Квакеры и сновидения

Путь к внутренней мудрости

Вне зависимости от того, помним мы свои сны или нет, они являются неотъемлемой частью человеческого существования и необходимы для нашего здоровья и благополучия. Сны становятся для нас дверью, ведущей в сферу бессознательного: коллективных социальных сил, забытых воспоминаний, творческого вдохновения, духовного наставничества, божественной мудрости и т.д. В западной культуре нас приучили концентрироваться на внешнем мире, игнорируя путь внутренней мудрости, который предоставил бы нам необходимое руководство для жизни в современном мире.

Сны предвосхитили зарождение квакерства. До начала гражданской войны Мэри Пенингтон была ревностной пуританкой. В 1644 году война сделала её вдовой, и она потеряла веру в различные направления пуританизма и перестала посещать церковную службу. При этом она ежедневно молилась, прося духовного водительства. Пока Мэри скорбела, она видела удивительные сны о будущей религии. В одном из снов она увидела Христа, одновременно в мужской и в женской форме, одетого в простые серые одежды. Христос вошел в просторный зал и обнял группу смиренных людей, и Мэри трактовала произошедшее как проявление его мудрости. Наконец он призвал её последовать за ним. Через некоторое время возникло квакерское движение, заявившее, что Дух Христа может проявить себя в равной степени в мужчинах и женщинах. Несколько лет спустя квакеры стали носить простые серые одежды.

В 1640-х годах Джордж Фокс, который был подмастерьем у сапожника, стал получать прямые откровения Божественной Истины. Он путешествовал от деревни к деревне, одетый в кожаные штаны и белую шляпу, и делился с людьми открывшейся ему истиной. Многие из простого деревенского люда прислушались к его посланию. В 1652 году, вскоре после видения на вершине холма Пендл-Хилл, Джордж Фокс добрался до поместья Свортмор Холл, однако хозяина и хозяйки не было дома. Фокс ожидал их в гостиной вместе с местным священником-пуританином, с которым он страстно поспорил о религии. Разгневанный служитель покинул поместье. Когда Маргарет Фелл вернулась домой, Фокс фамильярно обратился к ней с местоимением «ты». Её оскорбили его грубый внешний вид и отталкивающие манеры, и, скорее всего, она бы попросила его уйти, если бы ночное видение не подготовило её поступить иначе. Согласно заметке из дневника Фокса, незадолго до этого ей снился «мужчина в белой шляпе, который должен был прийти и высмеивать священников». Она позволила Фоксу провести ночь на чердаке, где часто размещали путников. Маргарет и её дети прислушались к духовным идеям Фокса, что изменило их жизнь. Маргарет Фелл стала одной из наиболее преданных сторонниц квакерского пути.

С самого начала квакеры с опаской относились к суевериям и воображению. Они искали Истину, и поэтому были строги со снами. Джордж Фокс в своем дневнике рассказывает о встрече с людьми, которые, как он посчитал, уделяют чрезмерное внимание ночным видениям. Он предупредил их о том, что существует три вида снов. Большинство видений просто отражает нашу повседневную жизнь, а некоторые посещают нас по наущению дьявола. К третьей категории относились «обращения Бога к человеку через сновидения». Библейские истории об Иакове, Данииле, сыне Иакова Иосифе, а также об Иосифе, муже Марии, являются примерами снов третьей категории – снами, вдохновленными Богом. И хотя важно прислушиваться к тому, о чем Бог говорит во снах, необходимо уметь отличать их других видов видений.

Те ранние квакеры, которые записывали сны в свои дневники, подходили к ним с различением. Сны, содержащие божественное водительство, чаще всего приходили к тем, кто регулярно посвящал свое время молитве, чтению Священного Писания, служению и другим духовным практикам. Божественное происхождение снов необходимо подтверждать путем служения и молитвы. В книге Говарда Бринтона «Квакерские дневники», вышедшей в 1973 году, есть глава про сны. В ней он цитирует заметку за 1884 год из дневника квакера XIX столетия Томаса Арнетта, где описан процесс различения, который был проведен Арнеттом после пробуждения от яркого сна:

После того, как я проснулся, моя душа погрузилась в глубочайшую тишину, мои мысли остановились, все посторонние образы отступили, и моя душа сосредоточилась на Боге, его вечной сущности. И, пока я находился в таком состоянии, полученное через сон или видение наставление открылось моему духу.

Сновидческая культура ранних квакеров

В своей научной работе «Ночные путешествия: сила снов в трансатлантической квакерской культуре» историк Карла Жерона изучает сны, которыми делились квакеры с 1650 по 1800 год, – тот длительный период, когда квакеры предавали большое значение сновидениям. Вначале значение придавалось пророческим снам о масштабных социальных потрясениях. Такие сны широко распространялись в квакерском сообществе и помогли создать среди квакеров альтернативную культуру, которая затем прорвалась наружу и оказала влияние на общество. Трансатлантическая сеть квакерских путешествующих проповедников связала разрозненное сообщество в единое целое. Иногда они пересказывали сны в качестве устного служения на посещаемых ими молитвенных собраниях. Важные сны передавались от собрания к собранию, часто их записывали в общинные книги, а потом переписывали куда-нибудь еще. Жерона пишет: «Сотни, а, возможно, и тысячи сновидцев делились своими снами для просвещения других… Коллективное толкование сновидений по-настоящему отличает квакерский подход ко снам в тот период».

После изучения сотни снов Жерона обнаружила, что квакеры обращались ко снам для картографирования новых, неизвестных территорий, по которым они путешествовали; и речь не только о незнакомых землях и природных пейзажах, но и о социальных конструктах, способах создания сообщества и сосуществования с людьми других религий и культур. Сны предоставляли духовное и моральное водительство. Например, некоторые во сне получали четкое указание, что рабство противоречит Божьей воле. Самый ранний задокументированный сон по этой теме рассказан Другом Робертом Пайлом из Пенсильвании в 1698 году. Срок контракта с его английскими наемными слугами подходил к концу, и он подумывал о покупке африканского раба. Во сне он берет в руки черный горшок, а затем встречает лестницу, ведущую в небеса. Мужчина, который помогает взбирающимся по лестнице людям, говорит ему, что лестница является Светом Христовым. Пайл осознаёт, что для восхождения по лестнице ему требуются обе руки, а значит ему необходимо выпустить из них черный горшок. Он проснулся с убеждением, что рабство противоречит евангелиям. Сон не только убедил его не становиться рабовладельцем, но также побудил стать аболиционистом. Пайл создал и пытался распространять свой план по постепенному освобождению всех рабов. Сны других квакеров также убеждали их выступать за отмену рабства.

Современные сновидцы

Жерона отмечает, что квакерское участие в коллективной трактовке сновидений сходит на нет в XIX веке. Сегодня квакеры лишь изредка могут услышать пересказ чьего-то сна во время устного служения, и ещё реже услышать сон, который будет важен для всего сообщества. В XX веке сны легли в основу различных психологических теорий и методов работы со снами, а также научных исследований. Тому яркому аспекту сновидений, который квакеры и другие описывают как божественное руководство, уделяется всё меньше внимания.

Мне повезло пожить в Пендл-Хилле, квакерском учебном центре в Вэллинфорде, штат Пенсильвания, когда Джереми Тейлор, учитель сновидений, проводил там семинары. В разгар движения за гражданские права Тейлор вел свою первую сновидческую группу для белых, преодолевавших расовые предрассудки. Хотя различные формы обсуждений и саморефлексии провалились, коллективная работа со сновидениями оказала трансформирующий эффект. Участники делились снами, содержащими расистские стереотипы, и подходили к ним с пониманием, что все части сна отражают и сновидца, и это позволяло им увидеть, как они проецируют неприемлемые части себя на других. В своей книге «Мудрость твоих снов» Тейлор пишет:

Последующий опыт снова и снова доказывал, что именно эта психологическая динамика «подавления и проекции» лежит в основе расизма, а, по сути, и иных форм коллективных предрассудков и угнетения.

Обмен снами помог участникам первой сновидческой группы Тейлора стать более честными и открытыми, раскрыл их общую человечность и позволил им признаться о тех частях себя, которые они пытались скрыть. Тейлор поясняет в своей книге: «Таким образом, поступательно увеличивая самопринятие, высвобождая подавленное, убирая проекции, можно преобразить наиболее фундаментальные, укоренившиеся формы самообмана и деструктивного поведения». Полученный опыт побудил Тейлора создавать сновидческие группы и по другим темам.

Десятки лет спустя, после работы с тысячами сновидцев с разным культурным опытом и в разных обстоятельствах, Тейлор заключил, что некоторые аспекты снов универсальны для всех людей. Он настаивает на том, что все сны являются нам ради здоровья и ощущения целостности – индивидуальной или коллективной. И они приходят для того, чтобы открыть нам нечто, что мы до сих пор не осознавали. Все они «всегда приходят для того, чтобы мы глубже переживали Божественное, и …они всегда возникают тогда, когда чувство трансцендентного присутствия изранено или нарушено». Сны часто показывают нам те стороны нашей психики, которые изранены, причиняют боль или вредят другим. Пользуясь языком образов, историй, метафор, чувств и ассоциаций, сны показывают нам беспорядок, который необходимо убрать, раны, которые нуждаются в исцелении, а также пестуемые нами предрассудки, парализующие страхи, насущные опасности. Они демонстрируют нам их для того, чтобы мы смогли взять себя в руки, исцелиться, стать теми, кем мы должны быть. Сны направляют нас к реализации нашего величайшего потенциала, индивидуального и коллективного.

Во время семинара, проводимого Тейлором в Пендл-Хилле, участники группы работали со снами посредством методики, называемой «проективная работа со снами». После заслушивания сна и размышления над тем, что он мог бы значить, если бы был их собственным, участников приглашали поделиться «бесстыдными проекциями», без предположения о том, что на самом деле мог значить сон для сновидца, ведь только он может по-настоящему судить о подлинном значении сна.

Тейлор настаивает на том, что у снов может быть несколько уровней смысла, отсылающих к разным сферам человеческой жизни. Один сон может отсылать или отражать внутреннее состояние сновидца одновременно на физическом, эмоциональном, социальном, духовном уровнях и, следовательно, обладать множественными правдивыми трактовками. Сновидец, прислушиваясь к предложенным участниками проекциям, может определить верную интерпретацию сна путем внутреннего озарения. Когда мы работаем с социальным уровнем личного или чужого сновидения, мы можем открыть правду об обществе и о том, какое влияние – сокрытое в бессознательном и нуждающееся в раскрытии – оно оказывает на нас. Коллективная работа со сновидениями помогает всем участникам развивать осознанность.

В замечательных мемуарах квакера Тины Тау «Просите лошадей» её жизнь рассказывается через 40 сновидений, а также демонстрируется, как сны: «открыли мне то, чего я не хотела видеть. Они пытались пробудить меня, подтолкнуть и направить к целостности».

Сны помогли ей понять и справиться с жизненными вызовами, а также подготовили её к принятию мудрых решений. Соединившись с глубинными частями себя и мистическим пространством Духа, Тина почувствовала себя по-настоящему живой. Её многолетнее внимание к водительству, которое она получала в своих снах, помогло ей прийти к более полноценному пониманию Божественного внутри каждого из нас:

Я выросла, слушая как квакеры говорят про «что-то от Бога» в каждом. Я всегда представляла эту часть Бога как малую искру божественного внутри нас – вроде золотого кольца или вишневого пирога. Нечто светящееся, другой природы, сокрытое и малое. Мои сны научили меня смотреть иначе. «Что-то от Бога» внутри нас обладает большей подвижностью и настойчивостью, чем есть в кольце. Оно не закончено. Вроде дерева внутри желудя… с могуществом и желанием сделать нас более живыми… его неистовый разум – сама жизнь – возникает как внутри, так и снаружи меня, и чем дольше я живу, тем более причудливым образом. И мои сны являются одним из тех способов, как он проявляется в моей жизни.

Тау пишет, что работа со снами поможет нам исцелить наши отношения с Землей. Расизм возникает из-за проецирования на других тех качеств, которые мы не можем принять в себе, и это правдиво и во взаимоотношениях с Землей. Тау пишет:

Мы переносим наше неприятие неукротимости, сексуальности и неистовости наших эмоций и тел на саму планету, позволяя обращаться с ней жестоким и эксплуататорским способом. Нам придется научиться смотреть внутрь себя с любопытством и милосердием, иначе мы пропадаем. Если бы мы признавали собственные ошибки, страхи и необузданность, мы бы посмотрели вокруг совершенно иными глазами.

Внимание к нашим снам и обучение их языку поможет нам в этом.

Эволюционная функция сна

До зарождения квакерского движения некоторых ищущих посещали сновидения о событиях, которые ещё не произошли. Из-за сна о мужчине в белой шляпе, высмеивающего священников, Маргарет Фелл пригласила Джорджа Фокса остаться на ночь и пообщаться с её семьей. Посещавшие Мэри Пенингтон сны о Христе, пребывающем среди людей, посещали её до того, как она узнала о движении квакеров. Сны показывали им ещё не случившиеся события, которые даже не осознавались сновидцами. Из этого следует, однако, что на нашем глубинном уровне все варианты будущего известны, и внешние проявления, движения и события имеют внутренний источник и могут быть открыты нам в сновидениях, особенно тем, кто проявляет внимательность к своей внутренней жизни, всем сердцем ищет истину и божественное наставничество.

Джереми Тейлор полагал, что на коллективном уровне человечество воплощает свой эволюционный потенциал роста и развития во сне, а затем он проявляется вовне на физическом или социальном уровне. Он писал: «В дополнение к личному/психологическому и социальному/культурному смысловым уровням, регулярно проявляющимся во снах, существует уровень, связанный с эволюцией и развитием всего вида». Он верил, что «сновидение является той точкой, где формируются эволюционные сценарии и стратегии выживания целых видов».

Тейлор завершает свою книгу «Мудрость твоих снов» настоятельным призывом обратиться к руководству, доступному через наши сны. Он пишет:

Мы достигли той точки развития нашего вида, когда в наших руках есть могущество, способное уничтожить всю жизнь на планете. Мы используем эту силу каждый день, во благо или во зло. Если мы хотим выжить, мы должны как можно больше узнать про глубины нашего бессознательного и его созидательные возможности на таком же уровне, на каком нам известна структура атома и процесс возникновения звезд. Наши сны являются необходимым ключом к такому обучению. Мы должны осознанно и всё глубже изучать эту сферу. Мы не можем себе позволить ждать.

В первые века квакерства Друзья обращались ко снам за водительством о новых общественных и духовных способах существования. Можем ли мы снова обрести дар сновидений и коллективного обмена снами, который некогда процветал среди нас, в поиске божественного руководства для ответа на кризисы нашего времени?

февраль 2024

Марсель Мартин

Об авторе: Марсель Мартин посещает молитвенное собрание в городе Свортсмор, штат Пенсильвания, члены которого высоко ценят её служение по духовному воспитанию Друзей. Она является автором книг «Наша жизнь в любви: духовный путь квакера» и «Руководство для преданных групп», а также нескольких памфлетов, опубликованных в Пендл-Хилл. Она живет в городе Честер, штат Пенсильвания, вместе со своим мужем Терри.

Перевод Бориса Федюкина