Изучение Библии через внутренний мир человека

Текст ниже является главой из книги Чака Фейгера «Ответная искра». Работа явилась плодом десятилетнего опыта автора по проведению семинаров на тему  «Основы изучения Библии». Полный текст книги на английском в pdf-формате доступен по этой ссылке.

Изучение Библии через внутренний мир человека

*  *  *

Одной из основных целей моих размышлений над вопросами Откровения и Вдохновения было подготовить почву для краткого разговора о реальном процессе изучения Библии. Для этого я расскажу, как мы это делали на семинарах, на основе которых была создана ​​эта книга. Однако сначала я должен отметить, что исследования можно свести к серии утверждений или тезисов. Эти тезисы, конечно, нельзя доказать. Тем не менее, они составляют самую важную часть всей книги, и я надеюсь, что их ценность станет более очевидной для читателя.

Четыре тезиса о Библии и процессе изучения Библии

  1. Бог раскрывается в Библии, но продолжает оставаться непостижимым и покрытым тайной.
  2. В некоторой степени двусмысленность библейских посланий отражает и даже подчеркивает эту божественную тайну.
  3. Более того, взаимодействие между человеком, Библией и Богом также, по сути, не только личная, но и таинственная вещь. Это контакт, для описания которого термин «борьба вместе с Богом» кажется не только подходящим, но и библейски обоснованным.
  4. Наконец, ответственность за этот процесс в конечном итоге несет каждый, кто в нем участвует. Церкви, традиции и доктрины могут помочь вам подготовиться к этому, они могут поддержать вас, но они не могут бороться за вас или гарантировать результат.

Когда мы говорим об этой внутренней части процесса понимания библейского учения, мы сталкиваемся с проблемой, которую для квакеров лучше всего описал Джордж Фокс более трехсот лет назад: «Христос говорит одно, апостолы другое, но что скажешь ты?» (Христианская вера и практика, 20).

В нашем случае этот вопрос можно перефразировать примерно так: «Читая конкретную библейскую книгу или стих, мы видим комментарии издателей, исследователей и различных критиков, но что мы сами можем сказать об этих библейских текстах, основываясь на нашем собственном опыте?»

Этот вопрос важен, ибо несмотря на то, что с каждым новым прочитанным источником информации из предыдущих отрывков нам становится всё комфортнее изучать Библию, понимать тексты с толкованием и задавать всё более умные вопросы, мы по сути не получаем одного – ответы.

Некоторые стороны исследования Библии

Процесс изучения Библии до сих пор выглядел примерно так: вы выбирали текст, который хотели изучить. Читали его. Затем перечитывали, обращаясь к подстрочным комментариям, словарям и толкованиям, чтобы поместить слова, стих и книгу в контекст языка, культуры и теологии, насколько это возможно взвешивая различные традиционные и доктринальные взгляды и используя комментарии экспертов как ресурс, а не замену вашему собственному независимому суждению.

Но что потом? Когда внешние ресурсы заканчиваются, в игру вступают наши внутренние ощущения и индивидуальный стиль. И по мере того, как мы переходим к этому этапу, верные рецепты не появляются, но:

  • Несомненно, полезно думать о тексте и его контексте.
  • Может быть, вы хотели бы обсудить текст с теми, кому он интересен, или с самим собой.
  • Вероятно, что более интуитивный процесс размышления и медитации над прочитанным, проводимый индивидуально или в группе, тоже был бы полезен.
  • Вы также можете молиться в этот момент, если молитва значима для вас.
  • Тогда, возможно, вы терпеливо будете ожидать (помните «терпение» из Рим. 15:4?) или повторите всё вышесказанное.
  • А может быть и не будете.

Кто подскажет, какая комбинация этих шагов позволит вам найти то, что вы ищете, изучая Священное Писание? Эти субъективные шаги в то или иное время были мне полезны, но не всегда все и не всегда в одной и той же комбинации.

Кто вообще может точно сказать, что вам следует искать? Как показывают тексты, которые мы рассмотрели в предыдущей главе, даже у библейских авторов свои разные цели. Петр искал в Священных Писаниях абсолютную уверенность в своих ортодоксальных доктринальных воззрениях и настаивал на том, чтобы община держалась за них с полной преданностью до конца, который не так уж и далек. Павел иначе рассматривал Священное Писание, видя в нем ресурс, изучение которого могло бы быть «полезным» как для наставления, так и в качестве источника надежды и смысла в кажущемся безнадежным и бессмысленным мире. Мы могли бы найти разные трактовки и у других авторов.

Неизбежная внутренняя сущность процесса поиска смысла при изучении Библии также проявляется в том, что авторы Священного Писания постоянно используют образные и метафорические термины, такие как «Богодухновенный» и «движимы» для описания процесса Вдохновения. Ученые более двух тысяч лет спорят о том, какой именно внутренний процесс или процессы описывают эти термины, и сейчас этот вопрос далеко не решен.

Но если ваша центральная роль при изучении Библии тревожит или даже нервирует вас, рассмотрите другую сторону медали: это также означает, что в Священном Писании есть место для свободного разума – чтобы бродить, учиться и даже творить. Дело не в том, что, как в евклидовой геометрии, все теоремы, даже самые заумные, были разобраны давным-давно, и задача ученика состоит в том, чтобы просто овладеть зафиксированной в древности совокупностью знаний. Нет, Библия показала себя в качестве постоянного источника стимулирующих размышлений и нового понимания почти всех сторон жизни. Поэтому люди до сих пор ее изучают.

Это может оказаться верным даже для людей, которые не являются традиционно религиозными. Однажды я брал интервью у известного радикального журналиста И.Ф. Стоуна, который назвал себя атеистом, но также признал, что ему очень нравилось во время своих ежегодных каникул читать ветхозаветных пророков на древнееврейском языке. Это «вдохновляло» его, хотя он не считал эти тексты «вдохновенными». Подозреваю, что в этом, как и во многом другом, Стоун был редкостным экземпляром.

Несколько полезных рецептов

Однако, если вы сочтете систематизированное изучение полезным, несколько различных методов индивидуального или группового познания подробно описаны в книге «Возвращение источника» (Reclaiming a Resource), которая представляет собой сборник статей с Библейской конференции Друзей 1989 года. Все эти «рецепты» представлены с квакерской точки зрения, но для их использования не обязательно быть квакером.

Один из таких методов, который известен как Дружеское изучение Библии, можно использовать и самостоятельно, и в группе. Его форма – размышления и ответы на пять вопросов о любом отрывке из Священного Писания, с которым вы работаете. Вопросы следующие:

  1. В чем суть этого отрывка?
  2. Какой «новый свет» открылся мне благодаря этому отрывку в этот раз?
  3. Согласуется ли этот отрывок с моим опытом?
  4. Какое значение имеет этот отрывок для моей жизни?
  5. Какие мои проблемы осветил этот отрывок?

Обратите внимание, что этот подход не требует ни авторитетного лидера, ни знания общепринятых суждений о Библии. Кроме того, он не предназначен для того, чтобы указывать вам набор «правильных» ответов. Эти особенности являются частью того, что делает изучение Библии «дружественным».

Переводчик Антон Грушко   

Источник