ШЕСТЬДЕСЯТ убийц признались мне, что не хотят убивать — на самом деле, так оно и было. Тому есть несколько объяснений, но верно только одно. Самое очевидное — хотели меня одурачить, притворялись «хорошими», но таковыми не были. Это объяснение предпочитает тюремное начальство и его используют для управления нашими тюрьмами. Другим вариантом можно считать, что они настолько испугались «наказания», что решили вести себя «правильно». Здравый смысл предполагает, что убийцы с большой точностью рассчитывают баланс между беспределом и воздаянием, а затем выбирают беспредел. Напротив, квакерство советует нам «полностью отрицать» всякую внешнюю силу и принуждение — и эти убийцы объяснили мне, почему.
На первый взгляд, насилие всегда побеждает. «Сильный всегда прав», как лаконично выразился Бисмарк — те, у кого самые сильные руки или вооружение, гарантируют тем самым, что они победят. И это заражает политический дискурс сегодня. Чем больше и круче наше оружие, тем все мы будем в большей безопасности. Попахивает немного подозрительно, если подумать — как увеличение летальности может обеспечить сохранность жизни? С медицинской точки зрения это контрпродуктивно. Взаимно гарантированное уничтожение, или БЕЗУМИЕ, тоже звучит не очень разумно, не говоря уже о мудрости. Если учесть, что мы тратим огромное количество нашего богатства на возрастающее разрушение, разве тихий внутренний голос не спрашивает, не должны ли мы платить как минимум столько же за созидание, а не за разрушение? Или это предел наших мыслительных способностей, нашего потенциала как человека разумного? Обречены ли мы своими генами на насильственную смерть по собственному настоянию?
Попробуйте поспорить об этом с прохожим или с радиоведущим, и они тут же снабдят вашего оппонента более быстрым ружьем, более длинным мечом, лучшей точкой обзора — и продолжат, как бы между прочим, спрашивать, действительно ли вы хотите увидеть, что ваша мать убита или что вашу дочь изнасиловали — при этом сохраняя аксиому Бисмарка в неизменном виде. Конечно, чем больше пушка, тем больше людей она может убить. И тут вспоминается северокорейская артиллерия, которая в настоящее время гарантирует, что Сеул теперь находится в пределах досягаемости. Но возможно ли, что Бисмарк ошибался, и не просто ошибался, а «абсолютно» ошибался?
Начнем с того, что убийцы, которых я знал, соглашались с тем, что их отцы говорили: «Если у твоего врага в руках полено, возьми нож; если у них нож –хватайся за пистолет». Вот поверхностная бисмарковская логика, та самая, которая неумолимо гарантировала, что протеже Бисмарка задушат цивилизацию в 1914 году, от чего мы еще не оправились.
Но постойте, в этом котле звучит голос Бога, в чем-то совершенно бессильный, но в чем-то могучий. В ноябре 1660 года группа квакеров заявила королю Карлу II, что они не согласны. Где были их батальоны? Сколько винтовок было у них в непосредственном подчинении? С точки зрения Бисмарка, они были рождены неудачниками. Но чему меня научили убийцы?
Если вы потратите пять лет на то, чтобы хорошо узнать убийц, то, к своему удивлению, обнаружите, что на самом деле они не хотят быть жестокими. В глубине души все они, каждый из них, были рождены не склонными к насилию. Сами они вам этого не скажут, но, если вы достаточно долго будете предлагать им достоверный контекст, они легко вас убедят, как убедили и меня.
Так что же происходит? Каким образом Свидетельство о Мире может быть мощным и универсальным, как я утверждаю? Что произошло с этими убийцами – они повзрослели эмоционально. Вот вам и ответ. Родителей, которые, к примеру, не запрещают своим маленьким детям переходить дорогу с интенсивным движением, уже не осталось. Но люди, которые принуждают взрослых поступать согласно предписаниям Бисмарка, сохраняют своих реципиентов инфантильными. Нации должны управлять собой, отказываясь от принуждения по родительскому типу и применяя полностью информированное согласие, иначе они задохнутся. Большой Брат смертелен. Война – это детсадовские истерики в больших масштабах. Квакеры 1660 года знали об этом, а вы?
Воскресенье, 28 мая 2017 г.
Эта статья была опубликована в британском квакерском еженедельнике The Friend
Автор: Боб Джонсон — психиатр, посвятивший значительную часть своей профессиональной деятельности работе с психически неуравновешенными и опасными заключенными, а также исследованию влияния альтернативных подходов в психиатрии DrBobJohnson.org
Перевод Наталии Наказнюк