Во что полагается верить, но, может быть, верить и не стоит

У моего отца было много хороших качеств, но было и несколько черт, которые меня напрягали. Одной из них была склонность пресекать мое любопытство. Временами он просил меня что-то сделать, и я спрашивал: «Почему ты хочешь, чтобы я сделал это?» – нет, не отказываясь, мне просто было любопытно. Он всегда отвечал одинаково: «Потому что я так сказал, вот почему». После такого оставалось не так уж много пространства для обсуждения.

Хотя отец не был религиозным человеком, он мог быть догматичен и в религиозных вопросах. В детстве, когда я спрашивал его, почему мы должны верить во что-то, он отвечал: «Потому что мы просто должны, вот почему».

Позже, когда я был уже подростком, и отец сказал мне, что мне надо во что-то верить, я дал себе зарок: «Когда вырасту, стану пастором и выступлю с проповедью “Во что полагается верить, но, может быть, верить и не стоит”». И вот сегодня этот день настал.

На этой неделе я получил письмо от женщины, в котором она высказала свои возражения насчет того, что я написал по поводу безошибочности Библии. В этом любезном письме выражается беспокойство по поводу моих религиозных взглядов и их возможных последствий. Это самое милое письмо, полученное мною когда-либо, где сообщается, что я направляюсь прямо в ад, но без использования этого слова. Автор письма убеждает меня воспринять Библию как Слово Божье. «Слово Божье» – это выражение, знакомое всем нам. Автор письма имеет в виду, что Библия исходит напрямую от Бога и является истиной во всех отношениях – в научном, духовном и моральном – и, следовательно, является окончательным словом и высшим авторитетом, заключая в себе все то, что Бог сказал или когда-либо скажет.

Такой взгляд на Библию может быть довольно утешительным для одних и весьма горестным для других. Несколько лет назад я выступал в церкви, и там же проповедник читал выдержку из Библии на этот день. Это был отрывок из книги 1 Царств о том, как Бог приказывает израильтянам поражать своих врагов, каждого мужчину, женщину и ребенка. Пастор прочитал стихи, закрыл Библию и сказал: «Это слово Господа». Сидящая впереди пожилая женщина фыркнула и сказала: «Чушь».

Я подумал то же самое, но, поскольку был гостем, не почувствовал себя в праве поделиться своим мнением.

«Слово Божье» – сильная, мощная фраза. Если два человека обсуждают важный моральный вопрос, и один из них, ссылаясь на Библию, говорит: «Это не мои слова, это слова Бога!», считается, что вопрос закрыт, и это мнение нельзя подвергнуть сомнению. Можно позволить себе быть сколь угодно вздорным и безнравственным, прикрываясь волей Бога. Например, автор псалма 136 верил, что Бог одобряет геноцид, когда написал: «Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Псалом 136: 8–9) Один человек однажды объяснял мне, что это тоже были слова Бога и такова была Божья воля, что для создания высшей расы людей Бог сначала должен был уничтожить «низшие» расы. Но разве Гитлер пробовал сделать не то же самое?

Вы верите, что Псалом 136 был Словом Божьим Израилю? Я – нет. Это не значит, что в Библии нет прекрасных отрывков. Конечно, есть. Но мы должны признать, что их качество неравномерно, а мера нравственности непостоянна.

Когда какую-либо книгу возносят как Слово Божье для всего человечества, те, кто сосредоточивает свою веру на этой книге, одновременно принижают ценность других религиозных текстов и традиций. «Наша книга, а не ваша является Словом Божьим», – говорят они нам. «Наша книга богодухновенная, а не ваша». «Наша книга правдива, а ваша – лжива».

Исаак Ньютон, как известно, говаривал, что каждому действию есть равное и противоположное противодействие. Это означает, что действие по возвышению одной книги над другой приводит к обесцениванию любой другой книги. Так как одна книга превозносится, другие принижаются. На каждое действие есть равное и противоположное противодействие.

И как же узнать, что есть Слово Божье, а что нет? Вот мой критерий. Может быть он подойдет и вам тоже. Я знаю, что что-то является словом Бога, если это помогает мне любить другого.

Это из 19-й главы книги Левит. «Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской». Это Слово Божье? Для меня да.

Вот еще одно высказывание, великого агностика Роберта Ингерсолла: «Что-то не так в правлении, когда те, кто делают больше всех, имеют меньше всех. Неправильно, когда честные люди носят лохмотья, а негодяи – одеяния; когда любящие и вежливые люди питаются черствым хлебом, а бесчестные сидят на пирах». Это Слово Божье? Для меня да.

И еще одно высказывание самого молодого лауреата Нобелевской премии в мире Малалы Юсуфзай: «Когда весь мир молчит, даже один голос звучит громко». Это Слово Божье? Для меня да.

То, что вдохновляет любить, что дает силы расти, что помогает нам проявлять заботу по отношению к другим так же активно, как и к самим себе, – это истинное Слово Божье. Так что Слово Божье ни в наше время и никогда бы то ни было не ограничивается одной единственной книгой, одной религией или одним человеком.

Некий человек взобрался на вершину горы и, стоя на цыпочках, ухватился за Истину. Ранее сатана, подозревая угрозу себе со стороны этого человека, приказал одному из своих подчиненных следить за ним. Когда демон с тревогой сообщил об успехе этого человека – о том, что тот ухватился за Истину, – сатана остался невозмутим. «Не волнуйся, – сказал он. – Я соблазню его наделить ее особым статусом».

Всегда будут те, кто закрепляет Слово Божье в рамках особого статуса. Оставляя на него право только для себя и себе подобных, они неизбежно, неизменно выдавливают из него саму жизнь. Друзья, давайте находить Слово Божье, где бы оно и в ком бы оно ни расцветало. Давайте принимать его с радостным и милосердным сердцем, чтобы можно было свободно делиться им с другими, чтобы все люди могли приобщиться к нему и наполниться им.

Филип Галли, пастор Фаирфилдского собрания Друзей (Индиана, США)

2020

(источник)