Абсолютный пацифизм?

После очередного Дня Поминовения [отмечается ежегодно 11 ноября; основной смысл праздника – почитание памяти солдат Великобритании, погибших в годы Первой мировой войны, – прим. ред.], думаю, многие Друзья испытывают противоречивые чувства при почитании тех, кто сражался в войнах, и сохранении верности нашему свидетельству о мире. Вторжение в Украину и действия террористических групп ставят нас перед вызовом: будем ли мы готовы сражаться с теми, кого не убедишь аргументами? Поддерживаем ли мы военных, когда, согласно резолюции ООН, они действуют с целью предотвращения геноцида? Подобная проблема вставала перед христианами на протяжении веков. Говорят, что Августин Блаженный первым разработал «Теорию справедливой войны», которая утверждает, что при определенных обстоятельствах применение силы морально оправдано.

На протяжении многих лет я знавал прихожан квакерских собраний, которые не чувствовали в себе готовности подать заявку на членство, так как считали, что наше свидетельство о мире пропагандирует абсолютный пацифизм. Действительно, «Квакерская вера и практика», по-видимому, предлагает именно такую интерпретацию. В главе 24 приводятся цитаты двух сознательных отказчиков – Кордера Кэтчпула и Роджера Уилсона, но не тех Друзей, которые, прислушавшись к нелегкому выбору совести, пришли к выводу, что для достижения прочного и справедливого мира единственным вариантом для них станет силовое сопротивление.

Считаем ли мы, что многие Друзья, решившие противостоять нацизму с помощью силы, отказались от своей приверженности миру? Предполагаю, что нет. Они верили, что мир, как отсутствие войны, вовсе не является миром, если в нем царит несправедливость и угнетение. (Многие авторы в наши дни проводят различие между «негативным миром», т.е. отсутствием войны, и «позитивным миром», где преобладает справедливость и уважаются права человека.) Во время Второй мировой войны Кеннет Барнс, квакерский писатель и педагог, отметил следующее: «Мы вовлечены в отчаянную войну, которую нельзя остановить или урегулировать пацифистским способом, и пацифист должен приспосабливаться к тому, что есть, а не к тому, что могло бы быть».

Квакерский историк Дэвид Рубинштейн говорит: «Обычно считается, что квакеры всегда были и являются пацифистами… Это предположение ошибочно». Он указывает, что главной характеристикой духовности квакеров является то, что «в таких вопросах Друзья должны следовать своему собственному внутреннему свету». А Лонни Валентайн в «Оксфордском справочнике для изучающих квакерство» утверждает, что во время Первой мировой войны около «трети Друзей мужского пола соответствующей возрастной группы, числом около тысячи человек, взяли в руки оружие». В США во время Второй мировой войны их доля была еще выше.

Много лет назад во время собеседования о членстве меня спросили насчет моей позиции в отношении свидетельства о мире. Я сказал, что у меня есть сомнения по поводу абсолютного пацифизма, но я абсолютно привержен миротворчеству. С тех пор я участвовал в различных мероприятиях по обучению миротворчеству, совсем недавно занимался этим в Зимбабве, помогая деятельности школьных клубов мира.

Надеюсь, что в следующем издании «Квакерской веры и практики» будет исправлено то, что кажется мне чем-то вроде дисбаланса.

Ноябрь 2022

Автор: Дон Роу, член собрания Милтон Кейнс (Великобритания)

Источник: журнал The Friend