Надежда на всеведущего Бога

«Если будущее в руках Бога, зачем нам что-то делать в настоящем?» – Недавно, когда мы в группе квакеров разбирали тему «надежда», мне задали подобный вопрос. Меня спросили, как связаны между собой необходимость действовать здесь и сейчас с уверенностью в том, что в конце концов всё будет хорошо. Разве упование на всеведущего Бога не ослабляет нашу решимость действовать во благо сегодня?

В рамках либерального квакерства необходимость действовать в настоящем кажется самоочевидным. Чувство социальной ответственности глубоко укоренилось в либеральной квакерской идентичности, возможно, унаследованной от ее евангелического прошлого девятнадцатого века. С другой стороны, либеральным квакерам кажется менее очевидным, что нас ждет будущее, обещанное Богом. По моему опыту, либеральные квакеры гораздо чаще думают, что единственной гарантией мирного и справедливого будущего являются наши действия в настоящем. Типичная либеральная квакерская позиция, вероятно, заключается – словами Терри Пратчетта – в том, что «нет просто праведности, праведность – в нас».

Человеческая порочность и всеведущий Бог

Я думаю, что эта полная зависимость от «праведности в нас» очень затрудняет разговоры о надежде, потому что это игнорирует или отвергает две вещи: человеческую порочность и всеведущего Бога.

Либеральные квакеры унаследовали веру в человеческую добродетель от либерального протестантизма. Из-за этого мы склонны преуменьшать значение доводов о первородном грехе и больше говорить о «изначальном благословении». Я считаю, что человечество является частью благого творения Бога, и что люди способны вести добродетельную жизнь, однако я полагаю, что наш уход от разговоров о греховности оставил нас в состоянии крайне низкой готовности к противодействию колоссальному и всепроникающему злу, которое люди продолжают совершать.

Что вселяет в меня надежду перед лицом зла и несправедливости, так это всемогущество Бога. Это вера в то, что Бог не только внутри нас (что также называют «имманентностью» Бога), но также и вне нас, и что Он радикально «другой». Бог – это не человеческое творение. Человечество – всего лишь одна часть Божьего творения. В конечном счете будущее Космоса находится в руках Бога. Если нет всеведущего Бога, как я могу знать, что конец нашей истории не будет чем-то иным, чем ничто, чем бессмысленная пустота? Без трансцендентного Бога мы сами по себе, это всего лишь мы, а я не верю, что мы всё сделаем правильно.

Так как же мне связать человеческие действия в настоящем с уверенностью в том будущем, которое обещает нам Бог? Во-первых, я полагаю, что личность Бога побуждает нас действовать. Во-вторых, будущее не полностью высечено в камне – в Божьем сюжете есть место и для наших действий.

Созданы личностью Бога

Юлиана Нориджская написала знаменитые слова: «Всё сделается хорошо». В них обещанное Богом будущее. Где гарантия этого обещания? Я верю, что гарантия заключается в личности Бога. Как мы узнаём, какова личность Бога? Мы узнаём это из наших историй о Боге, из Библии и из нашего опыта квакерского сообщества. Квакерское переживание Духа Божьего показывает, что Он заслуживает доверия; Он – это любовь, мир и истина; Он – это сила стойко продолжать свое дело. Характер Бога, который мы ощущаем сегодня, и который мы ощутили в прошлом, также является характером Бога в будущем. Можно сказать, что обещанное Богом будущее предстает в образе Христа.

Но если такое будущее уже гарантировано, в чем смысл наших собственных действий? Я считаю, что, если мы стремимся жить жизнью, руководствуясь Светом Бога, у нас действительно нет выбора, кроме как действовать. Вариант «не действовать» исчезает. Быть открытым для Бога – значит соответствовать Его личности. Когда мы «уступаем собственному желанию», наша воля приходит во всё большее согласие с волей Бога. Мы получаем ориентиры и заряжаемся энергией для движения к этому обещанному будущему. Мы становимся частью проявления Царства Божьего. Мы всё больше воплощаем будущее, обещанное Богом в образе Христа. Это воплощение может означать терпеливое упорство или настойчивые действия, но мы уже не можем думать, что будущее не имеет к нам никакого отношения.

История всё ещё пишется

Юлиана Нориджская надежда

Юлиана Нориджская. Рисунок Натальи Ерохиной

Если мы должны сыграть роль в грядущем в образе Христа будущем, то это будущее не высечено в камне. Значит, оно открыто. Существует необходимость в наших действиях и пространство для них. Хотя Юлиана Нориджская и писала, что «всё сделается хорошо», она также писала и следующее:

Есть деяние, которое святая Троица совершит в последний день, так мне это видится. Каким будет это деяние, и как оно будет совершено, то неизвестно никакому существу, стоящему ниже Христа, и так будет до тех пор, пока оно не будет совершено.

Как всё будет исправлено – для Юлианы является тайной, но она знает, что конечный результат будет соответствовать характеру Бога. Этот смысл таинственности обнаруживается в словах Иисуса: «Но о том дне или часе никто не знает, ни ангелы на небесах, ни Сын, а только Отец. Остерегайтесь, будьте бдительны; ибо вы не знаете, когда придет время» (Марка 13: 32-33). Хотя мы можем верить, что будущее Бога будет соответствовать Его характеру, мы не знаем точно, как мы туда придем. Точные детали этого пути не разглашаются. То, как раскрыть их, как осуществить, – остается за нами.

Хотя я думаю, что такое понимание активной надежды согласуется с квакерскими обычаями, приемлемо для всемирной квакерской семьи и будет в согласии с широкой христианской традицией, мне известно, что многих либеральных квакеров оно не убедит. У меня остались следующие вопросы:

  1. Если наша надежда опирается не на всемогущество Бога, что тогда означает жить с надеждой в мире, полном человеческих пороков и жестокости?
  2. На чём основывается эта надежда для нас?
  3. Я слышал много разговоров среди либеральных квакеров о том, как мы развиваем чувство надежды, но, в итоге, не обманываем ли мы себя?

Марк Расс

2020

Источник