Роберт Грисворд: Отсутствие символа веры не означает отсутствие теологии

Наша вера личная, но не частная. От нас требуется расти в постижении Истины, которая дана нам, и чтобы делать это, мы должны получать ясность, разделяя то, что нам дано, с теми, с кем мы связаны договором членства.

Мы не можем говорить с теми, кто вне нашей секты, если мы не можем сказать ничего положительного. Говоря негативное:” У нас нет пастора, и у нас нет программы для Молитвенного Богослужения, и мы не голосуем на деловых собраниях”, мы можем убедить других, что мы странные, и это мало поможет пониманию нашей основной идеи.

Есть положительные моменты, о которых следовало бы говорить.Я рискну начать говорить о некоторых в надежде, что Друзья возобновят среди нас диалог, который будет способствовать тому, что мы принесем нашу идею в мир, который нуждается услышать ее.

квакерские свидетельства

Квакерская теология?

Теология ничто, если она не является единым целым. Один из аспектов квакерской теологии заключается в том, что она ожидает нашего роста в Истине. Однако изменения, которые наступают в результате нашего роста, не разрушат фундамент, но укрепят нас в том, что мы уже знаем. Теология друзей – это твердое целое, и, хотя мы можем говорить об отдельных сторонах ее, нам необходимо осознавать, что, делая так, мы утверждаем, что они могут существовать самостоятельно. Такое отделение только позволит нам сфокусироваться нам на одном аспекте в определенное время.

Первый момент квакерской теологии заключается в том, что существуют Божественная Любовь, Божественная Сила, Божественная Власть, и мы знаем об этом существовании через наш личный опыт. Мы называем этот опыт Внутренним Светом, или Внутренним Светом Христа. Мы также используем другие имена (Истина, Зерно, Бог, Слово, Сила), чтобы указать на наш опыт. Многообразие этих имен – свидетельство того, что имя – это не совсем тот предмет, который мы называем. У нас может быть личное пристрастие к тому или иному имени, но этот факт напоминает, что имя – это только “указатель”, с помощью которого мы указываем на наш опыт. Опыт основополагающ. Имя вторично. В остальной части статьи я буду употреблять главным образом слово Бог, опираясь на свой личный опыт отношений с Божественным. Когда я хочу казаться умным и пытаюсь описать Бога, я остаюсь одиноким, один на один со своим “умничаньем”. Мое отношение с Богом находится не на уровне разума. Я могу описать это отношение, потому что я нахожусь в нем и знаю его действия, но для того, чтобы описать Бога, нужна та самоуверенность, которой у меня нет. Теология Друзей говорит нам об отношениях, основанных на опыте.

Второй момент квакерской теологии состоит в том, что этот Свет, этот Христос универсальны и доступны всем людям. Этот опыт, это отношение – не только для меня или для избранных, или для ранних квакеров. Это приемлемо для всех. Джордж Фокс сказал: “Наш Бог – рядом”. Бог – это не герой, о котором мы узнаем из книги или какой-либо истории. Что необходимо, так это личный опыт божественного; и это возможно для каждого. И не важно, если кто-то не может читать или четко проговаривать. Если у них нет Божественного Опыта и если они не откликаются на него, они все равно часть Божественного Договора и являются одним из нас. Вот почему Друзья не проповедуют Евангелие как другие христианские группы. У нас нет той истины, которую мы приносим другим подобно продукту для продажи. Мы призваны показать, что мы принадлежим Истине и своим примером продемонстрировать каждому, что они тоже могут быть найдены Богом внутри.

Этот момент квакерской теологии является источником нашего свидетельства о мире. Мы не можем вести войну против других, потому что для нас они не “другие”. Мы знаем из нашего опыта, что мы нуждаемся том, чтобы Свет освещал нашу совесть, как часть нашего состояния, и в этом отношении мы не отличаемся от других людей. Мы понимаем это состояние универсальности, и это средство – Свет – тоже универсально.

Третий момент квакерской теологии касается нашего понимания Христа. Многие либеральные Друзья сегодня предпочли бы избавиться от концепции Христа и избегать любой связи с христианским прошлым.

Я даже слышал о Друзьях, которые чувствовали себя оскорбленными, когда при их в их присутствии употребляли слово “Христос”. В прошлом я также не считал себя христианином. Теперь я полагаю, что мой отказ был основан на том опыте постижения Иисуса Христа, который я получил в детстве в фундаменталистской и евангелической церквях.

Вы, наверно, понимаете, о каком Иисусе Христе я сейчас говорю. Это тот, кто пришел более 2000 лет назад и проповедовал до тех пор, пока не был убит, вернулся в жизнь и ушел на небеса (я не знаю, что такое небо, это нечто, что должно быть наверху) и если я верю (это мое сознательное действие), что он сделал это для меня лично, я могу жить вечно (как цельное эго) и жить наверху с ним после моей смерти.

Эта теология содержит в себе две фундаментальные ошибки. Первая – она связывает Христа только с личностью Иисуса. Если следовать этой ошибочной теологии, может создаться впечатление, будто Христос – это фамилия Иисуса. Вторая – считать, что между нами и Христом заключен только добровольный договор. Исторически Друзья отказывались быть в таком отношении с божеством, как “услуга за услугу”. Мы – Друзья Христа, и Друзья по любви, а не по контракту. Христос в теологии Друзей значительно отличается от того Иисуса, с которым можно заключить контракт. Говоря это, я не хочу подчеркнуть, будто бы Друзья думают, что жизнь Иисуса незначительна. Христос Друзей проявился полностью в Иисусе, но ранние Друзья не могли считать Христа единственным воплощением, несмотря на то, что это воплощение было единственно важным для них. Для Друзей Христос (несмотря на имя) – это реальность, которую мы можем знать лично и с которой мы можем быть в отношении сейчас. Вот почему мы не считаем библию Словом Божьим и вот почему мы не верим, что откровение закончилось. Откровение не закончилось, потому что Божественное не прекратило открывать нам понимание нашего отношения с Богом. Это мы знаем через опыт. Это подводит нас к четвертому моменту теологии Друзей. Та личность, которую мы получаем в процессе нашего погружения в нашу культуру, эго, которое мы учимся защищать и поддерживать в нашей повседневной жизни, – это не самая фундаментальная наша реальность. Джордж Фокс говорил о Зерне Христа, которое может быть взлелеяно внутри нас и которое ведет нас к тому, чтобы перестать служить себе. Я полагал, что убеждение ранних Друзей означало начало освобождения от служения себе и переход к служению Зерну.

Друзья дано считают, что если ты убедился через опыт Божественного внутри тебя, то у тебя есть совсем новое понимание и новая ситуация для твоей жизни.

Отношение с Богом меняет нас, в противном случае это не отношение с Богом. Если мы держимся за наши страхи, комфорт, гордость, за наше прежнее эго, тогда нам надо спросить себя, что ты за квакер.

Сейчас мы подходим к пятому моменту теологии Друзей.

Бог найдет нас, а не наоборот. Мы лично ничего не можем сделать, чтобы приблизиться к Божественному.

Основа – это новое отношение, которое происходит, когда мы освобождаемся, чтобы “тихий, маленький голос” мог быть нами услышан и пришел, чтобы вести нас.

Если Бог, Христос внутри нас, – здесь и сейчас с нами, тогда значение нашей жизни зависит от отношения с этой реальностью. Мы должны дисциплинировать наши жизни, перестав следовать своему эго и позволив Учителю внутри нас найти нас и быть нашим водителем.

Как сказано в Евангелии от Матфея: “Не мир пришел я принести, но меч” и ” Кто не берет креста своего и не следует за мною, тот не достоин меня”.

Богослужение Друзей – это не медитация или тихое размышление о событиях, которые случились в течение недели, или возможность сказать другим о своем беспокойстве по поводу событий в мире. Можно использовать собрания таким образом, но это уводит нас от самого главного, а именно: от постоянной необходимости обновлять отношение с реальностью Бога. Эти отношения приводят нас к такой жизни, которая имеет смысл, а что-либо меньшее – это ошибка или иллюзия. Фокс называл это “обманом”, чтобы показать, что эта иллюзия – ложная и обманчивая. Для Друзей грех – это все, что мы делаем, когда находимся под воздействием иллюзии, и считаем, что служения нашему эго достаточно для того, чтобы твоя жизнь имела значение. Мы можем избежать этих иллюзий, если только мы отпускаем их и отдаемся (буквально!) тому, чтобы быть найденным Богом.

Статья: журнал Quaker Monthly, 2001
Фото: bristolquakers.org.uk