Почему квакеры не выступают за это?

Недавно я увидел в социальных сетях, как люди выражают сожаление по поводу того, что британские квакеры не находятся в авангарде кампании по тому или иному делу или же против чего-то конкретного. То, что квакерское сообщество не заняло коллективную позиции по определенному моральному вопросу, не оправдало ожиданий этих людей. Я задумался о том, из-за чего возникают такие разочарования, и что я мог бы сказать этим людям.

Единство по социальным вопросам среди квакеров – редкость

Среди Друзей, полагаю, распространено убеждение, что передний край борьбы за добрые дела является естественным местом для квакеров. Нам нравится думать о себе как о людях, опережающих события во многих социальных вопросах, как о людях прогрессивных и в целом стоящих на правильной стороне в ходе истории. Хотя квакеры в Британии представляют собой крошечное сообщество, мы не расцениваем это как препятствие. Наоборот, мы думаем о себе как о группе, которая «берет тяжести выше собственного веса».

Я бы не удивился, если при этом вспомнят историю об участии квакеров в движении за отмену смертной казни. Кроме того многие отдельные квакеры участвовали в кампаниях против рабства. Также за последние сто лет можно найти Друзей, которые участвовали в самых разных кампаниях за социальную справедливость. Однако мы склонны забывать, что квакеры как организация редко объединяются вокруг какого-либо конкретного дела. Примером тому может служить избирательное право для женщин. Равенство является центральной ценностью квакеров, а духовное равенство женщин было основополагающим квакерским свидетельством. Исходя из этого мы могли бы, естественно, предположить, что квакеры были в авангарде кампании за избирательное право женщин. Однако в 1910 и 1911 годах Лондонское Годовое собрание не могло согласовать позицию по этому вопросу.

Даже когда Годовое собрание берет на себя обязательства, пусть и расплывчатые, бывает непросто убедить всех индивидуальных квакеров в том, что это относится и к ним. Скажем, в 2021 году Годовое собрание взяло на себя обязательство стать антирасистским сообществом, а в феврале 2011 года квакеры Великобритании согласовали национальную позицию бойкотировать товары из израильских поселений на Западном берегу реки Иордан. Но сколько местных собраний и отдельных квакеров осознают, что эти обязательства применимы и к ним? Среди нас нет согласия насчет того, как действует управление в квакерстве.

Единственная надежда на то, что квакеры будут вести корпоративную кампанию за что-либо, появляется тогда, когда люди, ведомые Духом, проводят кампанию по конкретному делу в своем местном квакерском сообществе. Изменение душ и умов – тяжелая работа. Побуждение всего сообщества к действию, придание энергии группе людей для поддержания их персональной приверженности делу требует много времени и большого труда. Это означает, что лишь очень немногие из этих кампаний (или «забот», если использовать квакерский термин) пронизывают все Годовое собрание. Квакерство существует как движение с инициативой «снизу». Если вы разочарованы тем, что квакеры не делают то или иное, тогда, возможно, Дух подталкивает вас к тяжелой, медленной работе в данном направлении.

Мы очень маленькая религиозная община с разнообразными взглядами по социальным вопросам. Есть очень немногое, с чем все мы вместе можем согласиться. Вот недавно мы не смогли согласовать позицию нашего Годового собрания по эвтаназии. Иногда такие различия являются глубокими – когда квакеры придерживаются конфликтующих взглядов на гендерное разнообразие, контроль над рождаемостью и вакцинацию. Принимая все это во внимание, я думаю, что если квакеры встают во главе какой-либо общественной кампании, то это становится колоссальным достижением.

Обретение единства в Духе

Возможно, ожидания единых политических действий появляются из убеждения, что мы гораздо более едины, чем это есть на самом деле. Хотя мы приветствуем разнообразие мнений, я часто слышу, как квакеры говорят о радости принадлежать к группе единомышленников. Несмотря на разнообразие наших мнений, мы, как правило, монокультурная группа, гораздо более монокультурная, чем другие церкви. Возможно те из нас, кто представляет эту единообразную культуру, бессознательно ожидают получить квакерское единство при принятии либеральных ценностей белого среднего класса? Я надеюсь, что мы сможем отказаться от нашей потребности быть сообществом единомыслия, и вместо этого будем стремиться к духовному единству через культурные различия.

Ранние квакеры часто цитировали Послание к Ефесянам, книгу Библии, в которой подчеркивается единство. Это единство находят в Духе (Еф. 4:3). Этот Дух, Дух Христа, является духом примирения между различными группами. Христа описывают как разрушившего разделяющую нас стену враждебности (Еф. 2:14). Для ранних христиан эта стена была прежде всего преградой между евреями и язычниками (неевреями), и конфликты между ними были конфликтами культур. Если мы хотим оставаться верными этому Духу, нам следует рассчитывать, что в нашей религиозной общине будут отличия. Наше переживание Духа не стирает этих различий, и не делает нас всех одинаковыми. Наоборот, Дух может объединить нас вопреки нашим различиям и пребывая среди них.

Я с энтузиазмом присоединился к квакерам будучи еще совсем молодым человеком, но постепенно понял, что квакерское сообщество не может дать мне все, в чем я нуждаюсь. Мне пришлось позволить моему идеальному воображаемому квакерскому сообществу умереть. Чего я могу ожидать от своего квакерского сообщества, так это то, что оно предложит мне пространство для поиска вдохновляющего присутствия Духа, серьезно отнесется к моему переживанию Духа, предоставит мне поддержку и инструменты для проверки того, ведет ли меня Дух в моих поступках. Как сказал в твиттере Мартин Келли: «Я думаю, что квакерство наилучшим образом дает людям безоценочную поддержку со стороны сообщества, дабы они попробовали что-то недоказанное, рискованное или просто немного странное. Иногда это (очень) медленно перерастает в норму и для группы, однако  изменения начинаются именно благодаря индивидуальным водительствам». Важно то, что работа ведется под водительством Духа, а не то, что эта работа помечена как «квакерская».

Взращивание духовности отдохновения

Ожидания от квакеров обязательно быть активными в решении всех социальных проблем, возможно, также появляются из-за представления о том, что квакерство – это главным образом деятельность, что квакеры существуют ради спасения мира, для построения Царства Божьего на земле. Я конечно думаю, что поиск Царства Божьего чрезвычайно важен. Иисус сказал, что его поиск – наша первоочередная задача. Но я также полагаю, что квакерская поглощенность деятельностью может дойти до такой степени, когда мы можем забыть, что нет прямой связи между нашей ценностью как людей и количеством добрых дел, которыми мы занимаемся.

Выражение, которое для меня лучше всего описывает это положение вещей, таково: «Мир спасаем Богом, а не квакерами». Царство, которое мы ищем, – это Царство Божье, и в конечном счете оно создано Богом. Я не думаю, что Бог растворяется в человеческом. Да, Бог призывает нас к этой работе, но эта работа не является основой нашего существования. В истории сотворения мира, в начале Библии, последним штрихом Бога в сотворении всего является суббота, отдохновение. Седьмой день – это не какая-то запоздалая мысль. Семь – это число, символизирующее целостность. Субботой завершается творение, это вершина творческой работы Бога. В этот седьмой день Бог находит покой в творении, а творение находит покой в Боге, и этот покой доводит нас до совершенства.

Квакеры говорят: «Будьте внимательны к тому, что любовь требует от вас, – это не всегда связано с большими затратами времени» (Советы и вопросы, 28). Я бы хотел, чтобы мы послушались этого совета и взращивали духовность отдохновения. В день отдохновения все приходит в мирную тишину общего наслаждения.

Мы по праву ценим вещи за их полезность, но мы также должны ценить вещи за их красоту. Мы должны ценить в том числе себя и друг друга. На богослужении нам могут показать недостатки мира, нас могут побуждать заняться их исправлениями, но богослужение также помогает ценить красоту творения. Квакеры не часто могут выступать как единая политическая сила, но квакерское сообщество может и должно предложить место, где можно побыть с Божественным. Оно может напомнить, что нас любят за то, кто мы есть, а не за то, что мы делаем. Богослужение – это покой и радость быть вместе, хотя это и поиск Царства Божьего. Может быть, покой в «бесполезной» красоте святости так же важен для Царства Божьего, как и наша жизненно важная деятельность во имя мира и справедливости.

Марк Расс

февраль 2022 г.

Источник