«Рождество Иисуса Христа было так» (Мф. 1:18)

Мы часто слышим истории о рождении Иисуса, а ведь они были написаны задолго до того, как христиане стали праздновать Рождество. Сейчас многие забыли об их первоначальном предназначении, которое куда глубже простых «рождественских историй».

Евангелие от Матфея начинается с предыстории, предвосхищающей отвержение Иисуса правителями его собственного народа. При этом Матфей преследовал особую цель. Евангелист писал для Церкви, открытой для евреев и язычников. Ему было необходимо продемонстрировать, что Иисус был воплощением чаяний иудейской традиции и что важно для этой традиции учитывать вклад язычников.

Апостол тремя способами вписывает фигуру Иисуса в традицию. Во-первых, генеалогическая линия Иисуса следует от Авраама до Давида через время Вавилонского пленения до самого Иосифа. Во-вторых, Матфей приводит цитаты из Писания, демонстрируя предначертанность произошедших событий. Следует признать, что его переосмысление священных текстов лучше всего описать как «творческое», т.к. он обращается к стихам, явно описывающим прошлое, и переносит их в новый контекст. В-третьих, его история Христа перекликается с историей Израиля: младенец Иисус, подобно Моисею, спасается от приказавшего умерщвлять младенцев царя; подобно Израилю в Исходе, Иисус с семьей покидает Египет; скорби его матери напоминают скорби времен Вавилонского пленения. Читатели должны были увидеть в Иисусе нового правителя и законодателя для всего народа Божьего.

И здесь же мы наблюдаем участие язычников. В родословной Иисуса мы отчетливо видим четырех женщин: Тамар (Бытие 38), Раав (Иисус Навин 2), Руфь и Вирсавия, которую называют женой Урии Хеттеянина (2 Царств 11). Их истории демонстрируют сомнительное сексуальное поведение, проституцию, соблазнение и измену. Однако без этих женщин род Иуды не продолжился бы, что нарушало помыслы Божии.

Раав была ханаанкой. Тамар следовала храмовым практикам, поэтому тоже могла быть из ханаанцев. Руфь родом из Моава. Подчеркивание замужества Вирсавии за Хеттеянином предполагает ее хеттское происхождение. Включив этих женщин в родословную Христа, Матфей показал язычников неотъемлемой частью еврейской традиции.

Его история продолжается звездочетами с востока. Евангелист зовет их волхвами (магами), указывая на их принадлежность к языческому зороастризму. Пока Ирод планировал смерть Иисуса, волхвы-язычники поклонялись ему. В последствии их потомки продолжат следовать ему уже в лоне Церкви.

Помимо этого, Матфей также подчеркивает важность Иисуса. В первом стихе евангелист представляет Христа как сына Давидова, сына Авраамова. Иисус, будучи их потомком, должен был выступить в их роли. Он правит, ведь он сын Давида. Он сын Авраама, и в нем «благословятся все племена земные» (Бытие 12:3).

И мы также должны помнить, что сын Авраама был предложен Господу в качестве жертвы (Бытие 22). Благословение от Христа зависит от предложенной жертвы.

Джаннет Скотт

2019

Источник

Перевод: Борис Федюкин