Свидетельство о мире и Украина

Российское вторжение в Украину потрясло нас всех. Гибнут ни в чем не повинные мирные жители, усугубляются страдания, переговоры ни к чему не приводят. Правительства всего мира осуждают этот порочный военный ход и, чтобы разрядить обстановку, сотрудничают так, как это казалось невозможным еще неделю назад. Мы держим в Свете граждан Украины и всех пострадавших от войны.

На протяжении веков Друзья заявляли о своей приверженности ненасилию. Еще в 1654 году Джордж Фокс настаивал на том, что нации «не могут вступать в войну для разрешения международных споров, ибо война — это проверка силы, а не поиск истины и справедливости». Война, считали квакеры, исходит из «человеческих похотей». На протяжении 1660-х годов, когда в Британии преследовали Друзей, последователи Фокса смело подтверждали свою приверженность пацифизму. В своем послании Карлу II они заявили: «Наш принцип и наша практика всегда заключались в том, чтобы искать мира и добиваться его, искать добра и благополучия и делать то, что способствует всеобщему миру».

В 1947 году Нобелевский комитет признал долговременную приверженность квакеров ненасилию и служению обществу, а Американский комитет служения Друзей и Британский совет служения Друзей получили от имени Друзей Нобелевскую Премию мира. В частности, внимание Нобелевского комитета привлекла миротворческая деятельность квакеров во время и после Второй мировой войны. Друзья строили бомбоубежища и центры для жертв войны в Англии, а также перестраивали свои дома собраний и другие объекты в эвакуационные пункты для детей и пожилых людей. Известные квакеры возглавляли гуманитарные инициативы сопротивления Холокосту.

Квакеры четко понимают свою обязанность поддерживать мир, служить нуждающимся и использовать дипломатические каналы, какими бы узкими они ни были. Но что происходит, когда дипломатия терпит неудачу, правосудие нарушается, агрессия продолжается, а жизни подвергаются опасности? Как оправдать ожидание дипломатических решений, когда танки приближаются к Киеву, а ракеты уничтожают родильные дома? Как мы можем отвести взгляд от социальных сетей и новостных программ, снова и снова рассказывающих об ужасных жертвах войны? Уклады мира сего усложняют практику свидетельствования о мире, заставляя Друзей детально углублять знания о конкретных конфликтах и разбираться со своей совестью. Чтобы понять ситуацию в Украине, мы не должны лишь безоговорочно цепляться за свидетельство о мире. Мы также должны понимать действие динамики геополитических и исторических сил.

Квакеры слабы в догмах и сильны в распознавании, процессе, который призывает людей исследовать обстоятельства, искать истину и действовать по своей совести. На протяжении столетий отдельные квакеры участвовали в войнах, если считали дело справедливым. Где-то от тридцати до пятидесяти процентов американских и британских квакеров, подлежавших призыву, участвовали в Первой мировой войне, примерно три четверти предпочли взять в руки оружие во время Второй мировой войны. Роберт Смит, благочестивый квакер, впоследствии ставший директором школы Сидвелл Френдз, был среди тех, кто оказался в армии в то время. Ко времени поступления в Гарвард, он уже размышлял о том, какую роль ему должно сыграть в том, чтобы повернуть вспять «океан тьмы», затопивший Европу. «Есть ли в каждом человеке что-то от Бога ?» — спрашивал он. «Сможете ли вы придерживаться этого идеала в мире, где царит варварская жестокость?»

Может быть, и в случае с тем, как остановить фашизм, было несколько истин. Свидетельство о мире служит пробным камнем нравственности и призывает нас действовать в соответствии с водительством нашей совести. Оно дает нам понимание того, что вера должна быть проверена в режиме реального времени, на пересеченной местности, где изменения ускоряются в сторону неумолимых и потенциально необратимых обстоятельств. Архаичный язык этого свидетельства призывает нас сделать все возможное, чтобы остановить время и бороться с вечностью, дабы мы могли различать истину с помощью ученичества, дабы мы могли действовать для сохранения лучшего в человечестве ради будущего. Такой способ существования в этом мире не безошибочен, но он вполне может дать нам наилучший из известных шансов найти мирный выход, сделать паузу, чтобы в итоге увидеть божественное даже в наших врагах, и сопоставить конкурирующие истины.

Брайан Джарман
март 2022 г.

Источник