Евангелие квакерской сексуальности

Квакеров иногда называют «особенными людьми». В моем случае это описание подходит по праву, поскольку религиозное воспитание я получила в географически удаленном от цивилизации месте, но при этом в чрезвычайно либеральном крыле представителей этой чудаковатой конфессии.

Мое странное и прекрасное маленькое религиозное сообщество отличалось тем, что в нем люди любили рассказывать о своем горе и строить надежды среди страданий этого мира. В детстве я много слышала о квакерских ценностях, обязательствах и убеждениях. Со временем я поняла, что являюсь квиром, не чувствуя при этом однако никакого внутреннего конфликта со своим статусом Друга. Но по мере того как моя приверженность квакерству как к духовному пути укреплялась, я поняла также, что намечается определенный разрыв между квакерством и моей зарождающейся сексуальностью. В моей семье и в моем обществе ко всему, что связано с сексуальностью, обычно относились как к личному делу каждого. Однако в то же время меня учили, что серьезное отношение к квакерству и внимание к голосу Бога потенциально может изменить мой подход ко всему. Это привело меня к решению выяснить, что же собой представляет сексуальная этика, основанная на квакерской вере.

В результате десяти лет размышлений, молитв и разговоров с людьми о взаимосвязи между сексуальностью и квакерством я пришла к ряду основных выводов. В дословном переводе слово «Евангелие» означает «благие вести». Я думаю, что этот мир остро нуждается в хороших новостях о теле и сексуальности, и что таких хороших новостей будет еще очень много! Свои выводы я тоже решила назвать Евангелием, поскольку в них много оптимизма. Вот отрывок из него.

Дар сексуальности

Как христианка, я являюсь последовательницей Мессии, первым чудом которого, согласно Евангелию от Иоанна, было превращение воды в вино. Иисус не просто освежил запасы алкоголя на трехдневной свадьбе. Он сделал действительно хорошее вино – лучшее из того, что подавали на праздниках того времени.

Это вовсе не похоже на действия Бога, который отрицательно или даже нейтрально относился бы к удовольствиям и буйной радости. У наших тел есть замечательная способность испытывать приятные чувства благодаря разным источникам. Мы можем наслаждаться теплом солнца, свежим запахом дождя, вкусом сытной пищи. Наша способность получать удовольствие – это часть нашей человечности, дар от Бога. Сексуальное удовольствие – тоже часть этого дара.

Люди созданы для любви в самом широком ее смысле: есть семейная любовь, духовная любовь, любовь глубокой дружбы, романтическая любовь. Наша сексуальность – это один из способов, с помощью которого мы можем испытывать и выражать любовь своими телами. И это делает его, этот способ, важным и потенциально очень красивым.

Я верю, что наша сексуальность чрезвычайно важна и для нашей духовной жизни. И в этом нет ничего удивительного. Я не думаю, что Бог судит нас на основании того, занимаемся ли мы сексом, со сколькими людьми и как мы это делаем. Я не думаю, что Бога заботит, какого пола люди нас привлекают, ждем ли мы секса, пока не поженимся или нет. Я верю, что Бог хочет от нас в контексте нашей сексуальности того же, что и во всем остальном – чтобы мы действовали с любовью и состраданием. Как сказал пророк Михей: «Чего требует от вас Господь, кроме как поступать справедливо, быть милосердными и смиренно ходить пред Богом вашим?» Или, как сказал пророк Курт Воннегут: «Дети, я знаю только одно правило – будьте добрыми, черт возьми».

Почему важно обсуждать проблему сексуального насилия?

Поскольку я была ребенком, выросшем в собрании либеральных квакеров, ненасилие было одной из первых вещей, о которых я услышала и с которыми в принципе связывала квакерство. Я быстро узнала, что приверженность квакеров ненасилию является свидетельством нашей заботы обо всем, что является проявлением Божественного. Я научилась думать о повсеместном миролюбии как о конечной цели квакерства, а обо всех остальных принципах, которые были представлены в виде квакерских свидетельств простоты, равенства, целостности, как о необходимых столпах для прекрасного мира будущего, который нужно построить.

В детстве мне не рассказывали, что насилие по сути окружает жизнь людей в моей семье и в моем сообществе. Мне не говорили, что человек, у которого при рождении был определен женский пол, в четверти случаев рискует стать жертвой сексуального насилия в течение жизни. И я в принципе не помню, чтобы сексуальное насилие считалось частью культуры насилия, которую мы так жаждем уничтожить.

Если мы стремимся к светлому миру в будущем, мы должны уже сейчас признать повсеместное распространение сексуального насилия. Нам нужно постоянно помнить, что среди тех, кого мы любим, есть люди, которые подвергаются уличным преследованиям каждый раз, когда покидают свои дома. Жертвами сексуального насилия были мои друзья, партнеры, коллеги и дети, с которыми я работаю, и это только те, о ком я знаю.

Среди моих друзей и членов сообщества также были и виновники сексуального насилия, в том числе выросшие в квакерских сообществах, подобных моему собственному. Неоднократно в разных сообществах, где я занимала руководящие должности, я знала, что сексуальное насилие имело место и в среде квакерской молодежи. Из-за любви к моему религиозному сообществу и детям, которых мы воспитываем в нем, я чувствую огромную ответственность и хочу сделать всё, что в моих силах, чтобы преобразовать системы, которые ставят под угрозу их безопасность и благополучие.

Сексуальное насилие – проблема квакерских общин в целом. Она не ограничена какой-либо конкретной группой Друзей. Я видела слишком много примеров, чтобы воспринимать ее не иначе как системную проблему. Налицо здесь коллективная неспособность противостоять культуре сексуального насилия, которая пронизывает всё наше общество в целом.

Друзья должны начать учить своих детей и друг друга тому, что понимание и практика принятия имеют решающее значение для ненасильственной жизни. Молчание нас учить не будет. Если мы не можем говорить о сексе, мы создаем благоприятную почву для культуры сексуального насилия, потому что игнорируем существующие проблемы.

Квакерство и сексуальное насилие принципиально несовместимы. Полноценно заявить, что квакеры хорошо работают на благо мира, можно будет только тогда, когда они начнут бороться с этой культурой на каждом шагу. Мы должны проповедовать сексуальность ненасилия, в которой каждому человеку позволено свободно выбирать, как и когда использовать свое тело для удовольствия и общения. Чтобы быть сторонником сексуального ненасилия, мы должны развивать свою способность слушать, сочувствовать и честно общаться. Я считаю, что это под силу каждому, особенно если мы будем учиться и поддерживать друг друга.

Бодипозитив

Я пришла в христианство несколько неохотно. К этому времени я уже была гомосексуальна и мне было вполне комфортно пребывать в роли прогрессивного чудака-отступника. У меня никогда не было ощущения, что христианство предназначено для таких людей, как я. Но потом, словно у главного героя какого-то глупого, веселого романа, у меня начало развиваться это… чувство. Поначалу я думала, что смогу избавиться от него или убедить себя, что оно ничего не значит, однако, я продолжала находить слова Иисуса в некотором роде пугающе убедительными.

Иисус, в которого я влюбилась, не казался страшным, догматичным или каким-то-таким. Я пришла к пониманию христианства в гораздо более радикальном и контркультурном свете, чем было в детстве. На мой, сексуально позитивного человека взгляд, христианское богословие является мощным инструментом для понимания в самом широком смысле красоты человеческого тела.

Христианство представляет собой пересечение духовного и физического, священного и мирского, и оно стирает эти различия. Если Бог решил принять человеческую форму и получить опыт участия во всем, что связано с наличием тела: есть, испражняться, сморкаться и тому подобное, то как я могу не считаться с какой-либо частью своей жизни и думать, что она лишена доброты и значения? Как можно было поверить в то, что обладание телом – это нечто иное, чем глубокая и прекрасная тайна?

Я обнаружила, что бодипозитив легко утвердить в теории, но ему невероятно сложно следовать на практике. Практика осуждения внешнего вида наоборот непропорционально широко применяется в отношении женщин и других уязвимых социальных групп: цветных людей, людей с ограниченными возможностями и пр. Она важнейший компонент системы угнетения, который обусловливает отношения между определенными группами людей и позволяет некоторым из них консолидировать власть. Мне пришлось убедить себя, что «толстый» – не плохое слово, а лишь нейтральный термин, описывающий множество удивительных, сильных и красивых тел, включая мое собственное. Я только начинаю разрушать некоторые из своих собственных представлений о том, какими тела «должны быть». Мне еще предстоит научиться не судить о других людях по их внешнему виду, и я понимаю, насколько большой путь мне предстоит еще совершить в этом направлении.

Продолжение рода и экологичность

Я часто разговариваю с людьми о том, как сочетаются сексуальность и квакерские ценности. И чаще всего точкой пересечения для этих двух понятий люди называют стремление заботиться об окружающей среде. Разумеется, здесь речь идет не о влиянии разных полов на природу, тут затрагиваются более масштабные и глубокие моменты.

Безусловно, продолжение рода – это самое важное влияние на окружающую среду, которое каждый из нас может оказать. Мы живем в решающий момент, определяющий долгосрочные перспективы выживания каждого вида на Земле: выбираем, как поступить с проблемой изменения климата. Преобладающее научное мнение состоит в том, что это неудержимая катастрофа. Мы находимся в кризисе, и пора предпринять все возможные меры по уменьшению ущерба и начать по-другому строить свои отношения с планетой.

В этом контексте я считаю, что продолжение рода представляет собой серьезный моральный выбор. Человечеству очень нужны подрастающие поколения творческих и вдумчивых лидеров, но нам также нужно меньше людей, соревнующихся за доступные ресурсы. Моральные вопросы, связанные с тем, стоит ли приводить ребенка в мир, который может оказаться умирающим, это вопросы, на которые у меня нет четких ответов. На принятие репродуктивных решений влияет так много факторов, что любое суждение о выборе или опыте других людей будет как минимум невежественным, а может быть и даже вредным.

Достоинство, правильное воспитание и необходимость заботиться о Земле путем ограничения рождаемости не являются несовместимыми понятиями. Квакеры и другие люди могут научиться одновременно уважать каждое из них, перейдя к модели, в которой решение стать родителем оценивается с духовной точки зрения.

В качестве, возможно, определенного акта веры я предпочитаю думать, что на этой планете хватит ресурсов, чтобы обеспечить каждого человека, если мы сделаем процесс продолжения рода полностью свободным от принуждения. Если говорить в глобальном масштабе, экологичное отношение к нему может проявляться по-разному, в том числе через осознанное воспитание, усыновление, переезд в деревню или в некоторых случаях вообще отказ от участия в жизни своих детей. Я сама из деревни, люблю детей и радуюсь, что мне удается помогать родителям и другим членам семьи в их воспитании. Я пока не хочу иметь собственных, но мне нравится быть рядом с детьми, когда у них появляются вещи, о которых слишком сложно или странно говорить с родителями. Мне нравится присматривать за детьми в тех случаях, когда родители, которые не проводят достаточно времени вместе, хотят сходить на свидание. Я люблю отмечать важные моменты в жизни детей, которых люблю, и помогать им понять, что их также любит большой круг людей.

Чтобы изменить в лучшую сторону подход к вопросу о продолжении рода, нам необходимо предпринять некоторые конкретные шаги. Свободно принятое решение стать родителем в том или ином роде означает возможность контролировать рождаемость. В связи с этим, требуется введение универсального, действительно всеобъемлющего и целостного полового просвещения, которое будет касаться не только темы безопасного секса, но и коммуникации между партнерами, взаимоотношений, принятия совместных репродуктивных решений, а также затрагивать вопросы сексуального здоровья на протяжении всей жизни. Для разработки таких программ, нам нужно будет серьезно изучить причины принудительных или нежелательных беременностей во всем мире, культурные особенности социальных групп, культур и сообществ, чтобы можно было яснее понимать, как мы сможем поддерживать людей.

Это означает, что нам потребуется скорректировать свое отношение к пониманию семьи и вообще задуматься о том, насколько эффективен привычный нам жизненный цикл. Квакеры могут служить примером для этого сдвига, обсуждая репродуктивные решения, обращаясь в своих выступлениях и публикациях к темам морали, распознавания и водительств в общении как с детьми, так и со взрослыми. Для религиозных общин может стать нормальной практикой принимать людей, ищущих поддержку и ясность в решении вопроса планирования семьи.

Идеализм квакерского брака

Квакерское понимание брака согласуется как с идеализмом, так и с разумным прагматизмом квакерской веры. Его простая, но радикальная идея состоит в том, что брачные отношения создаются Богом, а не другими людьми. Ни церковь, ни чиновник, ни судья, ни законодатель, ни человек, ни организация не могут заключить брак. Мы можем только свидетельствовать о том, что Бог скрепил союз между людьми и согласен (или нет) заботиться об их браке.

На первой своей свадьбе я побывала, когда мне было около пяти лет. Я помню, как ярко светило солнце во дворе моего молитвенного дома, помню улыбку невест. Это был также первый раз, когда я наблюдала свадьбу людей одного пола. Как в то время это происходило во многих других Собраниях Друзей по всей стране и по всему миру, этой свадьбе в нашем сообществе предшествовали годы болезненных дебатов. Но мы каким-то образом созрели до принятия того, что на самом деле означает слово «брак».

Я много лет считала себя полиаморной и знаю много других немоногамных людей, состоящих в прекрасных, любящих отношениях. Теоретически я полагала, что глубокие, духовные отношения взаимной заботы и долгосрочных обязательств могут существовать между более чем двумя людьми. Однако до недавнего времени я лично не знала никого, кто был бы женат более чем на одном человеке.

Около полутора года назад на конференции квакеров я встретила семью с тремя женатыми между собой партнерами. С тех пор я стала ярым фанатом их отношений в социальных сетях. Мне нравятся их посты из разряда «дети возвращаются в школу», и «не могу дождаться вечера семейного кино!», их сообщения о милых глупых вещах, равно как и посты о невероятно сложных штуках. Я редко встречала отношения, построенные на такой нежности, привязанности и открытости, особенно в контексте существующей огромной дискриминации. Для меня немыслимо, чтобы кто-то знал их и не верил, что они женаты, или не считал их брак достойным заботы и празднования.

Глубокая надежда квакерской культуры поиска откровений строится на том, что мы не зацикливаемся лишь на своем опыте в нынешний конкретный период. Наша работа – быть внимательными и чуткими в великолепном и сложном мире. Многие вещи могут удивлять нас. От нас потребуется корректировать свое отношение, чтобы постоянно двигаться к новому пониманию того, как любовь проявляется в этом мире.

В поисках целостности

Поощряя развитие человеческой сексуальности во всем ее разнообразии, я борюсь за свою целостность: за то, чтобы все мои личные желания и связи соседствовали одновременно с достоинством и безопасностью. Я борюсь и за вашу целостность. Я борюсь за нашу способность включаться по-настоящему. Я стремлюсь к тому, чтобы мы узнавали больше, чаще слышали истории друг друга, глубже постигали всю правду, делясь ее отдельными частями, которые каждый может видеть с той позиции, где он находится.

Заниматься любовью по-квакерски – значит придерживаться обоснованного, любящего, прогрессивного и жизнеутверждающего подхода к человеческой сексуальности. А это не только стремление к целостности, но и активная и страстная борьба за нее. Нам нужно бороться за нее, если мы собираемся по-настоящему  противостоять машине осуждения при священноначалии человеческого достоинства. Система будет пытаться разрушить и стереть нашу целостность. Но не сможет победить. Мы не можем ей этого позволить.

Михей поощрял отказаться от посторонних усилий и беспокойства в наших отношениях с Богом и сосредоточиться на главном: «Чего требует от вас Господь, кроме как поступать справедливо, быть милосердными и смиренно ходить пред Богом вашим?» Мы поступаем справедливо, когда, развивая собственную сексуальность, работаем над демонтажом систем угнетения, которые приводят к сексуальному насилию, ищем любую возможность предотвратить это насилие и берем на себя обязательства по исцелению общества от этой культуры.

Мы проявляем и милосердие, когда пытаемся построить свои отношения, испытывая сострадание и желая заботиться о благополучии других. Мы смиренно ходим, признавая, что есть многое, чего мы не знаем, посвящая себя непрерывному процессу изучения сексуальности и, самое главное, воздерживаясь от суждений о взаимных отношениях других людей.

Наконец, Михей говорит нам: «Бог будет с нами». Водительство и помощь уже здесь, и они будут продолжать приходить. Мы твердо стоим на ногах. Нас любят. И мы не одни.

2016 г.

Коди Гебриэл Херш

Источник