Полное обнажение перед Богом

Создание вместилища для устного служения

В период между 2014 и 2017 годом рабочая группа по духовному воспитанию Годового собрания в Нью-Йорке предложила провести один из двенадцать различных учебных семинаров для участников собраний. Количество заявок на семинар по устному служению превышал все вместе взятые заявки на остальные одиннадцать. Мы слышали, что на собраниях устное служение часто бывает слишком частым и поверхностным, были обеспокоены деструктивными сообщениями, а еще – что в некоторых случаях устное служение практически отсутствует. В некоторых собраниях признавались, что надеются на прибытие к ним Друга с даром устного служения, и «новая кровь» сможет привнести жизнь в богослужение. Во всех перечисленных случаях именно устное служение казалось участникам собраний проблемным местом, с которым им требуется помощь. Когда мы работали с лидерами собраний, то обнаружили, что в первую очередь они нуждаются в формировании доверия и чувства общности; это влияет на собрание и, следовательно, на молитвенные встречи.

Многие из Друзей поделились своим пониманием устного служения, как голоса Божественного, излучающего глубину и силу, что связывает собрание вместе. На самом деле все наоборот. Очень редко устное служение само по себе объединяет людей в собрание. Гораздо чаще оно возникает внутри коллективного присутствия Друзей, преданно собравшихся для поклонения. Возможность устного служения определяется реальностью, которую мы создаем вместе как единое собрание. Как только мы собираемся вместе с открытостью и ощущением группы, послание может прийти к любому присутствующему. Многие могут вспомнить случай, как кто-то в другом конце зала вставал и произносил послание, которое также появлялось в наших сердцах.

Мы создаем вместилище для устного служения через подготовку к служению, нашу способность открываться и доверять друг другу, а также через общую сосредоточенность и внимательное слушание. Кратко рассмотрим каждый элемент.

В каждой книге квакерской «Веры и практики» можно найти записи или советы, побуждающие Друзей приходить на собрание с «подготовленным сердцем и разумом». Каждый из нас готовится по-своему, однако в двух вещах мы будем похожи. Во-первых, мы должны укреплять наш дух в течение недели посредством ежедневной, или, по крайней мере, регулярной духовной практики. Если каждый из нас проделывает подобную работу, молитвенное собрание становится садом, на котором мы собираем урожай из зародившихся за неделю духовных плодов, и каждый сможет внести вклад в будущий пир. Во-вторых, каждый из нас должен проработать самый верхний уровень волнующих нас тем через собственное сердце и разум в личном пространстве и времени, во время собственной духовной практики, чтобы внутри нас оставалось пространство, в котором есть место Божественному, благодаря чему оно сможет, если получится, говорить через нас. В книге «Эссе о квакерском видении евангельского порядка» Ллойд Ли Уилсон написал:

Практика совместного молитвенного ожидания предполагает индивидуальную подготовку каждого молящегося. Не подготовленный к совместной молитве Друг приносит с собой значительно меньше тишины, что соответственно влияет на силу поклонения. С другой стороны, подготовленный верующий уже поделился с Господом своими обыденными проблемами во время личной молитвы и поклонения, вместо того чтобы оставить их на воскресное утро. Таким образом, совместное поклонение представляет собой не какофонию из личных проблем, но тихое групповое упование, ожидание проявления Присутствия Божьего.

Открытость Божественному во время собрания требует от нас полного обнажения перед Богом, что означает и полную открытость перед собравшимися Друзьями. Это важно. Чтобы хотя бы частично достигнуть столь сложной цели, нам необходимо глубоко доверять окружающим и заботиться о них, дабы мы могли бы стать уязвимыми в их присутствии. Мы выстраиваем глубокие доверительные отношения друг с другом со временем, сплетая ткань нашего сообщества благодаря обмену опытом и доверяя друг другу в мелочах. Во время процесса мы постепенно осознаём, что можно доверять друг другу и быть открытыми и уязвимыми. В каждом сообществе будут конфликты, большие и маленькие. Если мы не подходим к конфликтам открыто и с пониманием, наша способность быть откровенными друг с другом снижается. Как мы ведем себя в наших повседневных делах друг с другом, будет влиять на наше поведение во время поклонения. Ежедневная работа по устранению ошибок, которые неизбежны в общественной жизни, по-настоящему влияет на то, в какой степени наше собрание станет сосудом для устного служения.

Богослужение Друзей в Рочестерском собрании (Нью-Йорк). Фото автора

Таким образом, коллективным присутствием на собрании мы создаем условия, в которых с высокой вероятностью может возникнуть устное служение. Попытка преподнести послание неготовой аудитории может быть болезненным опытом. Как будто ты пытаешься идти против течения, толкающего тебя назад. В таких условиях послание может быть прерывистым и куда менее значительным, чем могло бы быть. Дуглас Стир описывает это явление в своей работе «Слушая другого»:

И если внешний слушатель не полностью открыт, говорящий тоже ощущает завершение послания; размывание его до обыденного уровня вызывает фактор безопасности, функцию самосохранения, которая позволяет обнажить лишь поверхностный уровень. И теперь мы начинаем понимать, что включает в себя «святое слушание».

Подобно тому как на комитете ясности мы, слушая в глубоком присутствии, помогаем Другу извлечь определенные истины, о существовании которых он не подозревал, во время собрания, находясь в собранном открытом ожидании, мы создаем пространство для устного служения. Джоб Скотт, известный среди Друзей странствующий служитель XVIII века, писал в своем дневнике:

Некоторым это учение может показаться странным, однако другие знают, что в слушателях должен открыться источник; иначе говорящий может принести мало пользы. И тот, кто говорит из способности, которой наградил его Бог, должен почувствовать дверь в сознание людей, иначе ему будет довольно сложно пройти вперед.

Глубоко сосредоточенное, открытое и своевременное собрание побуждает к устному служению. Создание условий для глубокого и сильного устного служения является ответственностью каждого участника собрания. Мы создаем его вместе, создает каждый из нас. Если нас заботит живое устное служение, мы должны взять личную ответственность за то, чтобы помочь рождению этого служения, даже если мы лично никогда не почувствуем призыв говорить.

2022

Автор статьи, Кристофер Саммонд – член собрания Поплар Ридж, штат Нью-Йорк. Он проводит семинары и ретриты по устному служению для углубления опыта поклонения Друзей, является преподавателем в Школе духовного участия по программе «Могущество Бога». Много лет он служил в качестве генерального секретаря Годового собрания Нью-Йорка.

Перевод: Борис Федюкин

Источник: friendsjournal.org