Что такое обновление?

Некоторые Друзья годами пишут и говорят о квакерском обновлении, иногда совершенно по-разному представляя, что это значит. Что же такое «обновление» в первую очередь? Преодоление тенденции уменьшения членства? Рост социального разнообразия членов? Более экспериментальный подход к богослужению и в жизни сообществ?

По-моему, важнейшей отправной точкой в обновлении наших квакерских сообществ является переоткрытие перспективы квакерского пути. А суть ее в том, что источник наших стремлений, наших исцелений и наших изменений находится внутри нас. Его можно встретить и ему можно следовать через коллективные квакерские традиции богослужения, распознавания и свидетельств.

Смысл этого послания таков: не стоит делать абстрактные заявления, во что мы должны верить или каких ценностей нам следует придерживаться. Он является практичным советом насчет направления наших поисков, поисков водительств и преобразований в нашей жизни и в наших сообществах. Источник нашей жизни, направления, цели и исцеления находится не где-то снаружи, не у внешних авторитетов, учителей и не во внешних доктринах. Он у нас внутри:

«Вернитесь, вернитесь к Нему, кто есть первая Любовь и первенец всего творения, кто есть Свет миру… Вернитесь домой внутри, подметайте свои дома, монета – там, малая закваска – там, вы увидите горчичное зернышко, которое подобно Царству Божьему; … и вы увидите, что ваш Учитель не удаляется в угол, но пребывает с вами, когда вы лежите в постели, и в ваших трудах, убеждениях, учебе, водительстве, исправлении, суждении и миротворчестве для всех, кто любит Его и следует за Ним». (Френсис Хаугилл, 1656. Квакерская вера и практика, 26.71)

У большинства из нас есть склонность искать ответы, смыслы и цели у внешних авторитетов, групп и лидеров. Очень соблазнительно смотреть на других и слушать их рассказы о том, как жить, что думать и кем кем нам должно быть. Похоже, в каждой сфере жизни мы хотим найти кого-то или что-то, что придало бы нам уверенности через авторитетные ответы на дилеммы и неопределенности нашего собственного опыта. В политике это приводит к опасной привлекательности популистских демагогов; в массовой культуре – к поклонению знаменитостям; в религии – к догматической опоре на авторитет Священных Писаний, доктрин, учителей или организаций.

Вместо этого квакерство предлагает путь воссоединения нашего жизненного источника, нашей жизненной направляющей силы в наших собственных ощущениях, чтобы «познать Дух Истины внутри себя и быть им ведомым» (Журнал Джорджа Фокса, 1648 г.).

Этот источник внутреннего руководства можно понимать по-разному. Первые поколения квакеров сознательно использовали очень разнообразный язык для его описания, включающий как личные, так и безличные метафоры, такие как Зерно, Свет, Водительство, Внутренний Христос, Закон Жизни, Внутренний Учитель.

Многим современным Друзьям может быть трудным делом воспринимать это первоначальное послание квакеров из-за его внешней христианской формы. Отсыл к Богу и Христу ведет многих к отрицанию его, как будто оно является устаревшим или же не актуальным для тех, кто не считает себя христианами. Но то, что делали первые Друзья, подразумевало радикальное переосмысление христианских историй и символизма, а это может стать и для нас способом возвратить ценные элементы христианства и других религиозных традиций.

Многие из тех, кто сегодня отвергает идею Бога, справедливо возражают против концепции Бога «там снаружи», над и вне нас, в каком-то небесном царстве. Фактически это та самая, вводящая в заблуждение идея Бога, от которой и отвернулись ранние квакеры, признавшие, что истинный Бог не в небесах, а в их собственных ощущениях: «Говорят, что [Бог] высоко в небе, называют это место раем, но я почувствовал руку Господа во мне…» (Уильям Дьюсбери «Обнаружение великой враждебности змея», 1655 г.).

Христианские истории и образы всё чаще дополняются озарениями из других религиозных культур. В христианских, буддийских, языческих, суфийских и других преданиях и традициях ценны и важны не ярлыки и опознавательные знаки, а то, как они на протяжении всей истории в каждой культуре свидетельствуют о присутствии и действии в жизни людей одного и того же просветляющего и направляющего Духа.

Квакерский путь дает нам ключ к пониманию того, что является подлинным в любой религиозной традиции, включая христианство, что отличает подлинное от искажений силового подхода, привилегий, буквализма и догматизма, часто развращающих любую человеческую группу. Независимо от внешних преданий и образов руководящая сила Внутреннего Света в любой традиции может помочь явить жизнь Духа и побудить нас ко встрече с ним.

В последние годы отчасти из-за растущего напряжения по отношению к религиозному языку и религиозной идентичности у нас появилась склонность путать квакерский путь с ещё какой-то системой верований и ценностей. Квакерский путь часто представляют как веру в то, что в каждом есть нечто от Бога (или Добра), или как набор «ценностей», таких как простота, истина, равенство, мир и устойчивое развитие. Но это заслоняет революционное озарение первоначального квакерского движения: квакерский путь – это не набор убеждений или ценностей, которые нужно принять. Это способ духовной практики, который позволяет нам стать более чувствительными и отзывчивыми к присутствию и действию внутреннего Зерна Жизни.

Обновление нашей собственной жизни и наших квакерских сообществ зависит от повторного, общего открытия понимания цели квакерской практики; для того, чтобы мы могли постоянно углублять и обновлять наш опыт жизни Духа в нас самих. Более глубокий и преобразующий опыт квакерского богослужения приведет к появлению более энергичных сообществ, привлекательных для более широкого круга людей. Обновленная практика распознавания сделают наши водительства более ясными и убедительными, что позволит нам идти на риски с уверенностью в силе и поддержке Внутреннего Водительства. Результатом станет обновленная приверженность квакерскому свидетельству и наше более сильное влияние и заметность во внешнем мире.

Такое обновление зависит от каждого из нас. Легко списывать всё на наше чувство разочарования, или на недостаток духовной энергии на наших собраниях, или на других Друзей, с которыми мы не согласны. Но всё, что нам нужно для духовного обновления, уже присутствует. И это не зависит от организационных реформ или ожидания, когда же начнут меняться другие. Как 25 с лишним лет назад говорила Урсула О’Ши, «обновление Общества зависит от выбора каждого Друга»:

«Преобразование группы не может начаться нигде, кроме как внутри каждого человека… Духовная энергия наших собраний зависит от того, насколько каждый из нас верен внутреннему водительству». («Жизненный путь: квакерская духовность и сообщество», 1993 г.)

Мы все нуждаемся в обновлении. Мы постоянно погребаем себя под привычками упертости и саморазрушительного принуждения, смиряемся с ситуациями, в которых необходимо вести себя принципиальнее, и пренебрегаем тихим голосом Духа внутри себя. Организации и сообщества также нуждаются в регулярном обновлении, поскольку они оказываются захваченными в тенета своего руководства и стремления сохранить статус-кво. Духовное обновление не может быть спровоцировано организационными изменениями, но если в наших общинах мы будем пробовать поиск и следование водительству Духа, то сможем упростить нашим организациям возможность отражать наши новые приоритеты и цели. Вместо того, чтобы жертвовать столь большим количеством своего времени и энергии на поддержание квакерских структур, мы возможно признаем, что все наши организации существуют только для поддержания нашей традиции, а всё, что отвлекает или мешает найти Внутреннее Водительство и следовать ему, может быть заменено или упразднено.

Обновление – это не повторение. На квакерском пути XXI века не будут использоваться такие же слова, как в веке XVII. Не будут выстраиваться такие же отношения. Обновляться – значит стать новым опять, опять встретиться с первоисточником вдохновения и жизненной силы, который всё так же постоянно доступен в наших собственных ощущениях. Это открытие «новых мыслей, новых желаний, новых привязанностей, новой любви, новой дружбы, нового общества, новых родственников, новой веры и новой надежды; той живой надежды, которая основана на истинном опыте…» (Уильям Пенн, 1677 г., «Христианская вера и практика», 37).

Что такое обновление для вас? Задумывались ли вы о перспективах квакерского пути?

Крейг Барнетт

2019

Источник