Времена и сроки: размышления квакера о Рождестве

Джилл Сьюэлл размышляет о квакерской традиции не отмечать «времена и сроки», а находить святое в каждом дне.

Ранние квакеры не праздновали Рождество и не отмечали другие «времена и сроки». Они считали, что ни один из дней не более свят, чем любой другой, и верили, что каждый день и всё в жизни является священным («Квакерская вера и практика», 27.39 и 27.42). Сегодня на этот счет, как и по множеству многих вопросов, в квакерском сообществе существует полный спектр мнений и традиций.

Есть те, кто проводят полноценное христианское празднование, отмечая рождение Иисуса – со свечами, колядками, подарками и рождественским пудингом. Есть те, кто отмечают просто и тихо. Есть и такие, кто решил никак не отмечать Рождество именно в этот день, но тем не менее ежедневно свидетельствуют о нем своей верой.

Хотя во мне есть это чувство «священного всегда», как и многие квакеры, я нахожу времена и сроки полезными точками времени для размышления и радости. Я восхищаюсь молодыми весенними бутонами, свежими осенними листьями, легким дыханием холодного зимнего утра. Я отмечаю Пасху как время новых начинаний. Рождественский пост для меня – время сгущающейся тьмы с обещанием грядущего нового света.

Обычные моменты каждого дня

Новый год подобен переворачиванию страницы и возможности осознанно подойти к новой главе моей жизни с какими-то свежими планами. Я считаю, что священное проявляется и в смехе в офисе, и в хорошей музыке, которая звучит в наушниках, и в совместном домашнем обеде, и воскресными вечерами, когда мы вшестером сидим дома на диванах и смотрим документальный сериал Би-би-си «Голубая планета». В эти обычные моменты дня я могу вспоминать божественное. Наблюдая, как пылинки – эти частички вселенной – танцуют в солнечном свете, я вспоминаю о том, что принадлежу космосу, о своей роли в любви и свете. С приближением Рождества я отмечаю воскресные дни поста, зная, что в северном полушарии приближается самый короткий день года.

Раньше люди отмечали этот переход солнца/луны как священное время, праздновали Йоль, который позднее был вытеснен христианским праздником Рождества. Я участвую в этом напоминании о рождении в самые мрачные дни, возвещающем о приходе жизни и об изобильной жизни в грядущие времена. Рождественский пост напоминает мне, что средь тьмы бывает время бездействия и размышлений, а с наступлением дня я готова повернуться лицом к солнцу.

Празднование в сообществе

Мы, люди, хотим отмечать события в сообществе – может быть вспоминать тех, кто умер, может быть праздновать новые, возрастающие отношения, проявляя свое чувство принадлежности, и не помня также, что некоторым – тем, кто беден, одинок, страдает от войны – может быть нечего праздновать. Возможно в глобальном масштабе в этом году было слишком много тьмы из-за того, что какие-то политические лидеры не смогли сложить вместе осколки добра и света.

Приближающаяся ночь напоминает мне о том, что нужно верно и смело поддерживать свою искру света, неся свидетельства в более темные уголки моего сообщества. Сохранение и соблюдение квакерских свидетельств мира, простоты, заботы об окружающей среде всегда актуально при подготовке к празднованию Рождества. Я делаю пожертвования (в том числе в банк продовольствия), стараюсь делать правильный этический выбор, совершая покупки, и нахожу, как и чем делиться с другими.

Квакеры по-разному отмечают Рождество, но я провожу канун Рождества, глядя на звезды и сильно надеясь, что семь миллиардов человек на этой планете действительно будут проявлять добрую волю по отношению друг к другу.

Джилл Сьюэлл

2017

Источник