Мэри Эллен МакНиш, генеральный секретарь Американского комитета Друзей на службе обществу, 3 мая 2003 выступила на Британском годовом собрании. Ее обращение называлось “О любви”.
Благодарю вас за ваше приглашение выступить перед вами сегодня. Как и многие из вас, я счастлива быть сегодня среди Друзей, чтобы понять, как прожить свою жизнь среди хаоса, который царит в мире, кажется, обезумевшим.
Для обычных американцев время остановилось 11 сентября 2001 года. И сегодня люди продолжают говорить о том, что они чувствовали в каждый момент того ужасного утра.
Но, несмотря на трагедию того дня, у людей, испытавших сильное потрясение, горечь и печаль, всё же был краткий миг огромной надежды, что что-то положительное может во всем этом проявиться.
Мы представили себе наших лидеров, осознавших возможность сейчас единения в стране. Мы представили себе нашего Президента, сообщающего гражданам, что, хотя все мы хотели бы сейчас быть на Нулевом Этаже, мы не можем этого себе позволить, потому что для всех американцев сейчас есть работа. Она необходима в центрах сообществ, чтобы обучать детей и помогать им учиться читать. Она нужна в домах для престарелых, чтобы посещать больных; нужна в разграбленных окрестностях, чтобы восстанавливать дома и чистить парки…
Мы представили себе Президента, который взял бы эту мощную энергию, эту щедрость духа и создал бы новое единство в Америке, заново родившейся в хаосе и трагедии, новое единство, которое повсюду разослало бы сообщение террористам: “Когда вы нападаете на нас, мы становимся сильнее, образованнее и чувствуем большее единение. Вашими бесчеловечными нападениями на нас вы только усиливаете нашу приверженность правосудию и демократии”. Это и было нашей большой надеждой!
За последние 20 месяцев, начиная с 11 сентября, мы видели в США две войны, мы видели нашу демократию, скомпрометированную страхом и ненавистью. Основные неотъемлемые права, надлежащая правовая процедура в соответствии с законом и неприкосновенность жилья были в кратчайшие сроки поставлены под угрозу. Единая американская нация оказалась резко разделена, и мировое сообщество, которое питало к нам глубокую симпатию и поддерживало нас, стало относиться к нам с презрением и подозрительностью, считая нас государством негодяев. И они имели на это право… Это – пик нашего высокомерия!
Какую же позицию должны были занять квакеры в данной ситуации? Что означает быть Другом в такое время, время войны и оккупации?
Подобный вопрос для нас не нов. Каждое поколение, жившее до нас, должно было решать для себя этот вопрос. В Послании к Евреям говорится о том, что мы окружены огромным облаком свидетельств. Сильных в вере, тех, кто жил до нас.
Квакеры окружены облаком собственных свидетельств тех, чьё присутствие мы особенно ощущаем во времена, подобные нынешним. Тех, кто пострадал физически и духовно и даже отдал свою жизнь, но не стал сторонником насилия.
Как раз когда мы чтим наших героев и получаем от них силу нашей общей веры, легко в то же время почувствовать – иногда невыносимый – вес этого облака, чтобы иметь возможность оценить наши собственные сомнения и опасения по сравнению с этими гигантами, и почувствовать, чего мы хотим.
Мы забываем, что каждое поколение должно дать своё собственное свидетельство о мире. И, как это ни печально, каждому поколению предоставляется возможность проверить свою веру. Ибо мы помним отдельные имена, но в то же время тысячи имен забыты. Ибо мы знаем известные испытания, но остались неизвестными тысячи личных испытаний. Жизнь свидетельства о мире начинается с признания нашей собственной обеспокоенности. Чаще всего нам бывает слишком просто отодвинуть от себя то, что создает для нас неудобство. Например, почувствовать себя виновным во внутренней сумятице нашего времени.
Это как личная, так и общая проблема.
Очень часто физически мы ощущаем, что нужно быстро что-то сделать до того, как создать пространство для молитвы, обновления нашей силы и поддержки друг друга.
Я слышала от некоторых Друзей на собраниях в Филадельфии и за её пределами о том, что в прошлом году напряженность чувствовалась повсюду. Не из-за войны в Афганистане или Ираке, а из-за бюджетов, комитетов и ожиданий.
Я думаю, это потому, что мы не можем говорить о нашей боли. Мы чувствуем, что наша внутренняя сумятица должна найти выход где-то вдали от самых хрупких мест нашей души.
Это – боль нашей собственной веры. Это – всё возрастающая боль!
Чтобы нести нашу веру всему миру, начиная с предложений, идущих от ума, и заканчивая выражением частицы нашего сокровенного “я”, требуется болезненная перестройка души. Мы должны быть реально готовы к тому, чтобы принять не только то, что требует вера, но и то, что предлагает.
Типично современный взгляд западного человека, что мы можем получать и ассимилировать мудрость без подготовки. Очень легко поместить факты в наши головы. Но нам нужна особая подготовка, чтобы они проникли в наши сердца.
В Евангелии от Иоанна мы читаем о том, как Иисус во время Тайной Вечери проводит свою последнюю ночь со своими учениками и учит их любви.
Иисус говорит: “Это – моя заповедь, чтобы вы любили друг друга так же, как я любил вас”. Он объясняет, что означало снятие им своего одеяния и омовение ног учеников – т.е. он выполнял работу, которую обычно делают слуги дома, а не глава празднества.
Пётр спорит с ним, а Иисус говорит далее, “… вам следует также мыть ноги друг другу. Я просто дал вам пример, чтобы вы поступали друг с другом так же, как я поступил с вами”.
Непосредственно перед тем, как Иисус произносит заповедь любви, Иуда уходит, чтобы предать его. Иисус осознаёт, что те события, которые приведут его к смерти, будут спровоцированы, в конечном итоге, его словами, что один из его двенадцати избранников перейдёт в стан его врагов. Тем не менее, он продолжает вечерю и проводит последние минуты общения со своими учениками, объясняя им необходимость любви.
Любовь, о которой говорит Иисус, – не поверхностное чувство и не то, что отдалило его и сделало равнодушным перед лицом смерти. Эта последняя совместная ночь столь же драгоценна для него, как и для тех учеников, которые живут, чтобы рассказывать о жизни Иисуса Христа.
Заповедь любви звучит довольно просто. Но это учение, которое Иисус оставил напоследок, не имеет смысла без всего того, что он говорил ранее.
Иисус учил своих учеников, как молиться, как проповедовать и как творить чудеса, прежде чем обучить их тому, как любить.
Эта новая заповедь сама по себе не нова по форме выражения. Новой ее делает другой акцент: то, что раньше было хорошо, теперь является сущностью того, что означает быть в отношении с Богом. Если мы, люди, можем моделировать любовь Бога, это значит, что мы доказываем миру, что мы достигли чего-то, что находится за его пределами.
Если мы, как порочные создания, по словам Франциска Aссизского, можем стремиться к тому, чтобы “не столько нас утешали, но утешать других, не столько быть понятыми, но понять других, не столько, чтобы быть любимыми, но любить других”, это означает, что мы вышли за границы человеческого бытия.
Заповедь любви открывает новые пути для действий, которые никогда не были бы найдены только с помощью вычислений, основанных на деньгах.
В нашей сегодняшней задаче нет ничего сентиментального или банального. Любить – значит разъяснять все терпеливо, десятки раз, уступать место хозяина стола, чтобы прислуживать, продолжать нести свидетельство мира даже тогда, когда ваше сердце разрывается на части.
Признать достоинство Бога просто, но в этой новой заповеди нам дана трудная работа, которая состоит в непрерывном признании достоинств друг друга в словах и делах. Это – основа нашего свидетельства как Друзей.
В противовес туманным концепциям, навязанным нам в качестве политической необходимости, мы предлагаем наше видение силы любви, которое мы наблюдали той ночью на тайной вечере.
По словам Уильяма Пенна, мы “стараемся делать то, что любовь непременно сделает”. Мы стараемся показать, как работает любовь в нашем мире, но не только как чувство, но и как действие.
В ответ на беспорядок и грозные облака войны нам дана команда пронести наше собственное облако свидетельства силы любви. Эта сила любви ведёт нас по пути любви – дорогой сотрудничества, основанной на непоколебимой вере, что каждый человек – уникальное создание, незаменимый образ Бога.
Очень многие считают нас наивными. Некоторые говорят, что мы игнорируем реальность. Но то, что наша вера говорит нам, находит отклик в сердцах других.
* * *
Мэри Эллен Макниш – генеральный секретарь Американского комитета Друзей на службе обществу. Эта квакерская организация объединяет людей различных верований, приверженных социальной справедливости, делу мира и гуманитарной службе. Его работа основана на признании ценности каждого человека и веры в силу Любви, которая помогает преодолевать насилие и несправедливость.
Источник: журнал “Quaker Monthly” (Великобритания)
1 comment for “Мэри Эллен МакНиш: О любви. Обращение к Британскому годовому собранию”