Истинным верующим или истинным христианином человека делает … не суждение, не догадка, не мнения о том, что истинно, и не согласие с чем-то или подписание статей или предложений, а то, что никогда не звучит столь высокопарно. Это происходит благодаря приведению разума и практики в соответствие с волей Бога, во всей святости речи, согласно тому, что диктует Божественный принцип Света и Жизни в душе, и что отмечает человека, как истинное дитя Божье.
Уильям Пенн, 1692 г. Квакерская вера и практика, 26.78
Как заявляет в этом отрывке Уильям Пенн, квакерский путь – это не набор убеждений, а то, как мы ведем себя в жизни. Следовать квакерским путем – не значит верить, что есть «что-то от Бога в каждом». Это значит осуществлять на практике разворот своего внимания к божественному Водительству внутри себя, и следовать этим путем – как лично, так и в наших сообществах.
В обществе, которое был поглощено идеей следования религиозным догматам, ранние квакеры заново открыли обозначенный Иисусом приоритет действий перед словами:
Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но только тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного.
Матфея 7: 21
Ранние квакеры, безусловно, полемизировали и спорили, но они не останавливались лишь на этом, как сделали многие другие группы. Они увидели, что христианству, чтобы стать настоящим, не достаточно лишь проповедей, требуются и действия – на улицах, в судах, в тюрьмах. Они «позволили проповедовать собственным жизням», показывая, как выглядит жизнь, напитанная энергией и направляемая Внутренним Светом.
Вот что ранние Друзья называли своими «свидетельствами» – не только веру в «истину» и «равенство», но и отказ давать клятву в суде или кланяться тем, кто выше по социальному рангу, и страдания в тюрьмах, и побои, как следствие. Без этого упорного свидетельствования действием они были бы просто еще одной неугомонной сектой, легко подавляемой угрозой преследований.
Слабостью нашего нынешнего лексикона «квакерских ценностей» является то, что он может привести нас к тому, чтобы уделять больше внимания нашим собственным мыслям и чувствам, а не нашим действиям – выделяя то, что мы ценим и во что верим, а не то, что мы делаем. Мы склонны превращать квакерский путь в список ценностей, убеждений и принципов. Возможно, так происходит потому, что это служит нашей потребности чувствовать себя комфортно, в безопасности и с хорошей самооценкой. Подобно тому, как пуритане XVII века могли использовать ортодоксальность своих религиозных идей, чтобы убеждать себя в собственном превосходстве, нас манит идея гордиться правотой наших ценностей и принципов. Но квакерский путь не подразумевает обладания правильными принципами. Алекс Уайлдвуд назвал его «плененной жизнью» – позволением для божественной Жизни происходить через нас, проявляться во всех наших действиях, что включает и нашу готовность пройти через лишения, будучи верными Божьим водительствам.
Квакерская практика не обязательно является тем, что в миру называют «активизмом». Для многих Друзей верность Божьему водительству требует тихой, неприметной молитвенной жизни, слушая других и находясь рядом с ними, а не совершая что-либо драматичное и бросающееся в глаза. Такая жизнь возможно кому-то покажется неудачной или глупой, без заметных достижений. Действительно важны не видимые результаты нашей деятельности, а постоянство в добросовестном слушании и реагировании на божественное водительство, куда бы оно нас не привело.
Как вам живется «плененной жизнью»? Как вы отвечаете на водительство и энергию божественной жизни внутри вас?
Крейг Барнетт
2016
(источник)