Почему нам важно разделить победу Христа над грехом?
Когда я задумываюсь о происходящих вокруг нас событиях, мои мысли часто приводят меня к тому, Друзья по традиции называют «войной агнца» – противостояние греху и сохранение верности Божьему призыву в мире, который может быть иногда враждебным. Порой среди либеральных Друзей обсуждение этой духовной битвы между добром и злом может быть нелегким. Многие из нас живут в мире, где понятия «грех» и «порок» кажутся анахроничными. В этом мире безусловно удовлетворяются базовые потребности, слабости благоразумны, а насилие немыслимо. В этом мире люди могут запутаться, ошибиться, даже действовать неадекватно, но быть «грешниками»? Какое ретроградство! Не достаточно ли, как говорят многие Друзья, просто стараться быть хорошими и принять, что есть от Бога в каждом, при этом не обращаясь к суеверной чепухе?
Может быть и так, но только если бы подавляющее большинство человечества не населяло другой мир, менее привилегированный и гораздо более опасный. В этом мире неспособность «подставить другую щеку» может привести к возмездию не только в форме сплетен или остракизма, но и к перестрелке. В этом мире решение мужчины покинуть свою семью приводит не только к сложной логистике современной опеки, но и к голоду, бездомности и поколенческой озлобленности брошенных детей. В этом мире под слабостью понимается не чрезмерная любовь к коктейлям после ужина, а когда дети приходят домой со школы и обнаруживают, что папа продал их любимые игрушки ради дозы, а мама так занята развлечением своих «друзей», что не нашла времени для приготовления еды и подготовки ванны. В этом мире принятые нами решения являются не нейтральным выбором образа жизни, а сейсмическим потрясением, которое отражается в жизни тех, кто к нам ближе всего, к сожалению или к счастью.
В этом мире существует множество способов причинить боль другим, что ведет к незамедлительным и разрушительным последствиям – либо намеренно ставя свои желания выше своих обязанностей, либо находясь в заложниках у наших страстей, таких как гнев, влечение или зависимость. Человеку, чья жизнь изорвана в клочья после оставления или злоупотребления, высказывание «есть что-то от Бога в каждом» не поможет объяснить, как человек с «чем-то от Бога» мог так с ним поступить, или как благой и любящий Господь мог такое позволить. Человеку, измученному последствиями собственных выборов и, кажется, не способному принимать иные решения, высказывание «постарайся быть хорошим и помни, что в каждом есть что-то от Бога» не объяснит, как он может соотнести себя с Богом, если в своем сердце он чувствует, что, на самом деле, он далеко не хорош. Они также не могут ощутить «что-то от Бога» внутри них, учитывая множество доказательств присутствия «чего-то от зла».
Ранние квакеры называли эту духовную болезнь грехом: слабость, немощь и разрушение, что приводит к неустроенности в жизни и заставляет нас причинять вред себе и другим.
Иногда грех является выбором: работодатель оставляет плохой отзыв не из-за низкого качества работы сотрудника, а потому что получает извращенное удовольствие от причинения вреда тем, кто ему не симпатичен. Иногда грех является потаканием страстям: пытки, с которой сталкивается добросовестный мужчина, который не может отказаться от ночного просмотра порнографии, хотя это вредит как его браку и родительским обязанностям, так и снижает эффективность на работе. Иногда грех является результатом искаженных перспектив, переданных через воспитание: заботливая мать ругает и унижает дорогих ей детей, потому что, согласно ее опыту, так должны поступать все любящие матери.
Хотя понятие может звучать старомодно, мы сталкиваемся с реальностью греха каждый раз, когда открываем новости и читаем истории о том, как один народ притесняет другой, как религиозные лидеры наживаются на своей пастве, тренера давят на своих игроков, а политики предают доверие своих избирателей. И если мы честно подумаем о своей жизни – как часто мы оправдываем нашу гордость и предрассудки, о наших повседневных действиях и бездействии, ведущих к духовному насилию и бессердечному равнодушию – то мы, вероятно, осознаем, что грех существует не только в мире, но и в нашем собственном сердце, какими бы хорошими и уважаемыми людьми мы ни были.
Перед лицом совершаемых человеком катастрофических деяний, начиная от ужасов охраняемого законом рабства и заканчивая кровавыми геноцидами девятнадцатого и двадцатого веков, цинично спланированной опиоидной эпидемией, фразы либеральных квакеров могут показаться удручающе неадекватными. «Люди не злые, а просто запутались». «Я не верю в грех, так как в каждом есть что-то от Бога». В лучшем случае их посчитают нереалистичными и наивными. В худшем – в них увидят свидетельство привилегированного великодушия, которое возможно только для людей, чья жизнь никогда не была уничтожена разрушительными действиями других. Преуменьшая реальную духовную испорченность, которая отражается у многих из нас на теле и в душе, этот подход заставит нас неуклюже колебаться, когда мы неизбежно столкнемся с лицемерием, агрессией и эгоизмом в себе и в других. Такая позиция также резко отличается от традиционного квакерского взгляда на мир, который одновременно решительно признает отвратительность зла и столь же непоколебимо верит в то, что Бог достаточно любящий и могущественный, чтобы победить зло раз и навсегда.
Такое убеждение характерно для многих христианских представлений об «искуплении» – традиционном слове, означающем способ преодоления Христом пропасти между Богом и человечеством. Ранние Друзья вместе с другими верующими рассматривали искупление как «единение», необходимое из-за фундаментального различия между совершенством Бога и несовершенством человека, между постоянством во благе у Бога и непостоянством и обязательным моральным упадком человека. Но между ранними квакерами и остальной церковью было существенное различие: Друзья верили, что искупление действительно работает.
Распространенным мотивом во времена зарождения квакерства было то, что в падшем мире никто не способен на истинное добро. С этой точки зрения, пока мы являемся существами из плоти и крови, нас будут сопровождать проступки и духовная слабость. Друзья всецело отвергли такую уступку злу, высмеивая ее как «проповедь о грехе» и осуждая ее как отвержение Божьего обета и даже уловку дьявола. В своем послании №222 Джордж Фокс, ссылаясь на практику рабства в Османской империи, пишет следующее:
Какую ценность, достоинство и величину они обрели из крови Христа, что очищает от греха и смерти? И ещё говорили людям, что они приведут их к познанию Сына Божьего, к совершенному человеку, а теперь говорят им, что они не должны быть совершенными на земле, и понесут свое греховное тело до могилы? …Подобно тому, как если бы кто-то был в Турции рабом, прикованным к лодке, а другой решил бы выкупить его, чтобы он смог вернуться в свою страну. Возразили бы турки, что хотя ты и искуплен, но пока ты на земле, то не можешь покинуть Турцию, и цепи с тебя не снять… Но говорю вам, что вы искуплены Христом; собственной кровью он выкупил человека из того состояния, в котором он находился при падении, и привел его в состояние, в котором он был до него. Так Христос стал проклятьем, чтобы вывести человека из проклятья; и понес гнев, чтобы обрел человек мир Божий; чтобы пришел в блаженное состояние, состояние Адама, в котором находился до падения; и не только туда, но и в состояние во Христе, в котором он никогда не падет. И таково мое свидетельство вам и всем людям на земле. И как взывали учителя мира, человечество искуплено, но на земле они должны нести в себе первородный грех… это печальные вести! Они посланники Бога или посланники Сатаны?
По мнению ранних Друзей Христос искупил человечество, выкупил нас из рабства, пролив Свою кровь на Кресте. Почему же мы позволяем священникам и проповедникам вновь заковывать нас в цепи?
Ранние квакеры твердо отстаивали веру в победу Христа над грехом, что неумолимые последствия являются полными и вечными, и что мы должны разделить ее с ним (1 Кор 55:57). Человечество больше не обречено жить в качестве узников собственных беспорядочных страстей, не способных следовать за Светом, потому что мы столь сильно зависимы от комфорта, удовольствий и власти. Вместо того чтобы оставаться угнетенными и закабаленными рабами греха, мы – любимые и желанные дети Божьи (Гал. 4:3-7). Вместо рабства плоти и желаний нашего эго у нас есть свобода в Духе. Эта свобода не метафорична и не абстрактна, а реальна, конкретна и непосредственна. Вы можете перестать навязчиво гнаться за престижем – прямо сейчас. Вы можете перестать обращаться к чувственным удовольствиям для эмоционального наслаждения – прямо сейчас. Вы можете перестать поддаваться гневу – прямо сейчас. Вы можете перестать позволять тревоге побуждать вас действовать эгоистично – прямо сейчас. Вы можете перестать прятаться за классовыми и расовыми привилегиями, чтобы чувствовать себя в безопасности – прямо сейчас. Бог дал вам, всем нам, эту свободу, осталось осмелиться ее принять.
Это смелое и дерзновенное заявление – один из самых противоречивых элементов традиционной квакерской веры – кажется почти невероятным тем из нас, кто пытается поступать правильно, но регулярно терпит неудачу. Кто бы не хотел быть свободным от чужого мнения и давления, которые уводят нас от того добра, что мы ценим, и вместо этого побуждают нас действовать так, как мы ненавидим? Разве мы уже не делаем всё возможное? Именно здесь ранние Друзья и видели корень проблемы: мы продолжаем полагаться на собственные попытки, собственные усилия, чтобы изменить свое поведение.
Вместо этого нам стоит обратиться к Свету. Фокс подчеркивает это в послании №46, которое можно перефразировать следующим образом:
Те, кто следует собственному суждению, а не ищет воли Бога – обречены. Их слава и их венец – гордыня, которая приведет их к погибели, беспорядку и непослушанию Свету. Но теми, кто любит Свет и следует за ним, правит Христос, чей путь – благая весть для всего творения.
Согласно традиционному квакерскому воззрению, свобода от духовного смятения и порока доступна каждому из нас, но эта свобода доступна только в той мере, в какой мы готовы отложить в сторону наш собственный опыт, наши собственные приоритеты и наши собственные желания и ждать, пока нас не поведет Дух.
Ранние Друзья верили, что посредством силы Духа переход к новой жизни происходит незамедлительно, как только мы начинаем слышать голос Бога и повиноваться ему.
Это убеждение, известное как «совершенство», не означает, что в добродетели нет места для дальнейшего роста. Как писал Роберт Баркли в «Апологии истинного христианского богословия»: «ребенок имеет такое же совершенное тело, как мужчина, хотя с каждым днем оно вырастает все больше и больше» («О совершенстве», раздел 2). Наше совершенство заключается в послушании посланиям Святого Духа. Как только мы вверяем себя руководству Бога в наших сердцах, нам постепенно передается больше наставлений, которых мы должны придерживаться. Наши жизни преображаются, а власть греха ослабевает по мере того, как в нашей жизни возникают внешние плоды от постоянных отношений с Внутренним Христом.
Именно поэтому так важно наше понимание искупления. Если мы считаем его излишним, что люди внутренне хорошие, то злые поступки будут рассматриваться как ошибка или отклонение от нормы, а не как предсказуемая черта человеческого существования. Те из нас, кто придерживается подобной точки зрения, могут испытать сложности со смиренной и реалистичной оценкой собственных недостатков или активно прибегать к методам, обеспечивающим благополучие нашего сообщества. Этому будет мешать искренняя вера в то, что каждый будет действовать на благо всех остальных, несмотря на трагические свидетельства обратного. По другую сторону находятся те, кто считает целью искупления прощение всех наших проступков, при этом основа нашей человеческой природы остается неизменной. Им придется столкнуться с искушением рационализировать и приуменьшать недостаток добродетели и влияния разрушительных практик в качестве неопровержимых доказательств существования греха в падшем мире.
В результате мы можем оказаться в ситуации, когда основным призванием Друзей будет проявление любящего прощения, однако мы не увидим ценности в призвании помогать друг другу в противостоянии злу и его искоренению посредством нежности, мужества и смирения. Как и должны поступать верные друзья.
Традиционная квакерская точка зрения на искупление поможет нам избежать этих крайностей. Квакерский взгляд позволяет создать пространство, в котором признается существование бесчисленных способов, каким образом наши действия и отношения могут причинить вред нам и другим, при этом осознавая, что мы уже получили Божье прощение. Мы можем исследовать те стороны себя или наших сообществ, которых мы предпочли бы не замечать, с уверенностью, что недостатки не отдалят нас от Божьей любви. Мы можем противостоять злу посредством надежды, а не страха, зная, что Бог даст нам понимание, необходимое для того, чтобы идти в верности через сложные ситуации, а также обладать необходимым мужеством. На этом убеждении сформированы многие наши традиционные практики; и чем более добросовестно мы их практикуем, тем лучше они работают. Наша вера в способность человека быть ведомым Духом награждается тогда, когда людей поддерживают сильные и любящие старейшины, приверженные защите безопасности и духовного здоровья собрания. Наше преданное следование евангельскому порядку – гармонии и заботы о сообществе, управляемом Внутренним Христом – не может быть полностью реализовано в отсутствие общей готовности быть изученным и обученным Светом.
Наше понимание искупления – не богословская софистика. Оно имеет важное значение, формирует наш взгляд на себя, сообщество и Бога. Если мы надеемся ответить на стоящие перед нами вызовы, такие как белое превосходство, политическую поляризацию, конфликты в собраниях и то, что значит честно жить в быстро изменяющемся обществе, мы должны признать реальность и разрушительность зла, которое с Божьей помощью потерпит поражение. Мы должны столкнуться с океаном тьмы, который Фокс узрел в своем знаменитом видении, если мы хотим увидеть, как в океане света, что течет над ним, есть бесконечная любовь Божия.
2022
Об авторе: Адрия Гулизия – адвокат, медиатор, фасилитатор и коуч. Забота о духовном росте Друзей всех возрастов привела её к разноплановому служению: от работы в сфере детского религиозного образования до членства в консультативном совете при Эрлемской школе религии (Earlham School of Religion). Адрия является членом Собрания Чатэм-Саммит (Нью-Йоркское годовое собрание) в городе Чатэм, штат Нью-Джерси.
Перевод Бориса Федюкина
Источник: журнал Friends Journal