В августе прошлого года меня отправили написать репортаж о пост-евангелическом Гринбельтском фестивале (Великобритания). Будучи атеисткой, которой не по душе прозелитизм и которая находит евангелизм чрезвычайно проблематичным явлением, я в начале своего пребывания там заняла позицию расслабленного наблюдателя. Однако к концу первого дня уже внесла корректировки в некоторые свои предубеждения: фестиваль поддерживал либеральные идеи, был местом межконфессиональных дебатов и представлял некоторые грани радикального активизма. Особенно выделилось одно мероприятие: неожиданно оказалось, что меня переполнили нахлынувшие слезы во время пребывания на своем первом квакерском собрании. Такая реакция была нехарактерной для меня, но у меня не было особого желания анализировать ее, используя религиозные или же мирские термины. Однако я все же решила узнать больше о квакерской вере.
Прошлой осенью я оказалась участницей мероприятия под названием “Квакерский квест”, еженедельной бесплатной программы, открытой для тех, кто хочет узнать больше об Обществе Друзей. Перед тем, как принять решение участвовать, я почитала некоторые материалы и узнала, что мои собственные моральные принципы близки многим свидетельствам британских Друзей, таким как приверженность правде и социальной справедливости, мир, простота и особое отношение к работе внутри местных сообществ.
Ряд факторов говорил, что не стоит заниматься прохождением Квакерского квеста в состоянии тревожности и дискомфорта. Я узнала, что квакерство основывается на опыте, его важнейшими особенностями являются свидетельства и молчаливая молитва, сама же программа имела целью продемонстрировать только точки зрения отдельных Друзей, а не дать строгое определение «правильной» духовности. Часто в шутку говорят, что если трем разным Друзьям задать один и тот же вопрос, то вы получите пять разных ответов.
Друзья осуществили прорыв в отношении прав геев, начиная с выпуска в 1963 году новаторской публикации «О квакерском взгляде на секс», которая утверждала, что сексуальная ориентация при интимных отношениях не важна, и до окончательного предоставления парам геев права вступать в брак. Меня также восхитила готовность Друзей вносить свой вклад в общественно-политическую деятельность в разных местах – от штаб-квартиры ООН до Ирака, от британских тюрем до атомных объектов. Это выглядело внушающим оптимизм и даже интригующим.
Когда я впервые открыла дверь Дома Друзей, мне в голову снова пришла мысль о том, что современное квакерство является свободным от догм и оставляет человеческому разуму свободу мыслить критически, анализировать, опровергать или же перенимать путь в вере. Это самое нежелание налагать обязательства может объяснить разнообразие взглядов у Друзей, которые, будучи в основном христианами, включают в себя буддистов, язычников, агностиков, нетеистов и других.
Квакерский квест стал для меня вечерними встречами, на которых обсуждались типично квакерские темы: простота, молитва, мир, Иисус, Бог, равенство. Каждое занятие начиналось с того, что три Друга делились своими личными мыслями по теме дня. За этим следовало обсуждение в группе, чтение «Советов и вопросов» и 30-минутная молчаливая молитва. Я была благодарна за великолепный подход, с которым были подобраны выступающие. Они все были людьми с разным жизненным опытом, что позволяло хорошо проиллюстрировать многогранность квакерства. Казалось, это нашло отражение и в аудитории – людей всех рас, всех возрастов и точек зрения, хотя я не могу судить об их классовой принадлежности. Некоторые из присутствовавших описывали себя как разочаровавшихся христиан, несколько человек посещали Альфа курс (программу практического знакомства с христианством) без особого успеха (здесь с удовольствие замечу, что решившихся присоединиться к Обществу Друзей называют не обращенными, а убежденными – небольшая, но существенная разница).
Обсуждения в группе были всегда познавательными, особенно для людей типа меня, склонной поспешно осуждать христианские верования. Когда случались непродолжительные споры (я разок разгоряченно вступила в полемику о науке и существовании логики), атмосфера оставалась исключительно уважительной. Мы рассказывали друг другу забавные истории о нашей духовной жизни либо отсутствии таковой, говорили о восстановительном правосудии, рассматривали альтернативы насилию и обсуждали представления об Иисусе как (в зависимости от того, с кем ты говорил) об исторической фигуре или же как о сыне Божьем.
Молчаливая молитва в конце каждой вечерней встречи давала достаточное время для размышлений о том, что было сказано. Часто для новичков бывает трудно просто спокойно сидеть в тишине, если не сказать – мучительно: вздымается и где-то бродит разум, ноги постукивают по полу, приземленные мысли приходят и уходят. С небольшим усилием, тем не менее, сидение в покое подарило мне несколько моментов сосредоточенности, а некоторые произнесенные устные служения варьировались от трогательных до неожиданно принесших полную ясность в до этого беспорядочные носившиеся мысли. Это очень сложный процесс, для закрепления и полного овладения которым, безусловно, требуются годы. Но полученная от овладения награда, безусловно, стоит первоначальных чувств неловкости и дискомфорта.
Я покидала Квакерский квест немного более восприимчивой к представлениям о том, что можно быть неправой (и очень хорошо, потому что я являюсь одним из тех ужасных людей, которые очень любят быть правыми), немного более открытой и готовой изучать идею того “что от Бога в каждом” в рамках нетеистических представлений. Если бы вы год назад сказали мне, что через год я буду интересоваться квакерством, я бы, несомненно, рассмеялась и сказала: “Никогда”. Но вот кто я сейчас – атеистка и нехристианка, которая не слишком уверена, что же делать с внезапной и неожиданной тягой к Обществу Друзей. Когда я размышляю о цепи событий, которые привели меня написать это текст, я могу всего лишь сказать, что жизнь действительно ведет нас таинственными путями.
Источник: theguardian.com, 2010
Источник фото: fgcquaker.org