Что люди действительно хотят от церкви и квакерского собрания

Я всей душой люблю квакерство и не хочу, чтобы оно исчезло, но количество североамериканских квакеров неуклонно снижается в течение трех десятилетий. Согласно статистическим данным Всемирного консультативного комитета Друзей количество квакеров в США и Канаде с середины XX века незначительно росло, достигнув в 1987 году 139200 членов. Последняя перепись квакеров в 2017 году показала 81392 Друга в США и Канаде, что означает снижение численности на 40 процентов. В отчете, опубликованном Эрлемской школой религии в 2005 году, был сделан такой вывод: «Если подобная тенденция к снижению численности членов Общества останется прежней, американские квакеры исчезнут в конце XXI века».

Мы могли бы обратить вспять тенденцию снижения, но это, вероятно, потребует изучения опыта других церквей. Хорошим инструментом в таком деле является обзор «Открой себя церкви»; это чрезвычайно большое исследование, в котором приняло участие более 2000 церквей и 500000 прихожан. (Чтобы узнать о нем больше, посетите их сайт revealforchurch.com)

Что же люди хотят от церкви?

В основе исследования лежит важный вопрос: «Что люди хотят от церкви?» Ответ на него является ключом к пониманию того, почему люди присоединяются к той или иной церкви. Ответы респондентов выглядят вдохновляюще. 54% сказали, что они больше всего хотят духовного водительства; более 30% сказали, что хотят быть в сообществе.

Исследование выявило, что церковь, предлагающая духовное водительство, это церковь, которая:

  • обеспечивает ясный путь, что помогает направлять духовный рост прихожан;
  • побуждает прихожан к духовному росту и дальнейшим шагам в этом направлении;
  • имеет церковных лидеров, которые определяют и последовательно укрепляют способы духовного роста, помогают прихожанам глубже понять Библию;
  • помогает прихожанам развивать личные отношения со Христом.

Церкви, в которых обеспечивались эти условия, были, как правило, полными жизни. Их члены говорили о высокой степени удовлетворенности.

Когда я прочитал это, то спросил себя, представляем ли мы, квакеры, какой-либо аналог такого типа духовного водительства. Считают ли наши новички и другие люди, что мы можем удовлетворить их духовные потребности? Если да, то видно ли это сразу или по прошествии какого-то времени? Чтобы ответить на эти вопросы, мне нужно было побольше узнать о «ясном пути», упоминаемом в материалах исследования. Хотя квакерство обладает большой мудростью в области духовного водительства, мне сначала показалось, что оно не соответствует духовному водительству, упоминаемому в исследовании. Я всё думал о том, как слушание и внимание Духу может вести к тому, что один квакер отказывается платить любые военные налоги, а другой становится военным капелланом. Было похоже, что мы, квакеры, не следуем одним «ясным путем». Кроме того, мое первоначальное понимание модели духовного водительства, принятого в исследовании, не соответствовало тем моделям духовного роста и духовного взросления, происходящими с людьми на протяжении всей жизни, которые я использовал, преподавая психологию религии.

Когда я более внимательно посмотрел на то, что авторы исследования имели в виду под «ясным путем», то понял, что их представление о нем – не столько детализированная модель духовного роста на протяжении всей жизни, сколько нечто гораздо более простое и выполнимое. Это то, что может поднять вас со взлетной полосы духовного пути в воздух. Эта вещь не предназначена для того, чтобы все время направлять ваш духовный полет к цели. Осознав это, я начал понимать, как можно было бы создать ее квакерскую версию.

Занятия, которые побуждают вас сделать следующий шаг по ясному духовному пути

В ходе исследования церкви, предоставляющие духовное водительство, по-разному описывают путь, следующие шаги и то, как побуждать к ним. Самая распространенная модель – это четырехуровневый курс занятий во второй половине дня, который сейчас является, пожалуй, самой популярной формой обучения взрослых в церквях. Эта модель берет начало в церкви, известной своим феноменальным ростом – церкви Сэдлбэк в южной Калифорнии. В 1980 году 40 человек пришли в ней на свое первое богослужение; сегодня еженедельные службы посещают более 22000 человек.

На первом уровне изучается церковь, членство, как жить в соответствии с Божиим замыслом и планы церкви на будущее. В конце уровня вам предлагается принять крещение и обратиться за членством.

Второй уровень посвящен путям духовного взросления и техникам развития четырех привычек, необходимых для духовного роста (молитва, чтение Библии, десятина и духовное сообщество). После этого уровня у вас есть возможность использовать эти навыки на практике.

Третий уровень помогает определить свои духовные дарования и выбрать, как вы будете использовать их в служении – в служении церкви и служении другим людям. По завершению уровня вам предлагается применить полученные знания на практике.

Четвертый уровень – евангелизация. По завершению вы начинаете нести свою веру другим людям.

Занятия по этой модели представляют собой ясный путь, который начинается с членства в церкви, ведет к духовной зрелости, далее к служению и евангелизации. Каждый раз, когда вы заканчиваете уровень, вам предлагают выполнить завершающее задание. Следующий шаг уровня – применение на практике того, что вы только что узнали, и переход на следующий уровень.

Быть в сообществе – еще одна важная вещь, которую люди ищут в церкви. Согласно исследованию «Открой себя церкви» общение в первую очередь происходит в небольших группах из восьми-десяти человек, которые собираются еженедельно. В них обсуждаются духовные вопросы и происходит близкое взаимодействие с другими прихожанам. Эти группы – места, где люди знают вас, знают, что происходит в вашей жизни, и знают, что для вас важно. Если вы окажетесь в больнице, члены вашей небольшой группы придут к вам, позаботятся о ваших детях, принесут вам еду, пока вы еще не встали на ноги после выписки. И вы будете рады сделать то же самое для них.

Такие занятия помогают людям быстро двигаться в своем духовном путешествии. Церкви, где они проводятся, сразу дают понять, какие у них ожидания. Они прямо говорят, что вы должны принять Христа (если вы еще этого не сделали), присоединиться к небольшой группе, посетить занятия, которые покажут путь, объяснят вам следующие шаги и будут побуждать вас возрастать духовно.

Когда вы участвуете в этом, то получаете две основные вещи, которые люди хотят от церкви – духовное водительство и пребывание в сообществе. Это вызывает у людей желание приходить снова и снова.

Могут ли квакерские собрания обеспечить такой же уровень общинной жизни и духовного водительства?

Как люди, начинающие интересоваться квакерством, могут получить такой же опыт общинной жизни и водительства?

Одним из способов было бы побудить новичка присоединиться к небольшой группе и пройти в ней похожий курс. Такой подход предполагает изменение того, как мы знакомим людей с квакерством, но не изменение того, что такое квакерство.

Новичков по приходу можно было бы определять в небольшие группы. Люди хотят иметь духовный дом, в котором они могли бы ощущать чувство причастности, где о них заботятся, а они чувствуют, что им это подходит. Другими словами они хотят настоящего духовного сообщества. Может быть трудным делом сразу почувствовать себя включенным в собрание, в котором есть давно сложившиеся социальные связи; в таком случае могут помочь небольшие группы. Должен отметить, что во многих собраниях уже предоставляется такой вид духовного общения, благодаря отличной программе «Духовное углубление» Всеобщей конференции Друзей (ВКД).

Занятия, на которых предлагаются ясный путь, последующие шаги и практика

Кроме духовного общения собрания могут предлагать занятия, на которых определяется путь, выверяются следующие шаги и дальнейшая практика. Ниже приведен один из возможных способов сделать это. (Я не хочу, чтобы этот вариант был окончательным; есть много других способов организации таких занятий.)

На первом уровне можно давать краткий обзор квакерства в целом, но большую часть времени уделять смыслу молитвенного собрания и тому, что делать на нем. В конце участникам может быть предложено сделать следующие шаги: регулярно участвовать в молитвенном собрании и перейти на следующий уровень.

Второй уровень мог бы помочь сконцентрироваться на личных духовных практиках, таких как молитва, медитация и распознавание водительств. Поскольку процесс распознавания может быть как индивидуальным, так и групповым, сюда также можно включить комитеты ясности, группы духовной отчетности и деловые молитвенные собрания. В конце участникам можно предложить следующие шаги: регулярная личная духовная практика, участие в деловых собраниях и переход на следующий уровень.

Третий уровень можно посвятить более глубокому изучению квакерства. На нем можно предоставлять некоторую информацию о квакерстве и предлагать способы дальнейшего изучения (например, регулярное чтение «Веры и практики», участие в квартальных собраниях, годовых собраниях, программах квакерских учебных центров и т.д.). В конце участникам можно предложить участие в какой-либо постоянной форме обучения.

Четвертый уровень можно посвятить служению: служению в собрании (например, деятельность в комитете), непосредственное служение во благо нуждающимся (например, кормление бездомных) или активизм (например, создание системных изменений при миротворческой работе, деятельности ради социальной справедливости или по защите окружающей среды). По окончании участникам можно предложить участие в той или иной форме служения.

После четырех уровней, составляющих путь новичка, участники занятий получат большое количество инструментов, необходимых для начала полноценной квакерской жизни. Этими инструментами они могут пользоваться всю оставшуюся жизнь.

Удовлетворение духовных потребностей

В квакерских собраниях чувствуется жажда большей духовности. Я утверждаю это по двум причинам. Первая, из-за недовольства квакерскими собраниями, которые отклоняются от своей духовной и религиозной основы; такова была основная тема в более чем ста онлайн-комментариях к моей статье «Может ли квакерство выжить» в журнале Friends Journal.

Вторая причина заключается в том, что в своих недавних волнующих, побудительных выступлениях Паркер Палмер и Бен Пинк Данделаен призвали к принятию и дальнейшей передаче духовного и религиозного ядра квакерства.

Модель, представленная здесь, описывает один из способов, как помочь новичкам удовлетворить свою духовную жажду, познакомив их с духовной основой и духовным водительством, которых они ожидают от собрания.

Люди из квакерских собраний и те, кто интересуются квакерством, ничем не отличаются от людей, принявших участие в исследовании «Открой себя церкви». Нам, квакерам, есть, что почерпнуть оттуда в вопросе о том, что же людям нужно от церкви и как этого добиться. Люди могут прийти на наши собрания благодаря различным информационным мероприятиям, им может понравиться то, что они раньше прочитали о квакерстве. Все это важно. Но люди не будут приходить на собрание снова и снова, если не увидят, как оно удовлетворяет их потребности в духовном водительстве и общении. Все три вида активности – просветительская работа, доброжелательный прием и удовлетворение духовных потребностей – очень важны. Если упустить один из них, от двух других не будет сильной пользы. Их совместное использование может преодолеть тенденцию сокращения членства. Квакерство может расти, а собрания могут становиться более жизнеспособными.

Дональд МакКормик

2018 г.

Дональд МакКормик является членом собрания Грасс-Вэлли в г.Невада (Калифорния). Он директор образовательных программ в организации «Юнайтед Мйндфулнесс», которая готовит преподавателей осознанности.

Источник