Для меня, как квакера, самым сложным оказалось осознавать то, что я сам должен определиться с собственным пониманием Божественного. Один мой друг однажды в шутку сказал, что нам надо продавать футболки с надписью: «Стань квакером. И головняк тебе обеспечен».
Путь от ощущения Бога, пребывающего «где-то там», одновременно любящего и осуждающего, к пониманию божественного как спокойного, тихого голоса, который ведет нас к более глубокой вере и осмыслению, конечно же не является прямым.
Большинство известных мне квакеров пришли к своей вере не через родителей; они выросли в традиции другой деноминации и стали посещать молитвенные собрания после того, как провели довольно много времени в блужданиях по дебрям, пытаясь найти тот образ Бога, с которым примирилась бы их душа. Многие, как и я, боролись с противоречивым образом Святого Духа в виде как гостеприимной матери, так и требовательного отца. С одной стороны, Божественное манит нас в теплые и любящие объятия; с другой, несгибаемой рукой предостерегает, чтобы мы не ошиблись и не навлекли на себя гнев Божий, дабы не оказаться осужденными на вечные муки.
Когда я рос, это сбивающее с толку ощущение божественной любви в сочетании с божественным возмездием пронизывало мою жизнь. Я вырос в крепкой итальянской общине в маленьком городке на западе Пенсильвании. Как и все мои друзья, учился в католической школе Святой Риты и был прислужником в церкви. С самого детства монахини учили меня, что Бог вездесущ, всемогущ и всеведущ. Мысль о том, что божественное существо, которое находится повсюду, является всезнающим и всемогущим, была скорее пугающей, чем успокаивающей для молодого парня, который хотел молиться и «быть хорошим», но часто терпел неудачу в своих усилиях.
Трудно совместить наличие всезнающего, всегда и везде присутствующего, всемогущего Бога с реальностью греха, истреблений и разрушений в нашем мире. Один из извечных вопросов таков: как может любящий и всемогущий Бог допустить болезни, геноцид, рабство и прочие неописуемые способы, которыми люди причиняют вред друг другу? Эта дилемма в равной степени встает как перед скептиками, так и перед верующими. В своей проникновенной книге «Исследуя скорбь» К.С. Льюис спросил: «А где же Бог?» в момент, когда его больная раком жена боролась с болью и страданиями. Льюис отмечает, что пока в жизни всё хорошо, наши отношения с Божественным в порядке, и нас «приветствуют с распростертыми объятиями». Но когда случается трагедия, Бог, словами Льюиса, захлопывает дверь и запирает ее на два замка. Тишина становится гнетущей, и «В окнах гаснет свет». Подозреваю, что в какой-то момент нашей жизни мы все упирались в абсолютную тишину в ответ на страдальческую молитву.
В большинстве христианских традиций учат, что Иисус – это ответ на нашу мольбу о спасении. На квакерском собрании в Милуоки (штат Висконсин) мы проводим занятия по квакерству для новичков; на них, в том числе, обсуждаются христианские корни, проявляющиеся в истории, вере и практике квакеров. Во время этого занятий мы спрашиваем участников, в каком положении они находятся на «континууме Иисуса», который включает в себя пять точек зрения на Иисуса. На одном конце Иисус рассматривается как личный спаситель и сын Божий, в середине континуума Иисус – учитель и целитель, на противоположном конце спектра Иисус не является частью какого-либо духовного пути. Интересно наблюдать, как происходит процесс заполнения спектра, и видеть, что Друзья охватывают весь его диапазон. В своем собственном духовном путешествии я прошел через все пять точек континуума.
Меня часто озадачивали мои Друзья-квакеры, которые заявляли, что не верят в Бога. В большинстве случаев, когда я старался получше понять этих «безбожных квакеров», то приходил к выводу, что многие из них являются пантеистами, которые верят, что духовной энергией во вселенной пронизано всё – от космической пыли в самых отдаленных уголках космоса до мельчайших микробов в почве под нашими ногами. Но они не верят, что миром руководит божественное присутствие.
Пантеистическая точка зрения привлекательна. Она снимает парадоксальную дилемму любящего Бога, склонного карать. Но она не вполне решает проблему зла.
Панентеистическая теодицея Бога (богооправдание) – та, что видит Божественное во всем творении – схожа с пантеистической, но согласно ей всем везде руководит Божественный Дух. Бог вплетен в ткань космоса, но Божественное также ткёт эту ткань. Я пришел к тому, чтобы принять эту точку зрения панентеизма с совершенно уникальной позиции.
Я заядлый яхтсмен и провожу много времени в плаваниях по внутреннему морю, известному как озеро Мичиган. После 20 лет гонок под парусами и водных походов я научился любить и уважать это озеро.
Однажды в конце июля вечером в среду мы возвращались с парусной гонки. Был небольшой ветерок, и по мере приближения к берегу становилось теплее. Солнце садилось на западе за линией горизонта на фоне города; в тот же момент на западе над озером стала восходить полная луна. Я стоял на корме лодки, просто наслаждаясь ощущением вечера, когда услышал внутри себя тихий голос: «Всё это и ты – слава Божья».
В красоте мира легко найти чудо Божественного. Совсем другое дело – чувствовать себя единым целым со всем этим, быть принятым в благодать творения, чтобы это имело смысл именно для тебя самого. Осознав это, мне стала понятна идея сказанного: безграничность Бога – в чуде космоса, близость Бога – в тихом, едва слышном голосе, который помогает нам осознать. К сожалению, иногда мы, как К. С. Льюис, не слышим этот зов; голос Божественного заглушен. Если мы не опираемся на сообщество и веру, которая считает, что в итоге мы услышим нашего внутреннего проводника, тогда мы поддаемся более тревожным сторонам собственного эго и бестолковости мира.
Каждый из нас – такая же часть Божьей славы, как и теплый морской бриз, как сочетание заходящего солнца и восходящей луны. И каждый из нас обладает способностью слышать голос божественного, который говорит с нами из глубин нашей собственной души. А радость от всего этого в том, что мы участники и того, и другого. Всё, что нам нужно – дышать в этом мире, быть спокойными и слушать.
Майкл Сойка
2020
Майкл Сойка уже пять лет член квакерского собрания в Милуоки (США), и 20 лет занимается парусным спортом. Его сайт – mikesoika.com.