Стремление к миру как образ жизни квакеров

В последний год мои друзья стали часто подшучивать надо мной. Дело в том, что через каждые несколько недель я публиковал свои рисунки в таких изданиях как The Big Issue, Private Eye, The New Internationalist, сопровождая их подписью «Тим работает ради дела мира. Он является квакером, а также экологическим активистом, писателем и блогером». И ниже добавлено: «Делайте стремление к миру образом жизни».

Стремление к миру как образ жизни«Но у тебя уже есть друзья – мы. Зачем тебе рекламировать себя лишний раз?» – в шутку спрашивают они. Эти подписи, разумеется, сделаны не с целью обретения личной известности. Они были размещены в рамках проходившей тогда инициативы «Квакерская неделя», которая должна была показать, через какие реальные действия квакеры могут проявлять себя. Но факт того, что даже мои друзья неправильно интерпретировали это (хотя и намеренно) позволяет говорить о большем: по отдельности квакерам, как правило, бывает непросто говорить о том, почему они делают те или иные вещи. Гораздо проще им рассказать о том, что именно они делают. Я поднимаю обе руки и говорю: «И мне тоже». До тех пор, пока не закончится «Квакерская неделя» в этом году (и, соответственно, мои публикации), я таким образом пытаюсь объяснить, зачем мы это делаем.

В статье колумниста «Гардиан», вышедшей во время прошлогодней «Квакерской недели», возможно, суммируется всё то, что люди думают о нас. Энни Карпф пишет: «Квакерство – это скорее политическое движение… Квакерство сыграло видную роль в движении аболиционистов, способствовало созданию таких организаций как «Международная Амнистия», «Гринпис» и «Кампании за ядерное разоружение», а в последние два года борется за признание однополых браков. Они учат людей действовать ненасильственными методами и проявили особенную активность на Ближнем Востоке.

На самом деле понятно, почему многие люди считают именно так, ведь квакеры, действительно, изначально выступали в качестве оппозиции к действующей власти, например, во время Английской революции. Для многих квакеров, как бывших, так и нынешних, фраза «стремление к миру – это образ жизни» означает борьбу, возможно, какими-либо креативными методами, с теми системами, которые основаны на насилии и несправедливости. Первая глава книги Толстого о ненасильственном сопротивлении во-многом посвящена квакерам, и в свое время она оказала большое влияние на Ганди, который развил эти идеи. Многие квакеры в наше время участвуют или участвовали в акциях гражданского протеста или в различных социальных проектах, призванных изменить мир.

В результате, мнение людей о квакерах связано зачастую не столько с верой, сколько с конкретными акциями и действиями. Действительно, за последний год я бывал на акциях протеста чаще, нежели на квакерских собраниях. Но несмотря на то, что данные акции имеют огромное значение для многих квакеров, суть квакерства кроется в гораздо более тонких моментах. И объяснить это гораздо сложнее (а сами объяснения кажутся неубедительными), чем рассказать о ключевых целях проводимых кампаний.

Это сложно объяснить потому, что сущность квакерства заключается не просто в какой-то догме или вероучении, но охватывает гораздо бо?льшие аспекты социальной жизни. Получаемая в результате совместного молчания глубина и близость сложны для объяснения тем, кто не знает, что это такое. Даже те слова, которые мы используем для описания этого опыта, мы употребляем с некоторой иронией.

Но за рамками квакерских собраний есть еще пространство. Квакеры – это сообщество, которое предлагает пространство для размышлений, обдумывания и интересных открытий. Многим молодым людям, чьими родителями были или являются квакеры, в том числе мне, мероприятия для молодых квакеров позволили найти первые в своей жизни группы сверстников, отличающихся своей непредвзятостью, позволяя открыть и узнать больше о том, о чём бы хотелось. И эта независимость отличается от гнетущей школьной среды, где человеку говорят, что он должен делать и кем он должен быть. Для тех же людей, что встретят Друзей на более позднем этапе жизни, квакерство часто представляется либеральной возможностью лучше узнать свой внутренний мир, свою веру, разобраться со своими убеждениями и с тем, как жить в гармонии с ними. Причем здесь уместны как теистический, так и нетеистический подходы.

Но даже хотя я нахожу свои действия выражением своей веры, я потратил большую часть прошлого года, произнося речи не о духовности (по-крайней мере не исключительно о ней), а об уроках, которые могли бы вырисоваться из радикальной и революционной борьбы прошлого. Таким образом, на этой «Квакерской неделе» я набрался смелости говорить о том, что лежит в основе этой веры. Хотя большинство вещей в жизни являются в той или иной степени политическими, смотреть на Общество Друзей только как на политическое движение – значит упускать те слои, которые расположены в его глубинах. Попытка сделать стремление к миру образом жизни – один из них.

 

Тим Джи

2012

Источник