Необходимость слов и необходимость молчания

Одно дело понимать слова, свидетельства и описания. Другое дело – понимать, знать, наслаждаться и жить в том, к чему эти слова относятся, описывают и свидетельствуют.

Исаак Пенингтон, 1670

И было слово Господне к Ионе

Иона 1:1

Молчание, ожидание и тишина занимают центральное место в квакерской молитве, и мы прибегаем к ним на наших молитвенных собраниях. Мы стараемся не создавать шума, успокаиваемся и затем открываемся «тихому, мягкому голосу» нашего Внутреннего Учителя.

Необходимость слов и необходимость молчания

Иллюстрация: www.facebook.com/scymfriends

При этом я убеждена, что нам следует слышать определенные слова друг от друга, если мы хотим быть сознательными квакерскими группами. Недавно я приняла решение поделиться своими мыслями по теме, и так как мне близок научный метод, то принялась категоризировать, отделять, находить различия. В этом маленьком эссе вы можете ознакомиться с моей ранней попыткой понять и прояснить те слова, которые нам нужно сказать, и слова, которые нам нужно услышать. Я распределила их в порядке возрастания по индикатору, назвать который так и не смогла: «Важность», «Весомость», а может «Ценность для сообщества»? Я вернусь к этому сложному вопросу после того, как представлю свой список и дам несколько пояснений.

Примечание: Впервые я представила свои идеи в 2021 году на семинаре в рамках Годового собрания Друзей Сьерра-Каскейдс. Участники семинара поддержали мое желание написать эссе. Кроме того, мое местное собрание Друзья Уэст-Хиллс (Портленд, штат Орегон) на недавнем деловом собрании одобрило мою работу: «Друзья Уэст-Хиллс одобряют эссе Джули Пэйтон о «Словах» к распространению за пределами собрания. Мы рекомендуем каждому прочитать ее работу, так как она поднимает вопрос о более глубоком выражении основ квакерской веры в нашей жизни».

1. Объявления. Мы должны быть в курсе происходящего, когда и куда можно сходить. Преимущество объявления заключается в том, что их делать легко и безопасно, и они могут послужить легким способом новичку почувствовать себя частью собрания.

После нескольких месяцев посещения собрания в Уэст-Хиллс я почувствовала себя достаточно комфортно, чтобы поделиться с Друзьями о нашем (моем и моего мужа) намерении отметить годовщину свадьбы. Именно тогда я впервые выступила перед молитвенной группой в воскресное утро. Теплый прием моего объявления помог мне сформировать чувство сопричастности к сообществу.

2. Отчеты. Мы нуждаемся в них, так как деятельность Друзей жизнеутверждающая и вдохновляющая, позволяет ощутить Его Царство здесь и сейчас. Опять же, рассказ о своей деятельности позволит легко влиться в сообщество.

Когда я слышу отчет Друга о проделанной работе, я ощущаю себя частью чего-то большего. Когда выступающего встречает слушающая и внимательная аудитория, он воодушевляется, а сообщество обретает наставление. Происходит нечто большее, чем простой обмен информацией.

3. «Заботы и радости» или Просьбы о молитве. Мы должны делиться друг с другом о том, что происходит с нами, рассказывать то, что важно для нас, чтобы Друзья знали и видели нас. Такие слова будут более откровенными, поэтому требуют от говорящего доверия к группе и готовности рискнуть.

4. Наставления и обучение. Не стоит каждому поколению вновь изобретать велосипед. Давайте будем учиться у Друзей прошлого, а также у тех современников, кто собирает полезную информацию: изучение Библии, проповеди, молитвенное чтение, история расизма в нашей стране и собраниях, жизнь и свидетельства ранних Друзей, материалы с семинаров по борьбе с расизмом и т.д. Квакерство – практичная религия, и нам требуется немного обучения и практики (это утверждение определенно заслуживает отдельного эссе и широкой дискуссии!).

5. Свидетельство и откровения. Нам нужно чаще говорить друг другу о движении Духа внутри нас – как Присутствие преображает нас для выполнения своего долга в мире. Благодаря нашим историям мы поддерживаем надежду и изменения в нашей группе. Наши истории могущественны. В Уэст-Хиллс существует замечательное время под названием «Первое Слово», которому отданы несколько минут перед началом собрания, чтобы один человек поделился с группой историей своей духовной жизни. По-моему, такие выступления нередко становятся главным событием воскресного утра. «Первое Слово» также служит отличным «входным билетом», чтобы новый участник собрания выступил перед всеми и рассказал о своем духовном путешествии. Повторю еще раз: наши истории могущественны, и они скрепляют сообщество.

6. Устное служение. Когда мы вместе собираемся в ожидании на собрании, иногда нам дается Слово, переданное через одного или нескольких Друзей. Слово привносит непосредственность, Силу и Жизнь всем присутствующим. Все предыдущие слова можно подготовить, тщательно продумать, но устное служение дается по милости Божьей. Оно является уникальным для нашей традиции. Мы обращаемся к собравшимся, говоря с авторитетом Вестника. Это невообразимая ответственность. Большинство из нас испытали ее и понимают, почему Друзей называли «трепещущими» (квакерами).

Некоторые из произнесенных слов могут быть из нескольких категорий сразу. Причиной объявления может быть жизненная тягота, в отчете о проведенной работе слышится свидетельство веры и т.д. Вполне возможно, что заботы и радости могут быть важнее наставлений и обучения, как утверждал один из моих дорогих друзей, однако последнее в долгосрочной перспективе даст больший эффект. Свидетельства должны стать частью нашего квакерского становления, и некоторые считают их «нарративным богословием». Внимательный читатель может задуматься над тем, какое место в списке занимает пение. Как видите, предложенный список требует еще множества обсуждений.

Но…я отдельно хочу выделить, подсветить, возвысить устное служение. И здесь особое внимание необходимо уделить скорее Друзьям из собраний с программированным богослужением, чем тем, кто собирается на непрограммируемое служение. На программированном богослужении мы большую часть времени проводим вместе со словами, которые были заранее подготовлены.

По моим наблюдениям (и здесь мне нужно быть крайне осторожной!) большая часть высказанных в период молчания слов не относилась к устному служению, а была эмоциональными реакциями на ранее услышанные на собрании высказывания или на заголовки новостных лент.

Я не имею ввиду, что такие сообщения не стоит произносить. Повторюсь: многие реплики, не относящиеся к устному служению, должны быть высказаны вслух и услышаны присутствующими. Когда Друзья не видят возможности высказаться, они порой используют моменты тихого молитвенного ожидания для высказывания своих мыслей.

Ключевая идея моего эссе следующая: все иные виды слов, которыми мы делимся друг с другом, жизненно важны для нашей веры. У каждого есть чем поделиться с другими. Нам необходимо время для таких высказываний, нужно уделить время в нашем расписании, чтобы каждый мог внести свою лепту. Но…обычно мы проводим друг с другом лишь один-два часа воскресным утром.

Слово Господа может посетить нас, как посетило Иону, но только если мы посвятим достаточно времени его ожиданию. Последуем же совету Пенингтона и будем стремиться «жить в том, к чему эти слова относятся», прежде чем мы их услышим. Наивысшим приоритетом для Друзей должна стать защита молчаливого ожидания ради процветания устного служения.

2021

Джулия Пейтон, член местного собрания Уэст-Хиллс, которое относится к Годовому Собранию Друзей Сьерра-Каскейдс

Источник

Переводчик Борис Федюкин