В поисках жизни рядом с ушедшими

Моим убежищем является мое любимое кладбище. Его легко не заметить, если точно не знаешь, где оно находится. Обрамленное кустарником, оно спускается по склону вниз к реке. Снаружи моя жизнь протекает в спешке, и я теряю цельную картину происходящего. Внутри кладбища я брожу рядом с моими призрачными спутниками, слушаю их мудрость и нахожу видение будущего. Я начала свои прогулки среди надгробий после глубокой утраты. Там я проводила время рядом с теми, кто умер, погружалась в мирную тишину, находила и слушала мудрость. Это придавало мне устойчивости в моем горестном состоянии.

С тех пор я возвращалась туда снова и снова, в разные периоды жизни, всякий раз, когда мне было больно, горестно, или когда мне нужно было послушать советы тех, у кого гораздо больше опыта жизни и смерти, чем у меня.

По прошествии времени я, к моему большому удовольствию, обнаружила в разных частях кладбища места упокоения трех поколений моих предков, что сделало это убежище еще более дорогим для меня. Мне нравится проводить время с ними со всеми — от прабабушек до пра-пра-пра-дедушек. Иногда я делаю зарисовки их могил или пишу стихи о том, что там приходит ко мне. И неважно, как сложно мне пишется в этот день, слова всегда легко текут, когда я нахожусь на этой священной земле; как будто я ныряю в энергию вечности и позволяю ей выплеснуться из меня на бумагу.

Я полагаю, что умершие имеют широкое представление о жизни — теперь, когда они вне ее. Им нравится, что я прогуливаюсь среди них, провожу с ними утро или день, любуюсь их надгробиями и цветами, которые принесли их близкие. Проблемы, которые я приношу с собой на кладбище, редко остаются во мне. Умершие, которые осуществили свои возможности в жизни, теперь советуют мне не тратить время на тревоги, а принимать каждый день как необыкновенный дар. Они говорят мне, что наши потери учат нас так же хорошо, как и наши победы, и что нужно ценить и то, и другое.

Эти знания я уношу с собой после каждого пребывания там.

Сегодня, возвращаясь к своей машине, я встретила пожилого мужчину, который нес белую корзину с красными цветами. Мы молча улыбнулись и кивнули друг другу — словно прихожане в нашем общем храме. По свету в его глазах я поняла, что мы оба сюда еще вернемся.

*  *  *

Давно ушедшие

Молчание.
Давно не слышен голос здешний.
Ушедшие воззрились на меня.
Есть чувство, что получится у них
Без слов сказать, что ведомо лишь им.
Но голоса молчат.
Иль говорят они, но я
Невосприимчива к речам?
Бродя среди надгробий,
Сознаю я, что вера
Пребывает вне меня.
Растворена она средь них,
Давно лежит здесь.
Ну а я,
Как после смерти
И пред воскрешеньем,
Скорблю, люблю и вопрошаю,
Разыскивая мудрость,
Устремив на небо
Взор своей души.

2022

Сара Кэтрин Хоггатт — писательница, поэтесса, руководитель семинаров и духовный наставник, один из клерков Годового собрания Друзей Сьерра-Каскейдс. Ее сайт sarahkatreenhoggatt.com.

Источник: westernfriend.org