собрание Друзей в Вашингтоне, находясь в столице страны, становится частым местом для такого служения. Мы часто слышим политические послания (включая женщину и ее спутницу из коренных американцев, которые рассказывали о своем выдвижении на пост президента от Партии Коренных Американцев и Всех Хороших Людей). Мы слышали сообщения, полные глубокой боли и сумбура, включая женщину, которая начала кричать, что красный является цветом дьявола, и затем бросилась к испуганной матери, у которой на коленях была дочь в красивом красном платье.

Я знаю, что многих Друзей отвращает подобный «свободный микрофон». Не могу сказать, что сама жажду такого устного служения, тем не менее однажды я извлекла из него пользу.

Помню, как я впервые была во главе собрания, что означает, что в тот день я председательствовала на богослужении. Я была польщена. К сожалению, именно в этот день постоянный участник, испытывающий душевную и эмоциональную боль, начал с трогательного послания, которое переросло в громкую проповедь об американских спецслужбах. Друзья приступили к тому, что я про себя называю «Врежь-по-квакеру» (названное в честь известного игрового автомата «Врежь-по-суслику»), и один Друг особенно пристально стал смотреть на выступающего. И это был впечатляющий взгляд. Участник поглядел в ответ и сказал, что уже собирался сесть, однако теперь в знак протеста он готов постоять еще. Люди продолжали подниматься и стоять, и нельзя было сказать, какую позицию они поддерживают. Я была сбита с толку, так как первый раз столкнулась со столь враждебным противостоянием и что-то бормотала без особого результата.

Затем встал Эллис Уильямс, один из старейшин собрания. Он начал молиться так тихо, что слов было практически не разобрать. Напряжение в зале стало спадать, и все, кроме Эллиса, начали присаживаться. Он постоял еще несколько мгновений в тишине, а затем сел посреди уже очень сосредоточенных участников собрания. Я была в восторге от любви и мира, которые наполнили зал в этот момент.

Несколько месяцев спустя нас посетил еще один человек, желающий воспользоваться собранием в качестве трибуны. Друзья вновь прибегли к гневливому «Врежь-по-квакеру», и я почувствовала зов вновь привнести в собрание ту сосредоточенность, свидетелем которой была раньше. Я не чувствовала призыва к молитве, но меня охватило побуждение петь. И собрание пело, пока гнев не ушел. Трибуну покинули, а священная тишина была восстановлена.

С тех самых пор в Собрании Друзей в Вашингтоне сложилась новая традиция: всякий раз, когда собранию необходимо вернуться к сосредоточению от того, что кто-то пытается использовать его в личных целях, мы начинаем петь «О, Благодать». Я вспоминаю слова одного частого участника, который был впечатлен, как такая практика достигает сразу двух целей: не позволять использовать молитвенное собрание для иных целей и вернуть собрание, которое предпочитает не прибегать к требованиям и агрессии, обратно к поклонению. Он сказал, что никогда не чувствовал себя в таком покое, как во время исполнения собранием гимна, возвращающего дух богослужения.

Как-то раз один из посетителей заявил, что такое пение – агрессивно и жестоко. Некоторые люди перестали посещать собрание, чтобы не быть свидетелями нарушения спокойствия. Они искали более тихие встречи, на которых мало устного служения.

Помню, как стала посещать собрание в одиночку, без мужа, потому что он, будучи еще молодым человеком, стал страдать от потери слуха. Он был адвокатом по уголовному праву, и слух был важным инструментом в его профессии. Стресс от страха, что он больше не сможет следовать своему призванию, привел к напряженности в нашем браке. Я пришла на собрание в поиске тишины, сосредоточения и избавления от стресса.

В тот день на собрание пришел парень по имени Томас, чтобы заявить нам, что мы должны пойти с ним, перепрыгнуть через забор Белого Дома и потребовать мира. Когда он сел, никто ничего не сказал. Он снова поднялся и заявил, что Друзья имеют репутацию миротворцев. Почему же никто не поднялся на его призыв? И снова сел. Только тишина была ему ответом. Он начал громко напевать: «Да, давайте проигнорируем его. О, давайте же проигнорируем его». А потом сердито откинулся на спинку сидения.

Я поднялась и поделилась тем, что пришла в поисках тишины и мира, однако вместо этого я вспомнила историю Илии, который от отчаяния отправился в дикую местность в поисках Бога. Он видел ветра, сокрушающие скалы, и землетрясения, раздирающие горы, и ревущее разрушительное пламя, но Бога не было ни в одном из этих могущественных природных явлений. Илия услышал что-то еще: тихий, кроткий голос. Друзья часто говорят о тихом, кротком голосе, однако редко вспоминают, что он был услышан только тогда, когда его не несли силы природы.

И именно поэтому я никогда не откажусь от стихийного беспорядка непрограммируемого собрания и его устного служения, даже если выступление на нем мотивировано чем-то далеким от духовного. Если я могу распознать в выступающих на собрании то, что от Бога в каждом, если я могу прислушаться к их посланию и внять тому, что предназначено мне, и довериться Богу в поисках нужных ушей, даже если мои не подойдут, если я могу услышать Бога в криках служения, полного гнева и обиды… тогда я понимаю, что у меня действительно есть шанс услышать Божий голос в мире собрания, которое сосредоточилось после хаоса тех, кто пришел со своими собственными планами. Тихий кроткий голос все еще говорит – из тишины и из хаоса. Иногда для других, а иногда, если мне повезет, для меня. И за такой шанс я благодарна и никогда от этого не откажусь.

 

2022

Автор статьи, Джей И МакНил, работает адвокатом и является участницей Собрания Друзей в Вашингтоне (Округ Колумбия) более 40 лет. Она магистр Восточного Меннонитского Университета по специальности «урегулирование конфликтов», а также проводит обучение и мотивационные встречи, включая образовательные тренинги и программы под названием «Разговоры с Другим».

Перевод: Борис Федюкин

Источник: www.friendsjournal.org