В городе Гринсборо (штат Северная Каролина, США), в Гильфордском колледже, в период с 24 по 3 августа 1967 г., собрались квакеры из 38 стран мира на Четвертую Всемирную Конференцию Общества Друзей (квакеров).
900 делегатов были распределены по многочисленным, так называемым дискуссионным группам, примерно по 20 человек в каждой из них.
В этих дискуссионных группах обсуждались вопросы религиозные, социальные, а также проблемы образования. Серьезное положение в мире сделало вопрос мира во всем мире самой важной темой Конференции, вследствие чего были приняты различные заявления о положении во Вьетнаме, по вопросу разоружения и по вопросу Организации Объединенных Наций.
Старое свидетельство квакеров в пользу мира берет свое начало с 1660 года, когда основатель Общества квакеров Джордж Фокс заявил английскому королю Чарльзу II, что «дух Христа, который ведет нас к истине, никогда не может побудить нас к войне против людей – ни за Царство Христа, ни за царство мира сего».
Убеждения квакеров основываются на христианской вере, явленной в жизни и учении Христа, и их вероучении, что «Бог пребывает в каждом человеке». Поэтому квакеры всегда утверждали и утверждают, что война не должна вестись ни при каких обстоятельствах.
В порядке содействия миру в 1917 году был организован Комитет Служения американских квакеров, который хорошо известен за его гуманную помощь жертвам войны, но он также активен и в проповеди мира, и в изучении путей избежания конфликтов.
В настоящее время большое число квакеров озабочено жестокой и несправедливой войной во Вьетнаме, и они громко поднимают свой голос протеста против этой войны. Еще с 1954 года Комитет Служения американских квакеров постоянно сопротивляется интервенции своей страны во Вьетнаме и призывает США прекратить бомбардировки во Вьетнаме и создать соответствующую атмосферу для переговоров.
Квакеры принимают также участие в действиях, организуемых другими религиозными организациями, и их ежегодные совещания посылали делегации и письма к Президенту США и членам Конгресса, побуждая их прекратить несправедливую войну, которая причиняет столь много страданий населению обеих частей Вьетнама, как Северного, так и Южного.
Квакеры не удовлетворяются только словесными протестами. Они участвуют в маршах мира, в таком, как пасхальный поход из Филадельфии в Вашингтон. Они проводят демонстрации перед Пентагоном (военным министерством США), раздавая при этом антивоенные листовки. Многие смелые квакеры, несмотря на устрашение тюремным заключением, продолжают посылку медикаментов в Северный Вьетнам. Они написали открытое письмо государственному секретарю США Дину Раску, в котором, между прочим, говорится: «Мы не можем принять какую-либо инструкцию, которая запрещает оказывать помощь страдающим», – и сумели послать во Вьетнам через Красный Крест медикаменты на сумму в 25 тысяч долларов, несмотря на препятствия, чинимые властями на их пути. Другой подвиг, который стал всемирно известным, – это экспедиция Ярла Рейнольдса, который с другими шестью квакерами на своем корабле «Феникс» проплыл из Хиросимы до Хайфона и привез медикаменты жертвам войны, хотя Госдепартамент запретил это путешествие.
Чувства американских Друзей (квакеров) в связи с событиями во Вьетнаме были выражены в заявлении, принятом на ежегодном заседании в Филадельфии в марте 1967 г. В этом заявлении говорится: «Мы знаем, что более половины гигантского бюджета США направлено на войну и ее подготовку. Мы вовлечены в аморальную и противоречащую Конституции войну в Азии, в то время как миллионы людей в некоторых местах земного шара умирают от истощения. В этой ужасной критической обстановке свидетельство Друзей (квакеров) в пользу мира является более чем когда-либо подходящим и своевременным. Как граждане демократии, мы частично ответственны за рост милитаризма в вашем правительстве и за пренебрежение к сохранению мира. Мы понимаем, что в атомный век недостаточно, чтобы отдельные люди жили в мире; наша христианская вера требует от каждого человека его активного отрицательного отношения к войне и активного участия в деле защиты мира как в нашей стране, так и между всеми народами, теперь и всегда, пока не исчезнет угроза войны».
Всемирная Конференция Друзей (квакеров) в Гринсборо приняла также заявление, подготовленное группой квакеров под руководством секретаря Комитета Мира Друзей (квакеров) в Лондоне Кеннета Ли. В это заявление входят следующие пункты:
1) Убийство и увечье человеческих существ противны духу Христа и воле Божией.
2) Если мир должен быть спасен от самоуничтожения, народы всего мира должны продемонстрировать свою ответственность за политику своих правительств, которые действуют от их имени.
3) Война не может разрешить никаких вопросов. Свободные выборы во Вьетнаме не могут быть достигнуты войной. Мы призываем народы мира потребовать, чтобы их правительства прекратили всякую (прямую или косвенную) поддержку войны, а также потребовать ее прекращения.
4) Мирное решение, основанное на принципах Женевского Соглашения 1954 года, обеспечит быстрый вывод всех иностранных вооруженных сил из Вьетнама, национальную независимость, нейтралитет и всеобщую амнистию с международной гарантией, что народ Южного Вьетнама будет иметь возможность участия в выборе своего политического строя в будущем.
Особым событием на Конференции было общее собрание в Колизее в Гринсборо 30 июля [1967 г.], где генеральный секретарь ООН У Тан и президент Всемирного Комитета Друзей Дуглас Стир выступили перед аудиторией в 7800 человек. Генеральный секретарь ООН в 1965 году принял приглашение посетить эту Конференцию и сдержал свое обещание, хотя в то время был очень занят кризисом на Ближнем Востоке. Этот маленький, спокойный человек, избранный генеральным секретарем Организации Объединенных Наций после Хаммаршельда в 1962 году, был уговорен в 1966 г. как Соединенными Штатами, так и Советским Союзом остаться на этом посту на следующий срок. Он объяснил, что Объединенные Нации не всегда способны «сохранить мир и безопасность», так как государства – члены ООН не чувствуют ответственности за выполнение Устава ООН. Он сказал, что ООН не прекратит своего существования только в том случае, если Устав ее будет соблюдаться всеми пятью постоянными членами Совета безопасности и если они будут сотрудничать в согласии. Всем хорошо известно, что не все члены Совета безопасности выполняли свои обязательства – «Воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или применения ее».
У Тан сказал: «Я считаю, что продолжение войны во Вьетнаме не нужно. Первой задачей является прекращение военных действий и перенос всех спорных вопросов за стол конференций». Он сожалел, что дикость этой войны постепенно возросла и невинные граждане стали жертвой этой войны, конца которой, не видно. «Я убежден, – продолжал У Тан, – что война не окончится, пока США не признают, что это не коммунистическая агрессия, а война за национальную независимость Вьетнама, которую ведут вьетнамцы».
Свою речь У Тан закончил словами: «Ни один человек не может спасти себя, свою страну или свой народ, если он сознательно не отождествит себя со всем человечеством и не будет трудиться сознательно для всех людей».
Д. Сивен
От редакции. Автор этой статьи Дерик Сивен является видным квакером в Финляндии. В начале 1967 года он посетил нашу страну и был участником новогодних богослужений в Ленинграде.
Источник: “Братский Вестник” – №2 – 1968 (Издание Всесоюзного Совета Евангельских христиан-баптистов, Москва)