«Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»

Джаннет Скотт читает главу из Евангелия от Матфея

Стихи из Евангелия от Матфея наглядно описывают, как воскресший Христос бытует внутри и вместе с церковью (хотя слово экклесия лучше перевести как «собор», или «собрание»). Мы можем прочесть об этом в начале и конце Евангелия. В 1:23 Матфей цитирует Исайю: «и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». В последнем стихе, 28:20, говорится: «и се, Я с вами во все дни до скончания века».

Присутствие Христа описано в главе 18, поднимающей темы жизни внутри сообщества. В ней есть стих, где постулируется бытование Христа посреди собрания верующих, даже в самом малочисленном. Принято считать, что собрание в стихе касается в первую очередь поклонения, и Друзья не исключение.

«Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»

«Присутствие среди нас». Джеймс Дойль Пенроуз. 1916 год

В 1916 году на годовом собрании была выставлена на показ картина «Присутствие среди нас» Джеймса Дойля Пенроуза. Картина привлекла очень много внимания. В том же году в декабрьском номере журнала The Friend Дойль Пенроуз пояснил, что отразил на картине «удивительную силу и чувство сопричастности между собравшимися, … и тайным источником их силы была личностная связь между Христом… и душой кроткого верующего». Художник хотел выразить «великую истину о духовном присутствии Христа со всеми искренне верующими… и о том даре прямого контакта с ним… без какого-либо человеческого вмешательства». На картине изображен Христос, стоящий на скамье для старейшин и возвышающийся над верующими словно пастор; его руки подняты для благословения. Расположение его фигуры на картине определяет его роль на молитвенном собрании.

При более внимательном рассмотрении главы можно заключить, что Матфей подразумевал не только поклонение. Стих про бытование Христа посреди верующих касается природы сообщества верующих, где дети приветствуются как знак Его присутствия, где о заблудших заботятся подобно пастуху, следящему за овцами, и где разрешаются любые конфликты. К тем, кто не может жить по установленному стандарту, необходимо относиться как к язычникам или мытарям. При этом миссия в отношении них продолжается – нужно передать им благую весть и смягчить сердца. Конец главы посвящен важности прощения внутри сообщества, которое должно быть безграничным.

У такого кроткого, любящего и прощающего сообщества должна быть опора для принятия решений. Стихи 18-19 говорят о тесной связи неба и земли, и что мы вправе принимать решения для нашего земного собрания, ведь с нами Христос. Предполагаю, что именно о таком «евангельском порядке» говорил Джордж Фокс, описывая наши деловые собрания.

Чтение главы подводит нас к интересным вопросам. Подразумевается ли что «небо» заинтересовано больше в жизни сообщества и способе принятия решений, чем в самом принятом решении? Поможет ли нам это объяснить, почему разные собрания и церкви приходят через молитву к разным решениям по одинаковым вопросам?

Перевод Бориса Федюкина

Источник