Основы истинного общественного устройства

Первая мировая война была воспринята некоторыми британскими квакерами как провал капиталистической системы в Британской империи. Ряд квакеров стали называть себя социалистами, в то время как другие старались не использовать этот термин по отношению к себе, однако все они рассматривали политическую систему Британии перед Первой мировой войной, как несправедливую – при которой существовало недопустимое неравенство в благосостоянии и политической власти.

В 1915 году для изучения этого неравенства квакеры учредили Комитет военного и общественного устройства, который в 1918 году выпустил манифест под названием «Основы истинного общественного устройства».

Основы истинного общественного устройства, одобренные Лондонским Годовым собранием, 1918 г.

  1. Отцовство Бога, открытое Иисусом Христом, должно вести нас к братству, которое не знает ограничений по расе, полу или социальному классу.
  2. Это братство должно выражаться в социальном устройстве, направленном, помимо всех материальных целей, на рост личности, по-настоящему связанной с Богом и людьми.
  3. Возможность полного развития – физического, морального и духовного – должна быть обеспечена каждому члену общества: мужчине, женщине и ребенку. Развитие полной личности человека не должно тормозиться несправедливыми условиями или подавляться экономическими условиями.
  4. Мы должны стремиться к такому образу жизни, который освободит нас от рабства материальных вещей и чистых условностей, не будет создавать преград между людьми и не будет ни на кого возлагать на чрезмерное бремя труда из-за наших излишних потребностей.
  5. Духовная сила праведности, любящей доброты и доверия могущественна, потому что она обращена к лучшему в каждом человеке. В применении к трудовым отношениям она позволяет достичь великих целей.
  6. Наш отказ от методов внешнего господства и использования силы применим не только к международным делам, но и ко всей проблеме управления в промышленности. Не через антагонизм, а через сотрудничество и добрую волю можно добиться лучшей доли для всех и каждого.
  7. Взаимное служение должно быть принципом, на котором строится жизнь. Мотивом любой работы должно быть служение, а не личная выгода.
  8. Право собственности на материальные вещи, такие как земля и капитал, должно регулироваться таким образом, чтобы наилучшим образом служить нуждам и развитию человека.

Квакеры сделали несколько практических предложений, которые до сих пор находят отклик. Одним из них была идея «государственного бонуса», которая похожа на идею универсального базового дохода, испытываемую сейчас в некоторых странах. Это предложение было разработано квакерской парой Денисом и Мейбл Милнер, которые стали одними из первых теоретиков Великобритании, отстаивающих эту концепцию.

Подобные идеи существовали и в отношении прожиточного минимума, а также трудовых кооперативов, в которых рабочие могли бы получать через дивиденды реальную долю того, что они помогли создать. Квакеры мечтали о политической системе, в которой «нет ограничений по расе, полу или социальному классу», и где материальные ценности и земля регулируются таким образом, чтобы удовлетворялись самые широкие потребности.

Хотя вышесказанное звучит радикально, деятельность квакеров после Первой мировой войны по своему характеру была большей частью реформистской, чем радикальной, и всегда в высшей степени практичной. Квакеры были инициаторами движения школ для взрослых, которое ставило целью вывести людей из бедности с помощью образования. Они запустили поддержанную правительством программу наделения людей огородами, направленную на сокращение бедности в промышленно развитых регионах. Квакерские работодатели были известны тем, что пытались создать более справедливые условия для своих сотрудников, хотя примеров трудовых кооперативов на крупных квакерских предприятиях было немного.

Комитет военного и общественного устройства, превратившийся в Комитет промышленного и общественного устройства, продолжал свою работу до начала 1960-х годов.

Источник