Совесть нации: деятельность трех британских квакеров-парламентариев во время I мировой войны

3 марта 1916 года вступил в силу Закон о воинской службе, и квакеры по всей Британии обращают внимание на эту годовщину. Новая онлайн-выставка «Дело совести: квакеры и воинский призыв» на сайте Британского годового собрания квакеров рассказывает о введении Закона и его последствиях.

Там же рассказывается и об упорной работе трех квакерских членов парламента, боровшихся за то, чтобы в Закон было добавлено исключение для мужчин, которые имели религиозные или моральные возражения по отношению к насилию и воинской службе. Кроме того, они боролись за то, чтобы освобождение от воинской повинности основывалось исключительно на индивидуальной основе, а не было привилегией групп. Следует отметить, что в прежние времена освобождение от обязательной воинской службы предоставлялось определенным группам в обществе, в том числе и квакерам.

Они все трое пострадали из-за этой позиции – им предъявлялись обвинения в поощрении уклонистов, их обвиняли в отсутствии патриотизма во время величайшего бедствия для страны. Эта позиция также стоила им всем троим своих мест на следующих парламентских выборах 1918 года.

Предвыборная листовка Арнольда Раунтри

Предвыборная листовка Арнольда Раунтри

Квакерами-парламентариями были Арнольд Стивенсон Раунтри (1872-1951), Эдмунд Харви (1875-1955) и сэр Джон Эммотт Барлоу (1857-1932). Библиотека Религиозного общества Друзей в Британии содержит небольшую коллекцию обращений на парламентских выборах к Джону Барлоу, более обширную коллекцию личных документов А.С.Раунтри и Э.Харви, а также различные публикации – их самих и о них. Раунтри и Харви были очень активными Друзьями, и поэтому также заметно представлены в центральных архивах Общества Друзей – от материалов Комитета по оказанию помощи жертвам войны, в создании которого Харви принимал участие, до материалов Ассоциации квакерских школ первого дня, работе которой Раунтри посвятил много времени после войны.

Арнольд Стивенсон Раунтри был представителем тесно сплоченного сообщества квакерских семей Раунтри и Кэдбери. Он получил образование в школе Бутхэм в условиях энергичного анти-консервативного окружения, и в 1910 году стал депутатом от Либеральной партии от города Йорк. Во время учебы в школе Бутхэм Эдмунд Харви стал его близким другом, а впоследствии и шурином. После школы Бутхэм он начал работать у своего дяди Джозефа Раунтри в кондитерской компании, носящей фамильное имя их семьи. В ней же он и закончил свою трудовую жизнь, выйдя в 1941 году из совета директоров на пенсию.

Его отношение к войне было довольно непростым. Несмотря на то, что он являлся пацифистом, он был убежденным либералом и делал все возможное для предотвращения войны. Он также осознавал побудительные мотивы к самопожертвованию, которые подталкивали молодых людей вступать в армию, что помогло сформироваться его убеждениям по отношению к нестроевой альтернативной службе. Это привело его к тому, что он сыграл центральную роль в создании в 1914 году Санитарной службы Друзей.

Удостоверение личности иностранца, выданное Эдмунду Харви для работы в качестве сотрудника гуманитарной миссии во Франции во время I мировой войны

Удостоверение личности иностранца, выданное Эдмунду Харви для работы в качестве сотрудника гуманитарной миссии во Франции во время I мировой войны

Эдмунд Харви также получил образование в школе Бутхэм. Затем он учился в Йоркширском колледже (ныне Университет Лидса) и Оксфорде. Какое-то время он учился в Германии и Франции, что привило ему лучшее понимание этих стран и сослужило хорошую службу в последующие годы. Поработав какое-то время в Британском музее, он стал смотрителем в сообществе Тойнби Холл в лондонском Ист-Энде, первом университете-поселении – центре социального служения и реформ.

Он избрался в Палату общин от Либеральной партии в 1910 году, от Западного Лидса. Харви был впечатляющим оратором – его речь в ходе прений по законопроекту о воинской службе имела для пацифистов ключевое значение. Арнольд Раунтри называл ее произнесение великим моментом, и сознался, что не стал выступать после нее, как планировал, потому что не мог бы выступить лучше. Харви также выступал за доброе отношение к германскому резиденту в Великобритании во время обеих мировых войн. Он участвовал в создании в 1914 году Комитета по оказанию помощи жертвам войны и вносил свой вклад в усилия по оказанию такой помощи в течение всей войны и в 1920-е годы.

В то время как Раунтри и Харви прилагали всяческие усилия для создания гражданского варианта альтернативной службы для отказчиков совести, которые отказывались действовать под командованием военных даже без оружия в руках, многие абсолютисты рассматривали это как компромисс и, следовательно, предательство. Их отношение находит свое отражение в письме Раунтри к супруге, датируемом 6 января 1916 года:

У меня здесь сегодня вечером Ричард Робертс, и он говорит, что все мужчины Братства примирения настроены против альтернативной службы, и я думаю, они ведут дело к тому, чтобы нарушить [государственный] механизм.

Джон Эммотт Барлоу, депутат от Либеральной партии, от города Фрум, графство Сомерсет, был родом из старинной квакерской семьи, жившей около Стокпорта. Получив образование в школе Гроув, в Тоттенхэме, он занялся делами в манчестерской фирме своего отца, занимавшейся импортом и экспортом различных товаров. Он женился на Анне-Марии Хейвуд Денман, которая выступала за предоставление избирательного права женщинам и международное взаимопонимание, и сама прошла в парламент в 1922 году.

Предвыборная листовка Джона Барлоу. 1918 год

Предвыборная листовка Джона Барлоу. 1918 год

В семье Барлоу отобразились перемены того времени: хотя он решительно выступал против обязательного призыва на военную службу, один из его сыновей служил в армии и был тяжело ранен во время Первой мировой войны. Другой сын вступил в Комитет по оказанию помощи жертвам войны. На последующих выборах Барлоу не спекулировал участием своего сына в военных действиях, когда столкнулся с обвинениями в ослаблении Родины, и в 1918 году потерял место в парламенте.

На выборах 1918 года они все трое пострадали из-за того, что их имена ассоциировались с антипризывным пацифистским движением. В то время как в 1918 году Харви сам не выдвигался, Барлоу и Раунтри проиграли выборы консервативным кандидатам.

В дальнейшем Джон Барлоу продолжал принимать участие в деятельности местного самоуправления, а Раунтри и Харви занимались разного рода деятельностью, связанной с решением социальных проблем, и активно участвовали в работе квакерских комитетов.

В нашей библиотеке содержатся две основные коллекции личных документов Арнольда Раунтри, которые освещают его работу во время войны с немного разных углов. Письма военного времени демонстрируют то напряжение, с которым он жил, какими нагруженными были его дни, передают личное понимание людей, с которыми он работал бок о бок, их реакцию на разворачивающиеся события.

Предвыборный постер А.Раунтри. 1918 год. совесть нации

Предвыборный постер А.Раунтри. 1918 год

Рабочие документы и официальная переписка периода, когда Раунтри был депутатом, обеспечивают представление о том, как рядовой член парламента лоббировал и воздействовал для достижения результатов, находясь на непопулярной позиции.

Среди других материалов об Эдмунде Харви у нас есть его записи в бытность председателем Комитета по делам национальной важности (комитета Пелхэма, председателем которого он стал после смерти лорда Пелхэма). Наряду с официальными документами, такими как протоколы и записи, эта коллекция содержит большое количество корреспонденции от имени и по поручению отказчиков, и является важным ресурсом для исследователей Первой мировой войны. Опять же, все это добавляет очень личностный взгляд, как и официальную точку зрения, на тот эффект, который оказал призыв на военную службу на мужчин в Первую мировую войну.

Для большей информации, пожалуйста, посетите нашу онлайн-выставку «Дело совести: квакеры и воинский призыв».

2015
Источник: блог библиотеки Религиозного общества Друзей в Британии