Распознавание

В процессе работы по обновлению «Квакерской веры и практики» Комитет по изменению Книги Дисциплины старался описать и объяснить метод квакерского «раcпознавания». Чтобы лучше понять это явление, члены комитета подготовили для обсуждения несколько коротких текстов. Ниже представлен рабочий документ, автором которого является Джойселин Доуз.

распознавание

Распознавание – это слово квакеры используют, чтобы рассказать о своем методе принятия решений, индивидуально и в группе. Такие решения появляются благодаря поиску внутри себя источника мудрости, который возможно и ведет к ответу:

Ранние квакеры обнаружили в себе источник озарения, силы и водительства, который они называли по-разному: «Внутренний Ориентир», «Свет», «Семя», «Внутренний Учитель», «Внутренний Христос». На протяжении веков Религиозное общество Друзей развивало и совершенствовало традицию духовной практики, которая может помочь укрепить сознательную связь с этим источником внутреннего водительства.

Крейг Барнетт, «Ведомая жизнь»

Но этот процесс нельзя назвать беспорядочным или расплывчатым. Квакерская традиция объединила ключевые принципы в цельный метод, неукоснительно используемый с конца XVII века. Он основан на неустанном стремлении к личному различению, что, в свою очередь, подкрепляет способность различать и в группе. Хотя у процесса распознавания есть много граней, на практике они плавно сливаются и могут включать в себя:

  • сбор и анализ соответствующей информации,
  • распознавание и отвод предубеждений, эмоциональных реакций, непреложных мнений и другого внутреннего «шума»,
  • выслушивание самых разных точек зрения, учитывая, что у каждого есть «мера света», часть истины,
  • переход в состояние покоя и сосредоточенности, что позволяет успокоиться телу, мыслям и чувствам,
  • открытие своего разума, души и воли, чтобы прислушаться к возникающему в вас, что бы это ни было,
  • настрой на самое глубинное внутри вас, что бы вы под этим ни подразумевали, последующее ожидание и попытку прислушаться,
  • тщательное размышление о том, что проявилось в состоянии покоя,
  • поиск слов, которые лучше всего выразят решение или передадут направление ваших мыслей,
  • в группе – перевод сути решения или направления мысли в слова; сначала они подготавливаются клерком, т.е. человеком, которому поручено улавливать «суть собрания»; затем подготовленный им «черновой протокол» оттачивается присутствующими до тех пор, пока они все не будут удовлетворены тем, что результат представляет собой наиболее точное в данный момент выражение сути собрания,
  • решение, которое распознано индивидуально или группой, будет проверено вступлением в силу, проанализировано и, при необходимости, изменено.

Квакеры подчеркивают важность личного распознавания как способа внутреннего поиска решения или направления. Это естественное выражение квакерского понимания того, что каждый может получить доступ к источнику внутренней мудрости и руководствоваться им. Практика личного распознавания помогает нам лучше познакомиться с конкретными намеками, подсказками, голосами, побуждениями любви и истины или другими способами, которыми мы воспринимаем «свет». Это, в свою очередь, позволяет нам лучше различать решения, когда мы являемся частью группы.

Распознавание зиждется на опыте ранних квакеров, которые обнаружили, что при совместном пребывании в безмолвии они ощущают Присутствие, которое может направить их, если они вверяются ему:

Но в глубине общей молитвы мы как бы обнаружили, что наши отдельные жизни были все одной жизнью, в которой мы живем и движемся, и существуем.

Томас Келли, Квакерская вера и практика, 2.36

Квакеры используют множество слов для названия этого внутреннего источника. Выше были приведены некоторые часто используемые квакерские слова и словосочетания. Также используют и другие фразы: «следование воле Божьей», «ведомые Духом», «мы стремимся через спокойствие узнать волю Бога для каждого из нас и для всей группы» (Квакерская вера и практика, 3.02), «что же Любовь спрашивает у меня / нас?». Разнообразие формулировок указывает на разнообразие у британских квакеров их переживания внутреннего источника, способов и слов, используемых для его описания.

Некоторые слова передают то, что мы переживаем, и то, как понимаем Бога / Дух / Свет / Учителя / Энергию / Душу / внутренний источник (плюс другие возможные термины). Некоторые из них являются словами или фразами, иллюстрирующими иные грани распознавания. Они близки, но используются иначе; например: «ведомый Духом», «побуждения любви и истины», «водительство» и так далее. Существуют и другие методы квакерского распознавания, используемые в определенных ситуациях – например, прояснение, молотящее собрание, проверка, забота, деловое молитвенное собрание, исполнение обязанностей клерка, выдвижение кандидатур.

Иногда слово «распознавание» используется в отношении довольно рутинных или второстепенных решений; тем не менее, оно и в этих случаях отражает приверженность принятию решений через водительство Духа. В других случаях распознавание может быть достигнуто после долгого и трудного поединка с проблемой и представляет собой точку роста или радикально новое направление. Тем не менее, результат становится решением в единстве. В тех случаях, когда это вопрос индивидуального распознавания, решение, принятое после долгого душевного поиска, может сильно отличаться от того, что можно было бы представить вначале, но его единство ощущается как истинная суть нашего побуждения. Когда решение является результатом группового распознавания, то подтверждением единства группы является признание присутствующими того, что оно было принято должным образом посредством квакерского распознавания, даже если для некоторых согласие с содержанием решения было делом нелегким. Важно понимать, что распознавание – это навык, который нуждается в практике. По отдельности каждый из нас может познакомиться и чаще практиковаться в распознавании конкретными способами – от легких побуждений до внутренних инстинктов, которые настроены на наш Внутренний Свет. Важно определиться среди множества «голосов», с которыми мы сталкиваемся внутри себя, и различать, какие из них истинны, а какие нет. Точно так же в группе мы учимся прислушиваться к истине и оценивать ее с других точек зрения, которые могут быть совершенно противоположны нашей собственной, однако вместе они составляют полотно, из которого становится понятным искомое направление.

Несмотря на различия при описании нашего опыта и его понимания суть подлинного распознавания одна: искусство слушать и воплощать движение Бога внутри нас, как для себя самого, так и для коллектива. У квакеров это выражено в наших принципах и способах распознавания.

Джойселин Доуз

2021

Переводчик Сергей Грушко

(Источник)